Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бы врача, а если бы строителя? Точно так жеС4 • И вот так в

каждом предмете сведущий совершенно неизбежно преВQС­

 

ходит несведущего. Значит, кто обладает вообще знанием

118

относительно жизни, чем иным должен быть тот, как не хо­

 

зяином?

В самом деле, кто на корабле

господин? - Корм-

 

чий. - Почему? Потому что неповинующийся ему терпит

 

ущерб. -

Но

он может выпоротьС' меня. - Так разве без

 

ущерба для себя? - Вот так 11 я судил. -

Но так как не без

119

ущерба для себя, поэтому нельзя ему делать этого. Никто не

 

может совершать несправедливости без ущерба для себя.-

 

И в чем заключается ущерб для того, кто заковал своего раба,

120

по-твоему? -

Именно в том, что он заковал. С этим и сам ты

 

согласишься, если хочешь придерживаться того, что человек

 

это не зверь, но кроткое существоС6• И в самом деле, когда

121

виноградная лоза находится в злополучном состоянии? Когда

 

она находится в состоянии, несоответствующем ее природе.

 

Когда петух? Точно так же. Следовательно, и человек. Како-

122

ва же его природа? Кусаться и лягаться, бросать в тюрьму и

 

обезглавливать? Нет, делать добро, содействовать, быть бла­ гожелательным. Значит, тогда находится он в злополучном состоянии, хочешь ты этого или нет, когда он недоброжела­

телен. - Так что Сократ не оказался в злополучном состоя-

123

нии? -

Нет, но -

судьи и обвинители. -

Ни Гельвидий в

 

Риме? -

Нет,

но -

казнивший его. - В

каком это смысле

124

говоришь ты? -

В таком, как и ты: ты не говоришь, что тот

 

петух оказался в злополучном состоянии, который одержал

 

победу и был изрезан, но - тот, который, хоть и не поранен-

 

ный, потерпел I10ражениеС7• И собаку ты не называешь

 

счастливой, которая и не гонится и не усердствует, но­

 

когда видишь ее всю в поту, когда надрывающейся от бега.

 

Что парадоксального говорим мы, если говорим, что зло вся-

125

кой сущности заключается в несоответствии своей природе?

 

Это парадоксально? Да сам ты по отношению ко всему

 

остальному разве не говоришь этого? Так почему же только

 

по отношению к человеку думаешь ты иначе? Но что мы го-

126

ворим, что природа человека кроткая, взаимолюбивая, чест-

 

ная, это не парадоксально? - Тоже нет. -

Так в каком же

127

еще смысле подвергаемый порке, или заключаемый в тюрь-

му, или обезглавливаемый, не терпит вреда? Разве не он бла­

городно претерпевает, и оказывается к тому же с выгодой и с пользой, а вред терпит тот, претерпевающий самое жалкое и

самое постыдноеСХ, вместо человека становящийся волком

или гадюкой или осой?

Итак, давай перечислим все то, в чем мы пришли к согла- 128

сию. Неподвластный помехам человек - свободный, кто

располагает вещами так, как желает. А тот, кому можно по-

8* 227


мешать, или кого можно при нудить, или кому можно воспре­ пятствовать, или кого можно ввергнуть во что-то против его

129 воли, -

раб. А кто неподвластный помехам? Тот, кто не до­

могается

ничего чужого. А что - чужое? Все то, что не от

нас зависит ни иметь, ни не иметь, ни иметь каким-то опре-

130l\еленным образом иначе, чем имеется. Следовательно, те­ JIO- чужое, части его - чужое, имущество - чужое. Зна­

чит, еСЛII ты CT<1HCIIII> HcllbIlыатьb привязанность к чему­

нибудь из этого как к своему, то понесешь наказание, кото- 131 рого заслуживает домогающийся чужого. Вот этот путь ведет

к свободе, вот в этом только избавление от рабства - смочь

наконец сказать от всей души:

Веди ж меня, о Зеве, и ты, Судьба моя,

Куда бы вами ни было мне назначено29

132 Но что говоришь ты, философ? Вызывает тебя тиран, чтобы ты говорил что-то такое, что говорить не пристало те­

 

бе. Говоришь ты или не говоришь? Скажи мне. -

Дай рас­

 

смотрю. - Сейчас рассмотришь? А когда ты в школе был,

 

что ты рассматривал? Разве не приучал ты себя рассматри­

 

вать, что есть благо и зло и что -

ни то ни другое? -

Рас-

133

сматривал. - К какому же решению вы приходили? -

Что

 

справедливое и прекрасное есть благо, несправедливое и по­

 

стыдное - зло. - Разве

жить - благо? - Нет. -

Разве

 

умереть - зло? - Нет. -

Разве тюрьма - зло? -

Нет. -

А

 

слово неблагородное и

бесчестное,

предательство

друга,

134

лесть тирану чем вам представлялось? -

Злом. -

Так что же

 

тебе еще рассматривать?

Разве ты

уже не рассмотрел и

не

обдумал?JО В самом деле, какое тут может быть рассмотрение,

надлежит ли мне, могущему доставить себе величайшие бла­

га, не доставлять себе величайших зол? Прекрасное рассмот­ рение и необходимое, требующее долгого обдумывания! Что

ты потешаешься над нами, человек? Такого рассмотрения не

135 бывает никогда. И если бы ты поистине представлял себе по­

стыдное злом, [прекрасное - благомJ3', а все остальное - ни

тем ни другим, то не стал бы задумываться над этим, ничуть, ]36 но тут же мог бы различать мыслью, как зрением. В самом деле, когда это ты рассматриваешь, бело ли черное, легко ли

тяжелое? Разве не тому, что с очевидностью представляется,

следуешь ты? Так в каком же это смысле говоришь ты, что

сейчас рассматриваешь, следует ли ни того ни другого избе-

137гать более, чем зла? Нет, у тебя нет этих мнений, но тебе и все

то представляется не ни тем ни другим, а величайшим злом, и

все это не злом, а нисколько не касающимся нас.

138 Ведь ты вот так приучил себя с самого начала: «Где я? В

щколе. И слушатели мои кто? Я говорю среди философов. Но

228


вот я вышел из школы: прочь всю эту чушь схоластиков и

 

глупцов!» Вот так философ свидетельствует против друга32,

139

так философ становится параситом, так за деньги становится

 

наймитом, так в сенате человек не говорит того, что ему

 

представляется: внутри в нем мнение его кричит, не пустое и

140

несчастное мненьишко, висящее на необдуманных рассужде­

 

ниях, как на волоске, но мнение, имеющее силу и полезную

 

применимость, благодаря упражнениям на деле посвященное

 

в мистерии. Понаблюдай за собой, как ты слушаешь, -

не

141

говорю, о том, что ребенок твой умер (куда тебе!), но, -

о

 

том, что твое масло пролито, вино выпито, так чтобы кто-

142

нибудь, застав тебя, когда ты вне себя, сказал тебе одно толь-

 

ко это: «Философ, в школе ты говоришь иное. Что ты обма­

 

нываешь нас? Что ты, тогда как ты червь, говоришь, что ты

 

человек?)) Хотел бы я застать кого-нибудь из них, когда он

143

занят любовной связью, чтобы посмотреть, как он усердству-

ет и какие слова произносит, помнит ли о своем названии, о

тех рассуждениях, которые он слушает или с которыми вы­

ступает в своих речах или в своих чтениях.

-

И какое все это имеет отношение к свободе? -

Не что

144

иное, конечно, как все это, хотите вы, богатые, этого или

 

нет. - И кто свидетельствует во всем этом в твою пользу? -

 

Да кто иной, как не сами вы, имеющие господина великогоJJ,

145

живущие по его мановению и движению, обмирающие от

 

одного только его хмурого взгляда на кого-нибудь из вас,

 

ухаживающие за старухами и за стариками, говорящие: «Я не

 

могу этого сделать. Нельзя мне)? Почему нельзя тебе? Разве

146

только что не спорил ты со мной, говоря, что ты свободный?

 

«Но АпруллаЧ запретила мне». Так говори правду, раб, и не

 

сбегай от своих господ, не отрицай их и не смей представлять

 

объявителя твоей свободы при стольких уликах твоего

 

рабства. Право же, принуждаемого любовью делать что-то

147

вопреки своему представлению, который и видит то, что

 

лучше, и вместе с тем не в силах последовать тому, скорее

 

можно еще счесть заслуживающим прощения, поскольку он

 

одержим некоей насильственной и неким образом боже­

 

ственной силой. А тебя кто мог бы стерпеть с твоей любовью

148

к старухам и к старикам, утирающего этим старухам сопли и

 

умывающего их, подкупающего их подарками, ухажи­

 

вающего за ними во время их болезни, как раб, и вместе с тем

 

молящего об их смерти и расспрашивающего врачей, не при

 

смерти ли уже они? Или вот, когда ради этих высоких и важ-

 

ных должностей и почестей ты целуешь руки рабам других,

 

так что ты даже не свободных раб? И ты еще, у меня, важно

149

расхаживаешь претором, консулом! Разве я не знаю, как ты

 

стал

претором, откуда получил консульство, кто

дал тебе

 

229


150его? Я-то и жить бы не хотел, если бы должен был прожить по милости Фелициона, снося его спесь и рабскую чванли­ вость. Я ведь знаю, что такое раб счастливый, по его поняти­

ям, и надменныЙ"".

151- Так, значит, ты, - говорит, - свободный? - Я хочу,

клянусь богами, и молю об этом, но пока еще не могу прямо

смотреть в лицо моим господам, еще ценю это бренное тело, придаю большое значение тому, чтобы оно у меня было це­

лым и невредимым, хотя оно у меня и не цело и невредимо>6.

152Но я могу показать тебе свободного, чтобы ты больше не ис­

кал примера. Свободным был Диоген. Откуда это? Не пото­

му, что он был от свободных родителей (он ведь не был)37, но

потому, что сам он был свободным, потому что отбросил

прочь все то, за что рабство могло ухватить его, и невозмож­

но было никому подступиться К нему и неоткуда было ухва-

153тить его, чтобы обратить в рабство. Все это у него было легко­

отвязываемым, все только привешеннымЗS• Если бы ты ухва­

тился за имущество, он скорее оставил бы его тебе, чем по­ следовал за тобой из-за него; если бы за ногу, - оставил бы ногу; если бы за все бренное тело целиком, - оставил бы все

бренное тело целиком; за домашних, за друзей, за отече­

ство, - точно так же. Он знал, откуда у него все это, от кого

154и на каких условиях получил он. Ну а истинных предков, бо­

гов, и настоящее отечествоЗ9 он не оставил бы никогда, и не

уступил бы никому другому в большем повиновении и по­

слушании им, и никто другой не пошел бы на смерть ради

155этого отечества с большей легкостью. Он ведь никогда не

искал того, чтобы показалось, что он делает что-то ради все­

ленной, но памятовал о том, что всякое происшедшее исхо­

дит оттуда, совершается радиэтого отечества и предписы-

156вается управителем его. Вот потому-то, смотри, что сам он говорит и пишет: «Поэтому, - говорит он, - тебе можно, Диоген, и с царем персов и с царем лакедемонян Архида-

157мом41 разговаривать так, как желаешь». Потому ли, что он

был от свободных родителей? Да разве все афиняне, все ла­

кедемоняне и коринфяне были от рабов, что не могли разго­

варивать с ними так, как желали, но боялись и обхаживали 151\ их? Так почему же, говорит, можно? «Потому что я не счи­

таю это бренное тело моим, потому что я не нуждаюсь ни в

чем, потому что закон, и ничто иное, для меня - все». Вот

что по]волило ему быть свободным.

159 И чтобы ты не подумал, что я привожу примером челове-

ка, не связанного обстоятельствами, не имевшего ни жены,

ни детей, ни отечества или друзей, или родных, из-за кото­

рых он мог бы сгибаться и отвлекаться, возьми Сократа и по­

смотри на него, имевшего жену и детей - но как чужое, оте-

230