Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 809

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ди пож:ницу, бедра. Ты собираешься записаться участником

Олимпийских игр, человек, а не какого-то там пустого и жал-

 

кого состязания. На Олимпийских играх невозможно - про-

52

сто потерпеть поражение и уйти, но, прежде всего, приходит-

 

ся осрамиться на виду у всего света, а не только лишь афи-

 

нян, или лакедемонян, или никопольцев, затем, необдуманно

 

явившемуся приходится и порке подвергаться, а до порки

 

приходится натерпеться жажды, натерпеться жары, нагло­

 

таться песку.

 

 

Обдумай тщательней, познай самого себя, спроси свое

53

божество, без бога не берись. Ведь если он посоветует, знай,

 

что он хочет, чтобы ты стал великим, а не просто11 много по-

 

боев получил. И зто ведь тоже превосходное вплетение в

54

участь киника: он должен избиваться, как осел, и, избивае-

 

мый, любить самих избиваюших как отец всех, как брат. Но

55

нет, если кто-нибудь избивает тебя, стань на середину и кри-

 

чи: «О цезарь, что я терплю при установленном тобой мир-

 

ном покое! Пойдем к проконсулу». А что кинику цезарь или

56

проконсул, или кто-нибудь другой, кроме того, кто послал

 

его и кому он служит, - кроме Зевса? Взывает ли он к кому­

 

нибудь другому, кроме Зевса? А разве он не убежден в том,

 

что если он терпит что-нибудь такое, то зто Зевс его упраж-

 

няет? Геракл, вот, хотя его упражнял Эврисфей, не почитал

57

себя несчастным, но без колебаний исполнял все его прика­

 

зания. А если тот, кого закаляет и упражняет Зевс, готов кри-

 

чать и возмущаться, достоин ли он носить скипетр Диогена?

 

Слушай, что говорит Диоген во время лихорадки прохожим:

58

«Дурные, -

сказал он, - головы, не остановитесь ли? Для

 

того чтобы посмотреть на окаянную борьбу атлетов, вы от­

 

правляетесь в такой далекий путь в Олимпию, а посмотреть

 

на борьбу лихорадки и человека не желаете?»lс Может быть,

59

конечно, другой на его месте стал бы винить бога, по­

 

славшего его, считая, что бог незаслуженно обращается с

 

ним, тот, конечно, кто красовался бы обстоятельствами и

 

считал себя достойным быть '~релищем для прохожихl1 . Да за

 

что он будет винить? За то, что живет пристойно? За то, что

 

обличает? За то, что с большей блистательностью проявляет

 

свою добродетель? Ну а что он говорит о бедности, о смерти,

60

о страдании? Как он сравнивал свое счастье с счастьем вели-

 

кого царя? А скорее он считал его даже несравнимым. Ведь

61

там где смятения, печали, страхи, стремления, не дости­

 

гающие своей цели, избегания, терпящие неудачу, зависть,

 

ревность, -

где там доступ счастью? А там, где мнения гни-

 

лые, - там все это неизбежно должно быть.

 

А когда молодой человек спросил: если киник заболеет и

62

друг пригласит его к себе, чтобы поухаживали за больным,

 

191


63согласится ли он на это, - А где ты мне возьмешь друга ки­

нику? - сказал он. - Ведь он должен быть вторым таким,

чтобы был достоин числиться его другом. Он должен быть сообладателем скипетра и царской власти и достойным слу­

жителем, если намерен удостоиться его дружбы, как Диоген

64

стал другом Антисфена, как

1

-

Диогена. Или тебе

KpaTeT ';

кажется, что если он подходит к кинику и здоровается с ним,

значит, он его друг, и тот будет считать его достойным того,

65чтобы придти к нему? Так что если ты так решаешь, ты и по­

мышляй такое, лучше высматривай себе яму для нечистот

хорошую, в которой у тебя будет OrOHb l " защищающую от

66северного ветра, чтобы тебе не окоченеть от стужи. А ты, мне кажется, готов время от времени пойти к кому-нибудь домой покормиться. Так что же тебе и браться за такое великое

 

дело?

 

67

- А брак, - сказал тот, - и дети, будет ли принято ЭТО

 

киником

как имеющее главное значение?16 - Если ты мне

 

дашь, -

сказал он, - град мудрецов, то едва ли кто-нибудь

 

просто станет вести кинический образ жизни. В самом деле,

68

ради чего принимать ему этот образ жизни? А если мы все же

предположим это, в таком случае ничто не помешает ему и

жениться и рождать детей. Ведь и жена его будет второй та­

кой, и тесть вторым таким, и дети так будут воспитываться.

69А при таком положении, какое существует в действитель­

ности, как в боевом строю, разве киник не должен быть ни­

чем не отвлекаемым, всецело преданным служению богу, мо­

гущим проведывать людей, не связанным обязанностями

профанов и не впутанным в отношенияl7, нарушая которые он уже не сохранит роль добродетельного человека, а соблю- 70 дая, утратит в себе вестника, лазутчика и глашатая богов? Ты

ведь смотри, он должен оказывать то-то тестю, обязан возда­

вать остальным родственникам жены, самой жене. В конце

концов дело его сводится исключительно к ухаживаниям за

71больными, к добыванию средств. Не говоря обо всем осталь­

ном, он должен иметь котелок, где мог бы разогреть воду для

ребенка, чтобы помыть его в корыте, шерстишку для ро­

дившей жены, маслишко, коечку, кружечку (получается уже

72слишком много утваришки), прочие занятия, отвлечения. Где тут, в конце концов, тот царь, который посвящает свое время

общим делам,

Коему вверены рати, на ком такие заботы

который должен смотреть за всеми остальными, за женаты­ ми, за породившими детей, кто обращается со своей женой хорошо, кто дурно, кто ссорится, какой дом в спокойствии, 73 какой нет, как врач, обходя всех и щупая пульс? «У тебя ли-

192


хорадка. -- у тебя головная боль. -- У тебя подагра. -- Ты

 

воздержись от еды. -- Ты ешь. -- Ты не мойся. -- Тебе нуж­

 

но сделать разрезание. -- Тебе нужно сделать прижигание».

 

Где тут досуг у связанного обязанностями профанов? Разве

74

не должен он достать плащонки детям? Ну а отправить их к

 

школьному учителю с дощечками, грифельками, да еще ко-

 

ечку устроить? Не могут ведь они сразу из чрева быть кини­

 

ками. А иначе лучше было бы бросить их при рождении, чем

 

вот так убивать. Смотри, до какого места низводим мы кини-

75

ка, как лишаем его царской власти. -- Да, но Кратет женил-

76

ся. -- Ты говоришь мне об обстоятельстве, получившемся

 

вследствие любви, и женой приводишь в пример -- второго

 

Кратета. А мы рассматриваем вопрос о браках обычных и не

 

связанных с обстоятельствами, и, рассматривая вопрос так,

 

не находим, что при данном положении это дело должно

 

быть для киника как имеющее главное значение. -- Так как

77

же он еще, -- говорит тот, -- будет содействовать сохране-

 

нию общества? -- Ради бога, а больше ли благодеяний ока­

 

зывают людям те, кто вводит взамен себя два-три порочных

 

рыла, или те, кто смотрит за всеми по возможности людьми,

 

что они делают, как ведут жизнь, о чем заботятся, о чем не

 

заботятся вопреки подобающему? Да разве фиванцам больше

78

принесли пользы все те, кто оставил им после себя детей, чем

 

Эпаминондl'\ умерший бездетным? Да разве больше, чем Го-

 

мер, сделал для общества Приам, народивший пятьдесят не-

 

чистей, или Данай, или Эол? И вот военачальствование или

79

сочинительство удержит кого-то от брака или деторождения,

 

и не будут считать, что он никчемностью возместил бездет­

 

ность, а разве царская власть киника не будет достойным

 

возмещением.? Неужели мы не сознаем его величие и не

80

представляем себе по достоинству своеобразие Диогена, но

 

имеем в виду этих нынешних, этих «у стола сторожащих»211,

 

которые ни в чем не подражают тем, разве только в том, что

 

становятся пердунами, а больше ни в чем? А то ведь у нас не

81

возникали бы эти вопросы, и мы не удивлялись бы тому, что

 

он не должен жениться или рождать детей. Человек, он роди-

 

тель всех людей, мужчины -- его сыновья, женщины -- его

 

дочери: он обращается так ко всем, так он печется обо всех.

 

Или ты думаешь, что он по назойливости бранится с встреч-

82

ными? Он делает это как отец, как брат и как служитель об-

 

щего отца, Зевса.

 

 

Если тебе угодно, спроси меня и о том, должен ли он уча-

83

ствовать в государственных делах. Дурень, ты ищешь госу-

 

дарственных дел важнее тех, которыми занимается он? Вы-

84

ступит ли перед афинянами с обсуждением доходов или по­

 

ступлений тот, кто должен рассуждать со всеми людьми, рав-

 

7 Беседы Эпиктета

193

 


но как с афинянами, так и с коринфянами, так и с римлянами,

не о поступлениях и не о доходах, и не о мире или войне, но

о счастье и злосчастье, о благополучии и неблагополучии, о

85 рабстве и свободе? Человек занимается такими важными го­

сударственными делами, и ты спрашиваешь меня, должен ли

он участвовать в государственных делах? Спроси меня и о том, должен ли он занимать должности. Я опять скажу тебе:

«Глупец, какую должность ищешь ты важнее той, которую занимает он?»

86Однако нужно, чтобы у такого и тело было определен-

ным. Право же, если является чахоточный, тощий и бледный,

87его свидетельство уже не имеет той значимости. Ведь он

должен не только проявлением качеств души представлять

профанам, что возможно быть добродетельным человеком

без всего того, чем они дорожат, но и телом выказывать, что

простая и неприхотливая жизнь под открытым небом и на

88тело не влияет пагубно: «Вот и тому свидетель я и тело мое».

Как Диоген делал. Он ведь ходил блещущий здоровьем, и

89само его тело обращало на себя внимание толпы. А киник, вызывающий жалость, кажется попрошайкой: все отворачи­ ваются от него, все оскорбляют его. Не должен он и грязным появляться, чтобы и этим не отпугивать людей, но сам запы­ ленный вид его должен быть чистым и привлекательным.

90Должен киник обладать также большой природной при-

ятностью И находчивостью (иначе получается сопля, и боль­

ше ничего), чтобы уметь сразу и впопад отвечать на все на-

91падки. Как Диоген в ответ сказавшему: «Это ты тот Диоген,

который не верит в существование богов?» - «И как это, -

92возразил, - считаю я, что ты ненавистен богам?»сl Или вот, когда Александрсс застал его спящим и сказал:

Всне всю ночь проводить нельзя советному мужi3,

еще сонный он ответил ему:

Коему вверены рати, на ком такие заботыС-l.

93 А прежде всего его верховная часть души должна быть

 

чише солнца. Иначе он неизбежно должен быть плутом и

 

мошенником, поскольку

сам

одержимый

каким-нибудь

94

злом - будет порицать других. Смотри ведь, какова она. Ца­

 

рям этим и тиранам телохранители и оружие дают власть по­

 

рицать кого-то и даже возможность наказывать оши­

 

бающихся, даже если сами

они

порочны, а

кинику, вместо

оружия и телохранителей, совесть предоставляет эту власть.

95Когда он видит, что провел ночи в усиленных трудах ради людей, что заснул чистым, а пробудился от сна еще чище, что все помыслы его это помыслы друга богам, служителя,

194