ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 821
Скачиваний: 0
8. Как c,leilyeT упражняться против представ.lениЙ
Как мы упражняемся против софистических вопросов!,
так нам каждый день следовало бы упражняться и против
представлений. Ведь и они тоже задают нам вопросы.
2 |
«Сын такого-то умер». - |
Ответь: Независящее от сво- |
|
|
боды ВОсlИ, не зло. - |
«Отеи |
оставил такого-то лишенным |
|
наследства. Что это, по твоему мнению?» - Независящее от |
||
|
свободы ВОJ1И, не зло. - |
«Цезарь осудил его». - Независя- |
|
3 |
щее от свободы воли, не зло. - |
«Он опечалился от этого». - |
|
|
Зависящее от свободы воли, зло. - «Он благородно выдер |
||
|
жал». - Зависящее от свободы воли, благо. |
||
4 |
И если мы вот так будем приучать себя, то будем совер- |
||
|
шенствоваться. Ведь мы никогда не будем соглашаться ни с |
чем иным, кроме как с тем, о чем представление получается
постигающееС •
5 «Сын умер». - Что случилось? Сын умер. Больше ниче-
го? Ничего. - «Корабль погиб». - Что случилось? Корабль погиб. - «Его увели в тюрьму». - Что случилось? Его уве
ли в тюрьму. А что «плохи его дела», это каждый от себя до-
6бавляет. - «Но Зевс делает все это неправильно». - Поче му?! Потому что он сделал тебя способным к выдерживанию,
потому что наделил тебя величием духа, потому что не при дал всему тому свойства быть злом, потому что в твоей воз
можности, претерпевая все то, быть счастливым, потому что он открыл тебе дверь, на тот случай если это тебя не устраи вает? Человек, выйди и не вини.
7Как относятся римляне к философам, если хочешь узнать,
послушай. Италик', в особенности слывший у них филосо
фом, как-то при мне рассердившись на своих, будто испыты
вая непоправимое, сказал: «Я не могу выносить. Вы губите
меня, вы заставите меня стать таким», показав на меня.
9. С одним оратором, направлявшимся в Рим
по судебному делу
А как-то зашел к нему один, который направлялся в Рим по судебному делу, касавшемуся своей почести, и когда он
|
осведомился о причине, по которой тот |
направляется, |
тот |
2 |
спросил его, как он думает об этом деле. - |
Если ты спраши |
|
|
ваешь меня, что ты сделаешь в Риме, - говорит он, - |
пре |
успеешь ли в своем деле или не преуспеешь, то правила на
это у меня нет. А если ты спрашиваешь меня, как ты сдела
ешь, то вот что могу я тебе сказать: если мнения у тебя пра
вильные, то - правильно, а если дурные, то - неправильно.
Ведь у каждого причина того, что он делает что-то, заключа-
168
ется в мнении. В самом деле, что такое то, вследствие чего |
3 |
|||
ты возжаждал, чтобы тебя выбрали патроном кноссцев?1 |
|
|||
Твое мнение. Что такое то, вследствие чего ты сейчас на |
|
|||
правляешься в Рим? Твое мнение. Притом зимой, с опас- |
|
|||
ностью, с расходами? - |
Да ведь необходимо. - Кто гово- |
4 |
||
рит тебе это? Твое мнение. Значит, если причины всего это- |
|
|||
го заключаются в мнениях, - а мнения могут быть дурны- |
|
|||
\fИ, - то какова будет причина, таково будет и осуществле- |
|
|||
ние. Так у всех ли у нас мнения здравые - и у тебя и у твое- |
5 |
|||
го противника? Как же вы расходитесь в них? Или - |
скорее |
|
||
у тебя, чем у него'? Почему'? Тебе кажется так. И ему, и су- |
|
|||
масшедшим. Это негодный критерий. Но ты покажи мне, что |
6 |
|||
ты занимался каким-то рассмотрением своих мнений и про |
|
|||
являл заботу о них. И, как сейчас ты отправляешься в плава- |
|
|||
ние в Рим для того, чтобы быть патроном кноссцев, и тебе |
|
|||
недостаточно оставаться дома с теми почестями, которые у |
|
|||
тебя есть, но ты жаждешь какой-то более значительной и |
|
|||
блестящей, когда это ты вот так отправлялся в плавание ради |
|
|||
того, чтобы рассмотреть свои мнения, и если у тебя есть ка- |
|
|||
кое-то дурное, отбросить? К кому обращался ты за этим? |
7 |
|||
Какие годы жизни посвятил ты самому себе, какую пору |
|
|||
жизни? Проследи свои годы жизни, сам с собой, если меня |
|
|||
стыдишься. Когда ты был подростком, исследовал ли ты |
8 |
|||
свои мнения? Разве не как всё ты делаешь, делал ты то, что |
|
|||
делал? А когда был юношей уже, слушал ораторов и сам |
|
|||
осваивал это искусство, чего тебе, воображал ты, недостава- |
|
|||
ло? А когда был молодым человеком и уже стал участвовать |
9 |
|||
в государственных делах, сам стал вести судебные дела, стал |
|
|||
пользоваться славой, кто еще, по твоему представлению, |
|
|||
был равен тебе? r де тут было стерпеть тебе, |
чтобы |
кто-то |
|
|
исследовал тебя и показывал, что мнения у тебя негодные? |
|
|||
Так что же хочешь ты, чтобы я тебе сказал? - |
Помоги мне в |
1О |
||
этом деле. - У меня нет на это правил. И ты, если ты за |
|
|||
этим пришел ко мне, то пришел не как к философу, но как к |
|
|||
торговцу овощами, как к сапожнику. - Так на что же есть у |
11 |
|||
философов правила? - |
На то, чтобы, что бы ни случилось, |
|
||
верховная часть души наша пребывала в состоянии соответ |
|
|||
ствия с природой. Это кажется тебе незначительным?- |
|
|||
Нет, напротив, самым важным. - Так что же, разве это тре- |
|
|||
бует немного времени и овладеть этим можно мимоходом? |
|
|||
Если ты можешь, овладевай. Потом будешь говорить: «Я |
12 |
|||
встретился с Эпиктетом, как с камнем, как со статуей». Дей |
|
|||
ствительно, ты меня увидел и больше ничего. А с человеком |
|
|||
как человеком встречается тот, кто ознакомляется с его мне- |
|
|||
ниями и в свою очередь показывает свои собственные. Озна- |
13 |
комься с моими мнениями, покажи мне свои, и вот тогда го-
169
вори, что ты встретился со мной. Подвергнем друг друга ис
пытанию: если у меня какое-то мнение худое, УС1;рани его;
если у тебя какое-то, выложи его. Вот что такое встречаться
14с философом. Но нет: «Это по пути, и пока мы наймем ко
рабль, мы можем и Эпиктета повидать. Посмотрим, что же он говорит». Потом, уйдя: «Этот Эпиктет ничего, оказывает ся, собой не представляет, речь его полна солецизмов и вар
варизмов». Да и чего иного судьями приходите вы?
15 «Но если я посвящу себя этому, - говорит, - то у меня
не будет земли, как нет ее и у тебя, у меня не будет серебря
ных кубков, как нет их и у тебя, не будет прекрасного скота,
16как нет его и у тебя». На это достаточно, вероятно, сказать
вот что: «Но у меня нет нужды во всем этом. А у тебя, даже
|
если ты приобретешь огромное имущество, есть |
нужда в |
17 |
ином, ты, хочешь не хочешь, более нищ, чем я». - |
В чем же |
|
у меня есть нужда? - В том, чего у тебя нет: в том, чтобы |
|
|
быть стойким, в том, чтобы мысль была в состоянии соот |
|
|
ветствия с природой, в том, чтобы не впадать в |
смятение. |
18Патрон ли, не патрон ли, что мне до того? Тебе до того. Я богаче тебя. Я не беспокоюсь о том, что подумает обо мне цезарь. Я не льщу никому ради этого. Вот что есть у меня
вместо серебряной утвари, вместо золотой утвари. У тебя
вещи - золотые, разум, мнения, согласия, влечения, стрем-
19ления - глиняные. А когда все это у меня в состоянии соот
ветствия с природой, почему бы мне не заняться и искусным
обращением с разумом? У меня ведь есть досуг, мысль моя
не отвлечена ничем. Что мне делать, когда я не отвлечен ни
чем? Какое у меня есть дело более человеческое, чем это?
20Вы, когда вам нечего делать, впадаете в смятение, идете в театр или бесцельно тратите время'. Почему бы философу не
21заняться работой над совершенствованием своего разума? У тебя - хрустальные сосуды, у меня - занятия «Лжецом», у
тебя - мурриновые сосуды', у меня - занятия «Отрицаю
щим»4. Тебе все, что есть у тебя, представляется незначи
тельным, мне все мое - важным. Жажда твоя неутолима,
22моя - утолена. Вот так бывает с детьми\ когда они запус
кают руку в узкогорлый кувшин и пытаются вытащить из
него сушеные фиги с орехами: если они наполняют руку, то
не могут вытащить, и тогда начинают плакать. Убавь их не
много, и вытащишь. И ты, убавь свое стремление: не жажди
многого, и получишь.
10. Как следует переносить болезни
Когда появляется надобность в каком бы то ни было мне
нии, следует руководствоваться им: при завтраке - мнения-
170
ми, касающимися завтрака, в бане - мнениями, касающимися
бани, в постели - |
мнениями, касающимися постели. |
|
||||||
Сну не дай низойти на свои усталые очи, |
|
|
|
2 |
||||
Каждое за день свершенное дело пока не рассмотришь: |
|
, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«В чем IIреСТУIlИЛ я? Что сделал? Какой мною долг не исполнен?» |
.' |
|||||||
С 'Нога ты начав, разбирай по порядку. И следом |
|
|
|
|||||
Кайся в дурных деяньях своих, или радуйся - |
добрым1 |
• |
|
|||||
И эти стихи следует удерживать в памяти для их полезно |
4 |
|||||||
го применения, |
не |
для того чтобы |
мы |
их |
возглашали, как |
|
||
«Пеан Аполлон!»". Опять-таки, при лихорадке следует руко |
5 |
|||||||
водствоваться мнениями по этому поводу. Если у нас начнет |
|
|||||||
ся лихорадка, не забрасывать и не забывать все. «Если я еще |
|
|||||||
когда-нибудь займусь философией, пусть со мной будет что |
|
|||||||
угодно!» Уйти куда-нибудь заботиться о бренном теле, если |
|
|||||||
и туда лихорадка не приходит'. А занятие философией в чем |
б |
|||||||
заключается? Разве не в занятии подготовкой себя ко всему |
|
|||||||
случающемуся? Так не понимаешь ли ты, что ты говоришь |
|
|||||||
нечто такое: «Если я еще когда-нибудь займусь подготовкой |
|
|||||||
себя к тому, чтобы спокойно переносить все случающееся, |
|
|||||||
пусть со мной будет что угодно!»? Это как если бы кто-то, |
|
|||||||
получив удары, отказался заниматься всеборьем. Но там |
7 |
|||||||
можно прекратить заниматься и не подвергаться порке\ а |
|
|||||||
здесь какая польза, если мы прекратим заниматься филосо |
|
|||||||
фией? Что же он должен говорить при |
всяких |
невзгодах? |
|
|||||
«Ради этого я упражнялся, для этого я закалялся». Бог гово |
8 |
|||||||
рит тебе: «Представь мне доказательство того, по законным |
|
|||||||
ли правилам ты боролся, столько ли ел, сколько следовало, |
|
|||||||
упражнялся ли, |
слушался ли учителя борьбы»'. И вот на де |
|
||||||
ле-то ты оказываешься изнеженным? Сейчас пришло свое |
|
|||||||
время переносить лихорадку - |
пусть это будет происходить |
|
||||||
правильно, переносить жажду - |
переноси жажду правильно, |
|
||||||
переносить голод - переноси голод правильно. Разве это не |
9 |
|||||||
зависит от тебя? Кто помешает тебе? Пить, конечно, поме |
|
|||||||
шает врач, но правильно переносить жажду он не может по |
|
|||||||
мешать, и есть помешает ,он, но переносить голод правильно |
|
|||||||
он не может помешать. |
|
|
|
|
|
|
||
- Но разве я не занимаюсь образованием? - |
А для чего |
10 |
||||||
занимаешься ты образованием? Рабское ты существо, не для |
|
|||||||
того ли, чтобы благоденствовать? Не для того ли, чтобы быть |
|
|||||||
стойким? Не для того ли, чтобы пребывать в состоянии соот |
|
|||||||
ветствия с природой? Что мешает переносящему лихорадку |
11 |
|||||||
сохранять верховную часть души в состоянии соответствия с |
|
|||||||
природой? Здесь |
испытание |
этого |
дела, |
проверка зани |
|
мающегося философией. Ведь и это часть жизни: как прогул
ка, как совершение пути по морю, как совершение пути по
171