ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 814
Скачиваний: 0
какая-то предрасположенность и пригодность к этому, кля
нусь Зевсом, и тело определенное должно быть, и прежде
19 всего нужно, чтобы бог советовал занять это место, как он советовал Сократу иметь место опровергающего, как Диоге ну - место царя!> и порицающего, как Зенону - место обу
20 чающего и исповедующего учение. А ты открываешь лечеб
ницу, не имея ничего другого, кроме лекарств, а где или как
21они применяются, и не зная, и не полюбопытствовав. «Вот, у него глазные мази, и у меня тоже есть». Так разве и умение пользоваться ими? Разве знаешь ты, когда и как принесут они пользу, и кому? Так что же ты играешь в кости на самое важ
ное, что ты поступаешь легкомысленно, что ты берешься за дело ничуть тебе не подобающее? Оставь его умеющим, украшающим его. Не навлекай и ты тоже позор на филосо
фию самим собой и не будь одним из клевещущих на это де
')' ло. Но если тебя увлекают правила, то сиди и верти их сам с
--'
собой, а философом никогда не называй себя и не принимай,
когда другой называет, но говори: «Он заблуждается. Я ведь
и стремлюсь не иначе, чем прежде, и влекусь не к иному, и
соглашаюсь не с иным, и вообще в пользовании представле
ниями я нисколько не изменился по сравнению с прежним
24моим состоянием». Вот что думай и говори о себе, если хо
чешь думать по достоинству. А иначе играй в кости и делай
что делаешь. Это ведь пристало тебе.
22.О киническом образе жизни
Акак-то один из его учеников, у которого, по-видимому,
|
была склонность к киническому образу жизни, спросил его: |
|
«Каким именно должен быть человек, ведущий кинический |
2 |
образ жизни, и каково общее понятие об этом деле?» - Мы |
рассмотрим это, - сказал он, - на досуге. А пока лишь то
могу тебе сказать, что принимающийся за такое великое дело без бога навлекает на себя его гнев и хочет только срамиться
3на людях. Не говорит ведь никто сам себе, явившись в хоро шо управляемый дом: «Я должен быть домоправителем».
Иначе господин, вернувшись и увидя, что он нагло распоря-
4 |
жается, разделается с ним. Вот так и в этом великом граде. |
|
5 |
Есть ведь и здесь некий домохозяин, устрояющий все. «Ты - |
|
|
солнце: ты можешь, совершая круговращение, творить год и |
|
|
времена года, давать рост и питание плодам, поднимать и |
|
|
унимать ветры, согревать в надлежащей мере тела людей. |
|
|
Иди совершай круговращение и вот так приводи в движение |
|
6 |
все, от величайшего до мельчайшего. Ты - |
теленочек: когда |
|
появится лев, ты делай свое дело, иначе - |
горе тебе. Ты - |
бык: выступай на бой, тебе ведь это надлежит и подобает, и
186
ты можешь делать 'ПО. ТЫ можешь вести войско на Илион: |
7 |
будь Агамемноном. Ты можешь вступить в единоборство с |
|
Гектором: будь Ахиллом». А если бы Терсит явился с притя- |
8 |
заниями на власть, то он или не достиг бы ее, или, если бы |
|
достиг, осрамился бы при еще большем множестве свищ.' |
|
телей. |
|
И ты тоже, обдумай это дело тщательно. Оно не такое, |
9 |
каким кажется тебе. «Потертый плащишко и сейчас я ношу, и |
10 |
тогда он у меня будет, я сплю и сейчас на жестком, и тогда |
|
буду спать так, возьму еще котомочку и палку и начну стран |
|
ствовать и просить подаяние, бранить встречных, и если |
|
увижу, что кто-то удаляет у себя волосы дропаком 1 или что |
|
разгуливает с уложенными кудрями или в пурпурных одеж- |
|
дах, буду порицать его». Если ты чем-то таким представля- |
11 |
ешь себе это дело, то - подальше от него, не подходи к не- |
|
му, оно не имеет никакого отношения к тебе. Если же, пред- |
12 |
ставляя его себе таким, как оно есть, ты не считаешь себя не |
|
достойным его, то рассмотри, за какое великое дело ты бе |
|
решься. |
|
Прежде всего, во всем том, что касается самого тебя, ты |
13 |
должен больше не являть себя ни в чем подобным тому, ка- |
|
ким ты сейчас все делаешь, не винить бога, не винить чело- |
|
века. Стремление ты должен устранить совершенно, избега- |
|
ние перенести только на зависящее от свободы воли. У тебя |
|
не должно быть ни гнева, ни ярости, ни зависти, ни жалости. |
|
Тебе не должны представляться прекрасными ни девчонка, |
|
ни бренная слава, ни мальчишка, ни лепешечка. Ведь ты |
14 |
должен знать о том, что у всех остальных людей прикрытием |
|
служат стены, дома, темнота, когда они делают что-нибудь |
|
такое, и много у. них средств скрывания. Запер дверь, поста- |
|
вил кого-нибудь перед спальней: «Если кто придет, говори, |
|
что вышел, занят». А у киника вместо всего этого прикры- |
15 |
тием должна служить совесть, иначе, нагой и под открытым |
|
небом, он осрамится. Это ему дом, это - дверь, это -- по- |
|
ставленные у спальни, это - темнота. Он ведь и не должен |
16 |
хотеть скрывать что бы то ни было свое (иначе, значит, он |
|
пропал, утратил в себе киника, жителя под открытым небом, |
|
свободного, начал страшиться чего-то из относящегося к |
|
внешнему миру, начал нуждаться в средстве скрывания), и, |
|
даже если захочет, не может. В самом деле, где он скроет се- |
17 |
бя или как? А если этот наставник общий, этот воспитатель |
|
попадется случайно, каково ему придется? Так в состоянии |
18 |
ли боящийся этого еще взять на себя смелость всей душой |
|
руководствовать остальных людей? Невероятно, невозможно. |
|
Так вот прежде всего ты должен свою верховную часть |
19 |
дущи сделать чистой и жизненную установку такой: «Теперь |
20 |
187
у меня предметом является моя мысль, как у плотника - де
рево, как у сапожника - кожа, а делом - правильное поль
21 зование представлениями. А бренное тело не имеет никакого
отношения ко мне, его части не имеют никакого отношения
ко мне. Смерть? Пусть приходит, когда хочет, будь то всего
22целиком, будь то какой-то части его. Изгнание? И куда? Мо
жет ли кто-нибудь изгнать меня за пределы мироздания? Не
может. А куда ни пойду, там солнце, там луна, там звезды,
сновидения, предзнаменования. общение с богами».
_., |
Затем, имея уже такую подготовку, истинный киник не |
')' |
|
может довольствоваться этим, но должен знать, что он по
слан к людям как вестник от Зевса, с тем чтобы показывать
им, что относительно благ и зол они заблуждаются и ищут
сущность блага и зла в ином месте, там, где ее нет. а там, где
24она есть. не думают искать, и, подобно Диогену, отведенно
му к Филиппу после сражения у ХеронеиС, быть лазутчиком.
Киник ведь действительно лазутчик того, что людям друже
25ственно и что враждебно. И он должен, тщательно разведав, придти и сообщить истинное положение, ни страхом не по
раженный, так чтобы из-за этого донести о несуществующих
врагах, ни каким-нибудь иным образом под влиянием пред
ставлений не впав в смятение или в замешательство.
26Так вот, он должен уметь, если так придется, возвысив
голос и взойдя на трагическую сцену, говорить в духе Сокра
та: «О, люди, куда вы несетесь?!' Что делаете, о несчастные?!
Как слепые, блуждаете вы кругом. Вы идете по иному пути, оставив сущий, вы ищете благоденствие и счастье в ином
месте, там, где его нет, и когда другой указывает, где оно, вы
27не верите ему. Что вы ищете его вовне? В теле его нет. Если
не верите, посмотрите на Мирона, посмотрите на Офеллия·.
В имуществе его нет. Если не верите, посмотрите на Креза,
ПОС"lOтрите на нынешних богачей, скольких стенаний полна
их жизнь. В должности его нет. Иначе, конечно, бывшие дважды и трижды консулами должны были бы быть счастли
28выми. А они не счастливы. Кому мы будем верить в этом? Вам, взирающим на их положение со стороны и ослепленным
|
под |
влиянием своего представления их внешним блеском, |
29 |
или |
им самим? Что они говорят? Послушайте их, когда они |
охают, когда стенают, когда мнят, что именно из-за этих са
мых консульств, славы и блеска они в более несчастном и бо
30лее опасном положении. В царской власти его нет. Иначе Не
рон был бы счастливым, и Сарданапал тоже. Но даже Ага
мемнон не был счастливым, хотя он лучше Сарданапала и Не
рона, но вот когда все остальные храпят себе, он что делает?
Прядями рвал на своей голове он волосы с корнем'.
188
И сам он что ГОВОРИТ?
Просто брожу так("
говорит он, и:
объят я смятеНhем, а сердце готово
Выскочить вон из груди7
Несчастный, с чем твоим обстоит плохо? С имуществом? 31 Нет. С телом? Нет. Но ты богат и золотом и медьюХ• Так в
чем же у тебя зло? В том, что та часть - какая же часть! -
твоя оставлена в пренебрежении и погублена, та, которой мы
стремимся, которой мы избегаем, которой мы влечемся и
невлечемся. Как это оставлена в пренебрежении? Она не зна
ет сущности блага, для которой по своей природе рождена, и сущности зла, не знает, что у нее свое собственное и что чу
жое. И когда с чем-то чужим обстоит плохо, она говорит:
Увы |
мне! |
|
Эллины в |
опасности! - |
Несчастная |
верховная |
|
||||
часть души, единственно оставленная без внимания и без |
|
||||||||||
ухода! - |
Им грозит смерть от троянцев! - А если троянцы |
|
|||||||||
их не убьют, неужели |
они не умрут? - |
Да, |
но не все ра |
|
|||||||
зом. - Какая же разница? Ведь если умереть - |
зло, то вмес |
|
|||||||||
те ли, поодиночке ли, все равно - зло. Разве может произой |
|
||||||||||
ти что-то иное, кроме отделения бренного тела от души? - |
|
||||||||||
Ничего. - |
|
А для тебя, если эллины погибают, разве дверь |
34 |
||||||||
закрыта? |
Разве |
нельзя |
тебе умереть? - |
Можно. - |
Так что |
|
|||||
же ты сокрушаешься? "Ах! Царь, да еще обладающий ски |
|
||||||||||
петром Зевса!" Несчастным царь не становится, так же как не |
|
||||||||||
становится несчастным бог'!. Так что же ты такое? Пастух |
35 |
||||||||||
настоящий! Ведь ты плачешь так, как пастухи, когда волк |
|
||||||||||
похитит одну из их овец. Вот и эти твои подвластные - |
тоже |
|
|||||||||
овцы. Да и 'зачем было тебе являться сюда? Разве стремление |
36 |
||||||||||
у вас было в опасности, разве избегание, разве влечение, раз |
|
||||||||||
ве невлечение? - |
Нет, - говорит, - |
но бабенку моего брата |
|
||||||||
похитили. - |
Так разве не огромная выгода - |
лишиться пре |
37 |
||||||||
любодейной бабенки? - |
Так, значит, пусть троянцы прези |
|
|||||||||
рают нас? - |
Кто они есть? Здравомыслящие или |
нездраво |
|
||||||||
мыслящие? Если здравомыслящие, что вы с ними воюете? |
|
||||||||||
Если нездравомыслящие, что вам до них? |
|
|
|
|
|
||||||
- |
Так |
в чем же заключается благо, раз |
во |
всем |
этом |
38 |
|||||
оно не заключается? Скажи нам, господин вестник и лазут |
|
||||||||||
чик. - Там, где вы не думаете и не хотите поискать его. Ведь |
|
||||||||||
если бы вы хотели, то нашли бы его заключенным в вас са |
|
||||||||||
мих, и вы не бродили бы вовне и не искали бы чужое как |
|
||||||||||
свое. Обратите свое внимание на самих себя, |
постигните об |
39 |
щие понятия, которые вы имеете. Чем таким представляете
вы себе благо? Благоденствием, счастьем, неподвластностью
189
препятствиям. Ну а великим его от природы не представляете
себе? Замечательным не представляете себе? Недоступным
40для всякого вреда не представляете себе? Так в какой же ма терии следует искать благоденствие инеподвластность пре пятствиям? В рабской или в свободной? - В свободноЙ.
Так бренное тело вы имеете свободным или рабским? - Не
знаем. - Разве вы не знаете, что оно - раб лихорадки, по дагры, офтальмии, дизентерии, тирана, огня, железа, всего
41того, что сильнее его? - Да, раб. - Так как же еще может быть неподвластным препятствиям что бы то ни было, при надлежащее телу? А как может быть великим или замеча
|
тельным мертвое по природе, земля, брение? Так что же, ни- |
||
42 |
чего вы не имеете свободным? - Наверно, ничего. - |
Да кто |
|
|
может принудить вас согласиться с тем, что представляется |
||
|
ложным? - |
Никто. - А кто может принудить не согласить |
|
|
ся с тем, |
что представляется истинным? - Никто. - |
Так, |
значит, вы видите, что здесь есть в вас что-то свободное по
43природе. А стремиться или избегать, влечься или невлечься,
подготавливаться или ставить перед собой цели кто из вас
может, не получив представления о целесообразном или не надлежащем? - Никто. - Так, значит, вы имеете и в этом
44что-то неподвластное помехам и свободное? Несчастные, вот
над этим тщательно работайте, вот об этом заботьтесь, здесь
ищите благо.
45И как возможно, чтобы ничего не имеющий, нагой, без
дома, без очага, в пыли, без раба1ll, без города проводил
46жизнь в благоденствии? Вот бог послал вам того, кто пока-
47жет на деле, что это возможно. ,'посмотрите на меня, я без
дома, без города, без имущества, без раба. Я сплю на голой
земле. Не жена, не дети, не какие-нибудь там хоромы, а толь-
48ко земля, небо и один потертый плащишко. Да чего мне не достает? Разве я не живу без печалей, разве я не живу без
(;трахов, разве я не свободный? Когда кто-нибудь из вас ви дел, чтобы я в стремлении терпел неуспех, чтобы в избегании терпел неудачу? Когда я жаловался на бога или на человека, когда винил кого-нибудь? Видел ли кто-нибудь из вас меня
49мрачным? А как я встречаюсь с теми, перед кем вы страши тесь и преклоняетесь? Разве не как с рабскими существами?
Кто, увидя меня, не думает, что видит своего царя и хозяи
на?"»
50Вот слова киника, вот его своеобразие, вот его намерение.
Но нет: котомочка, палка, здоровенные челюсти, сожрать все
что дадут или отложить про запас, или ни с того ни с сего
браниться с встречными, или красоваться своими плечами!
51Видишь, как ты собираешься приняться за такое великое де ло? Возьми сначала зеркало, посмотри на свои плечи, разгля-
190