ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 825
Скачиваний: 0
быть застигнутым за каким бы то ни было делом. Если ты
можешь за каким-нибудь делом, лучше этого, быть застиг
нутым, делай то.
|
Что касается меня, да доведется мне быть застигнутым |
7 |
только занятым заботой о своей свободе воли, заботой о том, |
|
|
чтобы она была неподверженной страстям, чтобы непод |
|
|
властной помехам, чтобы неподвластной принуждениям, что- |
|
|
бы свободной. Вот за какими занятиями я хочу оказаться най- |
8 |
|
денным, чтобы я мог сказать богу: «Нарушал ли я твои указа- |
|
|
ния? Пользовался ли я не для тех целей теми возможностями, |
|
|
которые ты дал мне? Пользовался ли не так чувствами, не так |
|
|
общими понятиями? Винил ли я тебя когда-нибудь? Жаловал- |
|
|
ся ли я на твое управление? Я болел, когда ты хотел того. И |
9 |
|
другие болели, но я - не противясь. Я был беден, так как ты |
|
|
хотел того, но - с радостью. Я не занимал должностей, пото- |
|
|
му что ты не хотел того, - и я никогда не жаждал должности. |
|
|
Видел ли ты меня из-за этого омраченным? Не обращался ли я |
|
|
к тебе всегда с светлым лицом, готовый повиноваться любому |
|
|
твоему приказанию, любому твоему знамению? Сейчас ты |
10 |
|
хочешь, чтобы я ушел с всеобщего празднества. Я ухожу, я |
|
|
благодарен тебе всячески за то, что ты счел меня достойным |
|
|
принять участие во всеобщем празднестве с тобой, увидеть |
|
|
дела твои, приобщиться к пониманию твоего управления». |
|
|
Вот о чем занятым мыслями, вот о чем пишущим, вот о чем |
11 |
|
читающим пусть застигла бы меня смерть. |
|
|
|
«Но мать не поддержит мне голову, когда я болею». От- |
12 |
правляйся, стало быть, к матери. Действительно, ты стоишь |
|
|
того, чтобы болеть с поддерживаемой головой. «Но дома я |
13 |
|
лежал в прекрасной постельке». Отправляйся в свою по |
|
|
стельку. Ты, и когда здоров, стоишь того, чтобы лежать в та- |
|
|
кой. Стало быть, не теряй то, что ты можешь там делать. |
|
|
|
А Сократ что говорит? «Как один кто-то, - говорит он, - |
14 |
радуется тому, что делает свою землю лучше, другой - коня, |
|
|
так я каждый день радуюсь, осознавая, что совершен- |
|
|
ствуюсь»". - «В чем? Не в словечках ли?» Человек, не ко- |
15 |
|
щунствуй! «Не в преслову:гых ли правилах?» Что ты дела- |
|
|
ешь?! «Да ведь я не вижу, чем еще заняты философы». По- |
16 |
|
твоему, пустое это дело - никогда не винить никого, ни бога, |
|
|
ни человека? Не жаловаться ни на кого? С тем же выражением |
|
|
лица всегда выходить и входить?3 Вот что знал Сократ, и все |
17 |
|
же он никогда не говорил, что знает что-то или учит чему-то. |
|
|
А если кому-то требовались словечки или пресловутые пра- |
|
|
вила, он отсылал того к Протагору, к Гиппию4• Ведь и если бы |
|
|
кто-нибудь пришел за овощами, он отослал бы того к огород- |
|
|
нику. У кого же из вас есть это намерение? Право же, если бы |
18 |
|
оно У вас было, вы и болели бы с удовольствием, и голодали, |
|
|
6" |
163 |
|
19 и умирали. Если кто-нибудь из вас был влюблен в красивую
девушку, тот знает, что я говорю правду.
6.Отдельные замечания
Акогда кто-то спросил, как это, несмотря на то, что сей час усерднее работают над разумом, прежде больше преуспе-
2вали в совершенствовании, он сказал: Над чем усердно раб0-
тают сейчас и в чем больше преуспевали в совершенствова
нии тогда? Ведь над чем усердно работают сейчас, в том и
3окажутся преуспевающими в совершенствовании сейчас. И
поскольку сейчас усердно работают над тем, чтобы сводить
силлогизмы к схемам, то и преуспевают в совершенствова
нии в этом. А тогда и усердно работали над тем, чтобы со
хранить верховную часть души в состоянии соответствия с
4природой, и преуспевали в совершенствовании в этом. Так не путай одно с другим, и когда ты усердно работаешь над од
ним, не ищи совершенствования в другом. Но посмотри, то
му ли кто-нибудь из нас посвящая себя, чтобы быть и жить в
состоянии соответствия с природой, не преуспевает в совер
шенствовании в этом. Ведь ни одного такого не найдешь.
5Мудрый человек неодолим. Ведь он и не борется там, где
6он не сильнее. «Если ты хочешь мою землю, возьми. Возьми
моих рабов, возьми мою должность, возьми мое бренное те
ло. Но мое стремление ты не сделаешь терпящим неуспех и
7мое избегание не сделаешь терпящим неудачу». Он вступает
только в эту борьбу - борьбу за то, что зависит от свободы воли. Так как же ему не быть неодолимым?
8А когда кто-то спросил, что такое обыкновенный YM 1, он
сказал: Подобно тому, как можно было бы называть обыкно венным слухом тот, который способен различать только звуки
речи, а тот, который способен различать тоны, - уже не
обыкновенным, но слухом владеющего этим искусством, так
существуют определенные вещи, которые люди, не совершен
но свихнувшиеся, видят в соответствии с обыкновенными воз можностями. Такое состояние называется обыкновенным умом.
9 Молодых людей изнеженных нелегко обратить к разу-
му, - как и сыр крючком схватить". А одаренные, даже если
10отвращать их, еще больше льнут к разуму. Потому и Руф ча ще всего пробовал отвращать, прибегая к этому как средству
испытания одаренных и неодаренных. Он говорил: «Как ка
мень, даже если бросишь его вверх, понесется вниз в силу
такого своего устройства, так и одаренный - чем больше
отталкивать его, тем больше он тяготеет к тому, для чего по
своей природе рожден».
164
7. С корректором свободных городов}, который был эпикурейцем
Как-то пришел |
к нему |
корректор (а был то эпикуре |
|
||||
ец). - |
Нам, профанам, - |
сказал он тому, - |
пристало |
|
|||
спрашивать у вас, философов, подобно прибывшим в чужой |
|
||||||
город у граждан и сведущих, что самое лучшее в мирозда |
|
||||||
нии, для того чтобы и мы тоже, разузнав об этом, отправи |
|
||||||
лись осматривать, |
как те - |
достопримечательности в горо- |
|
||||
дах. Конечно, что есть три сущности в отношении челове- |
2 |
||||||
ка - душа, тело и внешний мир, против этого едва ли кто- |
|
||||||
нибудь возражает. Стало быть, ваше дело ответить, что са- |
|
||||||
мое лучшее. Что назовем мы людям? Плоть? И это из-за нее |
3 |
||||||
Максим отправился в плавание до Кассиопы", зимой, с сы- |
|
||||||
ном, |
сопровождая |
его?] Ради удовольствия плоти? - |
Тот |
4 |
|||
ответил отрицательно и сказал: Ни в коем случае! - |
Не по |
|
|||||
добает ли быть серьезно занятым самым лучшим? - |
Более |
|
|||||
всего подобает. - |
Что же у нас лучше плоти? - |
Душа, - |
|
||||
сказал тот. - А блага самого лучшего ли лучше или худ- |
5 |
||||||
шего? - Самого лучшего. - |
А блага души это то, что зави- |
|
|||||
сит от свободы воли, или то, что не зависит от свободы во- |
|
||||||
ли? - |
То, что зависит от свободы воли. - |
Значит, духовное |
|
||||
удовольствие это то, что зависит от свободы воли? - |
Тот |
|
|||||
ответил утвердительно. - А само оно от чего возникает? От |
6 |
||||||
самого себя ли? Но это немыслимо. Ведь в основе его долж- |
|
||||||
на быть как главное условие какая-то сущность блага, дости- |
|
||||||
гая которую мы будем испытывать удовольствие в душе.- |
|
||||||
Тот соглашался и с этим. - Так от чего будем мы испыты- |
7 |
||||||
вать это духовное удовольствие? Ведь если от ДYXOBHЫX~ |
|
||||||
благ - вот и найдена сущность блага. Не может ведь благом |
|
||||||
быть одно, а тем, от чего мы логически испытываем воздей |
|
||||||
ствие, другое, и если главное условие не благо, следствие не |
|
||||||
может быть благом. Ведь чтобы это следствие было логиче- |
|
||||||
ским, главное условие его должно быть благом. Но вы, не- |
8 |
||||||
сомненно, не его назовете, если вы в здравом уме, потому |
|
||||||
что вам придется назвать несообразное и с Эпикуром и с |
|
||||||
прочими вашими мнениями. Стало быть, остается заклю- |
9 |
||||||
чить, что удовольствие в душе испытывается от телесного. |
|
||||||
Стало быть, в свою очередь, главным условием и сущностью |
|
||||||
блага оказывается телесное. |
|
|
|
|
|
||
Поэтому глупо сделал Максим, если отправился в плава- |
1О |
||||||
ние из-за чего-то иного, а не из-за плоти, то есть из-за самого |
|
||||||
лучшего. Глупо делает он и если воздерживается от чужого, |
11 |
||||||
тогда как он судья и может брать его. Но если ты решишь |
|
||||||
взять, обдумаем только то, чтобы тайком, чтобы безопасно, |
|
||||||
чтобы кто-нибудь |
не узнал. Ведь украсть |
и сам Эпикур не |
12 |
165
\3
\4
\5
\6
\7
\8
объявляет злом, но зло - попасться. И так как невозможно
получить уверенность в том, что никто не узнает об этом, потому он говорит: «Не крадите». Но я тебе говорю, что, если это будет делаться искусно и тайно, никто не узнает об этом.
Да потом у нас есть в Риме друзья могущественные и друже
ские связи', и эллины бессильны: никто из них не осмелится
обратиться туда по этому делу. Что ты воздерживаешься от
своего собственного блага'? Глупо это, бессмысленно. Но да
же если ты будешь говорить мне, что воздерживаешься, я не
поверю тебе. Ведь как невозможно согласиться с тем, что
представляется ложным, и отвергнуть истинное, так невоз
можно отказаться от того, что представляется благом. А бо гатство - благо и, во всяком-то случае, наиболее действен ное средство для достижения удовольствий. Почему бы тебе
не присвоить его'? А почему бы нам не совращать жену сосе
да, если мы можем сделать это так, чтобы никто не узнал, а если муж начнет молоть вздор, почему бы к тому же не отру бить ему голову'? Если хочешь быть философом, каким он
должен быть, если уж совершенным, если следующим своим
мнениям. А иначе ты ничем не будешь отличаться от нас, так
называемых стоиков. Ведь и мы тоже говорим одно, а делаем
другое. Мы говорим прекрасное, делаем постыдное. Ты ока
жешься с противоположной превратностью, исповедуя по
стыдное, делая прекрасное.
\9 Скажи, ради бога, представляешь ли ты себе город эпи курейцев'? «Я не женюсь». - «И я тоже. Ведь не следует жениться». Но не следует и рождать детей, но не следует и участвовать в государственных делах. Что же получится'?
Откуда возьмутся граждане'? Кто будет воспитывать их? Кто будет надзирателем эфебов, кто будет надзирателем гимна сиев? Да и в чем будет он воспитывать их? В том, в чем вос 20 питывались лакедемоняне или афиняне? Возьми ты мне мо
лодого человека, наставь его в соответствии с твоими мне
ниями. Мнения эти негодны, разрушительны для города, па
2\ губны для семьи, и даже женщинам не пристали.Оставь их, человек. Ты живешь в державном городе:б ты должен зани
мать должности, судить справедливо, воздерживаться от чу
жого, тебе не должна представляться красивой никакая же на, кроме твоей, не должен представляться красивым ника кой мальчик, не должна представляться красивой никакая
22 серебряная утварь, никакая золотая утварь. Вот со всем этим
согласующиеся поищи мнения, исходя из которых ты с удо
вольствием будешь воздерживаться от вещей, обладающих такой убедительностью, которая способна увлечь и одолеть. А если бы вдобавок к убедительности их мы и философию какую-нибудь такую изобрели, еще и ср своей стороны тол-
\66
кающую нас к ним и придающую им силу, что получи
лось бы?
Что самое лучшее в чеканном юделии, серебро или ис |
24 |
|||
кусство? Плоть - сущность руки, а дела руки - |
как имею |
|
||
щие главное значение. Так вот, и все надлежащее - |
трех ро |
25 |
||
дов: то-то - касающееся существования, |
то-то - |
ка |
|
|
сающееся того или иного определенного существования, а |
|
|||
то-то - как само имеющее главное значение. Вот так и не |
|
|||
материю человека следует ценить, бренную плоть, а |
|
|||
имеющее главное значение. В чем оно заключается? Уча |
26 |
|||
ствовать в государственных делах, жениться, рождать детей, |
|
|||
почитать бога, заботиться о родителях, вообще, стремиться, |
|
|||
избегать, влечься, невлечься, как следует делать все это, как |
|
|||
мы по своей природе рождены. А по своей природе рождены |
27 |
|||
мы как? Как свободные, как благородные, как совестливые. В |
|
|||
самом деле, какое другое живое существо краснеет, какое |
|
|||
получает представление о постыдном? А удовольствие под |
28 |
|||
чини всему лому как прислужника, как служителя, чтобы |
|
|||
все это вызывало рвение, чтобы сдерживало в пределах дел в |
|
|||
соответствии с природой. |
|
|
|
|
«Но я богат, и у меня нет нужды ни в чем». Так что же |
29 |
|||
ты еще притязаешь на занятие философией'? Тебе достаточно |
|
|||
золотой и серебряной утвари. Какая тебе нужда в мнениях? |
|
|||
«Но я и судья над эллинами». Ты умеешь судить? Что сдела |
30 |
|||
ло тебя умеющим? «Цезарь подписал мне верительную гра |
|
|||
моту». Пусть он подпишет тебе, чтобы ты судил о музыкан |
31 |
|||
тах. И какая тебе польза? А все же, как ты стал судьей? Чью |
|
|||
руку целовал, Симфора или Нумения?7 Перед чьей спальней |
|
|||
ночевал? Кому посылал подарки? И ты еще не осознаешь, |
|
|||
что быть судьей стоит столько же, сколько Нумений? «Но я |
32 |
|||
могу бросить в тюрьму кого хочу». Как камень. «Но я могу |
|
|||
избить палкой кого хочу». Как осла. ':)то не властвование |
|
|||
над людьми. Властвуй lIад нами как над обладающими ра |
|
|||
·зумом. Показывай нам полезное, 11 мы последуем тому. По |
|
|||
казывай неполе'тое, и мы отвратимся от того. Сделай нас |
34 |
|||
твоими ревностными последователями, как Сократ - |
сво |
|
||
ими. Именно он властвовал над людьми как над людьми, |
|
|||
сделал их подчинившими ему их стремление, избегание, |
|
|||
влечение, невлечение. «Сделай это. Не делай этого. Иначе |
35 |
|||
брошу тебя в тюрьму». 1ТО уже не как над обладающими |
|
|||
разумом властвование получается. Но: «Сделай |
ло, |
как |
36 |
установил Зевс. А если не сделаешь, то потерпишь ущерб,
потерпишь вред». Какой вред? Иного никакого, кроме этого:
не сделать то, что следует. Ты утратишь в себе честного,
совестливого, порядочного. Иного большего вреда, чем это,
не ищи.
167