Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 821

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Как c,leilyeT упражняться против представ.lениЙ

Как мы упражняемся против софистических вопросов!,

так нам каждый день следовало бы упражняться и против

представлений. Ведь и они тоже задают нам вопросы.

2

«Сын такого-то умер». -

Ответь: Независящее от сво-

 

боды ВОсlИ, не зло. -

«Отеи

оставил такого-то лишенным

 

наследства. Что это, по твоему мнению?» - Независящее от

 

свободы ВОJ1И, не зло. -

«Цезарь осудил его». - Независя-

3

щее от свободы воли, не зло. -

«Он опечалился от этого». -

 

Зависящее от свободы воли, зло. - «Он благородно выдер­

 

жал». - Зависящее от свободы воли, благо.

4

И если мы вот так будем приучать себя, то будем совер-

 

шенствоваться. Ведь мы никогда не будем соглашаться ни с

чем иным, кроме как с тем, о чем представление получается

постигающееС

5 «Сын умер». - Что случилось? Сын умер. Больше ниче-

го? Ничего. - «Корабль погиб». - Что случилось? Корабль погиб. - «Его увели в тюрьму». - Что случилось? Его уве­

ли в тюрьму. А что «плохи его дела», это каждый от себя до-

6бавляет. - «Но Зевс делает все это неправильно». - Поче­ му?! Потому что он сделал тебя способным к выдерживанию,

потому что наделил тебя величием духа, потому что не при­ дал всему тому свойства быть злом, потому что в твоей воз­

можности, претерпевая все то, быть счастливым, потому что он открыл тебе дверь, на тот случай если это тебя не устраи­ вает? Человек, выйди и не вини.

7Как относятся римляне к философам, если хочешь узнать,

послушай. Италик', в особенности слывший у них филосо­

фом, как-то при мне рассердившись на своих, будто испыты­

вая непоправимое, сказал: «Я не могу выносить. Вы губите

меня, вы заставите меня стать таким», показав на меня.

9. С одним оратором, направлявшимся в Рим

по судебному делу

А как-то зашел к нему один, который направлялся в Рим по судебному делу, касавшемуся своей почести, и когда он

 

осведомился о причине, по которой тот

направляется,

тот

2

спросил его, как он думает об этом деле. -

Если ты спраши­

 

ваешь меня, что ты сделаешь в Риме, - говорит он, -

пре­

успеешь ли в своем деле или не преуспеешь, то правила на

это у меня нет. А если ты спрашиваешь меня, как ты сдела­

ешь, то вот что могу я тебе сказать: если мнения у тебя пра­

вильные, то - правильно, а если дурные, то - неправильно.

Ведь у каждого причина того, что он делает что-то, заключа-

168


ется в мнении. В самом деле, что такое то, вследствие чего

3

ты возжаждал, чтобы тебя выбрали патроном кноссцев?1

 

Твое мнение. Что такое то, вследствие чего ты сейчас на­

 

правляешься в Рим? Твое мнение. Притом зимой, с опас-

 

ностью, с расходами? -

Да ведь необходимо. - Кто гово-

4

рит тебе это? Твое мнение. Значит, если причины всего это-

 

го заключаются в мнениях, - а мнения могут быть дурны-

 

\fИ, - то какова будет причина, таково будет и осуществле-

 

ние. Так у всех ли у нас мнения здравые - и у тебя и у твое-

5

го противника? Как же вы расходитесь в них? Или -

скорее

 

у тебя, чем у него'? Почему'? Тебе кажется так. И ему, и су-

 

масшедшим. Это негодный критерий. Но ты покажи мне, что

6

ты занимался каким-то рассмотрением своих мнений и про­

 

являл заботу о них. И, как сейчас ты отправляешься в плава-

 

ние в Рим для того, чтобы быть патроном кноссцев, и тебе

 

недостаточно оставаться дома с теми почестями, которые у

 

тебя есть, но ты жаждешь какой-то более значительной и

 

блестящей, когда это ты вот так отправлялся в плавание ради

 

того, чтобы рассмотреть свои мнения, и если у тебя есть ка-

 

кое-то дурное, отбросить? К кому обращался ты за этим?

7

Какие годы жизни посвятил ты самому себе, какую пору

 

жизни? Проследи свои годы жизни, сам с собой, если меня

 

стыдишься. Когда ты был подростком, исследовал ли ты

8

свои мнения? Разве не как всё ты делаешь, делал ты то, что

 

делал? А когда был юношей уже, слушал ораторов и сам

 

осваивал это искусство, чего тебе, воображал ты, недостава-

 

ло? А когда был молодым человеком и уже стал участвовать

9

в государственных делах, сам стал вести судебные дела, стал

 

пользоваться славой, кто еще, по твоему представлению,

 

был равен тебе? r де тут было стерпеть тебе,

чтобы

кто-то

 

исследовал тебя и показывал, что мнения у тебя негодные?

 

Так что же хочешь ты, чтобы я тебе сказал? -

Помоги мне в

1О

этом деле. - У меня нет на это правил. И ты, если ты за

 

этим пришел ко мне, то пришел не как к философу, но как к

 

торговцу овощами, как к сапожнику. - Так на что же есть у

11

философов правила? -

На то, чтобы, что бы ни случилось,

 

верховная часть души наша пребывала в состоянии соответ­

 

ствия с природой. Это кажется тебе незначительным?-

 

Нет, напротив, самым важным. - Так что же, разве это тре-

 

бует немного времени и овладеть этим можно мимоходом?

 

Если ты можешь, овладевай. Потом будешь говорить: «Я

12

встретился с Эпиктетом, как с камнем, как со статуей». Дей­

 

ствительно, ты меня увидел и больше ничего. А с человеком

 

как человеком встречается тот, кто ознакомляется с его мне-

 

ниями и в свою очередь показывает свои собственные. Озна-

13

комься с моими мнениями, покажи мне свои, и вот тогда го-

169


вори, что ты встретился со мной. Подвергнем друг друга ис­

пытанию: если у меня какое-то мнение худое, УС1;рани его;

если у тебя какое-то, выложи его. Вот что такое встречаться

14с философом. Но нет: «Это по пути, и пока мы наймем ко­

рабль, мы можем и Эпиктета повидать. Посмотрим, что же он говорит». Потом, уйдя: «Этот Эпиктет ничего, оказывает­ ся, собой не представляет, речь его полна солецизмов и вар­

варизмов». Да и чего иного судьями приходите вы?

15 «Но если я посвящу себя этому, - говорит, - то у меня

не будет земли, как нет ее и у тебя, у меня не будет серебря­

ных кубков, как нет их и у тебя, не будет прекрасного скота,

16как нет его и у тебя». На это достаточно, вероятно, сказать

вот что: «Но у меня нет нужды во всем этом. А у тебя, даже

 

если ты приобретешь огромное имущество, есть

нужда в

17

ином, ты, хочешь не хочешь, более нищ, чем я». -

В чем же

 

у меня есть нужда? - В том, чего у тебя нет: в том, чтобы

 

быть стойким, в том, чтобы мысль была в состоянии соот­

 

ветствия с природой, в том, чтобы не впадать в

смятение.

18Патрон ли, не патрон ли, что мне до того? Тебе до того. Я богаче тебя. Я не беспокоюсь о том, что подумает обо мне цезарь. Я не льщу никому ради этого. Вот что есть у меня

вместо серебряной утвари, вместо золотой утвари. У тебя

вещи - золотые, разум, мнения, согласия, влечения, стрем-

19ления - глиняные. А когда все это у меня в состоянии соот­

ветствия с природой, почему бы мне не заняться и искусным

обращением с разумом? У меня ведь есть досуг, мысль моя

не отвлечена ничем. Что мне делать, когда я не отвлечен ни­

чем? Какое у меня есть дело более человеческое, чем это?

20Вы, когда вам нечего делать, впадаете в смятение, идете в театр или бесцельно тратите время'. Почему бы философу не

21заняться работой над совершенствованием своего разума? У тебя - хрустальные сосуды, у меня - занятия «Лжецом», у

тебя - мурриновые сосуды', у меня - занятия «Отрицаю­

щим»4. Тебе все, что есть у тебя, представляется незначи­

тельным, мне все мое - важным. Жажда твоя неутолима,

22моя - утолена. Вот так бывает с детьми\ когда они запус­

кают руку в узкогорлый кувшин и пытаются вытащить из

него сушеные фиги с орехами: если они наполняют руку, то

не могут вытащить, и тогда начинают плакать. Убавь их не­

много, и вытащишь. И ты, убавь свое стремление: не жажди

многого, и получишь.

10. Как следует переносить болезни

Когда появляется надобность в каком бы то ни было мне­

нии, следует руководствоваться им: при завтраке - мнения-

170



ми, касающимися завтрака, в бане - мнениями, касающимися

бани, в постели -

мнениями, касающимися постели.

 

Сну не дай низойти на свои усталые очи,

 

 

 

2

Каждое за день свершенное дело пока не рассмотришь:

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

«В чем IIреСТУIlИЛ я? Что сделал? Какой мною долг не исполнен?»

.'

С 'Нога ты начав, разбирай по порядку. И следом

 

 

 

Кайся в дурных деяньях своих, или радуйся -

добрым1

 

И эти стихи следует удерживать в памяти для их полезно­

4

го применения,

не

для того чтобы

мы

их

возглашали, как

 

«Пеан Аполлон!»". Опять-таки, при лихорадке следует руко­

5

водствоваться мнениями по этому поводу. Если у нас начнет­

 

ся лихорадка, не забрасывать и не забывать все. «Если я еще

 

когда-нибудь займусь философией, пусть со мной будет что

 

угодно!» Уйти куда-нибудь заботиться о бренном теле, если

 

и туда лихорадка не приходит'. А занятие философией в чем

б

заключается? Разве не в занятии подготовкой себя ко всему

 

случающемуся? Так не понимаешь ли ты, что ты говоришь

 

нечто такое: «Если я еще когда-нибудь займусь подготовкой

 

себя к тому, чтобы спокойно переносить все случающееся,

 

пусть со мной будет что угодно!»? Это как если бы кто-то,

 

получив удары, отказался заниматься всеборьем. Но там

7

можно прекратить заниматься и не подвергаться порке\ а

 

здесь какая польза, если мы прекратим заниматься филосо­

 

фией? Что же он должен говорить при

всяких

невзгодах?

 

«Ради этого я упражнялся, для этого я закалялся». Бог гово­

8

рит тебе: «Представь мне доказательство того, по законным

 

ли правилам ты боролся, столько ли ел, сколько следовало,

 

упражнялся ли,

слушался ли учителя борьбы»'. И вот на де­

 

ле-то ты оказываешься изнеженным? Сейчас пришло свое

 

время переносить лихорадку -

пусть это будет происходить

 

правильно, переносить жажду -

переноси жажду правильно,

 

переносить голод - переноси голод правильно. Разве это не

9

зависит от тебя? Кто помешает тебе? Пить, конечно, поме­

 

шает врач, но правильно переносить жажду он не может по­

 

мешать, и есть помешает ,он, но переносить голод правильно

 

он не может помешать.

 

 

 

 

 

 

- Но разве я не занимаюсь образованием? -

А для чего

10

занимаешься ты образованием? Рабское ты существо, не для

 

того ли, чтобы благоденствовать? Не для того ли, чтобы быть

 

стойким? Не для того ли, чтобы пребывать в состоянии соот­

 

ветствия с природой? Что мешает переносящему лихорадку

11

сохранять верховную часть души в состоянии соответствия с

 

природой? Здесь

испытание

этого

дела,

проверка зани­

 

мающегося философией. Ведь и это часть жизни: как прогул­

ка, как совершение пути по морю, как совершение пути по

171