Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 806

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ко не касается его, пусть будет бахвалом, пусть будет тще­ славным. Неповинующийся божественному управлению

пусть будет низким, пусть будет рабом, пусть печалится,

пусть завидует, пусть жалеет, в общем, пусть будет несчаст­ ным, пусть скорбит».

44

- Так что же, ты хочешь, чтобы я обхаживал такого-ТО?II

 

Чтобы ходил

к его порогу? - Если это велит разум, ради

 

отечества, ради родных, ради людей, почему бы тебе не пой­

 

ти? К порогу сапожника, вот, ты не стыдишься ходить, когда

 

тебе нужна обувь, ни к порогу огородника, когда тебе нужен

 

латук, а к порогу богачей, когда тебе нужно что-нибудь по-

45

добное, стыдишься? - Да. Перед сапожником ведь я не пре­

 

клоняюсь. -

Не преклоняйся и перед богачом. - И огород-

46

нику не стану льстить. -

Не льсти и богачу. -

Так как же я

 

достигну того, что мне

нужно? - А я разве

говорю

тебе:

 

«Иди с намерением достигнуты>? Разве не то только -

чтобы

47ты поступил так, как тебе подобает? - Так к чему же еще мне ходить? - Чтобы пойти, чтобы исполнить дело гражда-

4R нина, брата, друга. К тому же помни, что ты пришел это к

сапожнику, к торговцу овощами, не имеющему власти ни над

чем важным или священным, даже если он дорого продает

то, что продает. Как за латуком идешь: он ведь обол стоит, а

49не талант стоит. Вот так и здесь. Дело стоит того, чтобы

явиться к порогу. Пусть так, явлюсь. Чтобы поговорить.

Пусть будет так, поговорю. Но и руку поцеловать надо и по­

льстить восхвалением. Прочь! Это стоит талант. Нецелесооб­

 

разно ни для меня, ни для города, ни для друзей утратить и

50

гражданина добродетельного

и

друга. -

Но если не пре­

 

успеешь, покажется, что ты

не

был исполнен рвенияI2

 

Опять ты забыл, ради чего ты явился? Разве ты не знаешь,

 

что человек добродетельный ничего не делает ради того, что­

 

бы показаться, но - ради того, чтобы поступить правиль-

5 J

но? - Так какая же ему польза в том, чтобы поступить пра­

 

вильно? - А какая польза пишущему имя «Дион» писать его

52

так, как должно? В том, чтобы написать. -

Награды, значит,

 

никакой? - А ты ищешь награды для добродетельного чело­

 

века большей, чем поступать правильно и справедливо? В

 

Олимпии ты не хочешь ничего иного, но тебе кажется доста­

 

точным быть увенчанным на

Олимпийских играхl >. Таким

 

незначительным и ничего не стоящим представляется тебе

53

быть добродетельным и счастливым? Введенный в этот градl4

богами для этого и уже обязанный приниматься за мужские

дела, ты по нянькам еще тоскуешь да по маме, и плачущее

глупое бабье сгибает и расслабляет тебя? Ты так никогда и не перестанешь быть младенцем? Разве ты не знаешь, что чем старше ведущий себя по-детски, тем он смешнее?

204


В Афинах ты ни с кем не виделся, ходя к нему домой? -

54

С тем, с кем я хотел. - И здесь желай видеться вот с этим, и

 

ты увидишься с тем, с кем ты хочешь. Только без унижения,

 

без стремления или избегания, -

и все твое будет правильно.

 

А это заключено не в хождении и не в стоянии у порога, но

55

внутри тебя, в твоих мнениях. Когда ты все то, что относится

56

к внешнему миру и что не зависит от свободы воли, уже не

 

будешь ценить и ничего из всего этого уже не будешь счи-

 

тать своим, а будешь считать своим только правильность в

 

суждении, в мнении, в влечении, в стремлении, в избегании,

 

где тут еще место лести, низкому мнению о себе?

 

 

Что1 ' ты еще тоскуешь по тамошнему спокойствию, по

57

привычным местам? Подожди немного, и эти места, в свою

 

очередь, тоже станут для тебя привычными. И вот если в тебе

 

будет такое неблагородство, то, покидая, в свою очередь, и

 

эти места тоже, плачь и сетуй.

 

 

 

- Как же я

окажусь

любящим своих близких? -

Как

58

благородный, как счастливый. Ведь разум никогда не велит

 

ни быть низким, ни быть сломленным, ни зависеть от друго-

 

го, ни жаловаться когда бы то ни было на бога или на челове-

 

ка. Ты, у меня, стань таким любящим своих близких, кото-

59

рый будет соблюдать все это. А если из-за этой любви к сво-

 

им близким (чем бы ни было то, что ты называешь любовью

 

к своим близким) тебе придется быть рабом и несчастным, то

 

нецелесообразно быть любящим своих близких. И что ме-

60

шает любить кого-то как смертного, как могущего уехать?

 

Или Сократ не любил своих детей? Но - как свободный, как

 

памятующий о том, что прежде всего следует быть другом

 

богам. Поэтому он не нарушал ничего того, что подобает

61

добродетельному человеку, ни когда защищался на суде, ни

 

когда сам в ответ предлагал судебное решение для себя, ни

 

еще раньше, когда был членом совета или участвовал в воен-

 

ных походах 1(,. А У нас очень много всяких поводов быть не-

62

благородными: у одних -

из-за

ребенка, у других -

из-за

 

матери, у тех -

из-за братьев. Однако ни из-за кого не долж-

63

ны мы быть несчастными, но должны быть счастливыми бла­

 

годаря всем, 'главным же образом благодаря богу, который

 

создал нас для этого. Ну а Диоген разве не любил никого, он,

64

кто был так кроток и человеколюбив, что ради общего блага

 

;Iюдей с радостью принимал на себя столько трудов и телес-

 

ных мучений? Но любил

как?

Как следовало служителю

65

3евса-- и заботясь о них, и вместе с тем подчиняясь богу.

 

Поэтому только ему вся земля была отечеством, а исключи-

66

тельным не было ни одно место на земле. И когда он был за­

хвачен в плен, то не тосковал ни по Афинам, ни по тамошним близким и друзьям, но с самими пиратами обходился как

205


близкий и пытался исправлять их. И когда он был продан'7,

то потом проводил жизнь в Коринфе так же, как раньше в

Афинах, а если бы он отправился и к перребам'х, то находил-

67 ся бы точно в таком же состоянии. Вот так достигается сво­

бода. Поэтому он говорил: «С тех пор, как Антисфен'9 осво-

68бодил меня, я уже никогда не был рабом». Как это освобо­

дил? Слушай, что он говорит: «Он научил меня знать, что мое и что не мое. Имущество - это не мое. Родные, домашние, друзья, добрая слава, привычные места, времяпрепровожде-

69

ние - все это чужое». Так твое - что? «Пользование пред­

 

ставлениями. Он показал мне, что это у меня неподвластно

 

помехам, неподвластно принуждениям. Никто не может вос­

препятствовать, никто не может заставить пользоваться ими

70не так, как я хочу. Так кто же еще имеет надо мной власть?

Филипп, или Александр, или Пердикка, или великий царьТО

Откуда им? Ведь кому одолеваться человеком, тот прежде

7\ всего должен одолеваться вещами». Так над кем не имеет силы ни удовольствие, ни страдание, ни слава, ни богатство, а сам он может, когда ему будет угодно, выплюнуть кому-то

свое бренное тело целиком~1 и уйти, чей еще он раб, кому

72подчинен? А если бы он проводил жизнь в Афинах с удо­ вольствием и не в силах был устоять против такого время­

препровождения, то его дела зависели бы от всякого, во влас-

73ти более сильного было бы опечалить его. Как мог бы он, по­

твоему, льстить пиратам, чтобы они продали его кому­ нибудь из афинян, для того чтобы ему увидеть когда-нибудь

74опять прекрасный Пирей, Длинные CTeHы2~, Акрополь? Кем

тебе увидеть, рабское ты существо? Рабом и низким. И какая

75тебе польза? - Нет, свободным. - Покажи, как свободным.

Вот схватил тебя кто-то такой, вот этот уводящий тебя от

привычного для тебя времяпрепровождения, и говорит: «Ты

мой раб. Ведь от меня зависит помешать тебе проводить

жизнь так, как ты хочешь, от меня зависит отпустить тебя, унижать. Когда я хочу, можешь опять в приподнятом радост-

76ном настроении отправляться в Афины». Что ты говоришь

этому уводящему тебя в рабство? Какого это представляешь

ему объявителя твоей свободы?~) Или ты и вовсе не смот­

ришь ему прямо в лицо, но, опустив долгие рассуждения,

77 умоляешь, чтобы он отпустил тебя? Человек, в тюрьму ты

должен отправляться радуясь, спеша, опережая уводящих

тебя. И ты еще, у меня, не желаешь проводить жизнь в Pi-Ne, тоскуешь по Элладе? А когда тебе придется умирать, ты и

тогда будешь плакаться нам, что не видать тебе больше Афин и не прогуливаться в Ликее?24

78 Для этого уехал ты из дому? Ради этого искал сойтись с

тем-то, чтобы получить от него пользу? Какую это пользу?

206


Силлогизмы чтобы ты стал сводить к схемам посноровистей

или вести последовательно к заключению условные рассуж­

дения? И по этой причине оставил ты брата, отечество, дру­ зей, домашних, чтобы вернуться научившись всему )Тому?

Так что ты не за стойкостью уезжал из дому, не за невозму-

79

тимостью, не для того, чтобы, став недоступным для всякого

 

вреда, ты больше ни на кого не жаловался, никого не винил,

 

был недоступным ни для чьей несправедливости, и таким

 

образом соблюдал отношения неподвластно препятствиям?

 

Прекрасный привез ты это товар: силлогизмы, изменяющиеся

80

рассуждения, условные рассуждения! И если тебе так угодно,

 

усядься на рыночной площади и сделай вывеску, как торгов-

 

цы снадобьями. Неужели ты не станешь отрицать, что и

8\

умеешь все то, чему научился, чтобы не ославить правила

 

бесполезными? Какое зло причинила тебе философия? Что

 

несправедливого сделал тебе Хрисипп, чтобы ты на деле сам

 

показывал, будто труды его бесполезны? Разве недостаточно

 

было тебе всех тамошних зол, сколько их у тебя было причи­

 

нами твоих печалей и сокрушений, даже если бы ты и не

 

уехал из дому, что ты еще больше добавил их себе? И если у

82

тебя будут, в свою очередь, другие близкие и друзья, и если

 

ты станешь испытывать привязанность к другому месту, то у

 

тебя будет еще больше причин для стенаний. Так что же ты

 

живешь? Чтобы доставлять себе однупечаль за другой, из-за

 

которых ты несчастен? И ты еще, у меня, называешь )то лю-

83

бовью к своим близким? Какой )То, человек, любовью к сво-

 

им близким? Если она благо, то не становится причиной ни­

 

какого зла. Если она зло, то мне нет никакого дела до нее. Я

 

по природе рожден для своих благ, по природе я не рожден

 

для зол.

 

Каково же упражнение на Д~ле против )Того? Прежде все-

84

го, высшее, главнейшее, прямо как бы с порога: когда ты ис­

 

пытываешь привязанность к чему-то, то не относись к этому

 

как к чему-то такому, что не может быть отнято, но относись

 

как к чему-то такого рода, как горшок, как стеклянный кубок,

 

чтобы, когда они разобьются, ты, помня, чем они были, не

 

впадал в смятение. Так и здесь: если ты целуешь свое дитя,

85

если брата, если друга, никогда не давай своему представле-

 

нию полную волю И не позволяй радости доходить до чего ей

 

угодно, но сдержи их, помешай им, как стоящие за триумфа-

 

торами и напоминающие им, что они людиС'. Примерно так и

86

ты напоминай сам себе, что любишь смертное, любишь от­

 

нюдь не свое. Это дано тебе на настоящее время, не как не

 

могущее быть отнятым и не навсегда, но как смоква, как ви­

 

ноград, в установленное время года, а если ты тоскуешь по

 

ним и зимой, то ты глупец. Вот так и если ты тоскуешь по

87

207


сыну или по другу тогда, когда тебе не дано, знай, что ты это

зимой тоскуешь по смокве. Ведь чем является зима по отно­

шению к смокве, тем же является всякое исходящее от все­

ленной обстоятельство по отношению к тому, что в силу ЭТО-

88го обстоятельства исчезает. Стало быть, в то самое время, как

ты радуешься чему-то, приводи себе противоположные пред­ ставления. Какое зло в том, если, целуя дитя, пришептывать:

 

«Завтра ты умрешь», так же другу: «Завтра или ты уедешь

89

или я, и мы больше не свидимся»? - Но это зловещие сло­

ва. - Да ведь некоторые заклинания тоже, но оттого что они

приносят пользу, я не обращаю на это внимания, лишь бы это

приносило пользу. А ты зловещими называешь слова иные,

90чем обозначающие какое-то зло? Зловещее - малодушие,

зловещее - неблагородство, сокрушение, печаль, бесстыд­ ство. Вот эти слова зловещие. Однако ж и их не следует бо­ яться произносить, ради того чтобы уберечь себя от обозна-

91чаемых ими вещей. А ты, у меня, зловещим называешь слово,

 

обозначающее такую-то природную вещь? Называй злове­

 

щим и то, что сжаты колосья. Это ведь обозначает гибель ко­

 

лосьев. Но не мироздания. Называй зловещим и то, что опа­

 

дают листья, и то, что смоква превращается в винную ягоду,

92

виноград в изюм. Ведь все это изменения прежнего в иное.

 

Не гибель, но некий установленный распорядок и управле-

93

ние. Вот что означает отъезд, то есть это - изменение незна­

 

чительное. Вот что означает смерть, то есть изменение более

 

значительное -

из существующего сейчас не в несу-

94ществующее, но в несуществующее сейчас. - Так, значит, я больше не буду существовать? - Ты не будешь существо­ вать, но будет существовать что-то другое, что сейчас нужно мирозданию. Ведь и ты родился не тогда, когда ты захотел, но когда это нужно было мирозданию.

95Поэтому добродетельный человек, памятуя о том, кто он есть, откуда пришел и от кого произошел, посвящает себя

только тому, как ему занимать свое место подчиняясь стро-

96гому порядку и повинуясь богу. «Ты хочешь, чтобы я еще

существовал? Я буду существовать как свободный, как бла­

городный, как захотел ты. Ты ведь создал меня неподвласт-

97ным помехам во всем моем. Но больше я тебе не нужен? Да

будет во благо тебе! И до сих пор я оставался благодаря тебе,

и никому другому, и сейчас я ухожу повинуясь тебе».-

98«Как ты уходишь?» - «Опять-таки, как захотел ты, как сво­ бодный, как твой служитель, как осознавший твои приказа-

99ния и запрещения. А пока я пребываю в служении тебе, кем

хочешь ты, чтобы я был? Должностным лицом или частным

лицом, членом совета или простым гражданином, воином

или военачальником, наставником или домохозяином? Какое

208