ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 801
Скачиваний: 0
бы место пребывания и место в строю ты ни назначил мне, я, |
|
|
как говорит Сократ, скорее умру много тысяч раз, чем |
|
|
оставлю ero'I'А. где хочешь ты, чтобы я был? В Риме, или в |
,оn |
|
Афllнах, или в Фивах, или на Гиарах? Только помни обо мне |
|
|
там. Если ты пошлешь меня туда, где .'1юдям невозможно |
101 |
|
вести жизнь в соответствии с прнроДой, я уйду'7, не потому, |
|
|
что не повинуюсь тебе, но потому, что ты ЭТО возвещаешь |
|
|
\fHe отступпение. Я не оставляю тебя. Ни в коем случае! |
Но я |
|
осознаю, что я Тебе не нужен. А если дано будет вести жизнь |
102 |
|
в соответствии с природой, я не стану искать иного места, |
|
|
чем то, в котором нахожусь, или иных людей, чем те, с кото |
|
|
рыми нахожусь>'. |
|
|
Вот че:vl руководствуйся ночью, вот чем днем. Вот что |
103 |
|
пиши, вот что читай. Вот о чем веди разговоры, с самим со- |
|
|
бой, с ДРУПI:VI. (Не можешь ли ты помочь :-.ше в ЭТОМ?» И |
|
|
опять 06ращайся то к одному, то к другому. Затем, если про- |
104 |
|
изойдет что-нибудь из так называемого нежелательного, тот- |
|
|
,-,ас облегчением тебе послужит прежде всего то, что это не |
|
|
неожиданно. Велики~ ведь это для всех случаев слова: «Я |
105 |
|
1на,1, что породил Ci,JepTHoro»':~. Ведь так будешь говорить |
|
|
ты, и: «Я знал, что я смертсю>, «Я знал, что я могу уехать». |
|
|
(~Я 'знал, что я ,югу быть изгнаю>, «Я 'Знал, что я могу быть |
|
|
отведен в тюрьму'>. Затем, если ты будешь рассматривать, |
106 |
|
как это касается самого тебя, и станешь доискиваться, к ка- |
|
|
кой области ОТНОСНl ся Сlучившееся. те тотчас вспомнишь: |
|
|
",Э\{) относится к 06,1асги того, что не зависит от свободы |
|
|
воли. ТОГО, что нС' мое. Так какое же это И:-'Iеет отношение ко |
|
|
\IHe')"'Зат<:м, самос' главное: «А кто ПРИСJ1ал это?"» ПРlIнцепс |
107 |
|
IЫИ претор, город, закон города. (Так дай это. Ведь я должен |
! 08 |
|
всс:гда повиноваться закону во всем». Затем, когда представ- |
||
ление терзает тебя (это ведь не от тебя зависит), борись с ним |
|
|
разумом, одолевай его, не давай ему быть в Сl1ле и уводить |
|
|
все дальше, i='ИСУЯ в твоем воображеНИII одно за другим все |
|
|
что хочет и как хочет. Если ты будешь на Гиарах, не рисуй в |
109 |
|
CBoeiVl во06ражеш~и врепяпрепровождение в Риме и сколько |
|
|
радостей у тебя было, когда ты проводил жизнь там, сколько |
|
|
было бы их, если бы ты вернулся туда. Но ты там направь все |
|
|
свои усилия, как и следует ведущеl"ЛУ жи'Знь на Гнарах, на то, |
|
|
чтобы вести жизнь на Гиарах мужественно. И если ты бу- |
|
|
дешь в Риме, не рисуй в CBoe~1 воображении времяпрепрово |
|
|
ждение в Афинах, но будь занят только тамошним. |
|
|
Затем, все остальные радости замени радостыо от осозна- |
11 О |
|
вания того, что ты повинуешься богу, что ты не на словах, но |
|
|
на деле добродетельный человек. Каково ведь это - |
мочь |
111 |
сказать самому себе: (~O чем сейчас в школах велеречиво го
ВОРЯТ, и кажется,ПО они говорят парадоксальные вещи, все
209
:но я осvществляю. И они сидят и истолковывают мои доб
родетел~, занимаются исследованиями обо мне, воспевают
112 меня. И доказательство этого Зевс захотел, чтобы я получил
от самого себя, а сам он захотел узнан, такой ли у него воин,
какой должен быть, такой ли гражданин, какой должен быть,
и вывести меня перед всеми остальными людьми свидетелем
того, что не зависит от свободы воли. "Вот видите, что вы напрасно страшитесь, зря жаждете того, чего жаждете. Благ вне себя не ищите, в самих себе ищите. Иначе вы их не най-
113дете". С этой целью он то ведет меня сюда, то посылает туда,
показывает людям бедняком, без должности, больным, от правляет на Гиары, заключает в тюрьму. Не оттого что нена
видит меня. Ни в коем случае! Да кто же ненавидит лучшего
и3 своих служителей? И не оттого что пренебрегает мной, он то, кто ни одним даже мельчайшим существом не пренебре гает. Но оттого что упражняет меня и пользуется мной как
114свидетелем перед всеми остальными. Назначенному на такое
|
служение, мне еще беспокоиться о том, где я нахожусь, или с |
|
кем, или что обо мне говорят? Да разве не направлены все |
|
мои усилия целиком к богу и его указаниям и приказаниям?» |
115 |
Вот это имея всегда в своем распоряжении, постоянно |
|
упражняя у самого себя, делая для себя руководством, ты ни |
|
когда не будещь нуждаться ни в чьем утешении, ни в чьем |
116 |
ободрении. И ведь постыдно не неимение еды, но неимение |
разума, достаточного для неподвластности страхам, для не-
117подвластности печалям. А раз ты добьешься неподвластности печалям и страхам, разве для тебя еще будет существовать
тиран какой-нибудь или телохранитель, или цезаревы люди,
или у тебя будет вызывать гложущую зависть чье-то назна
чение на должность или совершающие жертвоприношение по
этому поводу на Капитолии, у тебя, получившего такую ве-
118ликую должность от Зевса? Только не носи ее торжественно и не бахвалься ею, но показывай на деле. И если никто не бу
дет осознавать ее, довольствуйся тем, что сам ты здрав и
счастлив.
25. Против тех, кто отступает от поставленных
перед собой целей
Рассмотри, каких из поставленных перед собой целей с
самого начала ты твердо держался, а каких - нет, и как тебе
одни вспоминать радостно, а другие тягостно, и, если воз
можно, снова возьмись и за те, от которых ты ускользнул.
2 Ведь подвизающиеся в величайшем состязании не должны
.1 отступать, но должны и удары принимать. 'Это состязание касается ведь не борьбы и всеборья, и достигший и недо-
210
стигший успеха в которых может быть в высшей степени до |
|
стойным, а может быть мало достойным, и, клянусь Зевсом, |
|
может быть благополучнейшим, а может быть злосчастней- |
|
шим, но касается самого благополучия и счастья. Итак, что |
4 |
же? Здесь даже если мы изнеможем, никто не мешает нам |
|
снова состязаться, и для этого не нужно ждать следующего |
|
четырехлетия, чтобы настали следующие Олимпийские игры, |
|
но как только оправишься, овладеешь собой и исполнишься |
|
того же рвения, можно состязаться. И если опять изнемо |
|
жешь, снова можно состязаться. И если ты раз одержишь по- |
|
беду, то ты подобен никогда не изнемогавшему. Только не по |
5 |
той же привычке, с удовольствием начинай делать это. И вот, |
|
как хорошийl атлет, ты, несмотря на поражения на всех |
|
играх", ходишь вокруг, подобно отбежавшим перепелам). |
|
«Представление о красивой девчонке одолевает меня. Ну |
6 |
и что же? Разве недавно я не был одолен? У меня возникает |
|
влечение порицать кого-то. Да разве недавно я не порицал?» |
|
Ты говоришь нам так, как будто ты вышел из этого без ущер- |
7 |
ба. Это как если бы кто-то говорил врачу, запрещающему |
|
ему мыться: «Да разве недавно я не мылся?» Так вот врач мог |
|
бы сказать ему: «Ну, так вот после того, как ты помылся, что |
|
было с тобой? Разве у тебя не начался приступ лихорадки? |
|
Разве у тебя не началась головная боль?» И ты, когда недавно |
8 |
ты порицал кого-то, разве ты не злонравного человека дело |
|
совершил, не болтуна? Разве ты не дал пищу этому своему |
|
устойчивому внутреннему состоянию, подбрасывая ему |
|
свойственные ему дела? А не устояв перед девчонкой, разве |
|
ты вышел из этого без ущерба? Так что же ты говоришь о |
9 |
том, что было недавно? А следовало бы, по-моему, помня о |
|
том, подобно тому как рабы помнят о побоях, воздерживать- |
|
ся от тех же самых ошибок. Но это не одно и то же: там ведь |
1О |
страдание заставляет помнить, а при ошибках какое страда- |
|
ние, какой ущерб? Да и когда это ты приучал себя избегать |
|
дурных действий? |
|
26. Против тех, кто боится нужды |
|
Не стыдно ли тебе бы'fb малодушнее и неблагороднее по |
|
сравнению с беглыми рабами? Как они убегают от хозяев? На |
|
какие полагаясь землиl , на каких слуг? Разве не малость ка |
|
кую-то, сколько нужно на первые дни, стащив, впоследствии |
|
носятся они по земле или даже по морю, умудряясь изыски- |
|
вать всяческие средства для своего пропитания? И какой бег- |
2 |
лый раб когда-нибудь умирал от голода? А ты трепещешь в |
|
страхе, что останешься без необходимого, и не спишь по но- |
|
чам. Несчастный, ты так слеп и не видишь дороги туда, куда |
3 |
211
|
ведет недостаток необходимого'? Куда же он ведет'? Туда, ку |
|
да и лихорадка, куда и упавший на тебя камень, - в смерть. |
|
Так разве это не часто сам ты говорил своим товаришам, раз |
|
ве не много читал такого, не много писал'? А сколько раз бах |
|
валился ты тем, что к смерти-то ты относишься спокойно? - |
.:\ |
Да, но и мои будут голодать. - Так что же'? Разве их голод |
|
ведет куда-то в другое место? И не тот же ли спуск туда? Не |
5то же ли внизу? Так, значит, ты не хочешь смотреть туда, от
носясь со смелой уверенностью к всякой нужде и недостатку,
куда и самые богатые, и занимавшие самые высшие долж
ности, и сами цари и тираны должны спуститься, причем
ты - голодая, может статься, а они - лопнув от обжорства и
6пьянства'? Какого нишего доводилось тебе видеть не старого? Какого - не дряхлого? Но хоть они мерзнут ночью и днем,
валяются на голой земле, питаются впроголодь, они чуть ли
7не доходят до того, что не могут умереть, а ты, целый и не
вредимый человек, имея руки и ноги, так боишься голода?
Разве ты не можешь носить воду, писать, быть воспитателем, быть чьим-нибудь привратником? - Но это постыдно дойти до такой необходимости. - Так ты сначала узнай, что
постыдно, и вот тогда называй себя перед нами философом.
А пока, даже если кто-то другой назовет тебя так, не прини
май этого.
8 Постыдно ли для тебя то, что не твое дело, то, в чем ты не
виноват, то, что просто случилось с тобой, как головная боль,
Ka~ лихорадка? Если твои родители были бедными, или бога
ТЫ-, а наследниками оставили других и при своей жизни не
оказывают тебе никакой помоши, постыдно ли это для тебя?
9Этому ли учился ты у философов? Разве ты никогда не слы
шал, что постыдное достойно порицания, а достойное пори
цания стоит того, чтобы быть порицаемым? Кого можно по-
1О рицать за то, что не его дело, чего сам он не сделал'? Так ты ли сделал это, своего отца таким? Или в твоей возможности исправить его? Дано ли тебе это? Так что же, разве следует тебе хотеть того, что не дано тебе, или, не достигая успеха в
11том, стыдиться? Вот так ты и привыкал, занимаясь филосо
фией, рассчитывать на других и нисколько не надеяться на
12самого себя? Ну так охай и стенай, ешь со страхом, что зав тра у тебя не будет пиши. Тревожься по поводу своих моло
деньких рабов, как бы они не украли чего, как бы не сбежали,
13как бы не умерли. Вот так ты и проживи всю жизнь до самого конца, раз ты обратился к философии только по названию и осрамил, сколько зависело от тебя, ее правила, показав, что они непригодны и бесполезны овладеваюшим ими. Никогда
ты не стремился к стойкости, к невозмутимости, к неподвер женности страстям. Ни с кем ты ради этого не был обходи-
212