Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 794

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чество -

на сколько следовало и как следовало, друзей, род-

 

ных, все зто - подчиненным закону и повиновению перед

 

законом. Поэтому, когда следовало идти в военный поход, он

160

отправлялся первым и там подвергался опасности, совершен-

 

но не щадя себя. А когда тираны приказали ему отправиться

 

за Леонтом, он, считая это постыдным, и не подумал отправ­

 

ляться, зная, что ему за это придется умереть, может стать-

 

ся-lС• И какое зто имело значение для него? Он ведь хотел со-

161

хранять нечто иное: не бренную плоть, но честного, совест­

 

ливого. Вот это нельзя отдавать в распоряжение никому,

162

нельзя подчинять никому. Затем, когда он должен был вы­

 

ступать на суде в защиту своей жизни, разве он ведет себя

 

как имеющий детей, разве как имеющий жену? Нет, как жи­

 

вущий один. Ну а когда он должен был выпить яд, как он ве-

163

дет себя? Хотя он мог спастись и Критон говорил ему:

 

«Выйди ради детей»-I" что он говорит? Разве он считал зто

 

даром Гермеса? -1-1 Откуда? Нет, он блюдет пристойность, а на

 

остальное и не смотрит и не принимает его в соображение.

 

Он ведь хотел, говорит он, сохранить не бренное тело, но то,

 

что от справедливого усиливается и сохраняется, а от неспра­

 

ведливого ослабевает и утрачивается-l). А Сократ постыдным

164

путем не сохраняется, - он, отказавшийся поставить пред­

 

ложение на голосование несмотря на требования афинян, он,

 

презревший тиранов-I6, он, ведший такие разговоры о совер­

 

шенстве и добродетели. Такого нельзя сохранить постыдным

165

путем, нет, он умирая сохраняется, не убегая. Ведь и хоро-

 

ший актер прекращая когда следует сохраняется скорее, чем

 

продолжая играть несвоевременно. Что же будет с детьми?

166

«Если бы я отправился в Фессалию, то вы бы позаботились о

 

них, -

а когда я переселюсь в обитель Аида, никто не станет

 

заботиться?»-I) Смотри, как он мягко и шутливо называет

 

смерть. А если бы это были я и ты, то мы, тотчас же расфи-

167

лософствовавшись о том, что «против тех, кто поступает не­

 

справеД,lИВО, следует защищаться такими же способами», и

 

добавив, что «я буду полезен многим людям, если сохранюсь,

 

а если умру, то - никому», мы, даже если бы нужно было

 

пролезть через нору, вышли бы. И как это принесли бы мы

168

пользу кому-нибудь? Да, где еще ждали бы нас те люди?-I8

 

Или, если мы существуя были полезны, то разве умерев когда

 

следовало и как следовало не гораздо больше принесли бы

 

мы пользы людям? И сейчас, когда Сократ умер, не менее,

169

или даже более полезна людям память обо всем том, что он

 

еще живя делал или говорил.

 

Вот к этому приучай себя, вот к этим мнениям, вот к этим

170

рассуждениям, вот на эти взирай примеры, если хочешь быть

 

свободным, если жаждешь этого дела, оценив его по досто-

 

231


171инству. И что удивительного, если такое великое дело ты по­ купаешь такой дорогой и великой ценой? Ради того, что счи­

тается свободой, одни вешаются, другие бросаются в про-

172пасть, а то и целые города погибали. Разве ради истинной,

огражденной от злоумышлений, безопасной свободы ты не

отдашь богу, по его требованию, то, что он дал тебе? Разве ты не будешь приучать себя не только к тому, чтобы уми­

рать, как говорит Платон49, но и к тому, чтобы подвергаться

пыткам, изгнанию, порке, словом, к тому, чтобы отдавать все

173чужое? Стало быть, ты будеыь рабом среди рабов, и даже если ты тысячежды будешь консулом, и даже если ты взой­

дешь в палатинский дворец50, то будешь им ничуть не менее.

И тогда ты поймешь, что философы утверждают, может

быть, парадоксальные вещи, как говорил и Клеант51 , но толь-

174 ко не паралогичные. Ты ведь на деле узнаешь, что все это

истинно и что от всего того, чем дорожат и чем серьезно за­

няты, нет никакой пользы достигшим всего того, а у еше не

достигших получается представление, что, если у них все то

появится, у них будут все блага, затем, когда ПОЯВИТСЯ,­

жар такой же, метания те же, отвращение, жажда того, чего у

175них нет. Ведь свобода обретается не исполнением того, чего

176жаждут, но подавлением жажды. И чтобы ты узнал, что все

это истинно, ты, как ради всего того приложил усердие, вот

так и на все ·НО перенеси свое усердие: проведи ночи в тру­

дах ради того, чтобы добиться мнения, делающего свобод-

177ным, будь обходителен не с богатf,JМ стариком, а с филосо­

фом, у его гюказывайся порога, не осрамишься, показываясь там, не уйдешь ни с чем и без выгоды, если обратишься как

следует. Во всяком случае, попытайся хоть: попытка не по­

стыдна.

2. Об рбщении

Ты должен прежде всего обращать внимание на этот во­ прос: никогда не общаться с кем-нибудь из прежних близких

или друзей так, чтобы сходиться с ним в том же. Иначе ты

2утратишь себя. А если у тебя проскальзывает мысль: «Я по­ кажусь ему неладным, и он не будет ко мне относиться так

же, как прежде», помни, что даром ничего не бывает, и не-

3возможно, не делая того же, быть тем же, как когда-то. Так вот выбирай, хочешь ли ты так же быть любимым теми, кем

был любим прежде, но быть таким же, каким был ты прежде, или быть лучше, но не встречать с их стороны той же любви.

4Ведь если это лучше, тут же склонись к этому и пусть тебя не

отвлекают иные соображения. Никто, ведя себя двойственно,

не может преуспеть в совершенствовании, но если ты пред-

232


почел это всему, если ты хочешь посвятить себя только это­

му, если усердными трудами добиться этого, оставь все дру-

гое. Иначе эта двойственность скажется у тебя как на этом,

5

так и на другом: ты и не будешь преуспевать в совершен­

 

ствовании должным образом, и не будешь достигать того,

 

чего достигал прежде. Ведь прежде ты всецело домогался

6

ничего не стоящего, потому и был приятен окружающим. А

7

ты не можешь отличиться и в том и в другом виде, но неиз­

 

бежно, насколько причастен ты одному, настолько должен ты

 

отставать в другом. Ты не можешь, раз ты не пьешь с теми, с

 

кем пил, казаться им таким же приятным. Так выбирай, хо­

 

чешь ли ты быть пьяницей и приятным для них, или трезвым

 

и неприятным. Ты не можешь, раз ты не поешь с теми, с кем

 

пел, быть так же любимым ими. Так выбирай и здесь, что ты

 

предпочитаешь. Ведь если лучше быть совестливым и поря-

8

дочным, чем чтобы кто-то сказал: «Приятный человек»,

 

оставь все иное, отвергни, отвратись, не имей никакого дела

 

со всем тем. А если это тебе не по нраву, целиком склонись к

9

противоположному: стань одним из распутников, одним из

 

прелюбодеев, делай все что следует из этого, и ты будешь

 

достигать того, чего хочешь. Да вскакивай и подкрикивай

 

плясуну. А такие различные роли несовместимы. Ты не мо-

10

жешь и Терсита играть и Агамемнона. Если ты хочешь быть

 

Терситом, то ты должен быть горбатым и плешивым, если

 

Агамемноном, то - величественным и прекрасным и любя-

 

щим своих подчиненных.

3. Что вместо чего следует обретать

Вот чем руководствуйся, когда тебе не достается что-то

из относящегося к внешнему миру: что вместо того ты при­

обретаешь. И если это стоит больше, никогда не говори: «Я

 

потерпел ущерб». Ты не терпишь ущерба, если вместо осла

2

приобретаешь коня, вместо барана - быка,

вместо

монет-

 

ки -

правильный поступок, вместо пустословия -

спокой­

 

ствие,

каким оно должно быть, вместо сквернословия - со-

 

весть. Памятуя об этом, ты во всем сохранишь свою роль,

3

какой она должна быть у тебя. Иначе имей в виду, что ты на­

 

прасно тратишь время, и все те усилия, которые ты сейчас

 

посвящаешь себе, развеются у тебя прахом и потерпят кру-

 

шение. А немного нужно для утраты и крушения всего: чу-

4

точного отклонения разума. Чтобы у кормчего произошло

5

кораблекрушение, ему не нужно столько же подготовлен­

 

ности, сколько для спасения корабля: стоит ему чуточку по­

 

вернуть против ветра - он погиб; и стоит ему, даже не по

 

своей воле, все же чуть ослабить внимание -

он погиб. Не-

6

233


что подобное и здесь: стоит тебе чуточку задремать - про-

7пало все до сих пор накопленное. Так посвяти же все свои

усилия представления!\!, проведи ночи в трудах над ними. Не

незначительно ведь оберегаемое: это совесть, честность,

стойкость, неподверженность страстям1, неподвластность

печалям, неподвластность страхам, невозмутимость, словом,

8свобода. На что готов ты продавать это? Смотри, на сколько

стояшее. - Но я не достигну чего-нибудь подобного вместо

этого. - Даже и достигая того, смотри, что получаешь ты

9вместо этого'. «Я получаю добропорядочность, он - трибу­

нат. Он - претуру, я - совесть. Но я не кричу, где не подо­ бает. Но я не поднимусь, где не следует. Ведь я свободный и

10 друг бога, так что по своей воле повинуюсь ему. А что ка­

сается всего остального, мне не следует притязать ни на что:

ни на тело, ни на имущество, ни на должность, ни на добрую славу, словом, ни на что. Ведь и он не желает, чтобы я притя­ зал на все это. В самом деле, если бы он хотел, то он сделал бы все это для меня благом. Однако он не сделал же. Поэто-

11 му я ни В чем не могу нарушить его указаний». Оберегай свое

благо во всем, а что касается всего остального, то - по­ стольку, поскольку оно дается, лишь в той мере, чтобы быть

благоразумным в нем, довольствуясь только этим. Иначе ты будешь злополучным, будешь несчастным, будешь испыты-

12вать помехи, будешь испытывать препятствия. Это послан­

ные оттуда законы, это указы. Вот их истолкователем следу­

ет стать, им подчиняясь, не законам Масурия и Кассия'.

4. Против усердно устремленных к тому, чтобы проводить жизнь в спокойствии

Помни, что не только жажда должности и богатства дела­

ет низкими и подчиненными другим, но и жажда спокой­

ствия, досуга, 01Ъезда, образованности. Словом, чем бы ни было то, что относится к внешнему миру, ценить это - зна-

2 чит подчиняться другому. Так какая же разница, жаждать ли

сенаторства, или жаждать не быть сенатором? Какая разница,

жаждать ли должности или жаждать незанимания долж­

ности? Какая разница, говорить ли: «Плохо у меня, ничего не

могу сделать, - прикован к книгам мертвецки», или гово-

Зрить: «Плохо у меня, - недосуг почитать»? Ведь как почти­

тельные приветствования и должность это то, что относится

к внешнему миру и что не зависит от свободы воли, так - и

4книга. Или ради чего хочешь ты прочитать? Скажи мне. Ведь

если ты сводишь это к тому, чтобы развлечься или узнать

что-то, то ты пустой и несчастный. А если ты относишь это к

тои цели, к которой следует, в чем же ином заключается она,

2З4


как не в благоденствии? Если же чтение не обеспечивает тебе

 

благоденствие, что толку в нем? - Нет, обеспечивает, - го-

5

ворит, -

поэтому Я и досадую, что лишаюсь его. - И что

 

это за благоденствие, которому может воспрепятствовать кто

 

попало, - я не говорю, цезарь или друг цезаря, но ворон,

 

флейтист, лихорадка, тьма-тьмущая других вещей? А благо­

 

денствию ничто так не свойственно, как непрестанность и

 

неподвластность препятствиям.

 

Вот я призываюсь сделать то-то, и вот я отправляюсь с

6

намерением обращать внимание на мерила, которые следует

 

соблюдать, потому что делать следует совестливо, потому

 

что осторожно, потому что без стремления и избегания по

 

отношению ко всему тому, что относится к внешнему миру, к

7

тому же я обращаю внимание на людей, что они утверждают,

 

как движимы, причем не злонравно и не для того чтобы я

 

мог порицать или насмехался, но чтобы обращать свое вни­

 

мание на самого себя, не совершаю ли и сам я этих же оши-

 

бок. «Как же мне перестать совершать их?» Тогда и я совер-

 

шал эти ошибки, а сейчас уже нет, благодарение богу.

 

Ну, сделав это и предавшись этому, разве ты сделал дело

8

худшее, чем если бы прочитал тысячу строк или написал

 

столько же? Ведь когда ты ешь, разве ты огорчен тем, что не

 

читаешь? Разве ты не довольствуешься тем, что ешь в соот­

 

ветствии с прочитанным тобой? Или когда моешься, когда

 

упражняешься? Так почему же ты не бываешь одинаковым

9

по отношению ко всему, и когда обращаешься к цезарю, и

 

когда к такому-то? Если ты сохраняешь в себе неподвер-

1О

женного страстям, если неустрашимого, если сдержанного,

 

если скорее ты смотришь на происходящее, чем на тебя

 

смотрят, если ты не завидуешь предпочитаемым, если тебя не

 

сражают предметы, чего же тебе недостает? Книг? Как так?

 

Для чего? Да разве это не подготовка какая-то для жизни? А

11

жизнь состоит из иного чего-то, а не из них. Это как если бы

 

атлет, выходя на ристалище, стал плакаться на то, что он не

 

упражняется вне ристалища. Ты ради этого упражнялся, для

12

этого были гири, песок, юнцы. И вот теперь ты ищешь всего

 

того, когда пришло время делу? Это как если бы в вопросе о

13

согласии, когда перед нами представления, одни из которых

 

постигающиеl , а другие непостигающие, мы не различать их

 

хотели бы, но читать сочинения «О постижении».

 

Так в чем же причина этого? В том, что мы никогда не

14

читали ради того, никогда не писали ради того, чтобы на де-

 

ле, в соответствии с природой пользоваться возникающими

 

представлениями, но ограничиваемся тем, чтобы узнать, что

 

говорится, и уметь истолковать это другому, свести силло-

 

гизм к

схеме и повести последовательно к заключению

 

235