ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 795
Скачиваний: 0
бы врача, а если бы строителя? Точно так жеС4 • И вот так в
каждом предмете сведущий совершенно неизбежно преВQС |
|
|||
ходит несведущего. Значит, кто обладает вообще знанием |
118 |
|||
относительно жизни, чем иным должен быть тот, как не хо |
|
|||
зяином? |
В самом деле, кто на корабле |
господин? - Корм- |
|
|
чий. - Почему? Потому что неповинующийся ему терпит |
|
|||
ущерб. - |
Но |
он может выпоротьС' меня. - Так разве без |
|
|
ущерба для себя? - Вот так 11 я судил. - |
Но так как не без |
119 |
||
ущерба для себя, поэтому нельзя ему делать этого. Никто не |
|
|||
может совершать несправедливости без ущерба для себя.- |
|
|||
И в чем заключается ущерб для того, кто заковал своего раба, |
120 |
|||
по-твоему? - |
Именно в том, что он заковал. С этим и сам ты |
|
||
согласишься, если хочешь придерживаться того, что человек |
|
|||
это не зверь, но кроткое существоС6• И в самом деле, когда |
121 |
|||
виноградная лоза находится в злополучном состоянии? Когда |
|
|||
она находится в состоянии, несоответствующем ее природе. |
|
|||
Когда петух? Точно так же. Следовательно, и человек. Како- |
122 |
|||
ва же его природа? Кусаться и лягаться, бросать в тюрьму и |
|
обезглавливать? Нет, делать добро, содействовать, быть бла гожелательным. Значит, тогда находится он в злополучном состоянии, хочешь ты этого или нет, когда он недоброжела
телен. - Так что Сократ не оказался в злополучном состоя- |
123 |
||||
нии? - |
Нет, но - |
судьи и обвинители. - |
Ни Гельвидий в |
|
|
Риме? - |
Нет, |
но - |
казнивший его. - В |
каком это смысле |
124 |
говоришь ты? - |
В таком, как и ты: ты не говоришь, что тот |
|
|||
петух оказался в злополучном состоянии, который одержал |
|
||||
победу и был изрезан, но - тот, который, хоть и не поранен- |
|
||||
ный, потерпел I10ражениеС7• И собаку ты не называешь |
|
||||
счастливой, которая и не гонится и не усердствует, но |
|
||||
когда видишь ее всю в поту, когда надрывающейся от бега. |
|
||||
Что парадоксального говорим мы, если говорим, что зло вся- |
125 |
||||
кой сущности заключается в несоответствии своей природе? |
|
||||
Это парадоксально? Да сам ты по отношению ко всему |
|
||||
остальному разве не говоришь этого? Так почему же только |
|
||||
по отношению к человеку думаешь ты иначе? Но что мы го- |
126 |
||||
ворим, что природа человека кроткая, взаимолюбивая, чест- |
|
||||
ная, это не парадоксально? - Тоже нет. - |
Так в каком же |
127 |
еще смысле подвергаемый порке, или заключаемый в тюрь-
му, или обезглавливаемый, не терпит вреда? Разве не он бла
городно претерпевает, и оказывается к тому же с выгодой и с пользой, а вред терпит тот, претерпевающий самое жалкое и
самое постыдноеСХ, вместо человека становящийся волком
или гадюкой или осой?
Итак, давай перечислим все то, в чем мы пришли к согла- 128
сию. Неподвластный помехам человек - свободный, кто
располагает вещами так, как желает. А тот, кому можно по-
8* 227
мешать, или кого можно при нудить, или кому можно воспре пятствовать, или кого можно ввергнуть во что-то против его
129 воли, - |
раб. А кто неподвластный помехам? Тот, кто не до |
могается |
ничего чужого. А что - чужое? Все то, что не от |
нас зависит ни иметь, ни не иметь, ни иметь каким-то опре-
130l\еленным образом иначе, чем имеется. Следовательно, те JIO- чужое, части его - чужое, имущество - чужое. Зна
чит, еСЛII ты CT<1HCIIII> HcllbIlыатьb привязанность к чему
нибудь из этого как к своему, то понесешь наказание, кото- 131 рого заслуживает домогающийся чужого. Вот этот путь ведет
к свободе, вот в этом только избавление от рабства - смочь
наконец сказать от всей души:
Веди ж меня, о Зеве, и ты, Судьба моя,
Куда бы вами ни было мне назначено29•
132 Но что говоришь ты, философ? Вызывает тебя тиран, чтобы ты говорил что-то такое, что говорить не пристало те
|
бе. Говоришь ты или не говоришь? Скажи мне. - |
Дай рас |
|||||
|
смотрю. - Сейчас рассмотришь? А когда ты в школе был, |
||||||
|
что ты рассматривал? Разве не приучал ты себя рассматри |
||||||
|
вать, что есть благо и зло и что - |
ни то ни другое? - |
Рас- |
||||
133 |
сматривал. - К какому же решению вы приходили? - |
Что |
|||||
|
справедливое и прекрасное есть благо, несправедливое и по |
||||||
|
стыдное - зло. - Разве |
жить - благо? - Нет. - |
Разве |
||||
|
умереть - зло? - Нет. - |
Разве тюрьма - зло? - |
Нет. - |
А |
|||
|
слово неблагородное и |
бесчестное, |
предательство |
друга, |
|||
134 |
лесть тирану чем вам представлялось? - |
Злом. - |
Так что же |
||||
|
тебе еще рассматривать? |
Разве ты |
уже не рассмотрел и |
не |
обдумал?JО В самом деле, какое тут может быть рассмотрение,
надлежит ли мне, могущему доставить себе величайшие бла
га, не доставлять себе величайших зол? Прекрасное рассмот рение и необходимое, требующее долгого обдумывания! Что
ты потешаешься над нами, человек? Такого рассмотрения не
135 бывает никогда. И если бы ты поистине представлял себе по
стыдное злом, [прекрасное - благомJ3', а все остальное - ни
тем ни другим, то не стал бы задумываться над этим, ничуть, ]36 но тут же мог бы различать мыслью, как зрением. В самом деле, когда это ты рассматриваешь, бело ли черное, легко ли
тяжелое? Разве не тому, что с очевидностью представляется,
следуешь ты? Так в каком же это смысле говоришь ты, что
сейчас рассматриваешь, следует ли ни того ни другого избе-
137гать более, чем зла? Нет, у тебя нет этих мнений, но тебе и все
то представляется не ни тем ни другим, а величайшим злом, и
все это не злом, а нисколько не касающимся нас.
138 Ведь ты вот так приучил себя с самого начала: «Где я? В
щколе. И слушатели мои кто? Я говорю среди философов. Но
228
вот я вышел из школы: прочь всю эту чушь схоластиков и |
|
|
глупцов!» Вот так философ свидетельствует против друга32, |
139 |
|
так философ становится параситом, так за деньги становится |
|
|
наймитом, так в сенате человек не говорит того, что ему |
|
|
представляется: внутри в нем мнение его кричит, не пустое и |
140 |
|
несчастное мненьишко, висящее на необдуманных рассужде |
|
|
ниях, как на волоске, но мнение, имеющее силу и полезную |
|
|
применимость, благодаря упражнениям на деле посвященное |
|
|
в мистерии. Понаблюдай за собой, как ты слушаешь, - |
не |
141 |
говорю, о том, что ребенок твой умер (куда тебе!), но, - |
о |
|
том, что твое масло пролито, вино выпито, так чтобы кто- |
142 |
|
нибудь, застав тебя, когда ты вне себя, сказал тебе одно толь- |
|
|
ко это: «Философ, в школе ты говоришь иное. Что ты обма |
|
|
нываешь нас? Что ты, тогда как ты червь, говоришь, что ты |
|
|
человек?)) Хотел бы я застать кого-нибудь из них, когда он |
143 |
занят любовной связью, чтобы посмотреть, как он усердству-
ет и какие слова произносит, помнит ли о своем названии, о
тех рассуждениях, которые он слушает или с которыми вы
ступает в своих речах или в своих чтениях.
- |
И какое все это имеет отношение к свободе? - |
Не что |
144 |
иное, конечно, как все это, хотите вы, богатые, этого или |
|
||
нет. - И кто свидетельствует во всем этом в твою пользу? - |
|
||
Да кто иной, как не сами вы, имеющие господина великогоJJ, |
145 |
||
живущие по его мановению и движению, обмирающие от |
|
||
одного только его хмурого взгляда на кого-нибудь из вас, |
|
||
ухаживающие за старухами и за стариками, говорящие: «Я не |
|
||
могу этого сделать. Нельзя мне)? Почему нельзя тебе? Разве |
146 |
||
только что не спорил ты со мной, говоря, что ты свободный? |
|
||
«Но АпруллаЧ запретила мне». Так говори правду, раб, и не |
|
||
сбегай от своих господ, не отрицай их и не смей представлять |
|
||
объявителя твоей свободы при стольких уликах твоего |
|
||
рабства. Право же, принуждаемого любовью делать что-то |
147 |
||
вопреки своему представлению, который и видит то, что |
|
||
лучше, и вместе с тем не в силах последовать тому, скорее |
|
||
можно еще счесть заслуживающим прощения, поскольку он |
|
||
одержим некоей насильственной и неким образом боже |
|
||
ственной силой. А тебя кто мог бы стерпеть с твоей любовью |
148 |
||
к старухам и к старикам, утирающего этим старухам сопли и |
|
||
умывающего их, подкупающего их подарками, ухажи |
|
||
вающего за ними во время их болезни, как раб, и вместе с тем |
|
||
молящего об их смерти и расспрашивающего врачей, не при |
|
||
смерти ли уже они? Или вот, когда ради этих высоких и важ- |
|
||
ных должностей и почестей ты целуешь руки рабам других, |
|
||
так что ты даже не свободных раб? И ты еще, у меня, важно |
149 |
||
расхаживаешь претором, консулом! Разве я не знаю, как ты |
|
||
стал |
претором, откуда получил консульство, кто |
дал тебе |
|
229
150его? Я-то и жить бы не хотел, если бы должен был прожить по милости Фелициона, снося его спесь и рабскую чванли вость. Я ведь знаю, что такое раб счастливый, по его поняти
ям, и надменныЙ"".
151- Так, значит, ты, - говорит, - свободный? - Я хочу,
клянусь богами, и молю об этом, но пока еще не могу прямо
смотреть в лицо моим господам, еще ценю это бренное тело, придаю большое значение тому, чтобы оно у меня было це
лым и невредимым, хотя оно у меня и не цело и невредимо>6.
152Но я могу показать тебе свободного, чтобы ты больше не ис
кал примера. Свободным был Диоген. Откуда это? Не пото
му, что он был от свободных родителей (он ведь не был)37, но
потому, что сам он был свободным, потому что отбросил
прочь все то, за что рабство могло ухватить его, и невозмож
но было никому подступиться К нему и неоткуда было ухва-
153тить его, чтобы обратить в рабство. Все это у него было легко
отвязываемым, все только привешеннымЗS• Если бы ты ухва
тился за имущество, он скорее оставил бы его тебе, чем по следовал за тобой из-за него; если бы за ногу, - оставил бы ногу; если бы за все бренное тело целиком, - оставил бы все
бренное тело целиком; за домашних, за друзей, за отече
ство, - точно так же. Он знал, откуда у него все это, от кого
154и на каких условиях получил он. Ну а истинных предков, бо
гов, и настоящее отечествоЗ9 он не оставил бы никогда, и не
уступил бы никому другому в большем повиновении и по
слушании им, и никто другой не пошел бы на смерть ради
155этого отечества с большей легкостью. Он ведь никогда не
искал того, чтобы показалось, что он делает что-то ради все
ленной, но памятовал о том, что всякое происшедшее исхо
дит оттуда, совершается ради4О этого отечества и предписы-
156вается управителем его. Вот потому-то, смотри, что сам он говорит и пишет: «Поэтому, - говорит он, - тебе можно, Диоген, и с царем персов и с царем лакедемонян Архида-
157мом41 разговаривать так, как желаешь». Потому ли, что он
был от свободных родителей? Да разве все афиняне, все ла
кедемоняне и коринфяне были от рабов, что не могли разго
варивать с ними так, как желали, но боялись и обхаживали 151\ их? Так почему же, говорит, можно? «Потому что я не счи
таю это бренное тело моим, потому что я не нуждаюсь ни в
чем, потому что закон, и ничто иное, для меня - все». Вот
что по]волило ему быть свободным.
159 И чтобы ты не подумал, что я привожу примером челове-
ка, не связанного обстоятельствами, не имевшего ни жены,
ни детей, ни отечества или друзей, или родных, из-за кото
рых он мог бы сгибаться и отвлекаться, возьми Сократа и по
смотри на него, имевшего жену и детей - но как чужое, оте-
230