Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 791

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15условное рассуждение. Поэтому где усердная устремлен­ ность, там и препятствование. Хочешь того, что не зависит от

тебя, во что бы то ни стало? Стало быть, испытывай помехи,

16испытывай препятствия, терпи неуспех. А если бы мы читали

сочинения «О влечении» не ради того, чтобы узнать, что го­ ворится о влечении, но для того, чтобы правильно влечься,

сочинения «О стремлении и избегании», чтобы никогда ни в

стремлении не терпеть неуспеха, ни в избегании не терпеть

неудачи, сочинения «О надлежащем», чтобы, памятуя об от­

ношениях, не делать ничего без разумного основания и не в

17соответствии с этими сочинениями, то мы не досадовали бы

на то, что испытываем препятствия к чтению, но довольство­

вались бы исполнением соответственных дел и считали бы не

18то, что до сих пор привыкли считать: «Сегодня я прочитал столько-то строк, написал столько-то», но: «Сегодня влече­ нием я пользовался так, как наставляют философы, стремле­ нием я не пользовался, избеганием пользовался только по отношению к зависящему от свободы воли, я не поразился такому-то, не был приведен в смущение таким-то, я упраж­ нял терпимость, воздержность, способность к содействию». Вот так мы были бы благодарными богу за все то, за что сле­

дует быть благодарным.

19А в действительности мы не ведаем, что и сами, по-

иному, становимся подобными толпе. Другой боится, что не

20займет должности, ты - что займешь. Никоим образом, че­

ловек! Но как ты смеешься над тем, кто боится, что не займет

должности, так и над собой смейся. Ведь нет никакой разни­

цы, испытывать ли жажду при лихорадке, или испытывать

21боязнь перед водой, как при бешенстве. Или как еще смо­ жешь ты сказать слова Сократа: «Если так угодно богу, пусть

так будеп>?2 Думаешь, если бы Сократ жаждал проводить досуг в Ликее или в Академии.1 и вести беседы каждый день с

молодыми людьми, он с такой легкостью отправлялся бы в

военный поход столько раз, сколько отправлялся?4 Разве не

стал бы он горевать и сетовать: «Несчастный я! Вот я здесь, бедный, терплю невзгоды, тогда как мог бы греться на солнце

22в Ликее!»? Да это ли было твое дело, греться на солнце? А разве не то: благоденствооать, быть неподвластным помехам,

неподвластным препятствиям? И как он тогда был бы Сокра­

том, если бы горевал так? Как он тогда писал бы в тюрьме пеаны?5

23Словом, вот, помни о том, что если ты будешь ценить что

 

бы то ни было, что вне твоей свободы воли, значит, ты поте­

 

рял свободу воли. А вне ее не только должность, но и неза-

24

нимание должности, не только недосуг, но и досуг. - Так,

 

значит, теперь мне проводить жизнь среди этой суматохи? -

236


Что ты имеешь в виду под «суматохой»? Среди множества

людей? И что в этом тягостного? Представь, что ты в Олим­ пии, сочти, что это - всеобщее празднество. И там один кричит одно, другой другое, один делает одно, другой дру­

гое, толкотня. В банях - скопище людей. И кто из нас не

радуется этому всеобщему празднеству, кто покидает его без

 

огорчения? Не будь недовольным и привередливым к проис-

25

ходящему. «Уксус -

тухлый: он резкий). «Мед -

тухлый:

 

меня тошнит от него». «Овощей не хочу». Вот так и: «Досуга

 

не хочу: это - одиночество». «Скопища людей

не хочу:

 

это - суматоха». Но

если положение вещей складывается

26

так, чтобы ты проводил жизнь один или с немногими, называй это спокойствием и используй это положение на то, на что следует: беседуй с собой, упражнениями развивай пред­ ставления, работай над совершенствованием общих понятиЙ.

А если окажешься среди скопища людей, называй это состя­

занием, всеобщим празднеством, праздником, старайся праздновать вместе с людьми. В самом деле, что может быть 27 более приятным зрелищем для человеколюбивого, чем мно­

жество людей? На стада лошадей или коров нам смотреть

приятно. Когда мы смотрим на множество кораблей, то раду-

емся. Видя множество людей -

огорчаются ли? - Но они

28

оглушают меня своим криком. -

Значит, твой слух испыты-

 

вает препятствия. Так какое же это имеет отношение к тебе?

 

Разве - и способность пользоваться представлениями? И кто

 

мешает тебе пользоваться стремлением и избеганием, влече-

 

нием и невлечением в соответствии с природой? Какая сума-

 

тоха в состоянии сделать это?

 

 

Ты только помни общие правила: «Что мое, что не мое?

29

Что мне дано? Что хочет бог, чтобы я делал сейчас, что - не

 

хочет?» До недавнего времени он хотел, чтобы ты имел до-

30

суг, беседовал с собой, писал обо всем этом, читал, слушал,

 

подготавливался. У тебя было на это достаточно времени.

 

Теперь он говорит тебе: «Выйди уже на состязание, покажи

 

нам, чему ты научился, как закалился. До каких пор ты бу­

 

дешь упражняться один? Уже время узнать тебе, из атлетов

 

ли ты, достойных победы, или из тех, которые ходят по свету

 

терпя поражения». Так что же ты досадуешь? Никакое состя-

31

зание не происходит без суматохи. Должно быть много под­

 

готавливающих упражнениями, много подкрикивающих,

 

много руководителей игр, много зрителей. - Но я хотел бы

32

проводить жизнь в спокойствии. - Стало быть, охай и сте- най, как ты и стоишь этого. В самом деле, какое иное больше

этого наказание может быть необразованному и неповиную­

щемуся божественным велениям, чем печаль, сокрушение,

зависть, словом, несчастье и злополучие? Разве ты не хочешь

237


33

избавить себя от всего этого? - И как мне избавить?

 

- Разве не много раз слышал ты о том, что стремление

 

ты должен устранить совершенно, избегание обратить только

 

к зависящему от свободы воли, ты не должен придавать зна­

 

чения ничему: ни телу, ни имуществу, ни доброй славе, ни

 

книгам, ни суматохе, ни должностям, ни незаниманию долж­

 

ностей? 8едь куда бы ты ни стал клониться, значит, ты попал

 

в рабство, попал в подчинение, стал подвластным помехам,

 

подвластным принуждениям, целиком зависящим от других.

34

Но ты должен руководствоваться этими словами Клеанта:

Веди ж меня, о Зеве, и ты, Судьба мояб

Хотите - в Рим? Так в Рим. На Гиары? Так на Гиары. 8

35Афины? Так в Афины. 8 тюрьму? Так в тюрьму. Если ты раз скажешь: «Когда можно в Афины отправиться?», значит, ты

пропал. Неизбежно, во всяком случае, что это стремление, не достигая своей цели, должно делать тебя несчастным, а до­

стигнув своей цели, - пустым, возносящимся от того, от че­ го не следует, точно так же, если ты будешь испытывать пре­

пятствия, - злополучным, впадающим в то, во что ты не хо-

36чешь. Так не придавай значения ничему этому. «Афины пре­ красны». Но гораздо прекраснее быть счастливым, быть не­ подверженным страстям, быть невозмутимым, быть в твоих

37делах не зависящим ни от кого. «8 Риме суматоха да почти­ тельные приветствования». Но вместо всех неприятностей -

благоденствие. Так если пришло время им, почему ты не устраняешь свое избегание их? Какая необходимость как ос-

38лу из-под палки нести свое бремя? А иначе, смотри, ты всег­

да должен быть в рабстве у того, кто может устроить тебе

отправление7, у того, кто может воспрепятствовать во всем, и

почитать его, как злое божество.

39Один только путь к благоденствию (руководствуйся этим

и утром, и днем, и ночью): отказаться от всего независящего

от свободы воли, ничего этого не считать своим, предоста­

вить все божеству, судьбе, сделать у себя попечителями всего

40этого тех, кого и Зевс сделал, а самому посвятить себя одно­

му лишь только, своему, неподвластному помехам, читать,

41относя чтение к этой цели, так же и писать, слушать. Поэто­ му я не могу назвать трудолюбивым человека, если услышу только о том, что он читает или пишет, и даже если добавят, что целыми ночами, я пока еще не называю, если не узнаю, к

какой это отнесено цели. 8едь и ты не называешь трудолю­

бивым не спящего по ночам из-за девчонки. Стало быть, и я

42тоже. Но если он делает это ради славы, то я называю его сла­

волюбивым, если ради серебра, то сребролюбивым, не трудо-

43любивым. А если он относит цель своего усердного труда к

238


своей верховной части души, чтобы она пребывала в состоя­

 

нии соответствия с природой, только тогда я называю его

 

трудолюбивым. В самом деле, никогда не хвалите и не пори-

44

цайте на основании общего, но - на основании

мнений.

 

Именно они и есть свое каждого, они и делают действия по-

 

стыдными или прекрасными. Памятуя об этом, радуйся тому,

45

что имеется, и люби то, чему пришло свое время. Если ви-

46

дишь, что то-то, что ты изучил и продумал, встречается тебе

 

к осуществлению на деле, будь радостен от того. Если ты

 

злонравие и бранливость изжил в себе, уменьшил, если

 

опрометчивость, если сквернословие, если необдуманность,

 

если небрежность, если ты не движим тем, чем прежде, во

 

всяком случае, если не так же, как прежде, то ты можешь

 

справлять праздник каждый день: сегодня, потому что пра­

 

вильно вел себя в этом-то деле, завтра, потому что -

в дру-

 

гом. Насколько это более значительная причина для жертво-

47

приношения, чем консульство или провинция. Это получает-

 

ся у тебя от тебя самого и от богов. Помни то: кто дал, комуК,

 

для чего. Питаясь этими соображениями, ты еще придаешь

48

значение тому, где тебе находиться, чтобы быть счастливым,

 

где тебе находиться, чтобы быть угодным богу? Разве не ото­

 

всюду они на равном расстоянии? Разве не отовсюду одина-

 

ково видят они все происходящее?

 

 

5. Против спорщиков и звероподобных

 

 

Добродетельный человек ни сам не спорит ни с кем, ни,

 

по возможности, другому не дает спорить. А примером и это-

'2

го, как и всего остального, служит нам жизнь Сократа, кото-

 

рый не только сам во всем избегал спора, но и другим не да-

 

вал спорить. Смотри у Ксенофонта в «Пире», сколько споров

3

он разрешил, или вот, как он был терпим к Трасимаху', как к

 

Полу, как к Калликлi, как он к жене был терпим, как к сыну,

 

когда тот опровергал его, прибегая к софистическим улов-

 

кам'. Он ведь очень твердо памятовал о том, что никто над

4

чужой верховной частью души не господствует. Следова­

 

тельно, он не хотел ничего иного, кроме своего. А что это

 

значит? Он хотел не того, чтобы вот этот был движим в соот-

5

ветствии с природой, - это ведь чужое, - но чтобы, тогда

 

как те делают, как им кажется, свое, сам он тем не менее пре­

 

бывал в состоянии соответствия с природой, лишь посильно

 

содействуя тому, чтобы и те были в состоянии соответствия с

 

природоЙ-l. Вот это И есть та цель, которая всегда стоит перед

6

добродетельным человеком. Стать претором ли? Нет. Но, ес-

 

ли будет дано это, в этом предмете сохранить свою верховную часть души. Жениться ли? Нет. Но, если будет дан брак,

239


в этом предмете сохранить себя в состоянии соответствия с

7природой. А если он хочет, чтобы сын или жена не совершали ошибок, значит, он хочет, чтобы чужое не было чужим. И по­

лучать образование это и значит учиться знать свое и чужое.

8Так где же тут еще место спору для того, кто находится в

таком состоянии? Да разве он удивляется чему бы то ни было происходящему? Да разве это представляется ему новым? Да разве он не ожидает от дурных людей более худшего и более

тяжкого, чем то, что случается с ним? Да разве не выгодой считает он всякую крайность, до которой они не доходят?

9Такой-то выбранил тебя. Большое спасибо ему, что не уда­ рил. Но и ударил. Большое спасибо, что не поранил. Но и по-

10 ранил. Большое спасибо, что не убил. В самом деле, когда

или у кого мог он узнать, что он есть живое существо крот­

кое, что взаимолюбивое, что великий ущерб для совер­ шающего несправедливость - сама несправедливость?5 Так

если он не узнал этого и не убедился в этом, почему же ему

11не следовать тому, что представляется полезным? Сосед за­ бросал камнями. Так разве это ты совершил ошибку? Но в доме все разбито. Так ты разве утваришка? Нет, ты свобода

12воли. Так что же тебе дано против этого? Если как волку, то кусаться в ответ и забрасывать других камнями еще больше.

Аесли ты ищешь, что тебе дано как человеку, исследуй свое хранилище, посмотри, какими о~ладая способностями при­ шел ты. Разве способностью к звероподобности? Разве спо-

13собностью к злопамятности? Когда же лошадь несчастна?

Когда она лишается своих природных способностей: не тог­ да, когда она неспособна куковать, но когда неспособна бе­ гать. А собака? Разве когда она неспособна летать? Нет, ког-

14да она неспособна идти по следу. Значит, не так же ли и че­

ловек злосчастен, не тот, '5ТО неспособен душить львов6 или

обхватывать статуи7 (ведь он пришел не обладая от природы

какими-то способностями для этого), но тот, кто утратил

15доброжелательность, кто утратил честность? Вот его следо­ вало б, собравшись, оплакивать: на сколько зол пришел он! Не того, клянусь Зевсом, кто родился или кто YMep~, но того,

кто при жизни имел несчастье утратить свое, - не отцов­

ское, землишку, домишко, гостиницу, молоденьких рабов

(ведь ничто из этого у человека не свое, но все - чужое, раб­

ское, подвластное, даваемое их господами то одним, то дру-

16гим), но человеческое, те чеканы, имея которые на своем об­

разе мыслей пришел ты, какие и на монетах мы ищем, и если найдем их, то признаем монеты годными, а если не найдем,

17то отбрасываем. «Чей имеет чекан этот сестерций? Траяна?9 Подавай. Нерона? Отбрось прочь, он негодный, гнилой». Вот

так и здесь. Какой имеют чекан его мнения? «Кроткий, обще-

240