Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 814

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

какая-то предрасположенность и пригодность к этому, кля­

нусь Зевсом, и тело определенное должно быть, и прежде

19 всего нужно, чтобы бог советовал занять это место, как он советовал Сократу иметь место опровергающего, как Диоге­ ну - место царя!> и порицающего, как Зенону - место обу­

20 чающего и исповедующего учение. А ты открываешь лечеб­

ницу, не имея ничего другого, кроме лекарств, а где или как

21они применяются, и не зная, и не полюбопытствовав. «Вот, у него глазные мази, и у меня тоже есть». Так разве и умение пользоваться ими? Разве знаешь ты, когда и как принесут они пользу, и кому? Так что же ты играешь в кости на самое важ­

ное, что ты поступаешь легкомысленно, что ты берешься за дело ничуть тебе не подобающее? Оставь его умеющим, украшающим его. Не навлекай и ты тоже позор на филосо­

фию самим собой и не будь одним из клевещущих на это де­

')' ло. Но если тебя увлекают правила, то сиди и верти их сам с

--'

собой, а философом никогда не называй себя и не принимай,

когда другой называет, но говори: «Он заблуждается. Я ведь

и стремлюсь не иначе, чем прежде, и влекусь не к иному, и

соглашаюсь не с иным, и вообще в пользовании представле­

ниями я нисколько не изменился по сравнению с прежним

24моим состоянием». Вот что думай и говори о себе, если хо­

чешь думать по достоинству. А иначе играй в кости и делай

что делаешь. Это ведь пристало тебе.

22.О киническом образе жизни

Акак-то один из его учеников, у которого, по-видимому,

 

была склонность к киническому образу жизни, спросил его:

 

«Каким именно должен быть человек, ведущий кинический

2

образ жизни, и каково общее понятие об этом деле?» - Мы

рассмотрим это, - сказал он, - на досуге. А пока лишь то

могу тебе сказать, что принимающийся за такое великое дело без бога навлекает на себя его гнев и хочет только срамиться

3на людях. Не говорит ведь никто сам себе, явившись в хоро­ шо управляемый дом: «Я должен быть домоправителем».

Иначе господин, вернувшись и увидя, что он нагло распоря-

4

жается, разделается с ним. Вот так и в этом великом граде.

5

Есть ведь и здесь некий домохозяин, устрояющий все. «Ты -

 

солнце: ты можешь, совершая круговращение, творить год и

 

времена года, давать рост и питание плодам, поднимать и

 

унимать ветры, согревать в надлежащей мере тела людей.

 

Иди совершай круговращение и вот так приводи в движение

6

все, от величайшего до мельчайшего. Ты -

теленочек: когда

 

появится лев, ты делай свое дело, иначе -

горе тебе. Ты -

бык: выступай на бой, тебе ведь это надлежит и подобает, и

186


ты можешь делать 'ПО. ТЫ можешь вести войско на Илион:

7

будь Агамемноном. Ты можешь вступить в единоборство с

 

Гектором: будь Ахиллом». А если бы Терсит явился с притя-

8

заниями на власть, то он или не достиг бы ее, или, если бы

 

достиг, осрамился бы при еще большем множестве свищ.'­

 

телей.

 

И ты тоже, обдумай это дело тщательно. Оно не такое,

9

каким кажется тебе. «Потертый плащишко и сейчас я ношу, и

10

тогда он у меня будет, я сплю и сейчас на жестком, и тогда

 

буду спать так, возьму еще котомочку и палку и начну стран­

 

ствовать и просить подаяние, бранить встречных, и если

 

увижу, что кто-то удаляет у себя волосы дропаком 1 или что

 

разгуливает с уложенными кудрями или в пурпурных одеж-

 

дах, буду порицать его». Если ты чем-то таким представля-

11

ешь себе это дело, то - подальше от него, не подходи к не-

 

му, оно не имеет никакого отношения к тебе. Если же, пред-

12

ставляя его себе таким, как оно есть, ты не считаешь себя не­

 

достойным его, то рассмотри, за какое великое дело ты бе­

 

решься.

 

Прежде всего, во всем том, что касается самого тебя, ты

13

должен больше не являть себя ни в чем подобным тому, ка-

 

ким ты сейчас все делаешь, не винить бога, не винить чело-

 

века. Стремление ты должен устранить совершенно, избега-

 

ние перенести только на зависящее от свободы воли. У тебя

 

не должно быть ни гнева, ни ярости, ни зависти, ни жалости.

 

Тебе не должны представляться прекрасными ни девчонка,

 

ни бренная слава, ни мальчишка, ни лепешечка. Ведь ты

14

должен знать о том, что у всех остальных людей прикрытием

 

служат стены, дома, темнота, когда они делают что-нибудь

 

такое, и много у. них средств скрывания. Запер дверь, поста-

 

вил кого-нибудь перед спальней: «Если кто придет, говори,

 

что вышел, занят». А у киника вместо всего этого прикры-

15

тием должна служить совесть, иначе, нагой и под открытым

 

небом, он осрамится. Это ему дом, это - дверь, это -- по-

 

ставленные у спальни, это - темнота. Он ведь и не должен

16

хотеть скрывать что бы то ни было свое (иначе, значит, он

 

пропал, утратил в себе киника, жителя под открытым небом,

 

свободного, начал страшиться чего-то из относящегося к

 

внешнему миру, начал нуждаться в средстве скрывания), и,

 

даже если захочет, не может. В самом деле, где он скроет се-

17

бя или как? А если этот наставник общий, этот воспитатель

 

попадется случайно, каково ему придется? Так в состоянии

18

ли боящийся этого еще взять на себя смелость всей душой

 

руководствовать остальных людей? Невероятно, невозможно.

 

Так вот прежде всего ты должен свою верховную часть

19

дущи сделать чистой и жизненную установку такой: «Теперь

20

187


у меня предметом является моя мысль, как у плотника - де­

рево, как у сапожника - кожа, а делом - правильное поль­

21 зование представлениями. А бренное тело не имеет никакого

отношения ко мне, его части не имеют никакого отношения

ко мне. Смерть? Пусть приходит, когда хочет, будь то всего

22целиком, будь то какой-то части его. Изгнание? И куда? Мо­

жет ли кто-нибудь изгнать меня за пределы мироздания? Не

может. А куда ни пойду, там солнце, там луна, там звезды,

сновидения, предзнаменования. общение с богами».

_.,

Затем, имея уже такую подготовку, истинный киник не

')'

 

может довольствоваться этим, но должен знать, что он по­

слан к людям как вестник от Зевса, с тем чтобы показывать

им, что относительно благ и зол они заблуждаются и ищут

сущность блага и зла в ином месте, там, где ее нет. а там, где

24она есть. не думают искать, и, подобно Диогену, отведенно­

му к Филиппу после сражения у ХеронеиС, быть лазутчиком.

Киник ведь действительно лазутчик того, что людям друже­

25ственно и что враждебно. И он должен, тщательно разведав, придти и сообщить истинное положение, ни страхом не по­

раженный, так чтобы из-за этого донести о несуществующих

врагах, ни каким-нибудь иным образом под влиянием пред­

ставлений не впав в смятение или в замешательство.

26Так вот, он должен уметь, если так придется, возвысив

голос и взойдя на трагическую сцену, говорить в духе Сокра­

та: «О, люди, куда вы несетесь?!' Что делаете, о несчастные?!

Как слепые, блуждаете вы кругом. Вы идете по иному пути, оставив сущий, вы ищете благоденствие и счастье в ином

месте, там, где его нет, и когда другой указывает, где оно, вы

27не верите ему. Что вы ищете его вовне? В теле его нет. Если

не верите, посмотрите на Мирона, посмотрите на Офеллия·.

В имуществе его нет. Если не верите, посмотрите на Креза,

ПОС"lOтрите на нынешних богачей, скольких стенаний полна

их жизнь. В должности его нет. Иначе, конечно, бывшие дважды и трижды консулами должны были бы быть счастли­

28выми. А они не счастливы. Кому мы будем верить в этом? Вам, взирающим на их положение со стороны и ослепленным

 

под

влиянием своего представления их внешним блеском,

29

или

им самим? Что они говорят? Послушайте их, когда они

охают, когда стенают, когда мнят, что именно из-за этих са­

мых консульств, славы и блеска они в более несчастном и бо­

30лее опасном положении. В царской власти его нет. Иначе Не­

рон был бы счастливым, и Сарданапал тоже. Но даже Ага­

мемнон не был счастливым, хотя он лучше Сарданапала и Не­

рона, но вот когда все остальные храпят себе, он что делает?

Прядями рвал на своей голове он волосы с корнем'.

188


И сам он что ГОВОРИТ?

Просто брожу так("

говорит он, и:

объят я смятеНhем, а сердце готово

Выскочить вон из груди7

Несчастный, с чем твоим обстоит плохо? С имуществом? 31 Нет. С телом? Нет. Но ты богат и золотом и медьюХ• Так в

чем же у тебя зло? В том, что та часть - какая же часть! -

твоя оставлена в пренебрежении и погублена, та, которой мы

стремимся, которой мы избегаем, которой мы влечемся и

невлечемся. Как это оставлена в пренебрежении? Она не зна­

ет сущности блага, для которой по своей природе рождена, и сущности зла, не знает, что у нее свое собственное и что чу­

жое. И когда с чем-то чужим обстоит плохо, она говорит:

Увы

мне!

 

Эллины в

опасности! -

Несчастная

верховная

 

часть души, единственно оставленная без внимания и без

 

ухода! -

Им грозит смерть от троянцев! - А если троянцы

 

их не убьют, неужели

они не умрут? -

Да,

но не все ра­

 

зом. - Какая же разница? Ведь если умереть -

зло, то вмес­

 

те ли, поодиночке ли, все равно - зло. Разве может произой­

 

ти что-то иное, кроме отделения бренного тела от души? -

 

Ничего. -

 

А для тебя, если эллины погибают, разве дверь

34

закрыта?

Разве

нельзя

тебе умереть? -

Можно. -

Так что

 

же ты сокрушаешься? "Ах! Царь, да еще обладающий ски­

 

петром Зевса!" Несчастным царь не становится, так же как не

 

становится несчастным бог'!. Так что же ты такое? Пастух

35

настоящий! Ведь ты плачешь так, как пастухи, когда волк

 

похитит одну из их овец. Вот и эти твои подвластные -

тоже

 

овцы. Да и 'зачем было тебе являться сюда? Разве стремление

36

у вас было в опасности, разве избегание, разве влечение, раз­

 

ве невлечение? -

Нет, - говорит, -

но бабенку моего брата

 

похитили. -

Так разве не огромная выгода -

лишиться пре­

37

любодейной бабенки? -

Так, значит, пусть троянцы прези­

 

рают нас? -

Кто они есть? Здравомыслящие или

нездраво­

 

мыслящие? Если здравомыслящие, что вы с ними воюете?

 

Если нездравомыслящие, что вам до них?

 

 

 

 

 

-

Так

в чем же заключается благо, раз

во

всем

этом

38

оно не заключается? Скажи нам, господин вестник и лазут­

 

чик. - Там, где вы не думаете и не хотите поискать его. Ведь

 

если бы вы хотели, то нашли бы его заключенным в вас са­

 

мих, и вы не бродили бы вовне и не искали бы чужое как

 

свое. Обратите свое внимание на самих себя,

постигните об­

39

щие понятия, которые вы имеете. Чем таким представляете

вы себе благо? Благоденствием, счастьем, неподвластностью

189


препятствиям. Ну а великим его от природы не представляете

себе? Замечательным не представляете себе? Недоступным

40для всякого вреда не представляете себе? Так в какой же ма­ терии следует искать благоденствие инеподвластность пре­ пятствиям? В рабской или в свободной? - В свободноЙ.­

Так бренное тело вы имеете свободным или рабским? - Не

знаем. - Разве вы не знаете, что оно - раб лихорадки, по­ дагры, офтальмии, дизентерии, тирана, огня, железа, всего

41того, что сильнее его? - Да, раб. - Так как же еще может быть неподвластным препятствиям что бы то ни было, при­ надлежащее телу? А как может быть великим или замеча­

 

тельным мертвое по природе, земля, брение? Так что же, ни-

42

чего вы не имеете свободным? - Наверно, ничего. -

Да кто

 

может принудить вас согласиться с тем, что представляется

 

ложным? -

Никто. - А кто может принудить не согласить­

 

ся с тем,

что представляется истинным? - Никто. -

Так,

значит, вы видите, что здесь есть в вас что-то свободное по

43природе. А стремиться или избегать, влечься или невлечься,

подготавливаться или ставить перед собой цели кто из вас

может, не получив представления о целесообразном или не­ надлежащем? - Никто. - Так, значит, вы имеете и в этом

44что-то неподвластное помехам и свободное? Несчастные, вот

над этим тщательно работайте, вот об этом заботьтесь, здесь

ищите благо.

45И как возможно, чтобы ничего не имеющий, нагой, без

дома, без очага, в пыли, без раба1ll, без города проводил

46жизнь в благоденствии? Вот бог послал вам того, кто пока-

47жет на деле, что это возможно. ,'посмотрите на меня, я без

дома, без города, без имущества, без раба. Я сплю на голой

земле. Не жена, не дети, не какие-нибудь там хоромы, а толь-

48ко земля, небо и один потертый плащишко. Да чего мне не­ достает? Разве я не живу без печалей, разве я не живу без

(;трахов, разве я не свободный? Когда кто-нибудь из вас ви­ дел, чтобы я в стремлении терпел неуспех, чтобы в избегании терпел неудачу? Когда я жаловался на бога или на человека, когда винил кого-нибудь? Видел ли кто-нибудь из вас меня

49мрачным? А как я встречаюсь с теми, перед кем вы страши­ тесь и преклоняетесь? Разве не как с рабскими существами?

Кто, увидя меня, не думает, что видит своего царя и хозяи­

на?"»

50Вот слова киника, вот его своеобразие, вот его намерение.

Но нет: котомочка, палка, здоровенные челюсти, сожрать все

что дадут или отложить про запас, или ни с того ни с сего

браниться с встречными, или красоваться своими плечами!

51Видишь, как ты собираешься приняться за такое великое де­ ло? Возьми сначала зеркало, посмотри на свои плечи, разгля-

190