ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 822
Скачиваний: 0
тавшим ли Хрисиппа или Антипатра? Ну а если и Архедема, |
|
|||||
то ты полностью достиг всего. Что ты еше беспокоишься о |
14 |
|||||
том, как бы тебе показать нам, кто ты? Хочешь, скажу тебе, |
|
|||||
кого ты показал нам? Человека, предстающего низким, жа |
|
|||||
лующимся на свою судьбу, вспыльчивым, малодушным, жа |
|
|||||
лующимся на все, винящим всех, никогда не бывающим в |
|
|||||
спокойствии, тщеславным. Вот что показал ты нам. Теперь |
15 |
|||||
иди и читай Архедема. Ну а еСJJИ свалится и запищит мышь, |
|
|||||
вот ты и умер. Тебя ведь ждет такая же смерть, так и того, - |
|
|||||
как его там? - Криния6• Тот тоже кичился тем, что понимает |
|
|||||
Архедема. Несчастный, не хочешь ли ты оставить все ,то, |
16 |
|||||
нисколько не касающееся тебя? Все ,то пристало тем, кто в |
|
|||||
состоянии учиться этому без смятения, кто вправе сказать: |
|
|||||
«Я не гневаюсь, не печалюсь, не завидую, не испытываю по- |
|
|||||
мех, не испытываю принуждениЙ. Что мне остается? У меня |
|
|||||
есть досуг, я спокоен. Посмотрим-ка, как следует вести себя с |
17 |
|||||
изменениями рассуждениЙ7• Посмотрим-ка, как, приняв ка |
|
|||||
кое-то условие, не быть приведенным ни к чему нелепому». |
|
|||||
Все это их дело. Лишь пребывающим в внутреннем благосо- |
18 |
|||||
стоянии пристало разводить огонь, завтракать, а может стать- |
|
|||||
ся, и петь и плясать. А в то время как корабль тонет, ты мне |
|
|||||
тут поднимаешь паруса! |
|
|
|
|
|
|
3. Что есть предмет добродетельного человека |
|
|||||
и против чего главным образом |
|
|
|
|||
следует упражняться на деле |
|
|
|
|||
Предмет добродетельного человека - |
своя |
собственная |
|
|||
верховная часть души, тело же - предмет врача и учителя |
|
|||||
борьбыl , земля - |
предмет земледельца. А дело добродетель |
|
||||
ного человека - |
пользоваться представлениями в соот- |
|
||||
ветствии с природой. По природе же всякая душа рождена |
2 |
|||||
как !lризнавать истинное, отвергать ложное, воздерживаться |
|
|||||
от суждения при неясном, так и по отношению к благу быть |
|
|||||
движимой стремлением, по отношению к злу - |
избеганием, |
|
||||
а по отношению к тому, что и не зло и не благо, - |
ни тем, |
|
||||
ни другим. Ведь как меняла или торговец овощами не вправе |
3 |
|||||
признать негодной монету цезаря, но, если ты покажешь ее, |
|
|||||
он волей-неволей должен отпустить то, что продается на нее, |
|
|||||
так обстоит и у души. Благо, !lредставившись, тотчас вызы- |
4 |
|||||
вает движение к себе, зло - |
прочь от себя. А душа никогда |
|
||||
не признает негодным очевидное представление о благе, точ- |
|
|||||
но так же, как - |
монету цезаря. Вот от этого зависит всякое |
|
||||
движение и человека и бога. |
|
|
|
|
|
|
Поэтому благо предпочитается всякому родству. Мне нет |
5 |
|||||
никакого дела |
до отца, а |
только - до |
блага. |
«Ты так |
|
159
6черств?» Я так ведь по природе рожден. Эту дал мне монету
бог. Поэтому, если благо отлично от добродетельного и справедливого, то отступают прочь и отец, и брат, и отече-
7ство, и все дела. А разве я пренебрегу своим благом, чтобы
им обладал ты, и уступлю его тебе? За что? «Я твой отец».
8Но не благо. «Я твой брат». Но не благо. А если мы положим
его в правильной свободе воли, то соблюдение отношений2
становится благом. Стало быть, кто отказывается от притяза ний на то, что относится к внешнему миру, тот достигает бла-
9га. «Отец лишает имущества». Но он не причиняет этим вреда.
«Брат будет иметь большую часть землю). Да сколько ему
угодно. Так разве совестливости, разве честности, разве брато- 1О любия? Из этого-то владения кто может изгнать? Даже Зевс не
может. Он ведь и не пожелал этого, но сделал это зависящим
от меня и дал, каким имел сам, неподвластным помехам, не
подвластным принуждениям, неподвластным препятствиям.
11Так вот, когда у другого какая-то другая монета в ходу,
12покажи ее, и получай то, что продается на нее. Прибыл в провинцию проконсулом вор. Какая у него монета в ходу?
Серебро. Покажи, и забирай то, что хочешь. Прибыл прелю бодей. Какая у него монета в ходу? Девочки. «Возьми, - го
ворит, - монету, и продай мне вещицу». Дай, и покупаЙ.
13Другого занимают мальчики. Дай ему монету, и возьми то, что хочешь. Другой - любитель охоты. Дай лошадку пре
красную или собачку. С оханьями и стенаньями будет прода
вать он на нее то, что хочешь. Другой ведь принуждает его, внутри, установивший эту монету.
14Против этого главным образом вот как следует упражнять себя. Как только на рассвете выйдешь, кого бы ты ни увидел, кого бы ты ни услышал, исследуй, отвечай как на вопрос. Что ты увидел? Красавца или красавицу? Прилагай мерку. Неза висящее от свободы воли или зависящее от свободы воли?
15Независящее от свободы воли. Отбрасывай прочь. Что ты увидел? Оплакивающего кончину ребенка? Прилагай мерку. Смерть есть независящее от свободы воли. Отбрасывай до
лой. Повстречался тебе консул? Прилагай мерку. Консуль
ство - что это такое? Независящее от свободы воли или за висящее от свободы воли? Независящее от свободы воли. Отбрасывай и это, не годно, откинь прочь, нисколько не ка-
16сается тебя. И если бы мы вот так на деле упражнялись про
тив этого каждый день с рассвета до ночи, что-то получалось
17бы, клянусь богами. А в действительности всякое представ
ление, пока мы зеваем, тотчас хватает нас, и только, если
только, в школе мы чуточку можем очнуться. Потом, выйдя
из школы, мы, если увидим оплакивающего, говорим:
«Пропал!», если консула: «Счастливец!», если изгнанника:
160
«Страдалец!», если бедняка: «Несчастный, ему негде взять |
|
поесть!» Так вот, следует искоренять в себе эти негодные |
18 |
мнения, в этом напрягать все свои усилия. Ведь что такое
плач и стенанье? Мнение. Что такое несчастье? Мнение. Что такое междоусобие, что такое разногласие, что такое ЖilЛоба,
что такое обвинение, что такое нечестивость. что такое пус- |
|
тословие? Все это мнения, и не что иное, притом мнения о |
19 |
независящем от свободы воли как о благе и зле. Пусть чело- |
|
век перенесет их на зависящее от свободы воли, и я ручаюсь |
|
ему, что он будет стоек, как бы у него ни обстояло все. |
|
Как чаша с водой - нечто подобное душа, как луч, па- |
20 |
дающий на воду, - нечто подобное представления. И вот |
21 |
когда вода заколеблется, то кажется, будто и луч колеблется, |
|
однако он не колеблется. И когда, стало быть, с человеком |
22 |
случится головокружение, это не искусства и добродетели |
|
его приходят в беспорядок, а дух, в котором они находятся:3 а |
|
когда он успокоится - спокойны и они. |
|
4. Против поклонника, |
|
непорядочно переживавшего в театре |
|
Как-то прокуратор Эпира\ слишком непорядочно пережи |
|
вал за какого-то комического актера и за это подвергся все |
|
общей брани, да еще после этого рассказал ему, что подверг |
|
ся брани, и возмущался бранившими. - И какое зло, - ска |
|
зал он, - причиняли они? Они тоже переживали, как и ты. - |
|
||
Разве кто-нибудь переживает так? - |
сказал тот. - |
Видя, - |
2 |
сказал он, - что ты, их правитель, друг и прокуратор цезаря, |
|
||
переживаешь так, разве не должны были они тоже пережи- |
|
||
вать так? Ведь если нельзя переживать так, то и ты не пере- |
3 |
||
живай так. А если можно, - что |
ты негодуешь, |
если они |
|
подражали тебе? В самом деле, кому может подражать толпа, |
|
||
как не вам, высокопоставленным? На кого обращает она свои |
|
||
взоры, приходя в театры, как не на вас? «Вон как прокуратор |
4 |
||
цезаря смотрит представление. Он кричит. И я, стало быть, |
|
||
буду кричать. Он вскакивает. И я буду вскакивать. Его рабы |
|
||
расселись повсюду и кричат. А у меня нет рабов. Я сам что |
|
||
есть мочи буду кричать за всех». Так вот, ты должен знать, |
5 |
||
когда приходишь в театр, что ты приходишь мерилом и при |
|
||
мером для остальных, как они должны смотреть представле- |
|
||
ние. Почему же они бранили тебя? Потому что каждый чело- |
6 |
||
век ненавидит то, что препятствует ему. Они хотели, чтобы |
|
||
был увенчан такой-то, ты - чтобы другой. Они препятство- |
|
||
вали тебе, а ты - им. Ты оказался сильнее. Они стали делать |
|
||
то, что могли, - стали бранить то, что препятствует им. Что |
7 |
же ты хочешь? Чтобы сам ты делал то, что хочешь, а они даже
б Беседы Эв иктета |
161 |
не говорили того, что хотят? И что удивительного в том?
Земледельцы развве не бранят Зевса, когда испытывают пре
пятствия от него? ~оряки разве не бранят его? Разве пере-
8стают бранить цезаря? Так что же? Не знает ли Зевс об этом? Не сообщают ли цезарю все то, что говорят о нем? Что же он делает? Он знает, что, если станет карать всех бранящих, ему
9не над кем будет властвовать. Что же, разве ты должен был, приходя в театр, сказать так: «Дай-ка пусть будет увенчан Софрою)? Нет, вот так: «Дай-ка пусть я сохраню свою свобо
ду воли в этом предмете в состоянии соответствия с приро-
10дой. ~He никто не дороже меня самого. Значит, смешно при
чинять вред самому себе, для того чтобы другой одержал по-
IIбеду в комедии. Кто же, хочу я, чтобы одержал победу? Тот,
кто одерживает победу. И вот так победу всегда будет одер живать тот, кого я хочу)). - Но Я хочу, чтобы был увенчан
Софрон. - У себя дома устраивай сколько хочешь состяза ний и провозглашай его победителем Немейских, Пифий ских, Истмийских, Олимпийских игр, а в общественном мес те не требуй себе преимущества и не присваивай себе общее.
12А иначе сноси брань, так как когда ты делаешь то же, что и толпа, то ты ставишь себя вровень с ней.
5. Против тех, кто бросает школуl из-за болезни
- Болею я здесь, -- говорит, - и хочу вернуться до-
2мой. - Разве дома ты был бы неболеющим? Не наблюдаешь
ли ты, добиваешься ли здесь чего-то, что ведет к исправле нию твоей свободы воли? Ведь если ты нисколько не преус
певаешь в этом, то и приехал напрасно. Отправляйся, за-
Зботься о своих домашних делах. В самом деле, если не мо
жет твоя верховная часть души быть в состоянии соответ ствия с природой, то, по крайней мере, твоя землишка смо
жет. По крайней мере, скопишь денежку, окружишь забота
ми отца в старости, будешь вертеться на площади, будешь
занимать должности. Порочный, порочно будешь делать ты 4 все, что следует из этого. А если ты осознаёшь, что отбрасы
ваешь некоторые дурные мнения и вместо них принимаешь
другие, перенес свою установку от того, что не зависит от
свободы воли, на то, что зависит от свободы воли, и если
когда и скажешь «Горе мне!)), не говоришь при этом, что
виной тому отец, брат, а говоришь «Виной тому я сам)), ты
5еще принимаешь в расчет болезнь? Разве ты не знаешь, что и болезнь и смерть должны застигнуть нас за каким бы то ни
было делом? Земледельца они застигают занятым земледе-
6лием, мореплавателя - совершающим мореплавание. За ка
ким делом хочешь быть застигнутым ты? Ведь ты должен
162