Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 813

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17. О промысле

Когда ты винишь в чем-то промысл, подумай внима­

тельно, и ты узнаешь, что это свершилось по разумному

основанию. -

Да, но унесправедливого преимущество. - В

2

чем? В деньгах. Ведь в этом отношении он лучше тебя, пото-

 

му что он льстит, не стыдится, ночей не спит. Что удивитель-

 

ного? Но ты смотри на то, в честности ли у него преимуще-

3

ство перед тобой, в совестливости ли. Ведь ты не найдешь

 

этого. Но где ты лучше, там ты найдешь, что преимущество у

 

тебя. Я как-то сказал тоже одному возмущавшемуся тем, что

4

Филосторгl счастлив: «Хотел бы сам ты спать с Сурой?»2 -

 

«Да не настанет, - говорит он, -

тот день!» Так что же ты

5

возмущаешься, если он получает что-то за то, что продает?

 

Или как ты можешь считать счастливцем приобретающего

 

все то такими средствами, которые самому тебе претят? Или

 

какое зло творит промысл, если тем, кто лучше, дает то, что

 

лучше? Или быть совестливым не лучше, чем быть бога-

 

тым? - Тот

соглашался. -

Так

что же ты возмущаешься,

6

человек, имея то, что лучше? Так помните же всегда и руко­

 

водствуйтесь тем, что это закон природы, что у того, кто

 

лучше, преимущество перед тем, кто хуже, в том, в чем он

 

лучше, и вы никогда не будете возмущаться.

 

«Но жена плохо обращается со мной». Ладно. Если кто-то

7

спросит тебя, что значит это, говори: «Жена плохо обращается

 

со мной». - «И больше ничего?» -

«Ничего». - «Отец ниче-

8

го не дает мне». <...>3 А что это - зло, следует ли добавлять это

 

от себя да еще измышлять? Поэтому не бедность следует отвер-

9

гать, но мнение о ней, и вот тогда мы будем благоденствовать.

 

18. Что не следует впадать в смятение от сообщений

 

Когда тебе сообщат о чем-нибудь, вызывающем смятение,

 

ты тем руководствуйся, что сообщения ни о чем зависящем от

 

свободы воли не бывает. В самом деле, могут ли сообщить

2

тебе, что ты принял неправильное мнение или что у тебя было

 

неправильное стремление? -

Отнюдь. - Но могут сообщить,

 

что умер кто-то. Какое же это имеет отношение к тебе? Что

 

кто-то хулит тебя. Какое же это имеет отношение к тебе? Что

3

отец затевает вот то-то. Против кого? Разве против свободы

 

воли? Откуда может он это? Но против бренного тела, против

 

бренного имущества. Ты уцелел, это не против тебя. Но вот

4

судья заявляет, что ты виновен в нечестивости. А о Сократе не

 

заявили этого судьи? Твое ли дело то, что он заявил это?-

 

Нет. - Так что же еще тебе до того? Есть определенное отца

5

твоего дело, и если он не исполнит его, значит, он утратил в

181


себе отца, любящего, кроткого. А иной никакой из-за зтого не

ищи в нем утраты. Никогда ведь не бывает так, чтобы человек

6ошибался в одном, а терпел вред в ином. В свою очередь, твое

дело ~ зто при своей защите сохранить стойкость, совестли­

вость, безгневность. А иначе, значит, и ты утратил в себе сы-

7на, совестливого, благородного. Что же судья, вне опасности? Нет, и ему тоже грозит такая же опасность. Так что же еще ты страшишься, какое он вынесет решение? Что тебе до чужого

8зла? Твое зло - это неправильно повести себя при своей за­ щите. Только этого остерегаЙся. А осудить тебя или не осу-

9дить ~ это как дело другого, так и зло другого. «Такой-то

угрожает тебе». Мне? Нет. «Он хулит тебя». Пусть смотрит

сам, как делает свое собственное дело. «Он намерен осудить

тебя несправедливо». Несчастный!

19. Какова установка профана и философа

Первое различие между профаном и философом: тот гово­

рит: «Увы мне! Виной тому сыночек. Виной тому брат. Увы

мне! Виной тому отец», а этот, если когда-нибудь и вынужден

будет сказать «Увы мне!», задумавшись, говорит: «Виной то-

2му Я сам». Ведь свободе воли ничто не может помешать или

повредить независящее от свободы воли, только ~ она сама

3себе. Так вот если и мы тоже склонимся к этому, так чтобы, когда путь наш труден, винить самих себя и памятовать о том,

что причина смятения или неустойчивости заключается не в

чем ином, как в мнении, то клянусь вам всеми богами, что,

1начит, мы преуспеваем в совершенствовании.

4 А в действительности мы с самого начала идем по иному пути. Вот, например, еще когда мы дети, нянька, если мы вдруг споткнулись по нашему ротозейству, не нас шлепает, а

камень бьет. Да что сделал камень? Из-за глупости твоего

5дитяти он должен был переместиться? Или вот, если мы пос­

ле бани не нашли что поесть, воспитатель отнюдь не желание наше сдерживает, а повара лупит. Человек, разве мы поста­

вили тебя воспитателем повара? Нет, ~ нашего дитяти: его

исправляй, ему будь полезен.

6Вот так, и повзрослев, мы оказываем себя детьми. Дитя вею,: в музыке ~ несведущий в музыке, в грамоте ~ негра­ мотный, в жизни ~ необразованныЙ.

20. Что от всего относящегося к внешнему миру

можно получать пользу

В том, что касается теоретических представлений, почти

все признали, что благо и зло заключено в нас, а не в том, что 2 относится к внешнему миру. Никто не называет благом вы-

182


сказывание «стоит день», злом высказывание «стоит ночь», а

величайшим из зол высказывание «три равно четырем». Но

3

что? Знание -

благом, а заблуждение -

злом, так что и от­

 

носительно самого ложного получается благо: I знание о том,

 

что ложное есть ложное. Значит, вот так должно бы быть и в

4

том, что касается жизни. Здоровье -

благо, а болезнь -

зло?

 

Нет, человек. Но что? Правильно быть здоровым2 -

благо,

 

неправильно -

зло. - Так что и от болезни можно получить

 

пользу? - Ради бога, да разве от смерти нельзя? Да разве от

 

увечья нельзя? Незначительную, по-твоему, МенекейJ полу-

5

чил пользу, когда он принимал смерть? -

Пусть всякий, ска­

 

завший такое,

получит такую же

пользу, какую получил

 

он! - Позволь, человек, разве он не сохранил в себе любя-

 

щего свое отечество, человека высокого образа мыслей,

 

честного, благородного? А оставшись жить, разве он не утра-

6

тил бы в себе все 'ЭТО? Разве не приобрел бы все противопо­

 

ложное? Не обрел бы разве в себе малодушного, неблагород-

 

ного, ненавидящего свое отечество, цепляющегося за свою

 

жизнь? Ну, по-твоему, незначительную он получил пользу,

 

приняв смерть? Нет! А отец Адмета" значительную получил

7

полыу, прожив так неблагородно и жалко? Да разве попозже

 

он не умер бы? Перестаньте, ради богов, дорожить предме-

8

тами, перестаньте делать себя рабами прежде всего вещей, а

 

затем, из-за них, и людей, могущих предоставлять или отни-

 

мать их.

 

 

 

 

 

 

- Значит, от них можно получить пользу? -

От всего. -

9

И от бранящего? -- А какую пользу приносит атлету его про­

 

тивник в упражнениях? Огромнейшую. Вот и он становится

 

подготавливающим меня упражнениями: он упражняет мою

 

терпимость, безгн'евность, спокойность. Но нет,

хватающий

1О

меня за шею и выправляющий мне поясницу и плечи прино-

сит мне пользу, и учитель борьбы хорошо делает, что говорит:

«Подними<...>>>\ И чем тяжелее тот, тем больше пользы полу-

чаю я. А если кто-то упражняет меня в безгневности, разве он

 

не приносит мне пользу? Вот это и есть не уметь получать

11

пользу от людей. Сосед плохой? Самому себе. А мне он хо­

 

роший: он упражняет мою доброжелательность, уступчи-

 

вость. Отец плохой? Самому себе. А мне он хороший. Вот это

12

и есть палочка Гермеса. «Чего хочешь, -

говорит, -

кос­

 

нись, И станет золотым». Нет, что хочешь подавай, и я сделаю

 

это благом. Подавай болезнь, подавай смерть, подавай нужду,

 

подавай поношение, суд, грозящий высшим наказанием,-

 

все это с помощью палочки Гермеса станет полезным. -

Со

13

смертью что ты сделаешь? -- Да что иное,

как не то, чтобы

 

она послужила тебе украшением или чтобы она послужила тебе средством на деле покюать, что такое человек, пони-

183


14мающий волю природы? - С болезнью что ты сде.'lаешь?­ Покажу ее природу, буду блистать в ней, буду стоек, буду благоденствовать, не буду льстить врачу, не буду молить о

15смерти". Чего еше иного ищешь ты? Все что ты дашь, я сде­

лаю это блаженным, счастливым, величавым, завидным.

16 Но нет: «Смотри, не заболей: это - зло». Это как если бы кто-нибудь говорил: «Смотри, не получи когда-нибудь пред­ ставления, что три равно четырем: это - зло». Человек, ка­

ким образом зло? Если я приму об этом должное мнение, ка­

ким еще образом это причинит мне вред? А не принесет ли

17скорее даже полыу? Так если я о бедности приму должное

мнение, если о болезни, если о незанимании должностей,

разве мне этого недостаточно? Разве все это не станет полез­

ным? Так каким же еще образом должен я искать благо и зло

втом, что относится к внешнему миру?

18И что же? Все это - только здесь7, а домой никто с собой

не уносит. Ну а там сразу же война с мальчишкойХ, с соседя-

19 ми, с подшучивающими, с насмешниками. Пусть Лесбию'! будет хорошо за то, что он каждый день обличает меня в том,

что я ничего не знаю.

21. Против тех, кто с легкостью приступает

к преподаванию философии

Те, кто вобрал в себя голые правила, тотчас же хотят из-

2 рыгнуть их, как страдающие желудком - пищу. Прежде все­

го перевари их, затем не изрыгай вот TaK 1А иначе дело чис­

тое в действительности получается рвотным средством и не-

:1 съедобным. Но ты покажи нам какое-то изменение своей

верховной части души вследствие усвоения их, как атлеты

показывают свои плечи, развитые вследствие упражнений и

еды, как овладевшие искусствами показывают сделанное ими

4 вследствие учения. Строитель не приходит и говорит: «Послушайте мои рассуждения о строительном искусстве»,

но, нанявшись на постройку дома и построив его, показы-

:) вает, что владеет этим искусством. Что-нибудь такое сделай и ты: поешь как человек, выпей как человек, приведи себя в

порядок, женись, роди детей, прими участие в государствен­ ных делах, выдержи поношение, стерпи брата вздорного,

6стерпи отца, стерпи сына, соседа, спутника. Вот что ты пока­

жи нам, чтобы мы увидели, что ты поистине научился чему­ то философскому. Но нет: «Придите и послушайте мои чте-

7ния объяснений». Иди ищи, на кого тебе излить их. «Да я же

истолкую вам Хрисипповы сочинения, как никто, разберу

слово чистейшим образом, присовокуплю, пожалуй, кое-где и направление Антипатра и Архедема».

184


Неужели ради того молодые люди должны оставить свое

R

отечество и своих родителей, чтобы придти и послушать твои

 

истолкования словечек? Разве не должны они вернуться к

9

себе терпимыми, способными к содействию, неподвер­

 

женными страстям, невозмутимыми, имея некое такое сред-

 

ство для жизни, благодаря которому смогут правильно пере­

 

носить все случающееся и благодаря всему этому украшать

 

себя? И откуда можешь ты передавать то, чего у тебя нет? Да

10

разве сам ты делал что-то иное с самого начала, кроме того,

 

что все время проводил над тем, как могут быть сведены к

 

схемам силлогизмы, как -

изменяющиеся рассуждения,

 

как -

рассуждения, приводящие к умозаключению путем во-

 

просов? «Но такой-то имеет школу. Почему бы и мне не

11

иметь?» Это делается не необдуманно, рабское ты существо,

 

и не как попало, но для этого нужно, чтобы был и определен-

 

ный возраст, и определенный образ жизни, и бог предводите-

 

лем. Но нет, приготовившись к отплытию, никто не выходит

12

в море, не совершив жертвоприношения богам и не призвав

 

их в помощь, и люди не сеют иначе, если не воззовут к Де­

 

~1eTpe. А принявшийся за такое великое дело без богов с на­

 

дежностью ли примется, и приходящие к нему с преуспева-

 

нием ли будут приходить? Что иное делаешь ты, человек, как

13

не пародируешь мистерии и говоришь: «Помещение есть и в

 

Элевсинес, вот - и здесь. Там верховный жрец, и я сделаю

 

верховного жреца. Там глашатай, и я поставлю глашатая. Там

 

факелоносец', и я поставлю факелоносца. Там факелы, -

и

 

здесь. Слова - те же самые. Чем отличается все это от всего

 

того?» Нечестивейший человек, ничем не отличается? Разве и

14

не в своем месте ~ не в свое время это приносит пользу?

 

Приступать к этому следует с жертвоприношениями, с мо­

 

литвами, предварительно совершив обряд очищения и про­

 

никнувшись сознанием, что приступаешь к священным обря-

 

дам, причем священным обрядам древним. Вот так мистерии

15

становятся полезными, вот так приходим мы к представле-

 

нию, что все это установлено древними с целью воспитания и

 

исправления образа жизни. А ты разглашаешь их и пароди-

16

руешь, не в свое время, не в своем месте, без жертвоприно­

 

шений, без обряда очищения·. Нет у тебя одеяния, какое

 

должно быть у верховного жреца, нет волос, нет головной

 

повязки, какие должны быть у него, нет голоса, нет возраста,

 

ты не совершил обряда очищения, как он\ но только сами

 

слова ты перенял. Разве эти слова священны сами по себе?

 

 

К этому следует приступать иным образом. Дело это -

 

17

великое, мистерийное, оно дано не как попало и не кому по-

 

пало. Но и быть мудрым, может быть, недостаточно для того,

18

чтобы

заняться заботой о молодых людях. Должна быть

и

 

185