Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 818

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дить жизнь. Значит, мне, если вы уедете, придется сидеть и

19

плакать, потому что я остался один и я одинок? Вот так у меня

 

не будет ракушек, не будет песка? Но они делают это по нера­

 

зумности, а мы несчастны по разумности?

 

Всякая большая сила7 опасна для начинающег08• Так вот

20

переносить все такое следует по силе, но по природе, но не

 

чахоточному. Приучи себя в какое-то время вести жизнь так,

21

как больной, для того чтобы в другое время ты мог вести

 

жизнь так, как здоровый. Поголодай, одну воду пей. Воздер­

 

жись в какое-то время совершенно от стремления, для того

 

чтобы в другое время в твоем стремлении было и разумное

 

основание. А если в нем будет разумное основание, то, когда

 

ты имеешь в себе какое-то благо, твое стремление будет пра­

 

вильным.

 

 

Но нет, мы сразу же хотим вести жизнь так, как мудрецы,

22

и приносить пользу людям. Какую это пользу? Что ты? Да

 

самому себе принес ли ты пользу? Но ты хочешь обратить их

 

к разуму? Да сам ты обращен ли уже к разуму? Хочешь при-

23

нести им пользу? Покажи им на самом себе, какими делает

 

людей философия, и не болтай. Тем, как ты ешь, приноси

 

пользу едящим с тобой, тем, как ты пьешь, приноси пользу

 

пьющим С тобой, своей уступчивостью всем, своим непритя­

 

занием, своей терпимостью -

вот так приноси им пользу, И

 

не изливай на них свою желчь.

 

 

14. Отдельные замечания

 

Как хорошиеl участники трагедийного хора не могут петь

 

одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут

 

гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим

2

собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над то-

3

бой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя,

 

для того чтобы ты узнал, кто ты.

 

Когда кто-нибудь одну воду пьет или занимается каким-

4

нибудь упражнением на деле, то он по всякому поводу гово-

 

рит это всем: «Я одну воду пью». Да разве ты ради этого од-

5

ну воду пьешь, да разве ради того, чтобы одну воду пить?

 

Человек, если для тебя целесообразно пить, пей, а если нет,

 

то ты смешно поступаешь. А если это тебе полезно, и ты

6

пьешь, то помалкивай об этом перед теми, кому не по нраву

 

такие люди. Что же, именно им хочешь ты быть по нраву?

 

Из всего того, что делают, то-то делают как имеющее глав-

7

ное значение, а то-то в соответствии с обстоятельствами, то-то

 

в соответствии с ведением

хозяйства, то-то в соответст-

 

вии с общением, то-то в соответствии с жизненной установкой.

177


8Нужно избавить людей от двух этих качеств: от самомне-

ния и от неверия. Самомнение заключается в том, что люди

думают, будто больше ни в чем не нуждаются, а неверие -,в

том, что люди считают, будто невозможно благоденствовать

9при всех этих окружающих условиях. От самомнения избав­

ляет опровержение, и это - первое, что делает Сократ. А

1О

что это дело не невозможно, рассмотри и поищи. Само это

 

искание нисколько не повредит тебе. Занятие философией,

 

можно сказать, в том и заключается, чтобы искать, как воз­

 

можно пользоваться стремлением и избеганием, не испыты­

 

вая препятствиЙ.

 

II

«Я лучше тебя, потому что отец мой - консульского зва-

12

ния». Другой говорит: «Я был трибуном, а ты -

нет». А если

 

бы мы были конями, ты говорил бы: «Отец мой был более

 

быстроногим», или: «У меня много ячменя

и сена» или

 

«прекрасная сбруя»? Так если бы я на эти твои слова сказал:

13«Пусть так, давай же побежим»? Ну, так вот, у человека нет ли ничего такого, как у коня бег, такого, по чему можно уз­

нать, кто хуже и кто лучше? Разве нет совести, честности,

14справедливости? Вот в этом показывай себя лучшим, чтобы ты как человек был лучше. Если ты будешь говорить мне: «Я

здорово поддаю ногой»\ скажу и я тебе: «Ты здорово гор­

дишься ослиным делом».

15. Что приступать к каждому делу следует

по тщательном рассмотрении

В каждом деле рассматривай предпосылки и следствия, и

вот тогда приступай к нему. Иначе вначале ты возьмешься за

него с рвением, поскольку не обдумал никаких последствий,

а потом, когда какие-то из них прояснятся, С позором отсту-

2пишь. «Я хочу одержать победу на Олимпийских играх». Но

ты рассматривай предпосылки этого и следствия, и вот тогда,

если это для тебя будет целесообразно, принимайся за дело.

3Ты должен подчиняться строгому порядку, соблюдать обяза­

тельную диету, воздерживаться от печений, упражняться

обязательно, в установленное время, в жару, в холод, не пить

холодной воды, не пить вина когда попало, словом, предо­

ставить себя в распоряжение наставника, как в распоряжение

4врача. Затем, во время борьбы, тебя могут столкнуть в кана­

Bi, может быть так, что вывихнешь руку, подвернешь ногу,

наглотаешься песку, будешь высечен", и после всего этого

5может быть так, что потерпишь поражение. Когда ты проду­

маешь все это, и если все еше будешь хотеть, тогда вступай на поприще атлетов. А иначе, смотри, ты будешь вести себя,

178


как дети, которые то играют в атлетов, то в гладиаторов, то

 

трубят, потом представляют трагедию, изображая все что

 

увидят и что поразит их. Так и ты, то атлет, то гладиатор, по-

6

том философ, потом оратор, а всей душой -

ничто, но, как

 

обезьяна, подражаешь всему что увидишь и вечно тебе нра-

 

вится одно за другим, а привычное перестает нравиться. Ты

7

ведь приступил к тому или иному без рассмотрения, и не

 

разобрав все дело целиком, и не проверив, но необдуманно и

 

по пустому желанию.

 

 

Вот так некоторые, увидев философа и послушав кого-

8

нибудь, так говорящего, как говорит Эвфрат3 (впрочем, кто

 

так может сказать, как он!), хотят и сами заниматься филосо-

 

фией. Человек, рассмотри сначала, что это за дело, затем и

9

свою природу, что можешь ты выдержать. Если ты хочешь

 

быть борцом, посмотри на свои плечи, бедра, поясницу. Ведь

 

один по своей природе рожден для чего-то одного, другой

 

для чего-то другого. Думаешь, что, продолжая делать то же

1О

самое, ты можешь заниматься философией? Думаешь, что ты

 

можешь так же есть, так же пить, все так же гневаться, все

 

так же быть недовольным? Нужно проводить ночи В усилен-

11

ных трудах, подавить некоторые желания, уехать от домаш-

 

них, терпеть презрение мальчишки\ насмешки встречных,

 

терпеть умаление во всем - в должности, в почести, в суде.

 

Когда ты тщательно рассмотришь все это, тогда, если тебе

12

угодно, приступай к этому, если ты хочешь обрести вместо

 

всего этого неподверженность страстям, свободу, невозму­

 

тимость. А иначе не подходи, н"е будь, как дети, - сейчас

 

философ, затем сборщик налогов, потом оратор, потом про-

 

куратор цезаря. То и это не в ладу. Одним ты должен быть

13

человеком - или добродетельным или порочным. Ты дол-

 

жен тщательно работать или над своей верховной частью

 

души или над тем, что относится к внешнему миру, усердно

 

трудиться или над тем, что внутри тебя, или над тем, что вне

 

тебя, то есть иметь установку философа или профана.

 

Когда Гальба5 был убит, кто-то говорил Руфу: «Теперь

14

мироздание управляется промыслом». А он

сказал: «Разве

 

я когда-нибудь, хоть между прочим, ссылался на Гальбу

 

для обоснования того, что мироздание управляется промыс­

 

лом?»

 

 

16. Что вступать в общение следует с осмотрительностью

 

Вступающий в частое общение с людьми или для разго­

 

вора, или для пиров, или вообще для совместной жизни неиз­

 

бежно должен или сам уподобиться им, или их изменить на

 

свой лад. Ведь и если погасший уголек положить к горящему,

2

179


3то ИЛИ он погасит тот, или тот воспламенит его. Так вот, по­ скольку опасность так велика, вступать в такие оБLЦения с

профанами следует с осмотрительностью, помня о том, что,

соприкасаясь с покрытым сажей, невозможно и самому не

4запачкаться сажей. В самом деле, что ты будешь делать, если он о гладиаторах будет толковать, если о лошадях, если об ат­

летах, если, что eLЦe хуже, о людях: «Такой-то - порочный,

такой-то - добродетельный. Это получилось прекрасно,

это - плохо», да eLЦe если будет насмешничать, балагурить,

5 чернить? Есть ли у кого-нибудь из вас такая подготовленность,

как у искусно играЮLЦего на лире, которому стоит только, взяв

лиру, коснуться ее струн, чтобы тотчас узнать разлаженные и

настроить инструмент? Есть ли такое умение, какое было у Сократа, во всяком оБLЦении с людьми вести их на свой лад?

6Откуда у вас? Нет, это профаны неизбежно ведут вас за собой.

7Почему же они сильнее вас? Потому что все эти пошлые

веLЦИ, которые говорят они, идут у них от мнений, а все эти

прекрасные веLЦИ, которые говорите вы, идут у вас от губ,

поэтому вялы и мертвы, и ваши увеLЦевания и несчастная,

затасканная вами добродетель способны вызвать отвраLЦение

8 у вашего слушателя. Вот так профаны одолевают вас. Во

9 всем ведь силу имеет - мнение, неодолимо - мнение. Так

до тех пор, пока эти прекрасные мнения не укрепятся в вас и

вы не приобретете определенного умения быть непоколеби­

мыми, советую вам с осмотрительностью сходиться с профа­

нами. А иначе изо дня в день, как воск на солнце, будет таять

1О ваше все то, что вы записываете в школеl . Так держитесь же

где-нибудь подальше от солнца, пока мнения у вас восковые.

11 Поэтому философы советуют даже удаляться из отечества,

потому что старые привычки отвлекают и не дают возник­

нуть какому-то началу иной привычности, и мы не выносим,

когда встречные говорят: «Смотри-ка, такой-то философией

12занимается, такой-сякой!» Вот так и врачи предписывают застарелым больным уехать в другое место с другим возду-

13хом, и правильно делают. И вы тоже смените свои привычки

14на иные. Укрепите свои мнения, закаляйтесь в них. Но нет,

отсюда' - на зреЛИLЦе, на бой гладиаторов, в ксист" в цирк,

потом оттуда - сюда, и опять отсюда - туда, и всё такие же.

15И никакой прекрасной привычки, ни внимания, ни обраLЦения к самому себе и наблюдения: «Как я пользуюсь возникаюLЦИМИ представлениями? В соответствии с природой или не в соот­

ветствии с природой? Как я отвечаю им? Как должно или как

не должно? Заявляю ли я всему незаВИСЯLЦему от свободы во-

16ли, что оно нисколько не касается меня?» Ведь если пока eLЦe вы не в таком состоянии, избегайте прежних привычек, избе­ гайте профанов, если хотите начать наконец быть кем-то.

180