Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 788

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

же мешает подобному отношению и здесь? Я беден, но у ме­

ня правильное мнение о бедности. Так что же мне до того, жалеют ли меня за бедность? Я не занимаю должностей, а

другие занимают. Но какое должно принять мнение, такое я и

принял о занимании и незанимании должностей. Жалеюшие

23

меня пусть смотрят сами, а я и не голоден, и не жажду, и не

 

мерзну, но в силу чего сами они голодны или жаждут, они

 

думают, что в силу того же -

и я. Так что же мне с ними де­

 

лать? По всему свету провозглашать и говорить: «Не заблуж­

 

дайтесь, люди, мне хорошо. Я не обращаю внимания ни на

 

бедность, ни на незанимание должностей, словом, ни на что

 

иное, кроме правильных мнений. Они у меня неподвластны

 

помехам, больше ничем я не озабочен»? Да что это за бол-

24

товня! Как это еще мнения у меня правильные, если для меня

 

недостаточно быть тем, кто я есть, но меня волнует то, кем я

 

кажусь?

 

 

- Но другие достигнут

большего и будут предпочи-

25

таемы. - Так что же разумнее, чем когда у серьезно занятых чем-то есть преимущество в том, чем они серьезно заняты?

Они серьезно заняты .должностями, ты -

мнениями, они-

 

богатством, ты -

пользованием представлениями. Смотри, в

26

том ли У них перед тобой преимущество, чем ты серьезно

 

занят, а они пренебрегают: более ли соответствуют природ-

 

ным мерилам их согласия, более ли, чем твои, не терпят не­

 

успехов их стремления, более ли, чем твои, не терпят неудач

 

их избегания, более ли, чем ты, достигают они желанной це-

 

ли в намерении, в замысле, в влечении, соблюдают ли они

 

подобающее как мужья, как сыновья, как родители и так да-

 

лее в соответствии со всеми остальными названиями отно-

 

шений. А если занимают должности они, то не хочешь ли ты

27

сказать самому себе правду, что ты ничего ради этого не де­

 

лаешь, а они делают все, а совершенно неразумно, чтобы за­

 

ботящемуся о чем-то доставалось меньше, чем пренебре-

 

гающему этим? -

Но поскольку забочусь оправильных

28

мнениях я, то разумнее, чтобы правил5 я. -

В том, о чем ты

 

заботишься, - в мнениях. А в том, о чем другие больше тебя

 

заботятся, уступай им. Это как если бы ты, 01ТОГО что мнения

 

у тебя правильные, считал, что в стрельбе из лука ты вправе

 

преуспевать больше лучников, или в кузнечном деле-

 

больше кузнецов. Так оставь серьезное занятие мнениями и

29

занимайся тем, что ты хочешь приобрести, и тогда плачь, если

 

тебе не будет удаваться: ты ведь стоишь того, чтобы плакать.

 

Ну а ты говоришь, что предаешься другому, заботишься о дру-

30

гом. Да и в народе это правильно говорят, что дело делу рознь.

 

Другой, встав

с рассветом, ищет, кого ему из дома6

31

почтительно приветствовать, кому сказать любезность, кому

245


послать подарок, как прийтись по нраву плясуну, как очер-

32 нить одного, чтобы тем самым угодить другому. Когда он

молится, то об этом молится. Когда он совершает жертво­

приношения, то по поводу этого совершает жертвоприноше­

ния. Слова Пифагора

Сну не дай низойти на свои усталые очи7

33он сюда применил. «В чем преступил яR относящееся к лести?

Что сделал? Не как свободный ли, не как благородный ли?»

Иесли найдет что-нибудь такое, упрекает себя и винит: «Да и к чему тебе было говорить это? Да разве нельзя было со­ лгать? Даже философы говорят, что ничто не мешает сказать

ложное'\>.

34А ты, если и вправду ни о чем ином не заботишься, кроме

пользования, как должно, представлениями, сразу же как

встанешь на заре, размышляй: «Чего мне недостает для не­

подверженности страстям? Чего - для невозмутимости? Кто такой я? Бренное тело ли, имущество ли, добрая слава ли? Ничто из этого. Но - что? Я живое существо, обладающее

35разумом». Каковы же требования к нему? Вновь и вновь об­ думывай все содеянное тобой: «В чем преступил я относя­

щееся к благоденствию? Что сделал недружественного или

необщественного, или недоброжелательного? Какой мною долг не исполнен во всем этом?»

36Так вот, при таком расхождении между целями желаний,

делами, молениями, ты еще хочешь иметь равную долю с

ними в том, чем ты не занят серьезно, а они серьезно заняты?

37И ты еще удивляешься, если они жалеют тебя, и досадуешь?

А они не досадуют, если ты их жалеешь. Почему? Потому

что они убеждены в том, что достигают благ, а ты не убеж-

38ден. Поэтому ты не довольствуешься своим, но домогаешься

того, что их, а они довольствуются своим и не домогаются

того, что твое. Право же, если бы ты поистине был убежден в том, что в отношении благ преуспевающий это ты, а они со­

вершенно заблуждаются, ты и не думал бы о том, что они говорят о тебе.

7. О неподвластности страхам

Что делает тирана внушающим страх? - Телохраните­

ли, - говорит, - и их мечи, спальники и не впускающие

2приходящих. - Так почему же, если дитя приведешь к нему,

окруженному телохранителями, дитя не страшится? Неужели

3дитя не замечает их? Так если кто-то замечает телохраните­ лей и что у них есть. мечи, а именно затем и приходит к нему,

желая умереть вследствие какого-то обстоятельства и ища

246


претерпеть это с легкостью от руки другого, разве он стра­

 

шится телохранителей? - Он ведь хочет того, чем они вну-

 

шают страх. - Так если кто-то, не во что бы то ни стало же-

4

лая умереть или жить, но как будет дано, приходит к нему,

 

что мешает ему приходить без боязни? - Ничто. -

Так если

5

кто-то так же относится и к имуществу, как этот к телу, и к

 

детям, и к жене, да и просто под влиянием какого-то безумия

 

и отчаяния находится в таком состоянии, что ему совершенно

 

безразлично, иметь все это или не иметь, но, как

дети, иг­

 

рающие в черепочки1, придают значение игре, а к черепочкам

равнодушны, так и он ни во что не ставит предметы, а счита-

ется с игрой в них и поведением в игре, то какой же еще ти-

ран может внушать ему страх, или какие телохранители, или

какие их мечи?

И вот под влиянием безумия кто-то может так относиться

6

ко всему этому, и под влиянием обычаяС галилеяне', а под

 

влиянием разума и доказательства никто не может постичь,

 

что бог создал все в мироздании, и само мироздание цели-

 

ком -

неподвластным

помехам и

самоцелевым, а части

 

его -

для надобностей

вселенной?

Так вот все остальные

7

существа лишены способности понимать его управление, а

 

обладающее разумом существо обладает возможностями для

 

рассмотрения всего этого, и что оно есть часть, и какая-то

 

именно часть, и что это правильно, чтобы части уступали

 

вселенной. К тому же, родившееся по природе благородным,

8

наделенным величием духа, свободным, оно видит, что среди

 

всего по отношению лично к нему то-то у него неподвластно

 

помехам и зависит от него, а то-то подвластно помехам и за­

 

висит от других: неподвластно помехам зависящее от сво­

 

боды воли, а подвластно помехам независящее от свободы

 

воли. И поэтому, если оно будет считать свое благо и пользу

9

заключенными только в этом, неподвластном помехам и за­

 

висящем от него, то будет свободным, благоденствующим,

 

счастливым, недоступным для всякого вреда, будет высокого

 

образа мыслей, благочестивым, благодарным за все богу, ни-

 

когда не жалующимся ни на что, не винящим никого, а ес-

10

ли - в относящемся к внешнему миру и независящем от

 

свободы воли, то оно неизбежно должно испытывать помехи,

 

испытывать препятствия, быть в рабстве у имеющих власть

 

над тем, чем оно дорожит и чего страшится, неизбежно

11

должно быть нечестивым, поскольку будет думать, что ему

 

причиняется вред богом, и несправедливым, поскольку всег-

 

да будет притязать на большее для себя, неизбежно должно

 

быть и низким и мелочным.

 

 

Что мешает постигшему все это жить легко и добропо-

12

корно, всего могущего случаться ожидая спокойно, а уже

247


13 случившееся перенося? Хочешь мне бедности? Подавай, и ты

узнаешь, что такое бедность, нашедшая для своего исполне­

ния прекрасного актера4• Хочешь мне должностей? Подавай.

Хочешь мне незанимания должностей? Подавай. Но страда-

14ний мне хочешь? Подавай и страдания. Но изгнания? Куда бы я ни отправился, там мне хорошо будет. Ведь и здесь не благодаря месту было мне хорошо, но благодаря мнениям,

которые я буду уносить с собой. Никто ведь и не может от­

нять их у меня, но только они и есть мое и неотъемлемое, и

мне достаточно того, что они при мне, где бы я ни был и что

15 бы я ни делал. - Но вот уже пришло время умереть. - Что

ты имеешь в виду под этим «умереть»? Не изображай это де­ ло в трагическом духе, но скажи как есть: «Вот уже пришло время этой материи распасться обратно на те первоначала, из соединения которых она составилась». И что в этом ужасно­

го? Что может исчезать в мироздании? Что может возникнуть нового, противоразумного?

16Этим внушает страх тиран? От этого кажется, будто мечи

утелохранителей огромные и острые? Другим это. А у меня

17рассмотрено обо всем, надо мной никто не имеет власти. Я отпушен на свободу богом, я знаю его указания, уже никто не может увести меня в рабство, у меня есть настоящий объяви-

18тель моей свободы, настоящие судьи. Не над телом ли моим ты господин? Так какое же это ~MeeT отношение ко мне? Не над бренным ли имуществом? Так какое же. это имеет отно­ шение ко мне? Не над изгнанием ли или оковами? Опять­ таки все это и все бренное тело целиком я тут же уступаю тебе, когда хочешь. Испытай надо мной свою власть, и узна­

ешь, до какого лишь предела она у тебя.

19Так кого же еще могу я страшиться? Спальников? что

 

они сделают что-то? что Jie впустят меня? Если они найдут,

 

что я хочу войти, пусть не впускают. - Так что же ты при­

 

ходишь к порогу? - Потому что мне надлежит, по-моему,

20

пока игра продолжается, принимать участие в игре. - Так

 

как же не бывает, что тебя не впускают? - Потому что, если

меня не принимают, я не хочу входить, но всегда предпочи­

таю то, что получается. Ведь я считаю, что то, чего бог хочет, лучше, чем то, чего хочу я. Я буду преданным ему служите­

лем и сопровождающимS• У меня единые с ним влечения,

единые с ним стремления, словом, единые с ним желания. Не

21впускают не меня, но вламывающихся. Так почему же я не

вламываюсь? Да я знаю, что там внутри никакого блага не

раздают вошедшим. Но когда я слышу, что кого-то считают счастливцем, потому что он в чести у цезаря, я говорю: «Что ему достается? Так разве и мнение, каким оно должно быть?

Провинция. Так разве и пользование попечительством?»6 Что

248


мне еще проталкиваться? Сушеные фиги с орехами разбра- 22

сывают7• Дети хватают и дерутся между собой. Мужчины-

нет, они ведь считают это мелочью. А если черепочки раз-

 

брасывать, то их даже дети не хватают. Провинции раздают.

23

Пусть дети смотрят сами. Деньги. Пусть дети смотрят сами.

 

Преторство, консульство. Пусть расхватывают дети. Пусть

 

их прогоняют от дверей, пусть бьют, пусть они целуют руки

 

дающего, руки его рабов. А для меня это сушеная фига с оре-

 

хом. Что же, если случайно, когда он бросал, попала мне в

24

складку фига? Взял да и съел. Лишь настолько и можно оце-

 

нить фигу. А чтоб мне нагибаться, сбивать с ног другого или

 

быть сбитым с ног другим, льстить входящим8, этого не стоит

 

ни фига, ни что бы то ни было другое из не-благ, относитель-

 

но которых философы убедили меня в том, чтобы они не ка­

 

зались благами.

 

 

 

ПокажиЧ мне мечи телохранителей. «Взгляни, какие они

25

огромные и как остры». Так что же делают эти огромные и

 

острые мечи? «Убивают». А лихорадка что делает? «Ничто

26

иное». А черепица что делает? «Ничто иное». Так ты хочешь,

 

чтобы я преклонялся и благоговел перед всем этим и ходил

 

по свету рабом всего? Ни в коем случае! Но раз я постиг, что

27

рожденное должно и ПОгибнуть, чтобы мироздание не оста­

 

навливалось и не испытывало препятствий, мне уже безраз­

 

лично, лихорадка ли сделает это или черепица, или воин, но

 

если сравнить, я знаю, что проще и быстрее сделает это воин.

 

Так когда я и не страшусь ничего того, чем тиран может

28

воздействовать на меня, и не жажду ничего того, что он мо-

 

жет предоставить, что мне еще преклоняться перед ним, что

 

мне еще трепетать перед ним? Что мне страшиться его тело­

 

хранителей? Что мне радоваться, если он любезно поговорит

 

со мной и примет меня, и рассказывать другим, как он пого-

 

ворил со мной? Не Сократ же он, не Диоген же, чтобы по его

29

похвале можно было судить обо мне? Не стал же его я нрава

 

ревностным последователем? Но соблюдая игру, я прихожу к

30

нему и служу ему, до тех пор пока он не велит ничего глупо-

 

го и несуразного. А если он говорит мне: «Отправляйся за

 

Леонтом саламинцем»I(), я говорю ему: «Ищи другого: я

 

больше не играю». «Уведи его»". Я следую в соответствии с

31

игрой. - Но вот тебе голову сносят. -

А у него самого она

 

вечно будет держаться, а у вас,

повинующихся ему? - Но

 

вот тебя бросят непогребенным. -

Если я - это мертвец, то

 

меня бросят. А если я отличен от мертвеца, то точней назы-

 

вай вещь как есть и не стращай меня. Детям все это внушает

32

страх и несмыслящим. А если кто, раз придя в школу филосо-

 

фа, не знает, что он сам такое, то он стоит того, чтобы стра­

 

шиться и льстить тем, кому и преждеl2

льстил, - если пока

 

249