ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 816
Скачиваний: 0
12 |
суше, - так и лихорадка. Разве во время прогулки ты чита |
|
ешь? - Нет. - Вот так и во время лихорадки. Но если ты |
|
правильно совершаешь прогулку, у тебя есть то, что должно |
|
быть у совершающего прогулку. Если ты правильно перено |
|
сишь лихорадку, у тебя есть то, что должно быть у перено |
' |
сящего лихорадку. Что значит правильно переносить лихо |
l .' |
|
|
радку? Не жаловаться на бога, не жаловаться на человека, не |
|
удручаться происходящим, разумно и правильно относиться |
|
к смерти, выполнять предписания. Когда приходит врач, не |
|
бояться, что он скажет. И если он скажет: «Прекрасно у те |
|
бя», не радоваться чрезмерно. В самом деле, какое б:lаго он |
|
сказал тебе? Ведь когда ты был здоров, какое для тебя благо |
14заключалось в этом? И если он скажет: «Плохо у тебя», не
поникать духом. В самом деле, что значит быть в плохом со
стоянии? Приближаться к отделению души от тела. Так что же в этом ужасного? Если ты не приблизишься к этому сей час, разве не приблизишься позднее? А то мир перевернется,
15если ты умрешь? Так что же ты льстишь врачу? Что гово
ришь: «Если ты захочешь, господин, у меня будет хорошо»?
Что предоставляешь ему основание высокомерно вздымать
бровь, а не по его заслугам воздаешь ему: как сапожнику - в
том, что касается ноги, как строителю - в том, что касается
дома, так и врачу - в том, что касается бренного тела, того,
что не мое, того, что по природе мертво? Вот чему свое вре
мя для переносящего лихорадку. Если он исполнит это, у не го есть то, что должно быть у него.
16Ведь дело философа сохранять не это все, что относится к внешнему миру, ни винишко, ни маслишко, ни бренное тело. Но что? Свою собственную верховную часть души. А все то,
что вовне, как? Быть занятым всем этим лишь в пределах ра
17зумного. Так где же тут еще уместность страха? Так где же тут еще уместность гнева? Где тут уместность страха за чу
18жое, за ничего не стоящее? Ведь следует руководствоваться двумя этими мнениями: что вне свободы воли ничто не есть ни благо, ни зло и что не направлять нужно положение ве
19шей, а следовать ему. «Брат не должен был так обойтись со мной». Нет. Но это посмотрит он сам. А я, как бы он ни обо шелся со мной, сам я буду относиться к нему как должно.
20 |
Это ведь - |
мое, а то - чужое. Этому никто не может поме |
|
шать, то - |
подвластно помехам. |
11. Отдельные замечания
Существуют некие как бы по закону установленные нака-
2зания неповинующимся божественному управлению: «Кто будет считать благом что-то иное кроме того, что зависит от
172
свободы воли, тот пусть завидует, пусть жаждет, пусть
льстит, пусть будет в смятении. Кто будет считать злом иное,
тот пусть печалится, пусть сокрушается, пусть скорбит, пусть |
|
будет несчастею>. И все же, подвергаясь таким суровым нака- |
3 |
заниям, мы не можем отказаться считать так.
Помни, что говорит поэт о страннике: |
4 |
Странник, нельзя то, если и хуже тебя кто пришел бы, |
|
Странника мне не почтить: под охраной 3евса ведь каждый |
|
Странник и нищиЙI . |
|
Так вот, этим следует руководствоваться и по отношению к |
5 |
отцу: «Нельзя то, если и хуже тебя кто пришел, бы, мне отца |
|
не почтить: под охраной Зевса ведь каждый Отчего», и по |
6 |
отношению к брату: «Под охраной Зевса ведь каждый Еди |
|
нокровственного». И вот так в соответствии с остальны- |
|
ми нашими отношениями мы найдем блюстителем их |
|
Зевса. |
|
12. Об упражнении на деле |
|
Упражнениями на деле следует заниматься не прибегая к |
|
тому, что неестественно и необычайно, а то, право, мы, кото |
|
рые говорим, что занимаемся философией, ничем не будем |
|
отличаться от проделывателей трюков. Трудно ведь и по кана- |
2 |
ту ходить, и не только трудно, но и опасно. Разве из-за этого и |
|
мы тоже должны приучать себя ходить по канату или ставить |
|
пальму1 или обхватывать статуи?" Отнюдь. Для упражнения |
3 |
на деле пригодно не то все, что трудно и опасно, но то, что |
|
способствует осуществлению цели нашего усердия. А в чем |
4 |
заключается осуществление цели нашего усердия? В том, |
|
чтобы в стремлении и избегании проводить жизнь непод |
|
властным помехам. А это в чем заключается? В том, чтобы |
|
ни в своем стремлении не терпеть неуспеха, ни в своем избе |
|
гании не терпеть неудачи. Так вот, к этому и должно быть |
|
направлено упражнение на деле. Ведь поскольку без усилен- |
5 |
ного и постоянного упражнения на деле невозможно добить- |
|
ся стремления, не терпящего неуспехов, и избегания, не тер |
|
пящего неудач, знай, что если ты допустишь, чтобы упраж |
|
нение на деле было направлено к тому, что вне тебя, к тому, |
|
что не зависит от свободы воли, то ты не добьешься ни |
|
стремления, достигающего успехов, ни избегания, не терпя- |
|
щего неудач. И поскольку привычка имеет ведущую силу, а |
6 |
мы привыкли пользоваться стремлением и избеганием только |
|
по отношению ко всему тому\ следует противопоставить |
|
этой привычке противоположную привычку и там, где пред-
173
ставления очень неустойчивы, противопоставлять усиленное
упражнение на деле.
7 у меня крен в сторону удовольствия. Я качнусь в проти-
воположную сторону, через меру, ради упражнения на деле.
у меня склонность избегать страдания. Я стану постоянны
ми упражнениями развивать против этого мои представле
ния, для того чтобы избегание отступило от всего такого.
8Ведь кто такой упражняющийся на деле? Тот, кто приучает
себя стремлением не пользоваться, а избеганием4 пользо
ваться только по отношению к зависящему от свободы воли, притом приучает себя больше в труднопреодолимом. В со
ответствии с этим и следует одному больше упражняться на
деле против чего-то одного, другому - против чего-то дру-
9 гого. Так чему же тут служит поставить пальму или носить
1О повсюду кожаную крышу, ступу и пест?' Человек, приучи
себя упражнениями на деле, если ты вспыльчив, терпеливо сносить брань, не расстраиваться от оскорблений. Затем ты так продвинешься, что, даже если кто-нибудь ударит тебя,
ты скажешь самому себе: «Сочти, что ты обхватил статую». 11 Затем - и винишком умело пользоваться, не в том отноше нии, чтобы уметь много пить (есть ведь такие несуразные,
которые упражняются на деле и в этом), но прежде всего в
том, чтобы уметь воздержаться, и от девчонки воздержи ваться, и от лепешечки. Затем когда-нибудь для испытания,
если только дойдет до этого, ты выпустишь при удобном
случае сам себя на борьбу, для того чтобы узнать, всё так же
12ли представления одолевают тебя. Но вначале беги далеко от всего того, что сильнее тебя. Неравна борьба между смазливой
девчонкой и молодым человеком, начинающим заниматься
философией: «Горшок, - говорят, - и камень не в ладу»б.
13 |
После стремления и избегания второй вопрос - |
это во- |
прос, касающийся влечения и невлечения: чтобы оно было |
||
повинующимся разуму, чтобы не было несвоевременным, не |
||
было неуместным, не было в какой-нибудь другой такой не |
||
соразмерности. |
|
|
14 |
Третий - это вопрос, касающийся согласий, вопрос про- |
|
тив |
всего того, что способно убедить и повлечь |
за собой. |
15Ведь, как Сократ говорил, что неисследуемой жизнью нельзя
жить7, вот так и неисследуемым представление нельзя при
нимать, но нужно говорить ему: «Погоди, дай посмотрю, кто ты и откуда идешь», - как ночная стража: «Покажи мне
условные знаки», - «Есть ли у тебя опознаватеЛЬНЫЙ'знак от природы, который должен быть у представления, для того чтобы оно было принято?».
16И наконец, все то, что применяется для тела упражняющими его, если будет направлено сюда как-то, к стремлению
174
и избеганию, это тоже, пожалуй, годится для упражнения на
деле, а если к щеголянию, то это свойственно обращенному к
тому, что вне его, охотящемуся за чем-то иным, ищущему |
|
зрителей, которые будут говорить: «Великий человек!» По- |
17 |
этому прекрасно говорил Аполлоний8: «Когда хочешь по |
|
упражняться на деле для самого себя, ты, испытывая, напри- |
|
мер, жажду во время жары, втяни глоток холодной воды и |
|
выплюнь, и никому не говори об этом». |
|
13. Что такое одиночество и кто такой одинокий |
|
Одиночество есть некое состояние беспомощного. Ведь |
|
если кто-то - один!, это не значит, что тем самым он и оди |
|
нок, так же как если кто-то - в толпе, это не значит, что он |
|
не одинок. Когда, вот, мы потеряем или брата, или сына, или |
2 |
друга, на которого полагались, мы говорим, что остались |
|
одинокими, хотя часто бывает, что мы находимся в Риме, |
|
столько народу нам встречается, столько живущих вместе с |
|
нами, бывает, что у нас толпа рабов. Ведь «одинокий» по |
3 |
своему понятию означает, что это какой-то беспомощный и |
|
предоставленный всякому желающему причинять вред. По |
|
этому, когда мы находимся в пути, мы тогда в особенности |
|
называем себя одинокими, когда попадемся разбойникам. |
|
Ведь от одиночества избавляет появление не вообще челове- |
|
ка, но честного, совестливого, полезнdго. В самом деле, если |
4 |
быть одному достаточно для того, чтобы быть одиноким, го |
|
вори, что и Зевс во время огнеисхода2 одинок и плачется са |
|
мому себе: «Несчастный я! Нет у меня ни Геры, ни Афины, |
|
ни Аполлона, ни вообще брата или сына, или внука, или род- |
|
ственника!» Некоторые и говорят, что именно это он делает, |
5 |
когда остается один во время огнеисхода. Они ведь не пред |
|
ставляют себе, как можно проводить жизнь одному, так как |
|
исходят из из некоей природности, из того, что от природы |
|
дано быть общественным, взаимолюбивым, с удовольствием |
|
сопребывать с людьми. Но тем не менее следует какую-то и к |
6 |
этому иметь подготовку - мочь довлеть самому себе, мочь |
|
пребывать с самим собой. Как Зевс пребывает с самим собой, |
7 |
находит спокойствие в самом себе, размышляет о своем |
|
управлении, каково оно, занят мыслями, подобающими ему\ |
|
так и мы должны мочь беседовать с самим собой, не нуж |
|
даться еще и в других, не испытывать затруднений с тем, как |
|
проводить жизнь, задумываться над божественным управле- |
8 |
нием, над своим отношением ко всему остальному, рассмат
ривать, как мы прежде относились ко всему случающемуся,
как теперь, что все еще оказывает удручающее действие, как
могло бы быть исправлено и это, как устранено, и если что-то
175
требует тщательной работы, тщательно над этим работать соответствующим разумному основанию образом.
9 Вот вы видите, что повсюду царит мирный покой, которым обеспечивает нас, как нам кажется, цезарь, что нет больше ни войн, ни раздоров, ни разгула разбойничьих шаек,
ни пиратских, и можно во всякий час совершать путь по суше
1О и по морю от востока до запада. Так разве и от лихорадки
может он обеспечить нас мирным покоем, разве и от кораб
лекрушения, разве и от пожара или от землетрясения, или от
молнии? Ну а от любви? Не может. От сокрушения? Не мо-
11жет. От зависти? Не может. Словом, ни от чего этого. А ра зум, философов, обещает и от всего этого обеспечивать мир ным покоем. И что он говорит? «Если вы будете внимать
мне, люди, то, где бы вы ни были, что бы вы ни делали, вы не
будете испытывать печали, не будете испытывать гнева, не
будете испытывать принуждений, не будете испытывать по
мех, а будете проводить жизнь неподверженными страстям и
12свободными от всего». Если у кого-то есть этот мирный по
кой, провозглашенный не цезарем (да и откуда ему провоз
гласить этот?), но богом провозглашенный посредством ра
зума, разве он не довольствуется, когда он один, тем, что
13 рассматривает и размышляет: «Теперь со мной никакого зла
не может случиться, для меня не существует разбойника, для
меня не существует землетрясения, все преисполнено мирно
го покоя, все преисполнено невозмутимости: всякая дорога,
всякий город, всякий спутник, сосед, окружающий - без
вредны. Другой, тот, чья то забота, обеспечивает пропитани ем, другой обеспечивает одеждой, другой наделил чувствами,
14другой наделил общими понятиями. А когда он не обеспечи вает необходимым, значит, он возвещает отступление, зна
чит, он открыл дверь и говорит тебе: "Иди". Куда? Ни во что
ужасное, а в то, из чего ты произошел, в дружественное и
15родственное - в первоначала. Сколько было в тебе огня, вернется в огонь, сколько было землицы, в землицу, сколько
бренного жизненного духаs, в бренный жизненный дух,
сколько водицы, в водицу. Нет никакого Аида, ни Ахеронта,
ни Кокита, ни Пирифлегетонта6, а все полно богов и божеств».
16Кто может размышлять обо всем этом, видит солнце, луну,
звезды, услаждается землей и морем, тот так же не одинок, как
17и не беспомощен. - Что же, если кто-нибудь нападет на меня,
когда я один, и зарежет меня? - Глупец, не тебя, а бренное
18тело. Так какое же тут еще одиночество, какое тут затрудне ние? К чему нам делаться хуже, чем детишки? Они-то, когда остаются одни, что делают? Набрав ракушек и песка, строят
что-нибудь, потом разваливают и снова строят другое. И вот
так они никогда не испытывают затруднений с тем, как проВО-
176