Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 797

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рые-то из них скорее гибнут от голода, чеl\l выдерживают та-

27 кую жизнь, ну а те, которые выживают, едва, с трудом вы­

держивают ее и чахнут, и если находят хоть какое-то отверс­

тие, то вылетают. Так они стремятся к природной свободе и к

тому, чтобы быть незаВИСИI\IЫМИ и неподвлаСТНЫI\1И помехам.

28 И чем тебе плохо здесь? «Что ты такое говоришь! Я по своей

природе рождена летать куда хочу, ЖIIТЬ под открытым не­

бом, петь когда хочу. Ты лишаешь меня всего этого, и гово­

ришь: "Чем тебе плохо?"»

29Поэтому только тех среди живых существ назовем мы свободными, кто не сносит плена, но как только попадает в

30плен, тут же избавляется от него своей смертью. Так и Дио­

ген где-то говорит, что единственное средство к свободе­

это с легкостью идти на смерть, и он пишет uарю персов:6

«Поработить город афинян ты не можешь, точно так же,-

31

говорит он, - как рыб».

- «Как это? Да разве я не схвачу

 

их?» -

«Если схватишь, -

говорит он, - они тотчас, оста­

 

вив тебя, сгинут, именно как рыбы. Ведь и какую из тех ни

 

схватишь, она умирает. Если и эти, схваченные, будут уми-

32

рать, что толку тебе в твоей военной подготовке?» Вот слово

 

свободного человека, серьезно исследовавшего существо де­

 

ла7 и,

как это естественно,

нашедшего его. А если ты ищешь

его не там, где оно есть, что же удивительного, если ты ни­

когда не находишь его?

33 Раб, вот, молится о том, чтобы его отпустили на свободу. Почему? Думаете, потому, что он жаждет отдать деньги

сборщикам двадuатины?8 Нет. Потому, что он представляет

себе, будто до сих пор он испытывает препятствия и небла-

34годенствует из-за того, что не достиг этого. «Если я буду от­ пущен, - говорит он, - сразу же совершенное благоденст­

вие, я ни на кого не обращаю внимания, со всеми говорю как равный и подобный, отправляюсь куда хочу, иду откуда хочу

35и куда хочу». И вот, он уже вольноотпущенник, и сразу же,

не имея где взять поесть, он ищет, к кому бы подольститься,

у кого бы пообедать. Затем он или зарабатывает телом и тер­

пит ужаснейшие страдания, и если найдет себе какую-нибудь

36кормушку, впадает в рабство гораздо тяжелее прежнего, или, даже если разбогатеет, он, человек неотесанный, влюбляется

в девчонку, и терпя злополучие, рыдает и тоскует по рабству.

37«Да чем мне было плохо? Другой одевал меня, другой обувал

меня, другой кормил, другой ухаживал за мной во время бо­ лезни, я немного служил ему. А теперь, несчастный я, какие терплю я страдания, находясь в рабстве у многих вместо од-

38ного! Однако если я получу, - говорит он, - всадническое

кольu09, тогда-то я заживу благоденственнейшей и счастли­

вейшей жизнью». Сначала, для того чтобы получить, он пре-

218


терпевает все то, чего стоит. Затем, когда получит, -

опять

 

все то же самое. Затем он говорит: «Если отслужу военные

39

походы, - я избавился от всех зол». Он отправляется в воен-

 

ный поход, претерпевает все, что висельник, и тем не менее

 

требует второго похода и TpeTbero!l). И вот, когда в Доверше-

40

ние всего он станет сенатором, тогда он становится рабом,

 

входящим в собрание, тогда он попадает в прекраснейшее и

 

б.'1истательнеЙшее рабство.

 

 

 

 

Пусть не будет глупцом, пусть узнает, -

то, что говорил

41

Сократ, - в чем сущность каждого явления!!, и не необду-

 

манно применяет общие понятия к частным случаям. В том

42

ведь и заключается причина всех зол у людей, что они не

 

умеют применять общие понятия, одинаковые у всех, к част-

 

ным случаям. А одни из нас мнят, что она заключается в том-

43

то одном, другие -

в том-то другом. Один -

в том, что он

 

болен. Отнюдь, но -

в том, что он не умеет применять об-

 

щие понятия. Другой -

в том, что он нищий, '}тот -

В том,

 

что у него суровый

отец или мать, тот - в том, что

цезарь

 

немилостив к нему. А она заключается в одном только том,

 

что не умеют применять общие понятия. И в самом деле, у

44

кого нет общего понятия о зле, что оно причиняет вред, что

 

его следует избегать, что от него всячески следует избавлять-

 

ся? Между оБЩШI понятием у одного и другого нет противо­

 

речия, но оно возникает тогда, когда дело доходит до приме-

 

нения. Так в чем же заключается вот это зло, которое причи-

45

няет вред и которого следует юбегать? Он говорит, в том,

 

что он не друг цезаря. Значит, он сбился, ошибся в примене-

 

нии, затрудняется, ищет то, что не имеет никакого отноше-

 

ния к цели, потому что достигни он того, чтобы быть другом

 

цезаря, тем не менее искомого он не достиг бы. Ведь чего

46

именно ищет всякий человек? Стать стойким, стать счастли-

 

вым, делать все так, как он хочет, не испытывать помех, не

 

испытывать принуждениЙ. Так вот, когда он становится дру-

 

гом цезаря, перестает ли он испытывать помехи, перестает ли

 

испытывать принуждения, стоек ли, благоденствует ли'! У

 

кого нам спросить'? Кому можем мы поверить больше, чем

 

самому тому, кто стал этим другом? Выйди на середину и

47

скажи нам: когда ты безмятежнее спал, сейчас иJ1'и до того,

 

как стал другом цезаря? Тотчас слышишь: «Перестань, ради

 

богов, потешаться над моей душой)'. Ты не знаешь, какие

 

терплю страдания несчастный я! Сон и не приходит ко мне,

 

но другой придет и говорит, что он уже пробудился, он уже

 

выходит. И вот -

смятения, и вот -

беспокойства». Ну а

48

обедал ты когда с большим довольством, сейчас или прежде'?

 

Послушай его, и об этом что он говорит: что если он не при­

 

глашен, то мучи гельно

переживает,

а если

приглашен, то

 

219


обеflает, как раб у господина, при этом все время настороже,

как бы не сказать или не сделать какой-нибудь глупости. И

чего он, по-твоему, страшится? Как бы его не высекли, как раба? Куда ему так просто! Но, как подобает такому высоко­

IIоставленному человеку, другу uезаря, как бы ему не ли-

49шиться головы. А мылся ты когда безмятежнее? А упражнял­ ся ты когда с большим досугом? В общем, какою предпоче;l

50бы ты жить жизнью, нынешней или тогдашней? Я могу по­

клясться, что никто не бывает настолько неосознаюши~ или

неправдивым, чтобы не сетовать на свои несчастья тем гор­

ше, чем более близкий он друг uезаря..

51

- Ну когда ни uари так называемые не живут так, как хо-

 

тят, ни друзья uарей, кто же еще

свободные? - Поищи, и

 

найдешь. У тебя ведь есть возможности от природы для на­

 

хождения истины. А если ты сам не в состоянии исходя лишь

5~

и3 них найти следствия, послушай исследовавших. Что они

 

говорят? Благо ли, по-твоему, свобода? -

ВеличаЙшее.­

 

Так может ли кто-нибудь, достигая величайшего блага, быть

 

в злосчастии или в злополучии? -

Нет. -

Так, значит, кого

бы ты ни увидел злосчастным, неблагоденствующим, сокру­

шающимся, смело заявляй, что он не свободный. - Заяв-

53ляю. - Итак, от купли и продажи и такого рода сделок в

приобретении" мы уже отошли. Ведь если ты правильно со­

гласился со всем этим, значит, будь то в злосчастии и вели­

кий Uapbl4, он не свободный, будь то и мелкий, будь то и ли­

ио консульского звания, будь то и бывший дважды консу-

54

лом. -

Допустим. - Так ответь мне еще и на то: нечто вели­

 

кое ли

и благородное и замечательное, по-твоему, свобо­

 

да'? -

Как же иначе? -

Так возможно ли, достигая чего-то

 

столь великого и замечательного и благородного, быть низ-

55

ким? -

Невозможно. -

Так, значит, когда ты увидишь кого­

то низкопоклонничающим перед другим или льстящим во­

преки своему представлению, его тоже смело называй не сво­

бодным, и не только если он ради жалкого обеда делает это,

но и если ради ПРОВИНUИИ, и если ради консульства. Но тех ты называй мелкорабами, поскольку они ради чего-то мелкого делают это, а этих, как они и стоят того, - великорабами. -

56 Допустим'И это. -,А есть ли, по-твоему, свобода нечто неза­

висимое и самостоятельное? - Как же иначе? - Так, значит,

всякого, помешать кому и принудить кого зависит от друго-

57 го, смело называй не свободным. И не смотри ты мне на его

дедов и прадедов и не ищи купли и продажи, но если услы­

шишь, как он изнутри и проникновенно говорит:

«Господин», то, даже если перед ним шествуют двенадиать

ликторовl \ называй его рабом. И если услышишь, как он го­

ворит: «Несчастный я! Какие терплю я страдания!», называй

220



его рабом. Словом, если увидишь его оплакивающим, жа­ лующимся, неблагоденствующим, называй его рабом в пре-

текстеН'. Ну а если он ничего этого не делает, пока еще не на-

58

зывай его свободным, но ознакомься с его мнениями, не под­

 

властны ли они принуждениям, не подвластны ли помехам,

 

не подвластны ли неблагоденствию. И если найдешь его та-

 

ким, говори, что он раб в дни отдыха от работ во время Са­

 

турналиЙ l7

Говори, что господин его в отъезде: вот явится, и

 

тогда ты узнаешь, какие он терпит страдания. -

Кто явит-

 

ся? - Всякий, кто имеет власть над тем, чего он хочет, и мо-

59

жет предоставить

это

или

отнять. -

Значит,

это

вот таким

 

образом у нас много

господ? -

Вот

таким

образом. Ведь

 

прежде, чем они, у нас господа -

вещи. А их много. Поэто-

 

му неизбежно и имеющие власть над ними должны быть гос-

 

подами. Право же, самого цезаря никто не страшится, но мы

60

страшимся смерти, изгнания, изъятия имущества, тюрьмы,

 

лишения гражданских прав. И не цезаря любят (разве только

 

если он весьма достойный), но богатство любим мы, трибу-

 

нат, претуру, консульство. Коrда мы все это любим, ненави-

 

дим, страшимся, неизбежно имеющие власть над этим долж-

 

ны быть нашими господами. Поэтому мы и поклоняемся им

61

как богам. Ведь у нас есть понятие, что имеющее власть над

 

величайшей пользой -

божественно. Затем мы неправильно

 

подводим под это как меньшую посылку: он имеет власть над

 

величайшей пользой. Неизбежно и заключение и3 этих посы-

 

лок должно быть выведено неправильно.

 

 

 

Так что же именно делает человека неподвластным поме-

62

хам и независимым? Ведь ни богатство не делает, ни кон­

 

сульство, ни провинция, ни царская власть, но должно быть

 

найдено нечто иное. Что же именно делает его в Ilисьме не-

63

Ilодвластным помехам и неподвластным IlреIlЯТСТВИЯМ?­

 

Знание Ilисьма. -

А что -

в игре на кифаре? -

Знание игры

 

на кифаре. -

Следовательно, и в жизни - знание Жи3НИ. Ну,

64

в общем это ты слышал. А рассмотри это и Ilрименительно к

частным случаям. Возможно ли домогающемуся чего бы то ни было, что зависит от других, быть неIlодвластным IloMe- хам? - Нет. - Во'!можно ли ему быть неIlодвластным пре-

IlЯТСТВИЯМ? - Нет. - Следовательно, невозможно ему и 65 быть свободным. Так смотри: ничего ли нет у нас, что зави-

сит только от нас, или все зависит, или то-то зависит от нас, а

то-то от других'? - Что ты имеешь в виду? -

Когда ты хо- 66

чешь, чтобы тело было целым и невредимым, от тебя ли за­

висит это или нет? -

Не от меня. - А

чтобы

было здоро­

вым? -

Тоже нет. -

А чтобы было

красивым? -

Тоже

нет. -

А чтобы жило или умерло? -

Тоже нет. -

Следо­

вательно, тело есть чужое, подвластное всему более СИЛЬНО-

221