ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 797
Скачиваний: 0
рые-то из них скорее гибнут от голода, чеl\l выдерживают та-
27 кую жизнь, ну а те, которые выживают, едва, с трудом вы
держивают ее и чахнут, и если находят хоть какое-то отверс
тие, то вылетают. Так они стремятся к природной свободе и к
тому, чтобы быть незаВИСИI\IЫМИ и неподвлаСТНЫI\1И помехам.
28 И чем тебе плохо здесь? «Что ты такое говоришь! Я по своей
природе рождена летать куда хочу, ЖIIТЬ под открытым не
бом, петь когда хочу. Ты лишаешь меня всего этого, и гово
ришь: "Чем тебе плохо?"»
29Поэтому только тех среди живых существ назовем мы свободными, кто не сносит плена, но как только попадает в
30плен, тут же избавляется от него своей смертью. Так и Дио
ген где-то говорит, что единственное средство к свободе
это с легкостью идти на смерть, и он пишет uарю персов:6
«Поработить город афинян ты не можешь, точно так же,-
31 |
говорит он, - как рыб». |
- «Как это? Да разве я не схвачу |
|
|
их?» - |
«Если схватишь, - |
говорит он, - они тотчас, оста |
|
вив тебя, сгинут, именно как рыбы. Ведь и какую из тех ни |
||
|
схватишь, она умирает. Если и эти, схваченные, будут уми- |
||
32 |
рать, что толку тебе в твоей военной подготовке?» Вот слово |
||
|
свободного человека, серьезно исследовавшего существо де |
||
|
ла7 и, |
как это естественно, |
нашедшего его. А если ты ищешь |
его не там, где оно есть, что же удивительного, если ты ни
когда не находишь его?
33 Раб, вот, молится о том, чтобы его отпустили на свободу. Почему? Думаете, потому, что он жаждет отдать деньги
сборщикам двадuатины?8 Нет. Потому, что он представляет
себе, будто до сих пор он испытывает препятствия и небла-
34годенствует из-за того, что не достиг этого. «Если я буду от пущен, - говорит он, - сразу же совершенное благоденст
вие, я ни на кого не обращаю внимания, со всеми говорю как равный и подобный, отправляюсь куда хочу, иду откуда хочу
35и куда хочу». И вот, он уже вольноотпущенник, и сразу же,
не имея где взять поесть, он ищет, к кому бы подольститься,
у кого бы пообедать. Затем он или зарабатывает телом и тер
пит ужаснейшие страдания, и если найдет себе какую-нибудь
36кормушку, впадает в рабство гораздо тяжелее прежнего, или, даже если разбогатеет, он, человек неотесанный, влюбляется
в девчонку, и терпя злополучие, рыдает и тоскует по рабству.
37«Да чем мне было плохо? Другой одевал меня, другой обувал
меня, другой кормил, другой ухаживал за мной во время бо лезни, я немного служил ему. А теперь, несчастный я, какие терплю я страдания, находясь в рабстве у многих вместо од-
38ного! Однако если я получу, - говорит он, - всадническое
кольu09, тогда-то я заживу благоденственнейшей и счастли
вейшей жизнью». Сначала, для того чтобы получить, он пре-
218
терпевает все то, чего стоит. Затем, когда получит, - |
опять |
|
||||
все то же самое. Затем он говорит: «Если отслужу военные |
39 |
|||||
походы, - я избавился от всех зол». Он отправляется в воен- |
|
|||||
ный поход, претерпевает все, что висельник, и тем не менее |
|
|||||
требует второго похода и TpeTbero!l). И вот, когда в Доверше- |
40 |
|||||
ние всего он станет сенатором, тогда он становится рабом, |
|
|||||
входящим в собрание, тогда он попадает в прекраснейшее и |
|
|||||
б.'1истательнеЙшее рабство. |
|
|
|
|
||
Пусть не будет глупцом, пусть узнает, - |
то, что говорил |
41 |
||||
Сократ, - в чем сущность каждого явления!!, и не необду- |
|
|||||
манно применяет общие понятия к частным случаям. В том |
42 |
|||||
ведь и заключается причина всех зол у людей, что они не |
|
|||||
умеют применять общие понятия, одинаковые у всех, к част- |
|
|||||
ным случаям. А одни из нас мнят, что она заключается в том- |
43 |
|||||
то одном, другие - |
в том-то другом. Один - |
в том, что он |
|
|||
болен. Отнюдь, но - |
в том, что он не умеет применять об- |
|
||||
щие понятия. Другой - |
в том, что он нищий, '}тот - |
В том, |
|
|||
что у него суровый |
отец или мать, тот - в том, что |
цезарь |
|
|||
немилостив к нему. А она заключается в одном только том, |
|
|||||
что не умеют применять общие понятия. И в самом деле, у |
44 |
|||||
кого нет общего понятия о зле, что оно причиняет вред, что |
|
|||||
его следует избегать, что от него всячески следует избавлять- |
|
|||||
ся? Между оБЩШI понятием у одного и другого нет противо |
|
|||||
речия, но оно возникает тогда, когда дело доходит до приме- |
|
|||||
нения. Так в чем же заключается вот это зло, которое причи- |
45 |
|||||
няет вред и которого следует юбегать? Он говорит, в том, |
|
|||||
что он не друг цезаря. Значит, он сбился, ошибся в примене- |
|
|||||
нии, затрудняется, ищет то, что не имеет никакого отноше- |
|
|||||
ния к цели, потому что достигни он того, чтобы быть другом |
|
|||||
цезаря, тем не менее искомого он не достиг бы. Ведь чего |
46 |
|||||
именно ищет всякий человек? Стать стойким, стать счастли- |
|
|||||
вым, делать все так, как он хочет, не испытывать помех, не |
|
|||||
испытывать принуждениЙ. Так вот, когда он становится дру- |
|
|||||
гом цезаря, перестает ли он испытывать помехи, перестает ли |
|
|||||
испытывать принуждения, стоек ли, благоденствует ли'! У |
|
|||||
кого нам спросить'? Кому можем мы поверить больше, чем |
|
|||||
самому тому, кто стал этим другом? Выйди на середину и |
47 |
|||||
скажи нам: когда ты безмятежнее спал, сейчас иJ1'и до того, |
|
|||||
как стал другом цезаря? Тотчас слышишь: «Перестань, ради |
|
|||||
богов, потешаться над моей душой)'. Ты не знаешь, какие |
|
|||||
терплю страдания несчастный я! Сон и не приходит ко мне, |
|
|||||
но другой придет и говорит, что он уже пробудился, он уже |
|
|||||
выходит. И вот - |
смятения, и вот - |
беспокойства». Ну а |
48 |
|||
обедал ты когда с большим довольством, сейчас или прежде'? |
|
|||||
Послушай его, и об этом что он говорит: что если он не при |
|
|||||
глашен, то мучи гельно |
переживает, |
а если |
приглашен, то |
|
219
обеflает, как раб у господина, при этом все время настороже,
как бы не сказать или не сделать какой-нибудь глупости. И
чего он, по-твоему, страшится? Как бы его не высекли, как раба? Куда ему так просто! Но, как подобает такому высоко
IIоставленному человеку, другу uезаря, как бы ему не ли-
49шиться головы. А мылся ты когда безмятежнее? А упражнял ся ты когда с большим досугом? В общем, какою предпоче;l
50бы ты жить жизнью, нынешней или тогдашней? Я могу по
клясться, что никто не бывает настолько неосознаюши~ или
неправдивым, чтобы не сетовать на свои несчастья тем гор
ше, чем более близкий он друг uезаря..
51 |
- Ну когда ни uари так называемые не живут так, как хо- |
||
|
тят, ни друзья uарей, кто же еще |
свободные? - Поищи, и |
|
|
найдешь. У тебя ведь есть возможности от природы для на |
||
|
хождения истины. А если ты сам не в состоянии исходя лишь |
||
5~ |
и3 них найти следствия, послушай исследовавших. Что они |
||
|
говорят? Благо ли, по-твоему, свобода? - |
ВеличаЙшее. |
|
|
Так может ли кто-нибудь, достигая величайшего блага, быть |
||
|
в злосчастии или в злополучии? - |
Нет. - |
Так, значит, кого |
бы ты ни увидел злосчастным, неблагоденствующим, сокру
шающимся, смело заявляй, что он не свободный. - Заяв-
53ляю. - Итак, от купли и продажи и такого рода сделок в
приобретении" мы уже отошли. Ведь если ты правильно со
гласился со всем этим, значит, будь то в злосчастии и вели
кий Uapbl4, он не свободный, будь то и мелкий, будь то и ли
ио консульского звания, будь то и бывший дважды консу-
54 |
лом. - |
Допустим. - Так ответь мне еще и на то: нечто вели |
|
|
кое ли |
и благородное и замечательное, по-твоему, свобо |
|
|
да'? - |
Как же иначе? - |
Так возможно ли, достигая чего-то |
|
столь великого и замечательного и благородного, быть низ- |
||
55 |
ким? - |
Невозможно. - |
Так, значит, когда ты увидишь кого |
то низкопоклонничающим перед другим или льстящим во
преки своему представлению, его тоже смело называй не сво
бодным, и не только если он ради жалкого обеда делает это,
но и если ради ПРОВИНUИИ, и если ради консульства. Но тех ты называй мелкорабами, поскольку они ради чего-то мелкого делают это, а этих, как они и стоят того, - великорабами. -
56 Допустим'И это. -,А есть ли, по-твоему, свобода нечто неза
висимое и самостоятельное? - Как же иначе? - Так, значит,
всякого, помешать кому и принудить кого зависит от друго-
57 го, смело называй не свободным. И не смотри ты мне на его
дедов и прадедов и не ищи купли и продажи, но если услы
шишь, как он изнутри и проникновенно говорит:
«Господин», то, даже если перед ним шествуют двенадиать
ликторовl \ называй его рабом. И если услышишь, как он го
ворит: «Несчастный я! Какие терплю я страдания!», называй
220
его рабом. Словом, если увидишь его оплакивающим, жа лующимся, неблагоденствующим, называй его рабом в пре-
текстеН'. Ну а если он ничего этого не делает, пока еще не на- |
58 |
||||||||
зывай его свободным, но ознакомься с его мнениями, не под |
|
||||||||
властны ли они принуждениям, не подвластны ли помехам, |
|
||||||||
не подвластны ли неблагоденствию. И если найдешь его та- |
|
||||||||
ким, говори, что он раб в дни отдыха от работ во время Са |
|
||||||||
турналиЙ l7• |
Говори, что господин его в отъезде: вот явится, и |
|
|||||||
тогда ты узнаешь, какие он терпит страдания. - |
Кто явит- |
|
|||||||
ся? - Всякий, кто имеет власть над тем, чего он хочет, и мо- |
59 |
||||||||
жет предоставить |
это |
или |
отнять. - |
Значит, |
это |
вот таким |
|
||
образом у нас много |
господ? - |
Вот |
таким |
образом. Ведь |
|
||||
прежде, чем они, у нас господа - |
вещи. А их много. Поэто- |
|
|||||||
му неизбежно и имеющие власть над ними должны быть гос- |
|
||||||||
подами. Право же, самого цезаря никто не страшится, но мы |
60 |
||||||||
страшимся смерти, изгнания, изъятия имущества, тюрьмы, |
|
||||||||
лишения гражданских прав. И не цезаря любят (разве только |
|
||||||||
если он весьма достойный), но богатство любим мы, трибу- |
|
||||||||
нат, претуру, консульство. Коrда мы все это любим, ненави- |
|
||||||||
дим, страшимся, неизбежно имеющие власть над этим долж- |
|
||||||||
ны быть нашими господами. Поэтому мы и поклоняемся им |
61 |
||||||||
как богам. Ведь у нас есть понятие, что имеющее власть над |
|
||||||||
величайшей пользой - |
божественно. Затем мы неправильно |
|
|||||||
подводим под это как меньшую посылку: он имеет власть над |
|
||||||||
величайшей пользой. Неизбежно и заключение и3 этих посы- |
|
||||||||
лок должно быть выведено неправильно. |
|
|
|
||||||
Так что же именно делает человека неподвластным поме- |
62 |
||||||||
хам и независимым? Ведь ни богатство не делает, ни кон |
|
||||||||
сульство, ни провинция, ни царская власть, но должно быть |
|
||||||||
найдено нечто иное. Что же именно делает его в Ilисьме не- |
63 |
||||||||
Ilодвластным помехам и неподвластным IlреIlЯТСТВИЯМ? |
|
||||||||
Знание Ilисьма. - |
А что - |
в игре на кифаре? - |
Знание игры |
|
|||||
на кифаре. - |
Следовательно, и в жизни - знание Жи3НИ. Ну, |
64 |
в общем это ты слышал. А рассмотри это и Ilрименительно к
частным случаям. Возможно ли домогающемуся чего бы то ни было, что зависит от других, быть неIlодвластным IloMe- хам? - Нет. - Во'!можно ли ему быть неIlодвластным пре-
IlЯТСТВИЯМ? - Нет. - Следовательно, невозможно ему и 65 быть свободным. Так смотри: ничего ли нет у нас, что зави-
сит только от нас, или все зависит, или то-то зависит от нас, а
то-то от других'? - Что ты имеешь в виду? - |
Когда ты хо- 66 |
||||
чешь, чтобы тело было целым и невредимым, от тебя ли за |
|||||
висит это или нет? - |
Не от меня. - А |
чтобы |
было здоро |
||
вым? - |
Тоже нет. - |
А чтобы было |
красивым? - |
Тоже |
|
нет. - |
А чтобы жило или lХ умерло? - |
Тоже нет. - |
Следо |
вательно, тело есть чужое, подвластное всему более СИЛЬНО-
221