ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 809
Скачиваний: 0
ди пож:ницу, бедра. Ты собираешься записаться участником
Олимпийских игр, человек, а не какого-то там пустого и жал- |
|
|
кого состязания. На Олимпийских играх невозможно - про- |
52 |
|
сто потерпеть поражение и уйти, но, прежде всего, приходит- |
|
|
ся осрамиться на виду у всего света, а не только лишь афи- |
|
|
нян, или лакедемонян, или никопольцев, затем, необдуманно |
|
|
явившемуся приходится и порке подвергаться, а до порки |
|
|
приходится натерпеться жажды, натерпеться жары, нагло |
|
|
таться песку. |
|
|
Обдумай тщательней, познай самого себя, спроси свое |
53 |
|
божество, без бога не берись. Ведь если он посоветует, знай, |
|
|
что он хочет, чтобы ты стал великим, а не просто11 много по- |
|
|
боев получил. И зто ведь тоже превосходное вплетение в |
54 |
|
участь киника: он должен избиваться, как осел, и, избивае- |
|
|
мый, любить самих избиваюших как отец всех, как брат. Но |
55 |
|
нет, если кто-нибудь избивает тебя, стань на середину и кри- |
|
|
чи: «О цезарь, что я терплю при установленном тобой мир- |
|
|
ном покое! Пойдем к проконсулу». А что кинику цезарь или |
56 |
|
проконсул, или кто-нибудь другой, кроме того, кто послал |
|
|
его и кому он служит, - кроме Зевса? Взывает ли он к кому |
|
|
нибудь другому, кроме Зевса? А разве он не убежден в том, |
|
|
что если он терпит что-нибудь такое, то зто Зевс его упраж- |
|
|
няет? Геракл, вот, хотя его упражнял Эврисфей, не почитал |
57 |
|
себя несчастным, но без колебаний исполнял все его прика |
|
|
зания. А если тот, кого закаляет и упражняет Зевс, готов кри- |
|
|
чать и возмущаться, достоин ли он носить скипетр Диогена? |
|
|
Слушай, что говорит Диоген во время лихорадки прохожим: |
58 |
|
«Дурные, - |
сказал он, - головы, не остановитесь ли? Для |
|
того чтобы посмотреть на окаянную борьбу атлетов, вы от |
|
|
правляетесь в такой далекий путь в Олимпию, а посмотреть |
|
|
на борьбу лихорадки и человека не желаете?»lс Может быть, |
59 |
|
конечно, другой на его месте стал бы винить бога, по |
|
|
славшего его, считая, что бог незаслуженно обращается с |
|
|
ним, тот, конечно, кто красовался бы обстоятельствами и |
|
|
считал себя достойным быть '~релищем для прохожихl1 . Да за |
|
|
что он будет винить? За то, что живет пристойно? За то, что |
|
|
обличает? За то, что с большей блистательностью проявляет |
|
|
свою добродетель? Ну а что он говорит о бедности, о смерти, |
60 |
|
о страдании? Как он сравнивал свое счастье с счастьем вели- |
|
|
кого царя? А скорее он считал его даже несравнимым. Ведь |
61 |
|
там где смятения, печали, страхи, стремления, не дости |
|
|
гающие своей цели, избегания, терпящие неудачу, зависть, |
|
|
ревность, - |
где там доступ счастью? А там, где мнения гни- |
|
лые, - там все это неизбежно должно быть. |
|
|
А когда молодой человек спросил: если киник заболеет и |
62 |
|
друг пригласит его к себе, чтобы поухаживали за больным, |
|
191
63согласится ли он на это, - А где ты мне возьмешь друга ки
нику? - сказал он. - Ведь он должен быть вторым таким,
чтобы был достоин числиться его другом. Он должен быть сообладателем скипетра и царской власти и достойным слу
жителем, если намерен удостоиться его дружбы, как Диоген
64 |
стал другом Антисфена, как |
1 |
- |
Диогена. Или тебе |
KpaTeT '; |
кажется, что если он подходит к кинику и здоровается с ним,
значит, он его друг, и тот будет считать его достойным того,
65чтобы придти к нему? Так что если ты так решаешь, ты и по
мышляй такое, лучше высматривай себе яму для нечистот
хорошую, в которой у тебя будет OrOHb l " защищающую от
66северного ветра, чтобы тебе не окоченеть от стужи. А ты, мне кажется, готов время от времени пойти к кому-нибудь домой покормиться. Так что же тебе и браться за такое великое
|
дело? |
|
67 |
- А брак, - сказал тот, - и дети, будет ли принято ЭТО |
|
|
киником |
как имеющее главное значение?16 - Если ты мне |
|
дашь, - |
сказал он, - град мудрецов, то едва ли кто-нибудь |
|
просто станет вести кинический образ жизни. В самом деле, |
|
68 |
ради чего принимать ему этот образ жизни? А если мы все же |
предположим это, в таком случае ничто не помешает ему и
жениться и рождать детей. Ведь и жена его будет второй та
кой, и тесть вторым таким, и дети так будут воспитываться.
69А при таком положении, какое существует в действитель
ности, как в боевом строю, разве киник не должен быть ни
чем не отвлекаемым, всецело преданным служению богу, мо
гущим проведывать людей, не связанным обязанностями
профанов и не впутанным в отношенияl7, нарушая которые он уже не сохранит роль добродетельного человека, а соблю- 70 дая, утратит в себе вестника, лазутчика и глашатая богов? Ты
ведь смотри, он должен оказывать то-то тестю, обязан возда
вать остальным родственникам жены, самой жене. В конце
концов дело его сводится исключительно к ухаживаниям за
71больными, к добыванию средств. Не говоря обо всем осталь
ном, он должен иметь котелок, где мог бы разогреть воду для
ребенка, чтобы помыть его в корыте, шерстишку для ро
дившей жены, маслишко, коечку, кружечку (получается уже
72слишком много утваришки), прочие занятия, отвлечения. Где тут, в конце концов, тот царь, который посвящает свое время
общим делам,
Коему вверены рати, на ком такие заботыlХ
который должен смотреть за всеми остальными, за женаты ми, за породившими детей, кто обращается со своей женой хорошо, кто дурно, кто ссорится, какой дом в спокойствии, 73 какой нет, как врач, обходя всех и щупая пульс? «У тебя ли-
192
хорадка. -- у тебя головная боль. -- У тебя подагра. -- Ты |
|
|
воздержись от еды. -- Ты ешь. -- Ты не мойся. -- Тебе нуж |
|
|
но сделать разрезание. -- Тебе нужно сделать прижигание». |
|
|
Где тут досуг у связанного обязанностями профанов? Разве |
74 |
|
не должен он достать плащонки детям? Ну а отправить их к |
|
|
школьному учителю с дощечками, грифельками, да еще ко- |
|
|
ечку устроить? Не могут ведь они сразу из чрева быть кини |
|
|
ками. А иначе лучше было бы бросить их при рождении, чем |
|
|
вот так убивать. Смотри, до какого места низводим мы кини- |
75 |
|
ка, как лишаем его царской власти. -- Да, но Кратет женил- |
76 |
|
ся. -- Ты говоришь мне об обстоятельстве, получившемся |
|
|
вследствие любви, и женой приводишь в пример -- второго |
|
|
Кратета. А мы рассматриваем вопрос о браках обычных и не |
|
|
связанных с обстоятельствами, и, рассматривая вопрос так, |
|
|
не находим, что при данном положении это дело должно |
|
|
быть для киника как имеющее главное значение. -- Так как |
77 |
|
же он еще, -- говорит тот, -- будет содействовать сохране- |
|
|
нию общества? -- Ради бога, а больше ли благодеяний ока |
|
|
зывают людям те, кто вводит взамен себя два-три порочных |
|
|
рыла, или те, кто смотрит за всеми по возможности людьми, |
|
|
что они делают, как ведут жизнь, о чем заботятся, о чем не |
|
|
заботятся вопреки подобающему? Да разве фиванцам больше |
78 |
|
принесли пользы все те, кто оставил им после себя детей, чем |
|
|
Эпаминондl'\ умерший бездетным? Да разве больше, чем Го- |
|
|
мер, сделал для общества Приам, народивший пятьдесят не- |
|
|
чистей, или Данай, или Эол? И вот военачальствование или |
79 |
|
сочинительство удержит кого-то от брака или деторождения, |
|
|
и не будут считать, что он никчемностью возместил бездет |
|
|
ность, а разве царская власть киника не будет достойным |
|
|
возмещением.? Неужели мы не сознаем его величие и не |
80 |
|
представляем себе по достоинству своеобразие Диогена, но |
|
|
имеем в виду этих нынешних, этих «у стола сторожащих»211, |
|
|
которые ни в чем не подражают тем, разве только в том, что |
|
|
становятся пердунами, а больше ни в чем? А то ведь у нас не |
81 |
|
возникали бы эти вопросы, и мы не удивлялись бы тому, что |
|
|
он не должен жениться или рождать детей. Человек, он роди- |
|
|
тель всех людей, мужчины -- его сыновья, женщины -- его |
|
|
дочери: он обращается так ко всем, так он печется обо всех. |
|
|
Или ты думаешь, что он по назойливости бранится с встреч- |
82 |
|
ными? Он делает это как отец, как брат и как служитель об- |
|
|
щего отца, Зевса. |
|
|
Если тебе угодно, спроси меня и о том, должен ли он уча- |
83 |
|
ствовать в государственных делах. Дурень, ты ищешь госу- |
|
|
дарственных дел важнее тех, которыми занимается он? Вы- |
84 |
|
ступит ли перед афинянами с обсуждением доходов или по |
|
|
ступлений тот, кто должен рассуждать со всеми людьми, рав- |
|
|
7 Беседы Эпиктета |
193 |
|
но как с афинянами, так и с коринфянами, так и с римлянами,
не о поступлениях и не о доходах, и не о мире или войне, но
о счастье и злосчастье, о благополучии и неблагополучии, о
85 рабстве и свободе? Человек занимается такими важными го
сударственными делами, и ты спрашиваешь меня, должен ли
он участвовать в государственных делах? Спроси меня и о том, должен ли он занимать должности. Я опять скажу тебе:
«Глупец, какую должность ищешь ты важнее той, которую занимает он?»
86Однако нужно, чтобы у такого и тело было определен-
ным. Право же, если является чахоточный, тощий и бледный,
87его свидетельство уже не имеет той значимости. Ведь он
должен не только проявлением качеств души представлять
профанам, что возможно быть добродетельным человеком
без всего того, чем они дорожат, но и телом выказывать, что
простая и неприхотливая жизнь под открытым небом и на
88тело не влияет пагубно: «Вот и тому свидетель я и тело мое».
Как Диоген делал. Он ведь ходил блещущий здоровьем, и
89само его тело обращало на себя внимание толпы. А киник, вызывающий жалость, кажется попрошайкой: все отворачи ваются от него, все оскорбляют его. Не должен он и грязным появляться, чтобы и этим не отпугивать людей, но сам запы ленный вид его должен быть чистым и привлекательным.
90Должен киник обладать также большой природной при-
ятностью И находчивостью (иначе получается сопля, и боль
ше ничего), чтобы уметь сразу и впопад отвечать на все на-
91падки. Как Диоген в ответ сказавшему: «Это ты тот Диоген,
который не верит в существование богов?» - «И как это, -
92возразил, - считаю я, что ты ненавистен богам?»сl Или вот, когда Александрсс застал его спящим и сказал:
Всне всю ночь проводить нельзя советному мужi3,
еще сонный он ответил ему:
Коему вверены рати, на ком такие заботыС-l.
93 А прежде всего его верховная часть души должна быть
|
чише солнца. Иначе он неизбежно должен быть плутом и |
|||
|
мошенником, поскольку |
сам |
одержимый |
каким-нибудь |
94 |
злом - будет порицать других. Смотри ведь, какова она. Ца |
|||
|
рям этим и тиранам телохранители и оружие дают власть по |
|||
|
рицать кого-то и даже возможность наказывать оши |
|||
|
бающихся, даже если сами |
они |
порочны, а |
кинику, вместо |
оружия и телохранителей, совесть предоставляет эту власть.
95Когда он видит, что провел ночи в усиленных трудах ради людей, что заснул чистым, а пробудился от сна еще чище, что все помыслы его это помыслы друга богам, служителя,
194