Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 790

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ственный, терпимый, взаимолюбивыЙ». Подавай, принимаю,

делаю его гражданином, принимаю в соседи, в соплаватели

на корабле. Смотри только, не неронов ли они имеют чекан.

18

Не гневливый ли он, не яростный ли, не жалующийся ли на

 

свою судьбу? «Если ему вздумается, он колотит по голове

 

каждого встречного»](J. Так что же ты говорил, что он чело-

19

век? Да разве просто по внещнему виду судят о чем бы то ни

 

было из существующего? А то тогда говори, что и сделанное

 

из воска яблоко есть яблоко. Оно и запах должно иметь и

20

вкус. Внешнего очертания недостаточно. Следовательно, и

 

для того, чтобы быть человеком, недостаточно носа и глаз, но

 

нужно мнения иметь человеческие. Этот не внемлет разуму,

21

он не понимает, когда его опровергают, -

это осел. У этого

 

омертвела совестливость, - это негодный, всё, только не че­

 

ловек. Этот ищет, кого бы повстречать, чтобы лягнуть или

 

укусить, - так что это даже не баран или осел, но какой-то

 

дикий зверь.

 

 

 

- Так что же, ты хочешь, чтобы меня презирали? -

Кто?

22

Знающие? И как это знающие станут презирать кроткого, со­

 

вестливого? Или незнающие? Какое тебе дело? Ведь ни од­

 

ному владеющему каким-то искусством нет дела до не-

 

владеющих им. - Но они тем более будут преследовать ме-

23

ня. - Что ты имеешь в виду под этим «меня»? Может ли кто­

 

нибудь повредить твоей свободе воли или помешать ей поль­

 

зоваться возникающими представлениями так, как она по

 

своей природе рождена? - Нет. - Так что же ты еще впада-

24

ешь в смятение и хочешь выказывать себя страшливым? Раз-

 

ве не выйдешь ты на середину провозглашать о том, что ты

 

живешь в мире со всеми людьми, что бы они ни делали, и,

 

самое большее, смеешься над всеми теми, кто думает, что

 

вредит тебе? «Эти рабские существа не знают, ни кто я, ни

 

где мое благо и зло: нет им доступа к моему».

 

 

Вот так и жители хорошо укрепленного города смеются

25

над осаждающими: «Ну что они хлопочут понапрасну? Стена

 

наша надежна, съестных припасов у нас на очень много вре-

 

мени, вообще во всем мы подготовлены». Вот что делает го-

26

род хорошо укрепленным и недоступным для захвата, а душу

 

человека - не что иное, как мнения. В самом деле, какая

 

стена так мощна, или какое тело так неукротимо, или какое

 

имущество так недоступно для отнятия, или какой почет так

 

огражден от злоумышлений? Все повсюду смертно, легко

27

доступно для захвата, и тот, кто придает какое бы то ни было

 

значение чему бы то ни было из этого, совершенно неизбеж-

 

но должен впадать в смятение, отчаиваться, страшиться, со­

 

крушаться, стремления иметь не достигающими своей цели,

 

избегания иметь терпящими неудачу. И

мы еще не

хотим

28

241


единственный данный нам надежный оплот делать хорошо укрепленным? И не хотим, отступив от смертного и рабско­ го, усердными трудами добиваться бессмертного и по приро­

де свободного? И не памятуем о том, что это не один друго­

му причиняет вред и приносит пользу, но мнение о каждом из всего этого, и что именно это и есть причиняющее вред,

это и есть разрушительное, это и есть спор, это и есть междо-

29 усобица, это и есть война? Этеокла и Полиникаll сделало вра­

гами друг друга не что иное, как это, мнение о тирании, мне­

ние об изгнании, что одно - предельное из зол, а другое -

30величайшее из благ. А такова природа всякого: добиваться блага, избегать зла; того, кто лишает блага и ввергает в про­ тивоположное, считать врагом, злоумышленником, будь то

31брат, будь то сын, будь то отец. Ведь роднее блага нет ниче­ го. Стало быть, если все это есть благо и зло, то ни отец сы­

новьям не друг, ни брат брату, а все повсюду полно врагов,

32злоумышленников, изветчиков. Если же только свобода воли, какой она должна быть, есть благо, и только свобода воли,

какой она не должна быть, есть зло, то где тут еще спор, где

брань? По поводу чего? По поводу того, что не имеет ника­ кого отношения к нам? С кем? С незнающими, с злополуч­ ными, с заблуждающимися в самом важном.

33Об этом памятуя, жил Сократ у себя дома терпимо отно-

 

сясь к сварливейшей жене, к вздорному cbIHyl". В самом деле,

 

сварливой в отношении к чему была она? Чтобы выплески­

 

вать воду ему на голову, сколько ей угодно, чтобы растоптать

 

лепешку13. И какое это имеет отношение ко мне, если я приму

34

мнение, что все это не имеет отношения ко мне? А это - мое

 

дело, и ни тиран не помешает мне в этой моей воле, ни хозя­

 

ин, ни многие вместе одному, ни сильный слабому: ведь это

35

дано богом каждому как неподвластное помехам. Вот эти

 

мнения делают в доме дружбу, в городе единодушие, среди

 

народов мир, по отношению к богу благодарным, повсюду

смело уверенным, когда дело касается всего чужого, ничего

36не стоящего. Но написать и прочитать обо всем этом и похва­ лить читаемое мы в состоянии, а убедиться во всем этом-

37ничуть. Вот потому-то сказанное по поводу лакедемонян:

В своем-то доме - львы, в Эфесе - лисы вмигl~

и к нам подойдет: в школе - львы, а вне школы - лисы.

6. Против мучащихся от того, что их жалеют

- Я огорчаюсь, - говорит, - когда меня жалеют. - Так

твое ли это дело, что тебя жалеют, или это дело жалеющих?

Ну а от тебя ли зависит прекратить это? - От меня, если я бу-

242


ду показывать им себя не заслуживающим жалости!. - А су-

2

ществует ли уже у тебя основание для этого, не быть заслу­

 

живающим жалости, или не существует? - Я-то думаю, что

 

существует. Но они-то не за то жалеют, за что, если уж жа-

 

леть, стоило бы, за соверщаемые ощибки, но за бедность, не­

 

занимание должностей, болезни, смерти и тому подобное. -

 

Так убеждать ли ты приготовился толпу в том, будто ничто

3

из этого не есть зло, но можно и бедному, инезанимающему

 

должностей, и лишенному гражданских прав быть счастли-

 

вым, или показывать себя перед ней богатым и занимающим

 

должности? Ведь это второе свойственно бахвалу, пустому,

4

никчемному. И смотри, с помощью каких средств пришлось

 

бы осуществлять это притворство: ты должен будешь нанять

 

молоденьких рабовС, приобрести немного серебряной утва­

рищки, причем выставлять ее на видном месте, если возмож-

но, все ту же самую, пытаясь делать незаметным, что это та

же самая, блистательные плащишки и все прочее для пыш­

ности, производить видимость человека, почитаемого вид­

ными людьми, пытаться обедать у них или, во всяком случае,

производить впечатление, что обедаешь, да и относительно

тела прибегать к кое-каким подделкам, чтобы казаться благо-

 

образнее и благороднее, чем в действительности. Вот к каким

5

ухищрениям должен ты прибегать, если хочешь идти по вто­

 

рому пути, для того чтобы тебя не жалели. А первый путь и

 

тщетен и долог - браться сделать то самое, чего Зевс не

 

смог сделать: убедить всех людей, в чем заключается благо и

 

зло. Да разве дано тебе это? Только то тебе дано: убедить са-

6

мого себя. И пока еще ты не убедил. И ты еще, у меня, сейчас

 

берешься убеждать других? И кто столько времени бывает с

7

тобой, сколько сам ты с собой? А кто обладает такой силой

 

убедительности для тебя в том, чтобы убедить, какою облада-

 

ешь сам ты для себя? А кто доброжелательнее и ближе к тебе,

 

чем сам ты к себе? Так как же ты пока еще не убедил самого

8

себя научиться этому? Сейчас у тебя разве не перевернуто то, к

 

чему ты усердно устремлен и чему учишься1, так чтобы быть

 

неподвластным печалям, невозмутимым, неподвластным уни-

 

жениям, свободным? Так разве не слышал ты о том, что ко

9

всему этому ведет единственный путь: оставить все независя-

 

щее от свободы воли, отступить от этого, признать это чужим?

 

К какому же виду относится то, что другой принял такое-то

мнение о тебе? - К виду независящего от свободы воли.­

 

Следовательно, это не имеет никакого отношения к тебе?­

 

Никакого. - Так ты, терзаясь от этого и впадая в смятение,

 

еще мнишь, что убедился, в чем заключается благо и зло?

 

Так вот не хочешь ли ты, оставив всех других, стать са-

11

мому себе и учеником и учителем? «Другие пусть смотрят

 

243


сами, целесообразно ли для них пребывать в состоянии несо­

ответствия с природой, а для меня никого нет ближе, чем я.

12Так что же это значит, что рассуждения философов я слушал и соглашаюсь с ними, а на деле мне ничуть не стало легче?

Неужели я такой неодаренный? Да ведь во всем остальном,

чему я хотел учиться, я оказался не таким уж неодаренным,

но и грамоте быстро научился, и борьбе, и геометрии, и све-

13дению силлогизмов к схемам. Так неужели не убедило меня это философское учение? Да ведь я не иное что-то одобрил так с самого начала, не иное что-то выбрал, и сейчас я читаю об этом, слушаю об этом, пишу об этом. Иного не нашли мы

14до сих пор учения сильнее этого. Так чего же мне недостает?

Может быть, не устранены противоположные мнения? Мо­ жет быть, сами принятые мной мнения не укреплены упраж­

нениями и не приучены сталкиваться с делами, но как брен­ ные доспехи, лежащие рядом, ржавеют и даже облечь собой

15меня не могут? Между тем ни в борьбе, ни в писании или

чтении я не довольствуюсь тем, чтобы научиться, но так и

сяк поворачиваю предлагаемые рассуждения, составляю дру­

гие сложные, и точно так же - изменяющиеся рассуждения.

16 А что касается необходимых правил, исходя из которых

можно стать неподвластным печалям, неподвластным стра­

хам, неподверженным страстям, неподвластным помехам,

свободным, в них я не упражняюсь и не занимаюсь надлежа-

17щим по ним приучением себя. И мне еще до того, что скажут

обо мне другие, покажусь ли я им достойным, покажусь ли

счастливым?»

18Несчастный, не хочешь ли ты смотреть, что сам ты говоришь о себе? каким сам кажешься себе? каким в принятии

мнений, каким в своем стремлении, каким в своем избегании,

каким в влечении, подготовке, намерении, всех остальных

человеческих делах? Но тебе до того, жалеют ли тебя дру-

19гие? - Да, но меня незаслуженно жалеют. - Значит, ты от этого мучишься? А тот-то, кто мучится, жалок? - Да. - Так

как же еще тебя незаслуженно жалеют? Ведь самими страда­

ниями, которые ты испытываешь по поводу жалости, ты сам

20делаешь себя заслуживающим того, чтобы тебя жалели. Что

же говорит АнтисфеА? Ты никогда не слышал? «Это царский

21удел, Кир, быть доброполучным, а слыть злополучным))4. Го­

лова у меня здорова, и все думают, что у меня головная боль.

Что мне до того? У меня нет лихорадки, и мне соболезнуют как болеющему лихорадкой: «Бедняга, столько времени у тебя не проходит лихорадка!)) Говорю и я, приняв мрачный

вид: «Да, действительно много уже времени, как мне пло­ хт). - «Что же будет?)) - «Как богу будет УГОДНШ). И в то

22 же время подсмеиваюсь над сочувствующими мне. Так что

244