ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 818
Скачиваний: 0
дить жизнь. Значит, мне, если вы уедете, придется сидеть и |
19 |
|
плакать, потому что я остался один и я одинок? Вот так у меня |
|
|
не будет ракушек, не будет песка? Но они делают это по нера |
|
|
зумности, а мы несчастны по разумности? |
|
|
Всякая большая сила7 опасна для начинающег08• Так вот |
20 |
|
переносить все такое следует по силе, но по природе, но не |
|
|
чахоточному. Приучи себя в какое-то время вести жизнь так, |
21 |
|
как больной, для того чтобы в другое время ты мог вести |
|
|
жизнь так, как здоровый. Поголодай, одну воду пей. Воздер |
|
|
жись в какое-то время совершенно от стремления, для того |
|
|
чтобы в другое время в твоем стремлении было и разумное |
|
|
основание. А если в нем будет разумное основание, то, когда |
|
|
ты имеешь в себе какое-то благо, твое стремление будет пра |
|
|
вильным. |
|
|
Но нет, мы сразу же хотим вести жизнь так, как мудрецы, |
22 |
|
и приносить пользу людям. Какую это пользу? Что ты? Да |
|
|
самому себе принес ли ты пользу? Но ты хочешь обратить их |
|
|
к разуму? Да сам ты обращен ли уже к разуму? Хочешь при- |
23 |
|
нести им пользу? Покажи им на самом себе, какими делает |
|
|
людей философия, и не болтай. Тем, как ты ешь, приноси |
|
|
пользу едящим с тобой, тем, как ты пьешь, приноси пользу |
|
|
пьющим С тобой, своей уступчивостью всем, своим непритя |
|
|
занием, своей терпимостью - |
вот так приноси им пользу, И |
|
не изливай на них свою желчь. |
|
|
14. Отдельные замечания |
|
|
Как хорошиеl участники трагедийного хора не могут петь |
|
|
одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут |
|
|
гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим |
2 |
|
собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над то- |
3 |
|
бой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, |
|
|
для того чтобы ты узнал, кто ты. |
|
|
Когда кто-нибудь одну воду пьет или занимается каким- |
4 |
|
нибудь упражнением на деле, то он по всякому поводу гово- |
|
|
рит это всем: «Я одну воду пью». Да разве ты ради этого од- |
5 |
|
ну воду пьешь, да разве ради того, чтобы одну воду пить? |
|
|
Человек, если для тебя целесообразно пить, пей, а если нет, |
|
|
то ты смешно поступаешь. А если это тебе полезно, и ты |
6 |
|
пьешь, то помалкивай об этом перед теми, кому не по нраву |
|
|
такие люди. Что же, именно им хочешь ты быть по нраву? |
|
|
Из всего того, что делают, то-то делают как имеющее глав- |
7 |
|
ное значение, а то-то в соответствии с обстоятельствами, то-то |
|
|
в соответствии с ведением |
хозяйства, то-то в соответст- |
|
вии с общением, то-то в соответствии с жизненной установкой.
177
8Нужно избавить людей от двух этих качеств: от самомне-
ния и от неверия. Самомнение заключается в том, что люди
думают, будто больше ни в чем не нуждаются, а неверие -,в
том, что люди считают, будто невозможно благоденствовать
9при всех этих окружающих условиях. От самомнения избав
ляет опровержение, и это - первое, что делает Сократ. А
1О |
что это дело не невозможно, рассмотри и поищи. Само это |
|
|
искание нисколько не повредит тебе. Занятие философией, |
|
|
можно сказать, в том и заключается, чтобы искать, как воз |
|
|
можно пользоваться стремлением и избеганием, не испыты |
|
|
вая препятствиЙ. |
|
II |
«Я лучше тебя, потому что отец мой - консульского зва- |
|
12 |
ния». Другой говорит: «Я был трибуном, а ты - |
нет». А если |
|
бы мы были конями, ты говорил бы: «Отец мой был более |
|
|
быстроногим», или: «У меня много ячменя |
и сена» или |
|
«прекрасная сбруя»? Так если бы я на эти твои слова сказал: |
13«Пусть так, давай же побежим»? Ну, так вот, у человека нет ли ничего такого, как у коня бег, такого, по чему можно уз
нать, кто хуже и кто лучше? Разве нет совести, честности,
14справедливости? Вот в этом показывай себя лучшим, чтобы ты как человек был лучше. Если ты будешь говорить мне: «Я
здорово поддаю ногой»\ скажу и я тебе: «Ты здорово гор
дишься ослиным делом».
15. Что приступать к каждому делу следует
по тщательном рассмотрении
В каждом деле рассматривай предпосылки и следствия, и
вот тогда приступай к нему. Иначе вначале ты возьмешься за
него с рвением, поскольку не обдумал никаких последствий,
а потом, когда какие-то из них прояснятся, С позором отсту-
2пишь. «Я хочу одержать победу на Олимпийских играх». Но
ты рассматривай предпосылки этого и следствия, и вот тогда,
если это для тебя будет целесообразно, принимайся за дело.
3Ты должен подчиняться строгому порядку, соблюдать обяза
тельную диету, воздерживаться от печений, упражняться
обязательно, в установленное время, в жару, в холод, не пить
холодной воды, не пить вина когда попало, словом, предо
ставить себя в распоряжение наставника, как в распоряжение
4врача. Затем, во время борьбы, тебя могут столкнуть в кана
Bi, может быть так, что вывихнешь руку, подвернешь ногу,
наглотаешься песку, будешь высечен", и после всего этого
5может быть так, что потерпишь поражение. Когда ты проду
маешь все это, и если все еше будешь хотеть, тогда вступай на поприще атлетов. А иначе, смотри, ты будешь вести себя,
178
как дети, которые то играют в атлетов, то в гладиаторов, то |
|
|
трубят, потом представляют трагедию, изображая все что |
|
|
увидят и что поразит их. Так и ты, то атлет, то гладиатор, по- |
6 |
|
том философ, потом оратор, а всей душой - |
ничто, но, как |
|
обезьяна, подражаешь всему что увидишь и вечно тебе нра- |
|
|
вится одно за другим, а привычное перестает нравиться. Ты |
7 |
|
ведь приступил к тому или иному без рассмотрения, и не |
|
|
разобрав все дело целиком, и не проверив, но необдуманно и |
|
|
по пустому желанию. |
|
|
Вот так некоторые, увидев философа и послушав кого- |
8 |
|
нибудь, так говорящего, как говорит Эвфрат3 (впрочем, кто |
|
|
так может сказать, как он!), хотят и сами заниматься филосо- |
|
|
фией. Человек, рассмотри сначала, что это за дело, затем и |
9 |
|
свою природу, что можешь ты выдержать. Если ты хочешь |
|
|
быть борцом, посмотри на свои плечи, бедра, поясницу. Ведь |
|
|
один по своей природе рожден для чего-то одного, другой |
|
|
для чего-то другого. Думаешь, что, продолжая делать то же |
1О |
|
самое, ты можешь заниматься философией? Думаешь, что ты |
|
|
можешь так же есть, так же пить, все так же гневаться, все |
|
|
так же быть недовольным? Нужно проводить ночи В усилен- |
11 |
|
ных трудах, подавить некоторые желания, уехать от домаш- |
|
|
них, терпеть презрение мальчишки\ насмешки встречных, |
|
|
терпеть умаление во всем - в должности, в почести, в суде. |
|
|
Когда ты тщательно рассмотришь все это, тогда, если тебе |
12 |
|
угодно, приступай к этому, если ты хочешь обрести вместо |
|
|
всего этого неподверженность страстям, свободу, невозму |
|
|
тимость. А иначе не подходи, н"е будь, как дети, - сейчас |
|
|
философ, затем сборщик налогов, потом оратор, потом про- |
|
|
куратор цезаря. То и это не в ладу. Одним ты должен быть |
13 |
|
человеком - или добродетельным или порочным. Ты дол- |
|
|
жен тщательно работать или над своей верховной частью |
|
|
души или над тем, что относится к внешнему миру, усердно |
|
|
трудиться или над тем, что внутри тебя, или над тем, что вне |
|
|
тебя, то есть иметь установку философа или профана. |
|
|
Когда Гальба5 был убит, кто-то говорил Руфу: «Теперь |
14 |
|
мироздание управляется промыслом». А он |
сказал: «Разве |
|
я когда-нибудь, хоть между прочим, ссылался на Гальбу |
|
|
для обоснования того, что мироздание управляется промыс |
|
|
лом?» |
|
|
16. Что вступать в общение следует с осмотрительностью |
|
|
Вступающий в частое общение с людьми или для разго |
|
|
вора, или для пиров, или вообще для совместной жизни неиз |
|
|
бежно должен или сам уподобиться им, или их изменить на |
|
|
свой лад. Ведь и если погасший уголек положить к горящему, |
2 |
179
3то ИЛИ он погасит тот, или тот воспламенит его. Так вот, по скольку опасность так велика, вступать в такие оБLЦения с
профанами следует с осмотрительностью, помня о том, что,
соприкасаясь с покрытым сажей, невозможно и самому не
4запачкаться сажей. В самом деле, что ты будешь делать, если он о гладиаторах будет толковать, если о лошадях, если об ат
летах, если, что eLЦe хуже, о людях: «Такой-то - порочный,
такой-то - добродетельный. Это получилось прекрасно,
это - плохо», да eLЦe если будет насмешничать, балагурить,
5 чернить? Есть ли у кого-нибудь из вас такая подготовленность,
как у искусно играЮLЦего на лире, которому стоит только, взяв
лиру, коснуться ее струн, чтобы тотчас узнать разлаженные и
настроить инструмент? Есть ли такое умение, какое было у Сократа, во всяком оБLЦении с людьми вести их на свой лад?
6Откуда у вас? Нет, это профаны неизбежно ведут вас за собой.
7Почему же они сильнее вас? Потому что все эти пошлые
веLЦИ, которые говорят они, идут у них от мнений, а все эти
прекрасные веLЦИ, которые говорите вы, идут у вас от губ,
поэтому вялы и мертвы, и ваши увеLЦевания и несчастная,
затасканная вами добродетель способны вызвать отвраLЦение
8 у вашего слушателя. Вот так профаны одолевают вас. Во
9 всем ведь силу имеет - мнение, неодолимо - мнение. Так
до тех пор, пока эти прекрасные мнения не укрепятся в вас и
вы не приобретете определенного умения быть непоколеби
мыми, советую вам с осмотрительностью сходиться с профа
нами. А иначе изо дня в день, как воск на солнце, будет таять
1О ваше все то, что вы записываете в школеl . Так держитесь же
где-нибудь подальше от солнца, пока мнения у вас восковые.
11 Поэтому философы советуют даже удаляться из отечества,
потому что старые привычки отвлекают и не дают возник
нуть какому-то началу иной привычности, и мы не выносим,
когда встречные говорят: «Смотри-ка, такой-то философией
12занимается, такой-сякой!» Вот так и врачи предписывают застарелым больным уехать в другое место с другим возду-
13хом, и правильно делают. И вы тоже смените свои привычки
14на иные. Укрепите свои мнения, закаляйтесь в них. Но нет,
отсюда' - на зреЛИLЦе, на бой гладиаторов, в ксист" в цирк,
потом оттуда - сюда, и опять отсюда - туда, и всё такие же.
15И никакой прекрасной привычки, ни внимания, ни обраLЦения к самому себе и наблюдения: «Как я пользуюсь возникаюLЦИМИ представлениями? В соответствии с природой или не в соот
ветствии с природой? Как я отвечаю им? Как должно или как
не должно? Заявляю ли я всему незаВИСЯLЦему от свободы во-
16ли, что оно нисколько не касается меня?» Ведь если пока eLЦe вы не в таком состоянии, избегайте прежних привычек, избе гайте профанов, если хотите начать наконец быть кем-то.
180