ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 787
Скачиваний: 0
еще он не постиг, что он не плоть, кости и жилы, но поль
зующееся всем этим, управляющее, понимающее представ-
33ления. - Да, но эти рассуждения внушают презрение к зако
нам. - Да какие более рассуждения приводят пользующихся
законами к повиновению им? А зависящее от глупца не есть
34закон. И все же смотри, как они подготавливают относиться
как должно и к этим глупцам, поскольку учат не оспаривать
35у них ничего, в чем они могут одолеть нас. Что касается бренного тела, они учат отступать, что касается имущества, отступать, что касается детей, родителей, братьев, все усту
пать, все оставлять. Исключение составляют только мнения, которые и по воле Зевса должны быть исключительным до-
36стоянием каждого. Какая тут противозаконность, какая тут
глупость? Где ты лучше и сильнее, там я отступаю перед то
бой. Где, напротив, я лучше, ты уступай мне. Мне ведь до
37этого, а тебе нет. Тебе до того, чтобы у тебя были мраморные
полы, чтобы тебе прислуживали рабы и отпущенники, чтобы
носить блестящую одежду, чтобы у тебя было много псарей,
38чтобы у тебя были кифареды, трагические актеры. Разве я оспариваю у тебя это? Так разве до мнений тебе? Разве до своего разума? Разве знаешь ты, из каких частей он состоит,
как соединен, какое у него устроение, какие у него способ-
39ности и каковы они именно?l, Так что же ты досадуешь, если у другого преимущество перед тобой в этом, у того, кто освоил это? - Но именно это самое важное. - И кто тебе мешает заниматься этим и заботиться об этом? А кто больше тебя обеспечен книгами, досугом, теми, кто может принести
40тебе пользу? Ты только склонись наконец к этому, удели хо
|
тя бы немного времени своей верховной части души. Рас |
|
|
смотри, что же она такое у тебя и откуда взялась, она, поль |
|
|
зующаяся всем остальным, |
испытывающая все остальное, |
41 |
выбирающая, отвергающая. А до тех пор, пока ты будешь |
|
|
заниматься всем тем, что относится к внешнему миру, все то |
|
|
будет у тебя таким, как ни у кого, а она будет у тебя такой, |
|
|
какой ты хочешь ее иметь, - |
грязной и заброшенной. |
|
8. Против тех, кто поспешно бросается |
|
|
за обличьем философа |
|
|
Никогда не хвалите и не порицайте никого на основании |
|
|
общего и не пользуйтесь также этим как свидетельством вла |
|
|
дения каким-то искусством или не-владения искусством. Вы |
|
|
так и от опрометчивости избавите себя, и вместе с тем от |
2 |
злонравия. «3тот моется поспешно». Так, значит, он делает |
|
неправильно? Не непременно. Но что? Моется поспешно. - |
3 |
Так, значит, все делается правильно? - Отнюдь. Но все то, |
250
что на основании правильных мнений, - правильно, а все то, |
|
|
что на основании негодных, - |
негодно. А ты, пока не озна |
|
комишься с мнением, на основании которого кто-то делает |
|
|
то-то и то-то, и не хвали то дело и не порицай. О мнении же |
4 |
|
нелегко судить по тому, что |
относится к внешнему миру. |
|
«Это плотник». Почему? «Он теслом орудует». Ну так что |
|
|
же? «Это музыкант. Ведь он поеп>. И что же? «Это философ». |
|
|
Почему? «Ведь он носит потертый плащ и длинные волосы». |
|
|
А побирающиесяl что носят? Поэтому, если кто увидит кого- |
5 |
|
нибудь из них неблагопристойным, сразу начинает говорить: |
|
|
«Вот философ что делает!» А скорее следовало бы на осно |
|
|
вании того, что он неблагопристоен, говорить, что он не фи- |
|
|
лософ. Ведь если общее понятие о философе и его назначе- |
6 • |
|
ние заключается в том, чтобы носить потертый плащ и длин- |
|
|
ные волосы, то говорить так было бы правильно, а если ско- |
|
|
рее в том, чтобы быть непогрешимым, то почему не лишают |
|
|
его этого названия за неисполнение этого назначения? Так |
7 |
|
ведь и бывает по отношению ко всем остальным искусствам. |
|
|
Когда кто увидит неправильно отесывающего, то не говорит: |
|
|
«Какая польза в плотничном искусстве? Вот плотники как |
|
|
делают плохо». Но совсем напротив говорит: «Это не плот- |
|
|
ник. Ведь он отесывает неправильно». Подобным же обра- |
8 |
зом, если услышит кого-то поющим неправильно, не говорит:
«Вот как поют музыканты!», но скорее: «Это не музыкант». |
|
||||
И только по отношению к философии у них так: когда уви- |
9 |
||||
дят, что кто-то делает то-то не в соответствии с назначением |
|
||||
философа, то не названия этого лишают его, но, положив, что |
|
||||
он философ, затем на основании самого делаемого приняв |
|
||||
посылку, что он неблагопристоен, заключают, что в занятии |
|
||||
философией нет никакой пользы. Так в чем же причина это- |
10 |
||||
го? В том, что о плотнике общее понятие мы развиваем и о |
|
||||
музыканте, и точно так же обо всех остальных владеющих |
|
||||
тем или иным искусством, а о философе нет, но поскольку |
|
||||
оно у нас смутное и не разобранное до отчетливости, мы су- |
|
||||
дим только на основании того, что относится к внешнему |
|
||||
миру. И какое вообще искусство овладевается посредством |
11 |
||||
обличья и длинных волос, а не имеет и правил, и предмета, и |
|
||||
цели? |
|
|
|
|
|
Так что же есть предмет философа? Разве |
потертый |
12 |
|||
плащ? Нет, - |
разум. Что - |
цель? Разве |
носить |
потертый |
|
плащ? Нет, - |
иметь разум |
правильным. |
Каковы |
правила? |
|
Разве это правила о том, как борода делается большой или
волосы густыми? Нет, скорее те, о которых говорит Зенон, -
познать составные части разума, какова именно каждая из
них и как приспособлены они друг к дрУгi, и все выте
кающие из этого следствия.
251
13 Так не хочешь ли ты посмотреть сначала, в неблагопри-
стойности ли его состоит исполнение им этого назначения, и
вот тогда обвинять это занятие? А то, когда сам ты скромен,
ты по тому, что он делает, по-твоему, неправильно, гово
ришь: «Смотри на философа» (будто пристало называть де
лающего такое философом!), или: «Это философ», а «Смотри на плотника» не говоришь, когда узнаешь, что какой-то
плотник прелюбодействует, или увидишь, что чревоугодни-
14 чает, и «Смотри на музыканта» не говоришь. Вот так в какой
то мере осознаешь и сам ты назначение философа, однако
путано и смутно от нерадивости.
15Но и сами так называемые философы гонятся за этим делом на основании общего: как только наденут потертый плащ
16и отпустят бороду, говорят: «Я философ». А никто не скажет:
«Я музыкант», если купит плектр и кифару, и не скажет: «Я кузнец», если наденет войлочную шапку и передник, нет, об
|
личье сообразуется с искусством, а название получают на |
17 |
основании искусства, не на основании обличья. Поэтому |
|
прекрасно говорил Эвфрат:3 «Долго я старался скрывать, что |
|
занимаюсь философией, и было это, - говорит он, - мне на |
|
пользу. Ведь прежде всего я знал, что все то, что я делал пра |
|
вильно, я делал не ради зрителей, но ради самого себя: для |
|
самого себя ел я правильно, хранил сдержанность во взгляде, |
18 |
в ходьбе, все - для самого себя и для бога. Затем, как борол |
ся я один, так и подвергался опасности я один: ни из-за како
го моего действия, постыдного или неподобающего, не под
вергалось опасности дело философии, и я не причинял вреда
19толпе, совершая ошибки как философ. Поэтому не знавшие
моего намерения удивлялись, как это я, проводя жизнь В об
щении со всеми философами, сам не занимаюсь философией.
20И какое тут зло, если в том, что я делал, признавали филосо
фа, а в опознавательных знаках - нет?» Ты смотри, как я ем, как пью, как сплю, как выдерживаю,
как воздерживаюсь, как оказываю содействие, как пользуюсь
стремлением, как избеганием, как соблюдаю отношения,
природные или приобретенные, незапятнанно и неподвласт-
21но препятствиям. П6 этому суди обо мне, если ты можешь. А если ты так глух и слеп, что даже Гефеста не будешь считать
прекрасным кузнецом, если не увидишь на его голове вой
лочной шапки, то какое тут зло быть неузнанным таким глу
пым судьей?
22Вот так оставался нераспознанным для большинства людей Сократ, и они обращались к нему с просьбой предста-
23 вить их философам4• Так разве он возмущался, как мы, и го-
оворил: «А я, по-твоему, не философ?!»? Нет, он водил и представлял, довольствуясь одним, тем, что он философ, а
252
также радуясь тому, что, не слывя им, он не терзается. Он |
|
|
ведь памятовал о своем деле. В чем состоит дело доброде- |
24 |
|
тельного человека? Иметь много учеников? Отнюдь. Се |
|
|
рьезно занятые этим пусть смотрят сами. Или вдаваться в |
|
|
трудные правила? И что касается их, другие пусть смотрят |
|
|
сами. Так где же сам он и был кем-то и хотел быть? Там, где |
25 |
|
вред и польза. «Если мне кто-то, - говорит |
он, - может |
|
причинить вред, значит, я занимаюсь пустым делом. Если я |
|
|
жду, чтобы другой принес мне пользу, значит, я ничто. Хочу |
|
|
того-то, и не получается, - значит, я несчастный». Вот на |
26 |
|
какое ристалище вызывал он всякого, кто бы то ни был, и, |
|
|
думаю, он не отступил бы ни перед кем. Что вы думаете, - |
|
|
во всеуслышание говоря: «Я такой воп>? Ни в коем случае! |
|
|
Но быв таким вот. Ведь, напротив, это свойственно глупцу и |
27 |
|
бахвалу: «Я неподвержен страстям и невозмутим. Да не бу- |
|
|
дет вам неведомо, о люди, что, тогда как вы мечетесь5 и вол |
|
|
нуетесь по поводу ничего не стоящего, один я избавился от |
|
|
всякого смятения». Вот так тебе недостаточно не страдать |
28 |
|
никаким недугом, если не· провозгласишь: «Придите все |
|
|
страдающие подагрой, страдающие головной болью, стра |
|
|
дающие лихорадкой, хромые, слепые, и посмотрите на меня, |
|
|
исцелившегося от всякого страдания»? Это бессмысленно и |
29 |
|
несносно. Разве только если ты можешь, как Асклепий, тот- |
|
|
час указать способ лечения, благодаря которому тотчас ста- |
|
|
нут неболеюшими и они тоже, и для этого приводишь при |
|
|
мером свое исцеление. |
|
|
Ведь примерно таким может быть киник, удостоенный |
30 |
|
скипетра и венца от Зевса и говорящий: «Для того чтобы вы |
|
|
увидели, о люди, что вы ищете счастье и невозмутимость не |
|
|
там, где они есть, но там, где их нет, вот я послан богом вам |
31 |
|
примером, не имея ни имущества, ни дома, ни жены, ни де- |
|
|
тей, ни даже постели, ни хитона, ни утвари, - |
и посмотрите, |
|
как я здоров. Испытайте меня, и если увидите, что я невозму- |
|
|
тим, послушайте, какими средствами я излечился». Это ведь |
32 |
|
уже и человеколюбиво и благородно. Но смотрите, чье это |
|
|
дело: Зевса или того, кого он посчитает достойным этого |
|
|
служения, чтобы тот никогда не обнаруживал перед толпой |
|
|
ничего, чем сам сделал бы недействительным свое свиде |
|
|
тельство, с которым выступает в пользi добродетели и вы |
|
|
ступает против всего относящегося к внешнему миру, |
|
|
Ни побледнел чтобы в лике прекрасном, ни слезы |
|
|
Чтобы с ланит утирал6. |
|
|
И не только это, но и чтобы не тосковал ни по чему или |
33 |
|
изнывал в жажде, по человеку ли или месту, или образу жиз- |
|
|
ни, как дети по виноградной поре или каникулам, чтобы по- |
|
253