Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 802

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Iелен, а ради силлогизмов - со многими. Никогда ты не

 

проверял основательно представления обо всем этом сам с

 

собой: «Могу ли я переносить или не могу? Чего мне недо-

 

стает?» Но, словно все у тебя правильно и надежно, ты пре-

14

дался занятию завершающим вопросом, вопросом о непоко­

 

лебимости', - для того чтобы непоколебимым у тебя стало

 

что? Малодушие, неблагородство, преклонение перед бога­

 

тыми, не достигающее своей цели стремление, терпящее не­

 

удачу избегание. О надежности всего этого ты заботился.

 

Не следовало ли овладеть первым вопросом., и вот тогда

15

добиваться надежности для него? И кого ты когда-нибудь

 

видел сооружающего карниз, возводимый на никакой стене?'

 

А какого привраtника ставят у никакой двери? Но ты при-

16

учаешь себя к тому, чтобы уметь доказывать. Что? Ты при­

 

учаешь себя к тому, чтобы не быть сбиваемым с толку со-

 

физмами. С какого толку? Покажи мне сначала, что ты охра-

17

няешь, что измеряешь или что взвешиваешь, и вот тогда по­

 

казывай весы или мерку. Или до каких пор ты будешь изме-

 

рять пепел? Не то ли должен ты доказывать, что делает лю-

18

дей счастливыми, не то ли, в силу чего дела у них идут так,

как они хотят, не то ли, благодаря чему они не должны жало­

ваться ни на кого, не должны винить никого, должны пови­

новаться

управлению вселенной?

Вот что показывай мне.

 

«Вот показываю, -

говорит, - я

сведу тебе силлогизмы к

19

схемам». Это - измеряющее, рабское ты существо, а не из-

 

меряемое. Поэтому теперь ты несешь наказание за все то, чем

20

пренебрег в философии:6 трепещешь, не спишь по ночам, со

 

всеми решаешь, и если не всем придутся по нраву решения,

 

думаешь, что решил неправильно.

 

 

Ну вот, ты страшишься голода, как тебе кажется. А ты не

21

голода страшишься, но боишься, что у тебя не будет повара,

 

что у тебя не будет другого, кто будет закупать лакомые яст-

 

ва, другого, кто будет обувать тебя, другого, кто будет оде-

 

вать тебя, других, кто будут растирать тебя, других, кто будут

 

сопровождать тебя, для того чтобы в бане, когда ты разде-

22

нешься и растянешься, как распятые, тебя растирали вдоль и

 

поперек,

потом

стоящий рядом

умащиватель говорил:

 

«Переверни. Поверни боком. Поддержи его голову. Подставь

 

плечо», потом, вернувшись из бани домой, ты стал кричать:

 

«Никто не несет поесть?», потом: «Убери со стола. Вытри».

 

ТЫ страшишься того, что не сможешь жить жизнью больно-

23

го. Право же, что касается жизни здоровых, узнай, как рабы

 

живут, как работники, как подлинно занимающиеся филосо­

 

фией, как Сократ прожил, он-то даже с женой и детьми, как

 

Диоген, как Клеант, который и учился и носил водi. Если ты

24

хочешь этого, то это у тебя будет повсюду, и ты будешь жить

213


со смелой уверенностью. В чем? В том, в чем только и воз­

можно быть смело уверенным, - в честности, в неподвласт­

ности помехам, в том, что не может быть отнято, то есть в

25своей свободе воли. А почему ты сделал себя таким непри­ годным и бесполезным, чтобы никто не хотел принять тебя в

дом, никто не хотел позаботиться о тебе? Да какую-нибудь

выброшенную целую и полезную вещь всякий нашедший подберет и сочтет ее выгодой для себя, а тебя никто не под-

26берет, но сочтет ущербом для себя. Вот так ты не можешь ни

вместо собаки пригодиться, ни вместо петуха. Так что же ты еще хочешь жить, если ты такой?

27Страшится ли добродетельный человек, что останется без

пищи? Слепые не остаются, хромые не остаются, - останет­

ся ли добродетельный человек? И ни хороший воин не оста­

ется без нанимателя, ни работник, ни сапожник, - останется

28 ли добродетельный человек? Разве бог вот так пренебрегает

своими лучшими творениями, своими служителями, своими

свидетелями, которыми только и пользуется он как примера­

ми перед необразованными в свидетельство того, что он и

существует, и хорошо управляет вселенной, и не пренебрега­ ет человеческими делами, и что для добродетельного челове­

ка не существует никакого зла ни при жизни, ни после смер-

29 ти?Х - Так что же, когда он не дает пищи? - Да что иное,

как не то, что он, как хороший военачальник, возвестил мне отступление? Я повинуюсь, следую, славословя предводите- 30 ля, воспевая его дела. Я ведь и пришел, когда ему было так

угодно, и ухожу, опять-таки поскольку ему так угодно, и при

жизни моим делом было воспевать бога и наедине с собой, и

31 перед одним человеком, и перед всем собранием людей. Он не дает мне много, не дает в изобилии, - значит, он не хо­

чет. чтобы я жил в роскоши. Он ведь и Гераклу не давал, сы­ ну своему, но другой царствовал над Аргосом и Микенами, а

Геракл получал приказания, совершал подвиги и упражнялся.

32И Эврисфей не был, как таковой, ни над Аргосом, ни над

Микенами царем, он-то, кто даже над собой не был царем, а Геракл над всей землей и морем был властелином и правите­ лем, очищал их от несправедливости и беззакония, вводил

33справедливость и святость, и притом безоружный, один. А когда Одиссей, потерпев кораблекрушение, был выброшен на берег, разве унизила его нужда, разве сломила? Но как пошел

он к девушкам попросить то необходимое, что просить у другого Считается постыднейшим делом?

Лев как, в горах обитающий'!

34 На что положившись? Не на славу, не на богатство, не на

власть, но на мощь свою, то есть на мнения о зависящем от

214


нас и независящем от нас. Ведь только они делают людей

35

свободными, неподвластными помехам, поднимают голову

 

униженных, позволяют прямо смотреть в лицо богачам, в ли-

 

цо тиранам. Вот это и есть дар от философа, а ты уйдешь]О не

36

смело уверенным, но тревожась по поводу плащишек и се­

 

ребряной утваришки. Несчастный, вот так ты потерял время

 

до сих пор? - Так что же, если я заболею? -

Будешь болеть

37

правильно. -

Кто будет

заботиться

обо

мне? -

Бог,

 

друзья. - Я буду лежать на жестком. -

Но как мужчина.-

 

у меня не будет подходящего жилья. -

Будешь болеть в не­

 

подходящем]]. - Кто будет готовить мне еду? -

Те, кто го­

 

товит и остальным. Будешь болеть, как Манес]2. -

А чем еще

 

кончится болезнь? - Иным чем-то, кроме смерти? Так дума-

38

ешь ли ты о том, что суть всех зол, неблагородства и мало-

 

душия у человека это не смерть, а скорее страх смерти? Так

39

вот, против него ты, у меня,

упражняйся, сюда пусть будут

 

направлены все рассуждения, упражнения на деле, чтения на

занятиях, и ты узнаешь, что только так люди становятся сво­

бодными.


кн И Г А IV

1. О свободе

Свободный это тот, кто живет так, как желает, кого нель­

зя принудить, кому нельзя помешать, кого нельзя заставить,

чьи влечения неподвластны препятствиям, стремления дости-

2гают успехов, избегания не терпят неудач. Так кто же хочет

жить совершая ошибки? - Никто. - Кто хочет жить обма­

нываясь, поступая опрометчиво, несправедливым, распущен­

ным, жалующимся на свою судьбу, низким? - Никто.-

3Следовательно, никто из дурных людей не живет так, как же-

4лает. Стало быть, никто из них и не свободный. А кто хочет

жить печалясь, страшась, завидуя, жалея, стремясь - и терпя

неуспех, избегая - и терпя неудачу? - Ни один человек.-

5Так имеем ли мы кого-нибудь ИЗ'дурных людей живущим без

печалей, живущим без страхов, не терпящим неудач, не тер­ пящим неуспехов? - Никого. - Следовательно, - и не сво­ бодным.

6Если все это услышит какой-нибудь бывший дважды консулом, то если ты добавишь: «Но ты-то мудрый человек, к тебе

7нисколько не относится все это», он простит тебе. А если ты

скажешь ему всю правду: «Что касается того, будто сам ты не раб, то ты ничем не отличаешься от трижды проданных»l, чего

Sиного, как не побоев, должен ты ожидать? «Да как это,­

говорит, - я раб? Отец мой свободный, мать свободная, ни у кого нет купчей на меня. Но я и сенатор, и друг цезаря, и был

9 консулом, и У меня много рабов». - «Прежде всего, милей­ ший сенатор, пожалуй, и отец твой был рабом такого же ро-

1О да, как ты, и мать, и дед, и подряд все предки. Ну а если даже,

в лучшем случае, они и были свободные, какое это имеет от­

ношение к тебе? Какое, в самом деле, если они были благо­

родные, а ты неблагородный, если они были бесстрашные, а ты малодушный, если они были воздержные, а ты распущен-

II ный?» - «И какое, - говорит, - это имеет отношение к

бытью рабом?» - «По-твоему, делать что-то против своей

воли, по принуждению, со стенаньями никакого не имеет от-

216


ношения к

бытью рабом?» -

«Это-то пусть так, -

гово-

12

рит. - Но кто может принудить меня, кроме uезаря, госпо-

 

;1ина всех'?» -- «Итак, одного своего хозяина ты и сам

13

признал. А что он равно всех, как ты говоришь, господин,

 

пусть это

тебя нисколько не

утешает, - знай, что

ты из

 

большого

ДО!\1а= раб. Вот

так и НИКОПО.1ЬUЫ

кричат:

14

"Клянемся счастливой судьбой uезаря, мы свободные!"; Од-

15

нако, если тебе угодно, цезаря пока оставим, а ты вот что мне

 

скажи: никогда не БЫ;I ты влюблен в кого-нибудь'? в девчон-

 

ку, в мальчишку, из рабов, из свободных?» - «Так какое же

16

это имеет

отношение к бытью рабом или свободным?»-

 

«Никогда не получал ты приказаний от возлюбленной делать

17

что-то такое, чего ты не хотел? Никогда не льстил ты своей

 

молоденькой рабыне'? Никогда не uеловал ей ноги? А между

 

тем, если бы стали принуждать тебя uеловать ноги uезарю,

 

ты считал бы это оскорблением и верхом тирании. Так что же

18

иное есть рабство'? Ночью никогда не отправлялся ты туда,

 

куда не хотел? тратил столько, сколько не хотел? говорил то-

 

то И то-то с оханьями и стенаньями, сносил, что тебя брани-

 

ли, не впускали? Но если тебе стыдно признаваться, смотри,

19

что говорит и делает Трасонид, который участвовал в столь-

 

ких военных походах, в скольких, пожалуй, и ты не участво-

 

вал. Во-первых, он вышел ночью, когда Гета не решается

 

выйти, а если бы был принуждаем к этому Трасонидом, то

 

вышел бы с воплями и сетованиями на свое горькое рабство.

 

Затем, что он говорит?

 

 

20

 

Девчонка

 

 

 

говорит,-

 

 

 

 

,1рянная в рабство ввергла совсем ~Iеня,

 

 

Кого и враг ни О;1ИН lIикогда не в силах был.).

 

 

Несчастный ты, раз ты раб и девчонки, да еще дрянной дев-

21

чонки! Так что же ты еще называешь себя свободным? А что

 

ты упоминаешь свои военные походы? Затем он требует меч

22

и негодует на не дающего из доброжелательности к нему,

 

посылает подарки ненавидящей его, просит, плачет, а при

 

незна'lительном успехе снова возносится. < ...>'

 

23

А посмотри, как мы пользуемся понятием о свободе по

24

отношению к животным. Держат прирученных львов в клет-

25

ках, кормят их, некоторые возят с собой. И кто назовет этого

 

льва свободным? А разве, чем изнеженнее у него жизнь, тем

 

она не более рабская? А какой лев, будь он наделен способ­

 

ностью осознавать и мыслить, желал бы быть одним из этих

 

львов? Ну а вот эти птахи, когда их поймают и держат в

26

клетках, какие терпят страдания, пытаясь улететь? И некото-

 

217