Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 801

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бы место пребывания и место в строю ты ни назначил мне, я,

 

как говорит Сократ, скорее умру много тысяч раз, чем

 

оставлю ero'I'А. где хочешь ты, чтобы я был? В Риме, или в

,оn

Афllнах, или в Фивах, или на Гиарах? Только помни обо мне

 

там. Если ты пошлешь меня туда, где .'1юдям невозможно

101

вести жизнь в соответствии с прнроДой, я уйду'7, не потому,

 

что не повинуюсь тебе, но потому, что ты ЭТО возвещаешь

 

\fHe отступпение. Я не оставляю тебя. Ни в коем случае!

Но я

 

осознаю, что я Тебе не нужен. А если дано будет вести жизнь

102

в соответствии с природой, я не стану искать иного места,

 

чем то, в котором нахожусь, или иных людей, чем те, с кото­

 

рыми нахожусь>'.

 

 

Вот че:vl руководствуйся ночью, вот чем днем. Вот что

103

пиши, вот что читай. Вот о чем веди разговоры, с самим со-

 

бой, с ДРУПI:VI. (Не можешь ли ты помочь :-.ше в ЭТОМ?» И

 

опять 06ращайся то к одному, то к другому. Затем, если про-

104

изойдет что-нибудь из так называемого нежелательного, тот-

 

,-,ас облегчением тебе послужит прежде всего то, что это не

 

неожиданно. Велики~ ведь это для всех случаев слова: «Я

105

1на,1, что породил Ci,JepTHoro»':~. Ведь так будешь говорить

 

ты, и: «Я знал, что я смертсю>, «Я знал, что я могу уехать».

 

(~Я 'знал, что я ,югу быть изгнаю>, «Я 'Знал, что я могу быть

 

отведен в тюрьму'>. Затем, если ты будешь рассматривать,

106

как это касается самого тебя, и станешь доискиваться, к ка-

 

кой области ОТНОСНl ся Сlучившееся. те тотчас вспомнишь:

 

",Э\{) относится к 06,1асги того, что не зависит от свободы

 

воли. ТОГО, что нС' мое. Так какое же это И:-'Iеет отношение ко

 

\IHe')"'Зат<:м, самос' главное: «А кто ПРИСJ1ал это?"» ПРlIнцепс

107

IЫИ претор, город, закон города. (Так дай это. Ведь я должен

! 08

всс:гда повиноваться закону во всем». Затем, когда представ-

ление терзает тебя (это ведь не от тебя зависит), борись с ним

 

разумом, одолевай его, не давай ему быть в Сl1ле и уводить

 

все дальше, i='ИСУЯ в твоем воображеНИII одно за другим все

 

что хочет и как хочет. Если ты будешь на Гиарах, не рисуй в

109

CBoeiVl во06ражеш~и врепяпрепровождение в Риме и сколько

 

радостей у тебя было, когда ты проводил жизнь там, сколько

 

было бы их, если бы ты вернулся туда. Но ты там направь все

 

свои усилия, как и следует ведущеl"ЛУ жи'Знь на Гнарах, на то,

 

чтобы вести жизнь на Гиарах мужественно. И если ты бу-

 

дешь в Риме, не рисуй в CBoe~1 воображении времяпрепрово­

 

ждение в Афинах, но будь занят только тамошним.

 

 

Затем, все остальные радости замени радостыо от осозна-

11 О

вания того, что ты повинуешься богу, что ты не на словах, но

 

на деле добродетельный человек. Каково ведь это -

мочь

111

сказать самому себе: (~O чем сейчас в школах велеречиво го­

ВОРЯТ, и кажется,ПО они говорят парадоксальные вещи, все

209


:но я осvществляю. И они сидят и истолковывают мои доб­

родетел~, занимаются исследованиями обо мне, воспевают

112 меня. И доказательство этого Зевс захотел, чтобы я получил

от самого себя, а сам он захотел узнан, такой ли у него воин,

какой должен быть, такой ли гражданин, какой должен быть,

и вывести меня перед всеми остальными людьми свидетелем

того, что не зависит от свободы воли. "Вот видите, что вы напрасно страшитесь, зря жаждете того, чего жаждете. Благ вне себя не ищите, в самих себе ищите. Иначе вы их не най-

113дете". С этой целью он то ведет меня сюда, то посылает туда,

показывает людям бедняком, без должности, больным, от­ правляет на Гиары, заключает в тюрьму. Не оттого что нена­

видит меня. Ни в коем случае! Да кто же ненавидит лучшего

и3 своих служителей? И не оттого что пренебрегает мной, он­ то, кто ни одним даже мельчайшим существом не пренебре­ гает. Но оттого что упражняет меня и пользуется мной как

114свидетелем перед всеми остальными. Назначенному на такое

 

служение, мне еще беспокоиться о том, где я нахожусь, или с

 

кем, или что обо мне говорят? Да разве не направлены все

 

мои усилия целиком к богу и его указаниям и приказаниям?»

115

Вот это имея всегда в своем распоряжении, постоянно

 

упражняя у самого себя, делая для себя руководством, ты ни­

 

когда не будещь нуждаться ни в чьем утешении, ни в чьем

116

ободрении. И ведь постыдно не неимение еды, но неимение

разума, достаточного для неподвластности страхам, для не-

117подвластности печалям. А раз ты добьешься неподвластности печалям и страхам, разве для тебя еще будет существовать

тиран какой-нибудь или телохранитель, или цезаревы люди,

или у тебя будет вызывать гложущую зависть чье-то назна­

чение на должность или совершающие жертвоприношение по

этому поводу на Капитолии, у тебя, получившего такую ве-

118ликую должность от Зевса? Только не носи ее торжественно и не бахвалься ею, но показывай на деле. И если никто не бу­

дет осознавать ее, довольствуйся тем, что сам ты здрав и

счастлив.

25. Против тех, кто отступает от поставленных

перед собой целей

Рассмотри, каких из поставленных перед собой целей с

самого начала ты твердо держался, а каких - нет, и как тебе

одни вспоминать радостно, а другие тягостно, и, если воз­

можно, снова возьмись и за те, от которых ты ускользнул.

2 Ведь подвизающиеся в величайшем состязании не должны

.1 отступать, но должны и удары принимать. 'Это состязание касается ведь не борьбы и всеборья, и достигший и недо-

210



стигший успеха в которых может быть в высшей степени до­

 

стойным, а может быть мало достойным, и, клянусь Зевсом,

 

может быть благополучнейшим, а может быть злосчастней-

 

шим, но касается самого благополучия и счастья. Итак, что

4

же? Здесь даже если мы изнеможем, никто не мешает нам

 

снова состязаться, и для этого не нужно ждать следующего

 

четырехлетия, чтобы настали следующие Олимпийские игры,

 

но как только оправишься, овладеешь собой и исполнишься

 

того же рвения, можно состязаться. И если опять изнемо­

 

жешь, снова можно состязаться. И если ты раз одержишь по-

 

беду, то ты подобен никогда не изнемогавшему. Только не по

5

той же привычке, с удовольствием начинай делать это. И вот,

 

как хорошийl атлет, ты, несмотря на поражения на всех

 

играх", ходишь вокруг, подобно отбежавшим перепелам).

 

«Представление о красивой девчонке одолевает меня. Ну

6

и что же? Разве недавно я не был одолен? У меня возникает

 

влечение порицать кого-то. Да разве недавно я не порицал?»

 

Ты говоришь нам так, как будто ты вышел из этого без ущер-

7

ба. Это как если бы кто-то говорил врачу, запрещающему

 

ему мыться: «Да разве недавно я не мылся?» Так вот врач мог

 

бы сказать ему: «Ну, так вот после того, как ты помылся, что

 

было с тобой? Разве у тебя не начался приступ лихорадки?

 

Разве у тебя не началась головная боль?» И ты, когда недавно

8

ты порицал кого-то, разве ты не злонравного человека дело

 

совершил, не болтуна? Разве ты не дал пищу этому своему

 

устойчивому внутреннему состоянию, подбрасывая ему

 

свойственные ему дела? А не устояв перед девчонкой, разве

 

ты вышел из этого без ущерба? Так что же ты говоришь о

9

том, что было недавно? А следовало бы, по-моему, помня о

 

том, подобно тому как рабы помнят о побоях, воздерживать-

 

ся от тех же самых ошибок. Но это не одно и то же: там ведь

1О

страдание заставляет помнить, а при ошибках какое страда-

 

ние, какой ущерб? Да и когда это ты приучал себя избегать

 

дурных действий?

 

26. Против тех, кто боится нужды

 

Не стыдно ли тебе бы'fb малодушнее и неблагороднее по

 

сравнению с беглыми рабами? Как они убегают от хозяев? На

 

какие полагаясь землиl , на каких слуг? Разве не малость ка­

 

кую-то, сколько нужно на первые дни, стащив, впоследствии

 

носятся они по земле или даже по морю, умудряясь изыски-

 

вать всяческие средства для своего пропитания? И какой бег-

2

лый раб когда-нибудь умирал от голода? А ты трепещешь в

 

страхе, что останешься без необходимого, и не спишь по но-

 

чам. Несчастный, ты так слеп и не видишь дороги туда, куда

3

211


 

ведет недостаток необходимого'? Куда же он ведет'? Туда, ку­

 

да и лихорадка, куда и упавший на тебя камень, - в смерть.

 

Так разве это не часто сам ты говорил своим товаришам, раз­

 

ве не много читал такого, не много писал'? А сколько раз бах­

 

валился ты тем, что к смерти-то ты относишься спокойно? -

.:\

Да, но и мои будут голодать. - Так что же'? Разве их голод

 

ведет куда-то в другое место? И не тот же ли спуск туда? Не

5то же ли внизу? Так, значит, ты не хочешь смотреть туда, от­

носясь со смелой уверенностью к всякой нужде и недостатку,

куда и самые богатые, и занимавшие самые высшие долж­

ности, и сами цари и тираны должны спуститься, причем

ты - голодая, может статься, а они - лопнув от обжорства и

6пьянства'? Какого нишего доводилось тебе видеть не старого? Какого - не дряхлого? Но хоть они мерзнут ночью и днем,

валяются на голой земле, питаются впроголодь, они чуть ли

7не доходят до того, что не могут умереть, а ты, целый и не­

вредимый человек, имея руки и ноги, так боишься голода?

Разве ты не можешь носить воду, писать, быть воспитателем, быть чьим-нибудь привратником? - Но это постыдно­ дойти до такой необходимости. - Так ты сначала узнай, что

постыдно, и вот тогда называй себя перед нами философом.

А пока, даже если кто-то другой назовет тебя так, не прини­

май этого.

8 Постыдно ли для тебя то, что не твое дело, то, в чем ты не

виноват, то, что просто случилось с тобой, как головная боль,

Ka~ лихорадка? Если твои родители были бедными, или бога­

ТЫ-, а наследниками оставили других и при своей жизни не

оказывают тебе никакой помоши, постыдно ли это для тебя?

9Этому ли учился ты у философов? Разве ты никогда не слы­

шал, что постыдное достойно порицания, а достойное пори­

цания стоит того, чтобы быть порицаемым? Кого можно по-

1О рицать за то, что не его дело, чего сам он не сделал'? Так ты ли сделал это, своего отца таким? Или в твоей возможности исправить его? Дано ли тебе это? Так что же, разве следует тебе хотеть того, что не дано тебе, или, не достигая успеха в

11том, стыдиться? Вот так ты и привыкал, занимаясь филосо­

фией, рассчитывать на других и нисколько не надеяться на

12самого себя? Ну так охай и стенай, ешь со страхом, что зав­ тра у тебя не будет пиши. Тревожься по поводу своих моло­

деньких рабов, как бы они не украли чего, как бы не сбежали,

13как бы не умерли. Вот так ты и проживи всю жизнь до самого конца, раз ты обратился к философии только по названию и осрамил, сколько зависело от тебя, ее правила, показав, что они непригодны и бесполезны овладеваюшим ими. Никогда

ты не стремился к стойкости, к невозмутимости, к неподвер­ женности страстям. Ни с кем ты ради этого не был обходи-

212