Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 798

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

67

му. - Допустим. -

А от тебя ли зависит иметь землю когда

 

хочешь, на сколько хочешь и

какую хочешь? - Нет. -

А

 

молоденьких рабов? -

Нет. -

А плащи? -

Нет. - А

до­

 

мишко? - Нет. -

А

лошадей? -

Из таких

вещей -

ни­

 

что. - А если ты хочешь, чтобы твои дети жили во что бы то

 

ни стало, или жена, или брат, или друзья, от тебя ли зависит

68

это? -

Тоже нет. -

Так нет ли у тебя ничего независимого,

 

того, что от тебя только зависит, или есть у тебя что-то та-

69

кое? -

Не

знаю. -

Так смотри вот таким образом и рас­

 

смотри это. Может ли кто-нибудь заставить тебя согласиться

 

с ложным? -

Никто. -

Следовательно, в вопросе о согласии

 

ты неподвластен помехам инеподвластен препятствиям.-

70

Допустим. - Ну а влечься к тому, к чему ты не хочешь, мо­

 

жет ли кто-нибудь принудить тебя? -

Может. Ведь когда он

угрожает мне смертью или оковами, то принуждает меня

влечься. - Так если ты с презрением будешь относиться к

тому, что умрешь, и к тому, что будешь закован, станешь ли

71 ты еще обращать внимание на него? - Нет. - Так твое ли

это дело с презрением относиться к смерти, или не твое?­

Мое. - Значит, твое дело и влечься. Или не твое? - До­ пустим, мое. - А невлечься к чему-то? Твое дело и это. -

72 Что же, если тот, когда у меня будет влечение погулять, по­

 

мешает

мне? - Чему твоему

помешает он? Разве согла­

 

сию? -

Нет, но бренному телу. -

Да, как камню. -

До-

73

пустим. Но я-то уже не гуляю. -

А кто тебе сказал: «Гулять

 

это твое дело, неподвластно помехам»? Я ведь то говорил,

 

что неподвластно помехам - только влечься. А там где тре­

 

буется тело и его содействие, ты давно слышал, что ничто не

74

есть твое. - Допустим и это. -

А стремиться к тому, к чему

 

ты не хочешь, может ли кто-нибудь принудить тебя? -

Ни­

 

кто. - А ставить перед собой цели или намереваться, или,

 

словом, пользоваться возникающими представлениями? -

75

Тоже нет. Но когда я буду стремиться, он помешает мне до­

 

стичь того, к чему я стремлюсь. -

Если ты будешь стремить­

 

ся к чему-то тому, что твое и что неподвластно помехам, как

 

помешает он тебе? - Никак. -

Так кто же тебе говорит, что

76

стремящийся к чужому неподвластен помехам? - Так,

зна­

 

чит, к здоровью мне не стремиться? - Отнюдь, и вообще ни

77к чему чужому. Ведь что не от тебя зависит обрести или со­ хранить, когда ты хочешь, это есть чужое. Подальше от него

не только руки, но прежде всего стремление. А иначе ты,

значит, сдался в рабство, заложил голову, чем бы ты ни стал

 

дорожить из того, что не твое, к чему бы ты ни стал испыты-

78

вать привязанность из того, что подвластно и смертно. - Ру­

 

ка разве не моя? - Она часть твоя, а по природе - брение,

подвластна помехам, подвластна принуждениям, в рабстве у

222


всего более СИ.'1Ьного. Да что я говорю тебе о руке! Всем те-

79

лом целиком должен ты обладать так, как осликом навью­

 

ченным, на сколько будет возможно, на сколько будет дано.

 

А если будет принудительное изъятие и воин заберет его,

 

оставь, не противься н не ропщи. Иначе получишь побои и

 

тем не менее и ослика лишишься. А когда к телу ДО:lжен ты

?\()

так относиться, смотри, что остается делать со всем прочим,

 

всем тем, что обретается ради тела. Когда оно 1ТО ослик, по­

 

лучается, что все прочее - 1ТО уздечки ослика, вьючные

 

седлышки, подковки, ячмень, сено. Оставь и все чо, лишись

 

чого еще скорее и легче, чем ослика.

 

И имея уже такую подготовленность и приученность

81

упражнениями на деле отличать чужое от своего, подвласт-

 

ное помехам от неподвластного помехам, ло считать ка­

 

сающимся тебя, то - не касающимся тебя, здесь внимате"lЬ-

 

но относиться к стремлению, там -

к избеганию, разве ты

 

еще будешь страшиться кого-то? -

Никого. - В самом деле,

82

относительно чего тебе страшиться? Относительно своего ли,

 

где у тебя сущность блага и зла? Да кто имеет над этим

 

власть? Кто может отнять у тебя это, кто может воспрепят-

 

ствовать тебе в лом? Не более, чем богу. Но за тело и иму-

83

щество ли тебе страшиться? За чужое? За нисколько не ка­

 

сающееся тебя? И к чему иному приучал ты себя с самого

 

начала, как не к тому, чтобы различать твое и не твое, зави­

 

сящее от тебя и не зависящее от тебя, подвластное помехам и

 

неподвластное помехам? А ради чего обратился ты к фило­

 

софам? Чтобы быть ничуть не менее несчастным и злополуч-

 

ным? Значит, ты не будешь вот таким бесстрашным и невоз-

84

мутимым. А какое отношение имеет к тебе печаль? Ведь если

 

перед чем-то ожидаемым возникает страх, то при наступле-

 

нии этого возникает печаль. А чего еще будешь ты жаждать'?

 

Ведь ко всему зависящему от свободы воли, поскольку все

 

это и TBoe l '! и при тебе, стремление у тебя соразмерное и спо­

 

койное, а к независящему от свободы воли ни к чему ты не

 

стремишься, чтобы и имело место то неразумное, толкающее

 

и непомерно погоняющее.

 

 

Так вот, когда ты так относишься к вещам, то какой еще

85

человек может быть страшен? В самом деле, что страшного

 

есть в человеке для человека, при виде ли, при разговоре ли,

 

при сопребывании ли вообще? Не более, чем в лошади для

 

лошади, или в собаке для собаки, или в пчеле для пчелы. Нет,

 

это вещи для каждого страшны. А когда кто-то может предо­

 

ставлять их кому-то или отнять, тогда и сам он становится

 

страшен.

 

 

Как же разрушается крепость? Не железом и не огнем, но

86

мнениями. Ведь если мы сокрушаем крепость, в городе нахо-

 

223


дящуюся, сокрушаем ли мы и крепость лихорадки, сокру­

шаем ли и крепость красивеньких бабенок, словом, сокру­

шаем ли крепость, в нас находящуюся, и свергаем ли тира­

нов, в нас находящихся, под властью которых во всем мы

87 пребываем каждый день, то одних и тех же, то иных? Вот

отсюда следует начать и здесь сокрушить крепость, изгонять

тиранов: не держаться за бренное тело, его части, способ­

ности, имущество, добрую славу, должности, почести, детей,

88братьев, друзей, все это счесть чужим. И если тираны будут изгнаны отсюда, к чему еще мне рушить крепость ради себя­ то? В самом деле, хоть она и стоит, что она мне делает? К

чему еще мне изгонять телохранителей? В самом деле, где я

их чувствую? 'Это против других у них прутья, копья и мечи.

89А я никогда ни помех не испытывал, когда хотел чего-то, ни

принуждений не испытывал, когда не хотел чего-то. И как

это возможно? Я вверил свое влечение богу. Он хочет, чтобы

у меня была лихорадка, - и я хочу. Он хочет, чтобы я влекся

к тому-то, - и я хочу. Он хочет, чтобы я стремился к тому­

 

то, - И Я хочу. Он хочет, чтобы я достиг того-то, -

и я же-

90

лаю. Он не хочет, -

я не желаю. Значит, умереть -

я хочу.

 

Значит, подвергнуться пыткам -

я хочу. Кто еще может по­

 

мешать мне вопреки

моему представлению или при нудить

 

меня? Не более, чем Зевсу.

 

 

91

Так делают и более осторожные путники. Он слышал, что

 

на этой дороге совершают нападения разбойники. Один он не

 

решается пуститься

в путь, но

выжидает сопровождающих

посла или квестора, или проконсула, и, вверившись им, про-

92ходит свой путь в безопасности. Так и в мироздании делает

мудрый человек. «Тьма разбойничьих шаек, тираны, бури,

93нужда, утрата самых дорогих. Где найти убежище? Как пройти свой путь, не подвергнувшись нападениям разбойни­

ков? Каких выждав сопровождающих, пройти свой путь в

94безопасности? Кому вверившись? Такому-то, богачу, лицу

консульского звания. И что толку мне? Его самого грабят, он сам стенает, сокрушается. А что если мой спутник сам, обра-

95тившись против меня, окажется моим грабителем? Что мне

делать? Стану другом цезаря. Раз я его друг, никто меня не обидит. Прежде всего, для того чтобы стать им, сколько дол­

жен я перетерпеть и перестрадать, сколько раз и сколькими

разбойниками быть ограбленным! И потом, если я стану им,

96он тоже смертен. А если он сам вследствие какого-нибудь обстоятельства станет враждебным ко мне? Не лучше ли, на­

конец, удалиться куда-нибудь, в пустыню? Ну а туда лихо-

97радка разве не приходит? Что же будет со мной? Неужели невозможно найти спутника безопасного, честного, СИЛЬНОI'О,

98нековарного?» Вот так он задумывается и приходит к пони-

224


манию, что если вверится богу, то пройдет свой путь в без­

опасности.

 

 

 

- Что ты

имеешь в виду, каким это

образом

99

«ввериться»? - Так чтобы чего хочет бог, того хотел и он

 

сам, и чего не хочет бог, того не хотел и он сам. -

Каким же

 

образом добиться этого? - Да каким иным, как не рассмот-

100

рением влечений бога и его управления? Что он дал мне мо-

 

им и независимым, что оставил за собой? Он дал мне все за­

 

висяшее от свободы воли, сделал все это зависяшим от меня,

 

неподвластным препятствиям, неподвластным помехам. Тело

 

из брения как мог он сделать неподвластным помехам? Так

 

вот, он подчинил его, имущество, утварь, дом, детей, жену

 

круговороту вселенной. Так что же мне вести борьбу против

101

бога? Что мне хотеть того, чего не следует хотеть, того, чего

 

не дано мне иметь во что бы то ни стало? Но как иметь? Как

 

дано и на сколько возможно. Но давший отнимает. Так что

 

же мне противиться? Я не говорю о том, что буду глупцом,

 

оказывая сопротивление более сильному, но прежде всего­

 

несправедливым. В самом деле, откуда имея все это, пришел

102

я? Отец мой дал мне все это. А ему кто? А солнце кто сотво-

 

рил, а плоды кто, а времена года кто, а соединение друг с

 

другом и жизнь в обществе кто?

 

 

И вот, получив все, и даже самого себя, от другого, ты

103

еще досадуешь и жалуешься на давшего, если он отнимет у

 

тебя что-то? Кем ты и для чего пришел? Разве не он ввел те-

104

бя? Разве не он показал тебе свет? Разве не дал содействую­

 

щих? Разве не дал чувства? Разве не дал разум? А кем ввел?

 

Разве не смертным? Разве не для того, чтобы ты с некоторой

 

толикой бренной плоти пожил на земле, созерцал его управ­

 

ление, принял с ним участие в торжественном шествии и в

 

празднестве некоторое время? Так, значит, ты не хочешь,

105

пребыв в созерцании торжественного шествия и всеобщего

 

празднества до тех пор, пока дано тебе, затем, когда он уво-

 

дит тебя, уходить с благоговейной благодарностью за все

 

услышанное и увиденное? «Нет, но я хотел бы еще быть на

106

празднестве». Да ведь и посвящаемые в мистерии -

продол-

 

жать быть посвяшаемыми в мистерии~О, пожалуй, и зрители в

 

Олимпии - смотреть других атлетов. Но всеобщее праздне-

 

ство имеет предел. Уйди, удались как благодарный, как со­

 

вестливый. Дай

место другим. Должны родиться

и другие,

 

так же как и сам ты родился, и, родившись, иметь место и

обиталище подходящие. А если первые не уходят, что оста-

ется другим? Что ты ненасытен? Что тебе все недостаточно?

Что ты создаешь тесноту в мироздании?

- Да, но я хочу, чтобы детишки и жена были со мной. - 107

Да разве они - твои? Разве не давшего? Разве не и тебя соз-

8 Беседbl Эпиктета

225


давшего? И ты еше не отступишь от чужого? Не уступишь

108более сильному? - Так что же он ввел меня на таких усло­ виях? - Да если это не устраивает тебя, уйди. Он не нуж­

дается в созерцателе, жалуюшемся на свою судьбу. Ему нуж­

ны принимающие участие с ним в празднестве, в хороводах,

чтобы они скорее рукоплескали, боговдохновлялись, воспе-

109вали всеобщее празднество. А что несчастные и малодушные отбыли с всеобщего празднества, это ему не неприятно будет

видеть. Они ведь, присутствуя на нем, и не как на празд­

нестве вели жизнь, и не занимали места подобающего, но му­

чились, жаловались на божество, на судьбу, на окружающих, не осознавая и все то, что им досталось, и все те свои способ­

ности, которые они получили для всего противоположному

тому: величие духа, благородство, мужество, самое искомую 110 сейчас нами свободу. - Так для чего же я получил все это? - Для того чтобы пользоваться. - До каких пор? - До

тех пор, пока хочет давший в пользование. - Так если это будет необходимо мне? - Не испытывай привязанность к

этому, и не будет. Ты сам себе не говори, что это необходи­

мо, и не будет.

III ВОТ приучением себя к чему следовало бы заниматься с утра до вечера. Начав с самых незначительных, с самых хрупких вещей, с горшка, с кубка, затем перейди вот так к хитонишку, к собачонке, к лошаденке, к землишке, отсюда к

112самому себе, телу, частям тела, детям, жене, братьям. Осмот­

рев со всех сторон, отбрось от себя. Очисть мнения: не при­

стало ли к тебе что-нибудь не-твое, не приросло ли, не при-

113чинит ли тебе мучений, если будет отрываться от тебя. И,

упражняясь каждый день, как TaM"l, не говори, что ты фило­

софией занимаешься (допустим, это название - несносное""),

но - что ты представляешь объявителя твоей свободы. Вот

что такое истинная свобода.

114 Вот эту свободу получил Диоген от Антисфена, и он уже

никогда, говорил он, не мог быть обращен в рабство никем"J.

115Как поэтому обращался он с пиратами, когда попал к ним в плен? Разве назвал он кого-нибудь из них господином? И я

не имею в виду название. Я ведь не слова боюсь, но той про­ никновенности, от которой проистекает слово. Как порицал

116он их за то, что они плохо кормили взятых в плен! Как был

он продан! Разве господина искал он себе? Нет, раба. А как,

когда он уже был продан, вел он себя с хозяином! Он сразу

стал говорить с ним, что тот не так должен одеваться, не так

стричься, относительно сыновей, - как они должны вести

1I"7 жизнь. И что удивительного? Ведь если бы тот купил себе учителя гимнастики, то как со слугой ли обращался бы с ним в делах, касающихся палестры, или как с господином? А если

226