Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 810

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соправителя 3евса, что во всем руководствуется этим:

 

Веди ж меня, о Зеве, и ты, Судьба мояС;

 

и: «Если так угодно богам, пусть так будеп)26, то почему бы

96

ему не иметь смелость говорить с прямотой своим братьям,

 

детям, словом, родственникам? Поэтому это и не назойливый

97

и не любопытный, у кого такое отношение. Он ведь не отно­

 

сительно чужого любопытствует, когда смотрит за человече­

 

скими делами, но относительно своего. Иначе называй и вое­

 

начальника любопытным, когда он смотрит за воинами, про-

 

веряет их, оберегает, наказывает нарушителей порядка. А

98

если, прибрав за пазуху лепешечку, ты порицаешь других, я

 

скажу тебе: «Не лучше ли тебе забраться в угол и сожрать

 

вон то, что ты украл? А что тебе до чужого? Да кто ты такой?

99

Бык ли ты? Или царица пчел?27 Покажи мне опознавательные

знаки верховной власти, какие у нее есть от природы. А если ты трутень, притязающий на царскую власть над пчелами, не

думаешь ли ты, что и тебя твои сограждане изгонят, ках пче-

лы - трутней?»

 

 

 

Ну а выдержкой киник должен обладать такой, что он

100

должен казаться толпе бесчувственным, камнем: никто са-

 

мого его не бранит, никто не ударяет, никто не оскорбляет, а

 

бренное тело свое он сам предоставил всякому желающему

 

обращаться с ним как угодно. Он ведь памятует о том, что то,

101

что слабее, неизбежно должно быть побеждаемо тем, что

 

сильнее, там где оно слабее, а одно бренное тело слабее мно-

 

гих вместе, обладающее меньшей силой -

обладающих

 

большей силой. Следовательно, он никогда не вступает в ту

102

борьбу, где он может быть побежден, но сразу же отступает

 

от всего чужого, не притязает ни на что рабское. А где свобо-

103

да

воли и пользование представления ми, там

ты увидишь,

 

сколько у Hero глаз, так что скажешь, что Аргус был слепым

 

по сравнению с ним. Разве где-нибудь согласие опрометчи-

104

вое, разве где-нибудь влечение неразумное, разве где-нибудь

 

стремление, терпящее неуспех, разве где-нибудь избегание,

 

терпящее неудачу, разве где-нибудь намерение, не дости­

 

гающее своей цели, разве где-нибудь жалоба, разве где­

 

нибудь унижение или зависть? Вот здесь большое внимание

105

и усилие, а что касается всего остального, он храпит себе,

 

лежа на спине: совершенный мирный покоЙ. Разбойника по

 

отношению к свободе воли не бывает, тирана не бывает. А по

106

отношению к бренному телу? Да. И по отношению к бренно-

 

му имуществу? Да. И по отношению к должностям и по от­

 

ношению к почестям. Так какое же ему дело до всего этого?

 

Поэтому, когда кто-нибудь запугивает его посредством всего

 

этого, он говорит ему: «Иди ищи детей. Это

им страшны

 

7'

195

 

 


маски, а я знаю, что они глиняные и изнутри у них ничего

нет».

107 Вот такое дело обдумываешь ты. Так что если ты решаешь взяться за него, то, ради бога, отложи его до другого

времени и посмотри прежде всего на подготовленность у се-

108 бя. Посмотри ведь, что и Гектор говорит Андромахе:

«Иди, - говорит он, - лучше домой и занимайся тканьем28,

а война - мужей будет делом,

Всех, а моим - наиболе»29.

109 Вот так он и свою подготовленность сознавал и ее несо-

стоятельность.

23. Против тех, кто выступает с чтениями и ведением бесед для показа

Сначала скажи себе, кем ты хочешь быть, и вот тогда де­

лай что делаешь. Мы ведь видим, что так происходит и на

2всех почти остальных поприщах. На поприще атлетов снача­

ла решают, кем хотят быть, и вот тогда делают все что следу­

ет из этого: если бегуном на длинное расстояние, то - такое­

то питание, такая-то прогулка, такое-то растирание тела, та­

кое-то упражнение; если бегуном на короткое расстояние, то

3все это - иное; если пятиборцем, то - еще более иное. Ты

найдешь, что так происходит и в искусствах. Если ты ре­

шаешь быть плотником, то будешь делать такое-то, если куз­

нецом, то такое-то. Ведь если то или иное, делаемое нами, мы не будем относить ни к какой цели, то мы будем делать необ­

думанно, а если будем относить не к той цели, к которой сле-

4дует, то будем делать неверно. Кроме того, одно отнесение к

цели есть отнесение к цели общей, а другое -

к частной.

Прежде всего -

чтобы как человек. В этом что заключается?

Не как баран,

даже если кротко, или зловредно,

как зверы .

5 А отнесение к цели частной касается занятия и свободы воли каждого. Кифаред - как кифаред, плотник - как плотник,

6 философ - как философ, оратор - как оратор. Так вот, ког­

да ты говоришь: «Идите сюда и послушайте мое чтение, с которым я выступлю перед вами», рассмотри сначала, чтобы

не необдуманно это делать. Затем, если найдешь, что отно­

сишь это к какой-то цели, рассмотри, к той ли, к которой

7следует. Пользу ли ты хочешь принести или получить похва­ лу? Тотчас слышишь, как он говорит: «А мне в похвале от

толпы какой смысл?» И прекрасно говорит. В самом деле, в

ней нет никакого смысла ни музыканту, как таковому, ни

8геометру. Значит, ты хочешь принести пользу? В чем? Скажи

и нам, чтобы и мы тоже бежали к тебе твоими слушателями.

196


Ну а может ли кто-нибудь принести пользу другим, если сам

не получил пользу? Нет. Не может ведь этого ни в плотнич­

ном искусстве не-плотник, ни в сапожном искусстве не-

сапожник.

Так, значит, ты хочешь узнать, получил ли ты пользу? 9

Подавай свои мнения, философ. Каково назначение стремле-

ния? Не терпеть неуспеха. Каково назначение избегания? Не

терпеть неудачи. Ну а исполняем ли мы их назначение? Ска-

10

жи мне правду. А если солжешь, я скажу тебе: «Недавно,

 

когда твои собравшиеся слушатели были холоднее и не изда-

 

ва.ни криков одобрения тебе, ты ушел униженный. Недавно,

11

когда тебя похвалили, ты расхажива.п и говорил всем: "Как я

 

тебе показа.пся?" -

"Изумительно, господин, клянусь тебе

 

моим спасением!" -

"А как я прочел то место?" -

"Какое

 

именно?" - "Где я описа.п Пана и нимф". -

"Превосходно!"»

 

И после этого ты говоришь мне, что в стремлении и избега-

12

нии ты пребываешь в соответствии с природой? Иди уверяй

 

другого. А такого-то недавно ты не хва.пил, вопреки своему

13

представлению о нем? А такому-то не льстил, сенатору? Хо-

 

тел бы ты, чтобы твои дети были такими? -

«Ни в коем слу-

 

чае!» - Так ради чего же ты хва.пил и чтил его? -

«Он ода-

14

ренный юноша и способный слушать рассуждения». -

От-

 

куда это? - «Он восхищается мной». - Ты привел доказа­

 

тельство. И после этого как, по-твоему, эти же самые люди

 

не презирают тебя втайне? Так вот, когда человек, сам

15

сознающий, что и не достиг никакого блага и не помышляет

 

об этом, услышит от философа: «Талантливый, простой, не­

 

испорченный», что иное, по твоему, думает он, как не: «Этот

 

какую-то, конечно,

во мне нужду имеет?»

Или скажи

мне,

16

какое показал он дело та.пантливого? Вот, он столько време-

ни с тобой, слушает твои беседы, слушает твои чтения. Ста.п

ли он сдержанным, обратил ли свое внимание на самого се-

бя? Осозна.п 'ЛИ, в каком зле пребывает? Отбросил ли прочь

мнимое знание? Ищет ли

того, кто будет учить его?-

 

«Ищет», - говорит. Того,

кто

будет учить, какой жизнью

17

следует жить? Нет, глупец, но -

каким слогом следует изла-

 

гать. За это ведь он и восхищается тобой. Послушай его, что

 

он говорит: «Этот человек пишет с чрезвычайно величайшим

 

искусством, гораздо лучше Диона»". Это совсем другое. Разве

18

он говорит: «Этот человек совестливый, он честный, он не­ возмутимый»? А если бы и говорил, я сказал бы ему: «Поскольку он честный, это "честный" что значит?» И если бы он не мог сказать, я добавил бы: «Сначала постигни то, о

чем ты говоришь, и вот тогда говори».

 

Так, значит, находясь в таком плохом состоянии, томясь

19

жаждой похвал, считая своих слушателей, ты хочешь приНО-

 

197


сить пользу другим? «Сегодня у меня было гораздо больше

слушателей». - «Да,

тьма». -

«Пожалуй,

спятьсот». -

«Что ты! Почитай, с тысячу». -

«У Диона никогда не было

столько слушателей». -

«Откуда ему?!» -

«И они

тонко

чувствуют рассуждения». - «Прекрасное,

господин,

и ка-

20мень привести в движение может». Вот слова философа, вот состояние намеренного приносить пользу людям! Вот чело­ век, внявший разуму, прочитавший сочинения о Сократе как сочинения о Сократе, а не как сочинения Лисия и Исократа!

«Часто удивлялся я, какими же доводами... »' Но нет: «"каким

21же доводом... " - это болt:е гладко, чем то». Да разве вы про­ читали их не так же, как читаете одишки? Ведь если бы, ко­

нечно, вы читали их так, как следует, то не этому всему пре­

давались бы, но вот что скорее видели бы: «Анит и Мелет убить меня могут, но повредить мне - нет»· и «Я ведь всегда

такой, что не могу ничему моему внимать, кроме того дово­

да, который мне при рассмотрении представляется наилуч-

22шим»'. Кто, поэтому, слышал когда-нибудь, чтобы Сократ

говорил: «Я знаю то-то и учу этому»? Но он отсылал одного туда-то, другого туда-то. Потому-то и обращались к нему с просьбой представить их философам, и он водил и представ-

23лял". Но нет, по-твоему, он приглашал: «Приходи сегодня

послушать мою беседу в доме Квадрата\). Что мне слушать

тебя? Хочешь показать мне, что ты изящно сочетаешь слова?

Сочетаешь, человек. И какое в этом благо для тебя? - «Но

24ты похвали меня». - Что ты имеешь в виду под этим

«похвали»? - «Скажи мне: "О!" и "Изумительно!"» - Вот

говорю. Если же похвала есть то, что философы относят к ка­

тегории благаХ, за что могу я похвалить тебя? Если излагать

правильным слогом есть благо, докажи мне это, и я похва-

25лю. - «Так что же, разве такие вещи следует слушать без удо­

вольствия?» - Ни в коем случае. Я-то и кифареда слушаю не

без удовольствия. Так разве из-за этого я должен выступать

кифаредом? Послушай, что говорит Сократ: «Да и не пристало

бы мне, граждане, в этом возрасте, подобно юноше, выступать 26 перед вами с складными речами»". «Подобно юноше», - го­ ворит он. Это ведь действительно изящненькое искусство­ выбрать словечки и сочетать их, выступить с блестящим чте­

нием или речью, да посреди чтения возгласить: «Эти вещи не многие могут понимать, клянусь вашим спасением!»

27 А философ на слушание приглашает ли? Разве не пdдобно

тому как солнце само по себе притягивает к себе свое пита­

ние, так и он притягивает к себе тех, кто намерен получить

пользу? Какой врач приглашает, чтобы лечились у него? Хо­ тя я слышу, что в Риме теперь и врачи приглашают. Однако

28 при MHe l1 они приглашались. «Приглашаю тебя придти и по-

198


слушать, что ты в плохом состоянии и ты заботишься обо

 

всем, но только не о том, о чем должен заботиться, и что ты

 

не знаешь блага и зла и ты злополучный и несчастный». Пре­

 

красное приглашение! Да ведь если всего этого не внушает

 

слово философа, значит, мертвы и само оно и говоряший его.

 

Руф говаривал: «Если вы удосуживаетесь хвалить меня, зна-

29

чит, я говорю пустое»I!. Потому-то он говорил так, что каж-

 

дый из нас сидел и думал, что кто-то, конечно, наябедничал

 

про него Руфу, - так проницателен был он, так выставлял

 

перед глазами зло каждого.

 

 

Школа философа, люди, это лечебницаl3

Выходить отту-

30

да должны не удовольствие испытав, но боль. Вы ведь при­

 

ходите туда не здоровые, но кто с вывихнутым плечом, кто с

 

опухолью, кто со свищом, кто с головной болью. И вот я уся-

31

дусь и буду изрекать вам ноематишки и эпифонематишкиl4,

 

чтобы вы выходили расхваливая меня, тот уходя с таким же

 

плечом, с каким пришел, тот - с такой же головой, тот - с

 

тем же свищом, тот -

с той же опухолью? И вот ради того

32

молодым людям уезжать из дому, оставлять своих родителей,

 

друзей, родных, бренное имущество, чтобы

говорить тебе

 

«О!», изрекающему эпифонематишки? Это ли делал Сократ,

 

'это ли Зенон, зто ли Клеант?

 

 

- «Что же, разве

не существует особенности побуди-

33

тельной речи?» - Да кто отрицае1:,? Она существует, как су­

 

ществует особенность опровергательной реЧИ,как существу-

 

ет особенность наставительной речи. Так кто же когда­

 

нибудь называл четвертой после них особенность эпидейкти-

 

ческой речи?15 Ведь в чем особенность побудительной речи?

34

Уметь показать и одному человеку и всему собранию людей

 

то противоречие, в котором они коснеют, и что они заботятся

 

обо всем, но только не о том., чего они хотят. Хотят ведь они

 

того, что ведет к счастью, а ищут это в ином месте. Разве для

35

осуществления этого тебе нужно, чтобы была расставлена

 

тысяча скамей, были приглашены слушатели и чтобы ты, в

 

щегольском облаченьишке или плащишке взобравшись на

 

подушку16, описЬ/вал, как погиб Ахилл? Перестаньте, ради

 

богов, осквернять прекрасные названия и дела, насколько это

 

зависит от вас самих. Ничего побудительнее <...>17, когда вы-

36

ступающий с речью обнаруживает перед слушателями, что

 

он нуждается в них. Или скажи мне, кто, слушая твое чтение

37

или беседу, забеспокоился о себе или обратил свое внимание

 

на самого себя, или, выйдя, сказал: «Метко задел меня фило-

 

соф. Больше не следует ')Того делать»? Разве, если у тебя

38

чрезвычайный успех, не говорит он кому-то: «Изящным сло-

 

гом изложил он про Ксеркса», другой: «Нет -

сражение при

 

Фермопилах»?IХ Это ли слушание философа?!

 

 

199