Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 825

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

быть застигнутым за каким бы то ни было делом. Если ты

можешь за каким-нибудь делом, лучше этого, быть застиг­

нутым, делай то.

 

Что касается меня, да доведется мне быть застигнутым

7

только занятым заботой о своей свободе воли, заботой о том,

 

чтобы она была неподверженной страстям, чтобы непод­

 

властной помехам, чтобы неподвластной принуждениям, что-

 

бы свободной. Вот за какими занятиями я хочу оказаться най-

8

денным, чтобы я мог сказать богу: «Нарушал ли я твои указа-

 

ния? Пользовался ли я не для тех целей теми возможностями,

 

которые ты дал мне? Пользовался ли не так чувствами, не так

 

общими понятиями? Винил ли я тебя когда-нибудь? Жаловал-

 

ся ли я на твое управление? Я болел, когда ты хотел того. И

9

другие болели, но я - не противясь. Я был беден, так как ты

 

хотел того, но - с радостью. Я не занимал должностей, пото-

 

му что ты не хотел того, - и я никогда не жаждал должности.

 

Видел ли ты меня из-за этого омраченным? Не обращался ли я

 

к тебе всегда с светлым лицом, готовый повиноваться любому

 

твоему приказанию, любому твоему знамению? Сейчас ты

10

хочешь, чтобы я ушел с всеобщего празднества. Я ухожу, я

 

благодарен тебе всячески за то, что ты счел меня достойным

 

принять участие во всеобщем празднестве с тобой, увидеть

 

дела твои, приобщиться к пониманию твоего управления».

 

Вот о чем занятым мыслями, вот о чем пишущим, вот о чем

11

читающим пусть застигла бы меня смерть.

 

 

«Но мать не поддержит мне голову, когда я болею». От-

12

правляйся, стало быть, к матери. Действительно, ты стоишь

 

того, чтобы болеть с поддерживаемой головой. «Но дома я

13

лежал в прекрасной постельке». Отправляйся в свою по­

 

стельку. Ты, и когда здоров, стоишь того, чтобы лежать в та-

 

кой. Стало быть, не теряй то, что ты можешь там делать.

 

 

А Сократ что говорит? «Как один кто-то, - говорит он, -

14

радуется тому, что делает свою землю лучше, другой - коня,

 

так я каждый день радуюсь, осознавая, что совершен-

 

ствуюсь»". - «В чем? Не в словечках ли?» Человек, не ко-

15

щунствуй! «Не в преслову:гых ли правилах?» Что ты дела-

 

ешь?! «Да ведь я не вижу, чем еще заняты философы». По-

16

твоему, пустое это дело - никогда не винить никого, ни бога,

 

ни человека? Не жаловаться ни на кого? С тем же выражением

 

лица всегда выходить и входить?3 Вот что знал Сократ, и все

17

же он никогда не говорил, что знает что-то или учит чему-то.

 

А если кому-то требовались словечки или пресловутые пра-

 

вила, он отсылал того к Протагору, к Гиппию4• Ведь и если бы

 

кто-нибудь пришел за овощами, он отослал бы того к огород-

 

нику. У кого же из вас есть это намерение? Право же, если бы

18

оно У вас было, вы и болели бы с удовольствием, и голодали,

 

6"

163

 


19 и умирали. Если кто-нибудь из вас был влюблен в красивую

девушку, тот знает, что я говорю правду.

6.Отдельные замечания

Акогда кто-то спросил, как это, несмотря на то, что сей­ час усерднее работают над разумом, прежде больше преуспе-

2вали в совершенствовании, он сказал: Над чем усердно раб0-

тают сейчас и в чем больше преуспевали в совершенствова­

нии тогда? Ведь над чем усердно работают сейчас, в том и

3окажутся преуспевающими в совершенствовании сейчас. И

поскольку сейчас усердно работают над тем, чтобы сводить

силлогизмы к схемам, то и преуспевают в совершенствова­

нии в этом. А тогда и усердно работали над тем, чтобы со­

хранить верховную часть души в состоянии соответствия с

4природой, и преуспевали в совершенствовании в этом. Так не путай одно с другим, и когда ты усердно работаешь над од­

ним, не ищи совершенствования в другом. Но посмотри, то­

му ли кто-нибудь из нас посвящая себя, чтобы быть и жить в

состоянии соответствия с природой, не преуспевает в совер­

шенствовании в этом. Ведь ни одного такого не найдешь.

5Мудрый человек неодолим. Ведь он и не борется там, где

6он не сильнее. «Если ты хочешь мою землю, возьми. Возьми

моих рабов, возьми мою должность, возьми мое бренное те­

ло. Но мое стремление ты не сделаешь терпящим неуспех и

7мое избегание не сделаешь терпящим неудачу». Он вступает

только в эту борьбу - борьбу за то, что зависит от свободы воли. Так как же ему не быть неодолимым?

8А когда кто-то спросил, что такое обыкновенный YM 1, он

сказал: Подобно тому, как можно было бы называть обыкно­ венным слухом тот, который способен различать только звуки

речи, а тот, который способен различать тоны, - уже не

обыкновенным, но слухом владеющего этим искусством, так

существуют определенные вещи, которые люди, не совершен­

но свихнувшиеся, видят в соответствии с обыкновенными воз­ можностями. Такое состояние называется обыкновенным умом.

9 Молодых людей изнеженных нелегко обратить к разу-

му, - как и сыр крючком схватить". А одаренные, даже если

10отвращать их, еще больше льнут к разуму. Потому и Руф ча­ ще всего пробовал отвращать, прибегая к этому как средству

испытания одаренных и неодаренных. Он говорил: «Как ка­

мень, даже если бросишь его вверх, понесется вниз в силу

такого своего устройства, так и одаренный - чем больше

отталкивать его, тем больше он тяготеет к тому, для чего по

своей природе рожден».

164


7. С корректором свободных городов}, который был эпикурейцем

Как-то пришел

к нему

корректор (а был то эпикуре­

 

ец). -

Нам, профанам, -

сказал он тому, -

пристало

 

спрашивать у вас, философов, подобно прибывшим в чужой

 

город у граждан и сведущих, что самое лучшее в мирозда­

 

нии, для того чтобы и мы тоже, разузнав об этом, отправи­

 

лись осматривать,

как те -

достопримечательности в горо-

 

дах. Конечно, что есть три сущности в отношении челове-

2

ка - душа, тело и внешний мир, против этого едва ли кто-

 

нибудь возражает. Стало быть, ваше дело ответить, что са-

 

мое лучшее. Что назовем мы людям? Плоть? И это из-за нее

3

Максим отправился в плавание до Кассиопы", зимой, с сы-

 

ном,

сопровождая

его?] Ради удовольствия плоти? -

Тот

4

ответил отрицательно и сказал: Ни в коем случае! -

Не по­

 

добает ли быть серьезно занятым самым лучшим? -

Более

 

всего подобает. -

Что же у нас лучше плоти? -

Душа, -

 

сказал тот. - А блага самого лучшего ли лучше или худ-

5

шего? - Самого лучшего. -

А блага души это то, что зави-

 

сит от свободы воли, или то, что не зависит от свободы во-

 

ли? -

То, что зависит от свободы воли. -

Значит, духовное

 

удовольствие это то, что зависит от свободы воли? -

Тот

 

ответил утвердительно. - А само оно от чего возникает? От

6

самого себя ли? Но это немыслимо. Ведь в основе его долж-

 

на быть как главное условие какая-то сущность блага, дости-

 

гая которую мы будем испытывать удовольствие в душе.-

 

Тот соглашался и с этим. - Так от чего будем мы испыты-

7

вать это духовное удовольствие? Ведь если от ДYXOBHЫX~

 

благ - вот и найдена сущность блага. Не может ведь благом

 

быть одно, а тем, от чего мы логически испытываем воздей­

 

ствие, другое, и если главное условие не благо, следствие не

 

может быть благом. Ведь чтобы это следствие было логиче-

 

ским, главное условие его должно быть благом. Но вы, не-

8

сомненно, не его назовете, если вы в здравом уме, потому

 

что вам придется назвать несообразное и с Эпикуром и с

 

прочими вашими мнениями. Стало быть, остается заклю-

9

чить, что удовольствие в душе испытывается от телесного.

 

Стало быть, в свою очередь, главным условием и сущностью

 

блага оказывается телесное.

 

 

 

 

 

Поэтому глупо сделал Максим, если отправился в плава-

1О

ние из-за чего-то иного, а не из-за плоти, то есть из-за самого

 

лучшего. Глупо делает он и если воздерживается от чужого,

11

тогда как он судья и может брать его. Но если ты решишь

 

взять, обдумаем только то, чтобы тайком, чтобы безопасно,

 

чтобы кто-нибудь

не узнал. Ведь украсть

и сам Эпикур не

12

165


\3

\4

\5

\6

\7

\8

объявляет злом, но зло - попасться. И так как невозможно

получить уверенность в том, что никто не узнает об этом, потому он говорит: «Не крадите». Но я тебе говорю, что, если это будет делаться искусно и тайно, никто не узнает об этом.

Да потом у нас есть в Риме друзья могущественные и друже­

ские связи', и эллины бессильны: никто из них не осмелится

обратиться туда по этому делу. Что ты воздерживаешься от

своего собственного блага'? Глупо это, бессмысленно. Но да­

же если ты будешь говорить мне, что воздерживаешься, я не

поверю тебе. Ведь как невозможно согласиться с тем, что

представляется ложным, и отвергнуть истинное, так невоз­

можно отказаться от того, что представляется благом. А бо­ гатство - благо и, во всяком-то случае, наиболее действен­ ное средство для достижения удовольствий. Почему бы тебе

не присвоить его'? А почему бы нам не совращать жену сосе­

да, если мы можем сделать это так, чтобы никто не узнал, а если муж начнет молоть вздор, почему бы к тому же не отру­ бить ему голову'? Если хочешь быть философом, каким он

должен быть, если уж совершенным, если следующим своим

мнениям. А иначе ты ничем не будешь отличаться от нас, так

называемых стоиков. Ведь и мы тоже говорим одно, а делаем

другое. Мы говорим прекрасное, делаем постыдное. Ты ока­

жешься с противоположной превратностью, исповедуя по­

стыдное, делая прекрасное.

\9 Скажи, ради бога, представляешь ли ты себе город эпи­ курейцев'? «Я не женюсь». - «И я тоже. Ведь не следует жениться». Но не следует и рождать детей, но не следует и участвовать в государственных делах. Что же получится'?

Откуда возьмутся граждане'? Кто будет воспитывать их? Кто будет надзирателем эфебов, кто будет надзирателем гимна­ сиев? Да и в чем будет он воспитывать их? В том, в чем вос­ 20 питывались лакедемоняне или афиняне? Возьми ты мне мо­

лодого человека, наставь его в соответствии с твоими мне­

ниями. Мнения эти негодны, разрушительны для города, па­

2\ губны для семьи, и даже женщинам не пристали.Оставь их, человек. Ты живешь в державном городе:б ты должен зани­

мать должности, судить справедливо, воздерживаться от чу­

жого, тебе не должна представляться красивой никакая же­ на, кроме твоей, не должен представляться красивым ника­ кой мальчик, не должна представляться красивой никакая

22 серебряная утварь, никакая золотая утварь. Вот со всем этим

согласующиеся поищи мнения, исходя из которых ты с удо­

вольствием будешь воздерживаться от вещей, обладающих такой убедительностью, которая способна увлечь и одолеть. А если бы вдобавок к убедительности их мы и философию какую-нибудь такую изобрели, еще и ср своей стороны тол-

\66


кающую нас к ним и придающую им силу, что получи­

лось бы?

Что самое лучшее в чеканном юделии, серебро или ис­

24

кусство? Плоть - сущность руки, а дела руки -

как имею­

 

щие главное значение. Так вот, и все надлежащее -

трех ро­

25

дов: то-то - касающееся существования,

то-то -

ка­

 

сающееся того или иного определенного существования, а

 

то-то - как само имеющее главное значение. Вот так и не

 

материю человека следует ценить, бренную плоть, а

 

имеющее главное значение. В чем оно заключается? Уча­

26

ствовать в государственных делах, жениться, рождать детей,

 

почитать бога, заботиться о родителях, вообще, стремиться,

 

избегать, влечься, невлечься, как следует делать все это, как

 

мы по своей природе рождены. А по своей природе рождены

27

мы как? Как свободные, как благородные, как совестливые. В

 

самом деле, какое другое живое существо краснеет, какое­

 

получает представление о постыдном? А удовольствие под­

28

чини всему лому как прислужника, как служителя, чтобы

 

все это вызывало рвение, чтобы сдерживало в пределах дел в

 

соответствии с природой.

 

 

 

 

«Но я богат, и у меня нет нужды ни в чем». Так что же

29

ты еще притязаешь на занятие философией'? Тебе достаточно

 

золотой и серебряной утвари. Какая тебе нужда в мнениях?

 

«Но я и судья над эллинами». Ты умеешь судить? Что сдела­

30

ло тебя умеющим? «Цезарь подписал мне верительную гра­

 

моту». Пусть он подпишет тебе, чтобы ты судил о музыкан­

31

тах. И какая тебе польза? А все же, как ты стал судьей? Чью

 

руку целовал, Симфора или Нумения?7 Перед чьей спальней

 

ночевал? Кому посылал подарки? И ты еще не осознаешь,

 

что быть судьей стоит столько же, сколько Нумений? «Но я

32

могу бросить в тюрьму кого хочу». Как камень. «Но я могу

 

избить палкой кого хочу». Как осла. ':)то не властвование

 

над людьми. Властвуй lIад нами как над обладающими ра­

 

·зумом. Показывай нам полезное, 11 мы последуем тому. По­

 

казывай неполе'тое, и мы отвратимся от того. Сделай нас

34

твоими ревностными последователями, как Сократ -

сво­

 

ими. Именно он властвовал над людьми как над людьми,

 

сделал их подчинившими ему их стремление, избегание,

 

влечение, невлечение. «Сделай это. Не делай этого. Иначе

35

брошу тебя в тюрьму». 1ТО уже не как над обладающими

 

разумом властвование получается. Но: «Сделай

ло,

как

36

установил Зевс. А если не сделаешь, то потерпишь ущерб,

потерпишь вред». Какой вред? Иного никакого, кроме этого:

не сделать то, что следует. Ты утратишь в себе честного,

совестливого, порядочного. Иного большего вреда, чем это,

не ищи.

167