Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 805

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24. О том, что не следует испытывать привязанность

к тому, что не зависит от нас

Несоответственность другого природе пусть не будет

злом для тебя1. Ты ведь по природе рожден не для того, что­ бы разделять с кем-то униженность и разделять несчастье, но

2для того, чтобы разделять счастье. А если кто-то несчастен, помни, что он несчастен по своей вине. Ведь бог создал всех

людей на то, чтобы они были счастливыми, на то, чтобы они

3были стойкими. Для этого он дал возможности, то-то дав

каждому своим, а то-то - чужим: все подвластное помехам,

 

подвластное отнятию, подвластное принуждениям -

не сво­

 

им, а все неподвластное помехам - своим, сущность же бла­

 

га и зла, как и пристало пекущемуся о нас и отечески покро-

-4

вительствующему, -

заключенным в своем. «Но я в разлуке

 

с таким-то, и он страдает». Почему же он чужое счел своим?

 

Почему, когда он радовался видя тебя, не думал он о том, что

 

ты смертен, что ты

можешь уехать? Ну так вот он

и несет

5наказание за свою глупость. А ты за что? Что ты плачешься?

Или и ты тоже не приучил себя ко всему этому, но, как ник­

чемное бабье, был привязан ко всему тому, чему радовался,

так, будто будешь привязан вечно: к местам, к людям, к вре­ мяпрепровождению? И вот теперь ты сидишь и плачешь о том, что не видишь тех же людей и не проводишь время в тех

6же местах. Ты и в самом деле стоишь того, чтобы быть не­

счастнее даже воронов и ворон, которые могут летать куда

хотят, вить гнезда в других местах, пересекать морские про-

7сторы, не стеная и не тоскуя о прежнем. «Да, но у них так оттого, что они существа, не наделенные разумом». Так, зна­

 

чит, нам разум дан богами на несчастье и злополучие, для

 

того чтобы мы влачили жалкую и полную сокрушений

8

жизнь? Или пусть все будут бессмертными и пусть никто не

 

уезжает, пусть и мы никуда не уезжаем, но остаемся на месте,

 

укоренившись в нем, как растения, а если кто-нибудь из близ­

 

ких уедет, давайте сядем и будем плакать, и напротив, если

 

вернется, давайте будем плясать и хлопать в ладоши, как дети?

')

Не пора ли нам наконец отнять себя от груди и памято-

вать обо всем том, что мы слушали у философов? Если, ко­

 

нечно, мы не как заклинателей слушали их о том, что это ми­

 

роздание есть единый град, что сущность, из которой оно

 

сотворено, едина, что неизбежно должен быть определенный

 

круговорот" и одно должно уступать свое место одному, дру­

 

гое другому, одно должно распадаться, а другое нарождаться,

 

одно должно оставаться на том же месте, а другое находиться

11

в движении, что все полно друзей - прежде всего богов, за­

 

тем и людей, по природе родных друг с другом, что одни

200



должны быть друг при друге, а другие должны расставаться,

при совместной жизни радуясь, а при расставании не огорча-

 

ясь, и что человек, вдобавок к тому, что от природы он высо-

12

кого образа мыслей и способен презреть все независящее от

 

свободы воли, обладает еще и этой способностью не укоре­

 

няться и не прирастать к земле, но пускаться то в одно, то в

 

другое место, когда по той или иной настоятельной необхо-

 

димости, а когда и ради самого осматривания. И выпавшее на

13

долю Одиссею было нечто такое:

 

Многих ;lюдей города посетил и обычаи видел3

 

И еще раньше Гераклу на долю выпало обойти весь свет,

 

Дерзость .1юдеЙ и бпагозаконие их набпю,;:щя4

 

от той избавляя и очищая землю, а это вводя вместо той. А

14

между тем, сколько, по-твоему, у него было друзей в Фивах,

 

сколько в Аргосе, сколько в Афинах, а сколько он приобрел

 

их в своих хождениях по свету, он-то, кто и женился там где

 

это представлялось ему сообразным, рождал детей, оставлял

 

их, не стеная и не тоскуя и не бросая их сиротами. Он ведь

15

знал, что ни один человек не сирота, но обо всех всегда и не-

 

престанно печется отец их всех. Ведь он не на словах лишь

16

воспринял, что Зевс есть отец людей, он--:о, кто и считал и

 

называл его своим отцом, и взирая на него делал все что де-

 

лал. Вот потому-то' он повсюду мог вести жизнь счастливо. А

17

совместить счастье и тоску по отсутствующему невозможно

 

никогда. Ведь счастливость должна получать сполна все то,

 

чего желает, походить на некую утоленность: у нее не долж-

 

но быть жажды, не должно быть голода. «Но Одиссей стра-

18

дал по своей жене и плакал, сидя на скале»5. А ты во всем

 

питаешь доверие к Гомеру и его басням? Или, если он и

 

вправду плакал, не значит ли это лишь, что он был несчаст­

 

ным? А какой добродетельный человек бывает несчастным?

 

Вселенная действительно плохо управляется, если Зевс не

19

заботится о своих гражданах, чтобы они были такими же, как

 

сам он, счастливыми. Но думать так - недопустимо и ко-

20

щунственно, а Одиссей, если он, конечно, плакал и горевал,

 

значит, не был добродетельным человеком. В самом деле, кто

 

может быть добродетельным человеком, если он не знает, кто

 

он есть? А кто может знать это, если он забыл, что рожденное

 

тленно и человеку с человеком быть вместе невозможно веч-

 

но? Итак, что же? Домогаться невозможного значит быть

21

рабским существом, значит быть глупым, значит чужеземцу

 

вести борьбу против бога, как это единственно возможно­

 

своими мнениями.

 

«Но моя мать стенает, оттого что не видит меня». Поче-

22

201


МУ же она не научилась этим рассуждениям? И я не то

утверждаю, что не следует заботиться о том, чтобы она не горевала, но что не следует хотеть чужого во что БЬ1 то ни "о' стало. А печаль другого есть чужое, моя же - мое. Так вот, это мое я буду прекращать во что бы то ни стало, потому что это зависит от меня, а это чужое я буду пытаться пре­

кращать по возможности, но во что бы то ни стало - не бу­

24ду пытаться. Иначе я буду вести борьбу против бога, проти­ виться Зевсу, выступать против него в его управлении все­

ленной. И расплачиваться за эту борьбу против бога и непо­ виновение не дети детей<> будут, но сам я, днем и ночью, со­

дрогаясь от сновидений, впадая в смятение, трепеща перед

всякой вестью, ставя свое внутреннее благосостояние в за­

25висимость от чужих писем. Из Рима какое-то письмо прихо­ дит. «Только бы не какое-нибудь зло!» А какое зло может случиться с тобой там, где тебя нет? Из Эллады. «Только бы не какое-нибудь зло!» Так для тебя всякое место может быть

26причиной злополучия. Разве недостаточно тебе быть не­ счастным там, где сам ты находищься, но тебе нужно быть несчастным еще и за морем, еще и от писем? Это вот в таком

27безопасном положении у тебя дела? «Что же, если умерли

мои тамошние друзья?» Да что иное, как не то, что умерли

смертные? Или как ты хочешь? Состариться и вместе с тем

28не увидеть смерти никого из любимых? Разве ты не знаешь,

что за долгое время неизбежно должно случаться много раз­ ного: одного должна одолеть лихорадка, другого - разбой­ 29 ник, того - тиран? Таков ведь окружающий нас мир, тако­

вы живущие с нами люди; холод, жара, несоответствующая

пища, совершаемые пути по суше и по морю, ветры, разные

обстоятельства - все это одного губит, другого изгоняет,

30этого бросает в посольство, того в военный поход. Сиди, стало быть, в ужасе перед всем этим, сокрушаясь, несчаст­

ным, злополучным, завися от другого, причем не от одного,

не от двух, но от тьмы тем.

3\ Это слушал ты у философов, этому учился? Разве ты не знаешь, что наша жизнь это военный поход? Один должен

стоять на страже, другой идти на разведку, а кто-то другой и

в сражение. Невозможно, чтобы все были на одном и том же

32месте, и не лучше. А ты, вместо того, чтобы исполнять при­

казания военачальника, ропщешь, когда тебе прикажут что­ нибудь потруднее, и не понимаешь, во что ты превращаешь, насколько это зависит от тебя, войско, потому что если все станут подражать тебе, то никто не будет копать ров, не бу­ дет обносить лагерь частоколом, не будет нести ночную стражу, не будет подвергать себя опасности, но каждый ока­

33жется бесполезным в военном походе. Или вот, если будешь

202


плыть моряком на корабле, занимай одно место и упорно держись его: если нужно будет подняться на мачту, не желай,

если пробежать к носу корабля, не желай. Да какой кормчий стерпит тебя? Разве он не вышвырнет тебя как бесполезную

вещь, всего лишь помеху и дурной пример для остальных

моряков? Вот так и здесь. Жизнь каждого -

это своего рода

34

военный поход, притом долгий и с разными превратностями.

 

Ты должен блюсти свой долг воина и по мановению воена­

 

чальника исполнять все, предугадывая, если возможно, его

 

желания. Тут ведь и не может быть никакого сравнения меж-

35

ду тем военачальником и этим, ни по силе, ни по нравствен-

 

ному превосходству. Ты поставлен в строй в державном го-

36

роде7, и не на низкое какое-нибудь место, но пожизненно

 

членом советаХ. Разве ты не знаешь, что такому мало прихо­

 

дится заниматься своим домашним хозяйством, а большей

 

частью приходится быть в отъезде, находясь у какой-то влас-

 

ти или находясь под чьей-то властью, или служа какой-то

 

власти, или участвуя в военном походе, или верша суд? И ты

 

еще, у меня, хочешь привязаться к тем же местам. и укоре-

 

ниться, как растение? «Это ведь приятно». Кто отрицает? Но

37

и похлебка приятна, и красивая женщина -

это приятно. Что

 

иное говорят те, которые удовольствие ставят себе целью? Не

38

осознаешь ли, слово'! каких людей ты произнес? что - эпи­

 

курейцев и распутников?IО И ты еще, совершая их дела и

 

имея их мнения, говоришь нам слова Зенона и Сократа? Не

 

отбросишь ли ты как можно подальше все чужое, чем ты

 

украшаешься, ничуть не приличествующим тебе? Или чего

39

иного хотят те, кроме того, чтобы спать неподвластно пре­

 

пятствиям и принуждениям, встав, позевать спокойно, опо­

 

лоснуть лицо, потом пописать и почитать что хочется, потом

 

поболтать о том о сем, получая восхваления друзей за все,

 

что бы ни говорили, потом, выйдя на прогулку и немного по­

 

гуляв, помыться, потом поесть, потом лечь спать. В какой,

 

конечно, постели естественно спать таким, -- что тут гово­

 

рить? Об этом ведь можно догадываться.

 

 

Ну, поведай-ка мне и ты о своем времяпрепровождении, о

40

котором ты тоскуешь, ревностный последователь истины,

 

Сократа и Диогена. Что хочешь ты в Афинах делать? То же

 

самое? Разве другое? Так'что же ты называешь себя стоиком?

 

Ложно приписывающие себе римское гражданство сурово

41

наказываются, ну а разве ложно приписывающие себе такое

 

великое и священное дело и название должны оставаться

 

безнаказанными? Или именно это-то и невозможно, но закон

42

этот, налагающий тягчайшие наказания за тягчайшие пре­

 

грешения, есть закон божественный, незыблемый и неотвра-

 

тимый. Что же гласит он? «Притязающий на то, что нисколь-

43

203