Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 823

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ты сам хвалишь, когда хвалишь кого-то без пристрастия:

справедливых ли или несправедливых? - Справедливых. -

Скромных ли или распущенных? - Скромных. - А' воз-

9держных или невоздержных? - Воздержных. - Значит, де­ лая себя таким вот, знай, что ты будешь делать себя прекрас­

ным. А до тех пор, пока ты будешь пренебрегать всем этим, ты неизбежно должен быть безобразным, несмотря на все

свои ухищрения казаться прекрасным.

10Дальше я уж и не знаю, как мне сказать тебе. Ведь если я

стану говорить то, что думаю, то огорчу тебя, и ты уйдешь и,

пожалуй, больше не придешь сюда. Если я не стану говорить,

смотри, что я натворю: ты приходишь ко мне для того, чтобы получить пользу, а я не принесу тебе никакой пользы, ты

приходишь ко мне как к философу, а я ничего не скажу тебе

IIкак философ. А как и жестоко по отношению лично к тебе пренебрежительно оставить тебя неисправленным! Если ког­ да-нибудь позднее ты образумишься, то с полным основани-

12ем будешь винить меня: «Что узрел во мне Эпиктет, чтобы,

видя, как я прихожу к нему таким, пренебрежительно оста­

вить меня в таком безобразном состоянии и никогда не ска-

13зать ни слова? Он счел меня таким безнадежным? Не молод

ли я был? Не был ли я способен внимать разуму? А сколько

других молодых совершают по молодости множество таких

14ошибок? Я слышал как-то о некоем Полемоне, который был

совершенно распущенным юношей и потом так переменил­

сяС • Пусть так, он не думал, что я окажусь Полемоном. При­

ческу-то мою мог он побудить меня исправить, украшения-то мои мог побудить меня снять, побудить меня перестать уда­

лять волосы мог. Однако видя меня в таком - каком мне на-

15звать?! - облике, он молчал». Я не называю, какой это об­ лик. Но ты сам назовешь его тогда, когда придешь в себя, и ты узнаешь, что это за облик и кто заботится о нем.

16Если ты позднее будешь винить меня в этом, что смогу я

 

привести в свое оправдание? Да, ну скажу я, да он не послу­

 

шается. В самом деле, послушался ли Лаий' Аполлона? Разве

 

он, уйдя и напившись пьяным, не распростился с его ораку­

 

лом? Так что же? Разве тем не менее не сказал ему Аполлон

17

всю правду? Притом я не знаю, послушаешься ли ты меня или

 

нет, а он совершенно точно знал, что тот не послушается, и все

18

же сказал. - А почему он сказал? - А почему он Аполлон? А

 

почему он дает оракулы? А почему он назначил себя на это

 

место, так чтобы быть прорицателем и источником истины и

 

чтобы к нему приходили со всего света? А почему надписано·

 

«Познай самого себя», хотя никто этого не постигает?

19

Всех ли приходивших удавалось Сократу убедить забо-

 

титься о самих себе? Даже тысячной части не удавалось. И

154


все же, поскольку он был, как он сам говорит, назначен сво­

им божество\!' в но место в строю, он уже не оставлял его. И

даже судьям что он говорит? «Если вы меня отпустите, -

20

говорит он, - с тем условием, чтобы я больше не занимался

 

тем, чем занимаюсь сейчас, я не примирюсь и не уЙмусь. Нет,

 

обращаясь и к молодому и к старому, словом, ко всякому

 

встречному, я буду спрашивать о том, о чем и сейчас спра­

 

шиваю, а в особенности вас, -

говорит он, -

моих сограж-

 

дан, потому что вы мне ближе родом»". -

«Ты так назойлив,

21

Сократ, и любопытен? А какое тебе дело до того, Ч1;6 мы де­

 

лаем?» - «Да что ты такое говоришь? Ты, живущий со мной

 

в одном обществе и мой сородич, не заботишься о себе и

 

предоставляешь городу плохого гражданина, сородичам-

 

плохого сородича, соседям -

плохого соседа». -

«Ну а ты

22

кто такой?» Тут громко сказать: «Я тот, кому должно быть

 

дело до людей». Ведь и против льва не любой бычок осмели­

 

вается выступить, а если явится и выступит бык, говори ему,

 

если тебе угодно: «А ты кто такой?» и «Какое тебе дело?».

 

Человек, среди каждого рода рождается нечто исключитель-

23

ное: среди быков, среди собак, среди пчел, среди лошадей.

 

Не говори же исключительному: «Ну а ты что такое?». Иначе

 

оно, обретя откуда-то голос, скажет: «Я -

то

же,

что пур­

 

пурная полоса на тоге. Не требуй от меня, чтобы я был подо-

 

бен остальным, и не упрекай мою природу за то, что она соз-

 

дала меня отличающимся от остальных».

 

 

 

 

Что же, я - такой ли? Откуда мне? Ну а ты -

такой ли,

24

кто способен выслушивать правду? Если бы! Но все же, по­

 

скольку мне как-то определено носить седую бороду и потер-

 

тый плащ7, и ты приходишь ко мне как к философу, я не отне-

 

сусь к тебе жестоко и как к безнадежному, а скажу: Юноша,

 

кого хочешь ты делать прекрасным? Познай сначала, кто ты

 

есть, и вот так украшай себя. Ты - человек, то есть смертное

25

живое существо, обладающее способностью пользоваться

 

представлениями разумно. А что значит «разумно»? Соглас-

 

но с природой и совершенным образом. Что же у тебя ис­

 

ключительное? Живое существо? Нет. Смертное? Нет. Спо-

 

собность пользоваться представлениями? Нет. Исключитель-

26

ное у тебя -

способность разума. Вот ее украшай и придавай

 

ей красоту. А кудри предоставь уложившему их как ему са-

 

мому было угодно8• Ну а какие еще есть у тебя названия?

27

Мужчина ты

или женщина? -

Мужчина. -

Так

мужчине

 

придавай красоту, не женщине. Она по природе рождена не­ волосатой и нежной. И если она очень волосатая, то это диковина, и ее показывают в Риме среди диковин. То же самое 28

для мужчины - быть совсем неволосаты.("'. И если он совсем

неволосат от природы, то это диковина, но если он сам уда-

155


ляет и выщипывает их у себя, что с ним делать? Где показы­

вать его и какую сделать надпись? «Я покажу вам мужчину, который предпочитает быть женщиной, а не мужчиной». Ка-

29кое ужасное зрелище! Все до единого поражались бы этой

надписи, и, клянусь 3евсом, думаю, что даже сами выщипы­

вающие у себя волосы, не понимая, что это и есть именно то,

30что они делают. Человек, в чем ты можешь винить свою при­

роду? В том, что она произвела тебя мужчиной?9 Что же,

следовало всех породить женщинами? И что толку было бы тебе украшать себя? Для кого бы ты украшал себя, если бы

31все были женщинами? Но не нравится тебе эта штуковина?

Разделайся с ней целиком и полностью, устрани - как ее

там? - причину волосатости. Сделай себя совсем женщиной, чтобы мы не заблуждались, а не наполовину мужчиной, на- 32 половину женщиной. Кому хочешь ты понравиться? Бабен­ кам? Нравься им как мужчина. - Да, но им приятны неволо­ сатые. - Не повеситься ли тебе? И если бы им были приятны

33извращенные, ты стаЛ бы извращенным? В том ли твое дело, для того ли ты рожден, чтобы быть приятным распущенным

34женщинам? Вот такого ли тебя сделаем мы гражданином Ко­ ринфа, а может статься, и смотрителем города, или надзира­ телем эфебов, или военачальником, или устроителем состя-

35заний? Ну, а и женившись, намерен ты выщипывать у себя волосы? Для кого и для чего? И народив детей, ты потом их

тоже с выщипанными волосами введешь к нам в граждан­

ство? Прекрасный гражданин, член совета, оратор! Вот таки­

ми чтобы у нас рождались и воспитывались молодые люди,

должны мы молить?

36 Нет, ради богов, юноша! Но раз услышав эти речи, ты, уйдя, скажи самому себе: «Все это не Эпиктет мне сказал, -

да и откуда" ему? - а некий, видно, благосклонный бог через

него. Да Эпиктету и не пришло бы в голову сказать все это,

37потому что он обычно не говорит никому. Давай-ка послу­ шаемся бога, чтобы не навлечь на себя его гнев». Но нет, ес­ ли ворон своим криком дает тебе какое-то знамение, то это не

ворон дает знамение, а бог через него. А если он дает какое­ то знамение через человеческий голос, разве не человека за­

ставит он говорить тебе все это, для того чтобы ты узнал си­

лу божества, потому что одним он дает знамения так, другим

иначе, а обо всем важнейшем и главнейшем он дает знамения

38через прекраснейшего вестника? Не это ли именно говорит

поэт:

мы ведь ему предвестили

Гермия с вестью послав остроокого, аргоубийцу:

Ни его убивать, ни брать женою супругуlO.

156


Гермес сошел на землю, чтобы сказать ему это. Вот и сей-

39

час боги говорят тебе это, «Гермия с вестью послав, гонца

 

их, аргоубийцу»: не извращать то, что в прекрасном состоя-

 

нии, и не усердствовать попусту, а оставить мужчину муж­

 

чиной, женщину женщиной, прекрасного человека как пре­

 

красного человека, безобразного как человека безобразного.

 

Потому что ты не плоть и не волосы, а свобода воли: если

40

она у тебя будет прекрасной, тогда ты будешь прекрасным. А

41

пока я не решаюсь говорить тебе, что ты безобразен, потому

 

что ты, кажется мне, готов выслушать все что угодно, но

 

только не это. Но смотри, что говорит Сократ самому пре-

42

красному из всех и находящемуся в самой цветущей поре

 

Алкивиаду: «Так старайся быть прекрасным»!!. Что он ему

 

этим говорит? «Укладывай свои кудри и выщипывай у себя

 

волосы на ногах»? Ни в коем случае! Но: «Украшай свою

 

свободу воли, удаляй дурные мнения». Ну а бренное тело

43

как? Как оно есть по своей природе. Эти вещи -

дело друго-

 

го, предоставь их в его распоряжение. - Что же, оно должно

 

содержаться

внечистоплотности? -

Ни в коем случае. Но

44

кто ты есть и каким по своей природе рожден, вот его содер-

 

жи в чистоплотности: мужчину -

как полагается быть чис­

 

топлотным мужчине, женщину -

как полагается женщине,

 

ребенка - как полагается ребенку. Но нет, вырвем-ка и у

45

льва гриву, чтобы он не был в нечистоплотности, и у петуха

 

гребень, потому что он тоже должен быть в чистоплотности.

 

Да, но этот -

как полагается петуху, тот - как

полагается

 

льву, охотничья собака - как полагается охотничьей собаке.

2. В чем следует упражняться на деле тому,

кто намерен совершенствоваться,

и что мы не заботимся о главнейших вещах

Есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле

тому, кто намерен стать добродетельным человеком: вопрос,

касающийся стремлений и избеганий, -

для того чтобы ни в

 

своем стремлении не терпеть неуспеха, ни в своем избегании

 

не терпеть неудачи; вопрос, касающийся влечений и невлече-

2

ний, словом, касающийся надлежащего, -

для того чтобы вес-

 

ти себя порядком, благоразумно, не беззаботно; третий - это

 

вопрос, касающийся незаблуждаемости и неопрометчивости, в

 

общем, касающийся согласий!. Из них главнейший и наиболее

3

настоятельно необходимый - это вопрос, касающийся страс-

тей: страсть ведь возникает только в том случае, если стремле-

ние терпит неуспех или избегание терпит неудачу. Именно это

приносит смятения, волнения, несчастья, злополучия, сокру­

шения, стенания, страхи", делает завистливыми, ревнивыми,

157


4вследствие чего мы даже не в состоянии внимать разуму. Вто­

рой - это вопрос, касающийся надлежащего: я ведь должен

быть неподверженным страстям не как статуя, но соблюдая отношения, природные и приобретенные, как благочестивый, как сын, как брат, как отец, как гражданин.

5Третий - это вопрос уже для совершенствуюшихся, во-

прос, касаюшийся непоколебимости в самом всем этом, так

 

чтобы даже во сне не упустить неисследованным какое­

 

нибудь явившееся представление, даже при опьянении, даже

 

когда

нападет умопомрачение. -

Это, - говорит. - выше

6

нас. -

А нынешние философы, оставив в стороне первый

 

вопрос и второй, предаются занятию третьим: изменяю­

 

щимися рассуждениями, рассуждениями, приводяшими к

 

умозаключению путем вопросов, условными рассуждениями,

7

ложными рассуждениями3 . - Ведь следует, -

говорит, - и

 

имея

дело с этими предметами

сохранить

незаблуждае-

8мость. - Кому? Добродетельному человеку. Так тебе вот

этого недостает? Все остальные предметы ты уже преодолел

своим усердием? Что касается презренной монетки, неза­ блуждаем ли ты? Если увидишь красивую девчонку, в со­

стоянии ли ты устоять против этого представления? Если со­ сед твой получит наследство, не гложет ли тебя зависть?

Сейчас тебе недостает всего лишь только непоколебимости?

9Несчастный, самому всему этому ты учишься в трепете, бес­ покоясь о том, как бы кто-нибудь не стал презирать тебя, и

10выведывая, не говорит ли кто-нибудь чего-нибудь о тебе. И

если кто-нибудь придет и скажет тебе: «Когда речь шла о том, кто самый лучший философ, один из присутствовавших говорил, что единственный философ это такой-то», - вот

уже душонка твоя с палец выросла до двух локтей. А скажи другой из присутствовавших: «Вздор говоришь, не стоит

быть слушателем такого-то. Что он, в самом деле, знает? У

него только первоначальные основы, и больше ничего»,­ вот уже ты потерял самообладание, побледнел, сразу раскри­

чался: «Я ему покажу, кто я! Я покажу, что я великий фило-

11соф!» Оно и так видно. К чему хочешь ты показать это иным еще образом? Разве ты не знаешь, что Диоген вот так показал одного софиста, вытянув средний палец·, затем, когда тот

пришел в ярость: «Вот, - сказал, - такой-то. Я показал вам

12 его»?' Человека ведь пальцем не показать, как камень или как

полено, но когда покажут его мнения, тогда и покажут его

как человека.

13 Посмотрим и твои мнения. Неужели не ясно, что ты ни

во что не ставишь свою свободу воли, а смотришь на то, что вне тебя, на то, что не зависит от свободы воли: что скажет такой-то, кем ты покажешься - просвещенным ли, прочи-

158