Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 787

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

еще он не постиг, что он не плоть, кости и жилы, но поль­

зующееся всем этим, управляющее, понимающее представ-

33ления. - Да, но эти рассуждения внушают презрение к зако­

нам. - Да какие более рассуждения приводят пользующихся

законами к повиновению им? А зависящее от глупца не есть

34закон. И все же смотри, как они подготавливают относиться

как должно и к этим глупцам, поскольку учат не оспаривать

35у них ничего, в чем они могут одолеть нас. Что касается бренного тела, они учат отступать, что касается имущества, отступать, что касается детей, родителей, братьев, все усту­

пать, все оставлять. Исключение составляют только мнения, которые и по воле Зевса должны быть исключительным до-

36стоянием каждого. Какая тут противозаконность, какая тут

глупость? Где ты лучше и сильнее, там я отступаю перед то­

бой. Где, напротив, я лучше, ты уступай мне. Мне ведь до

37этого, а тебе нет. Тебе до того, чтобы у тебя были мраморные

полы, чтобы тебе прислуживали рабы и отпущенники, чтобы

носить блестящую одежду, чтобы у тебя было много псарей,

38чтобы у тебя были кифареды, трагические актеры. Разве я оспариваю у тебя это? Так разве до мнений тебе? Разве до своего разума? Разве знаешь ты, из каких частей он состоит,

как соединен, какое у него устроение, какие у него способ-

39ности и каковы они именно?l, Так что же ты досадуешь, если у другого преимущество перед тобой в этом, у того, кто освоил это? - Но именно это самое важное. - И кто тебе мешает заниматься этим и заботиться об этом? А кто больше тебя обеспечен книгами, досугом, теми, кто может принести

40тебе пользу? Ты только склонись наконец к этому, удели хо­

 

тя бы немного времени своей верховной части души. Рас­

 

смотри, что же она такое у тебя и откуда взялась, она, поль­

 

зующаяся всем остальным,

испытывающая все остальное,

41

выбирающая, отвергающая. А до тех пор, пока ты будешь

 

заниматься всем тем, что относится к внешнему миру, все то

 

будет у тебя таким, как ни у кого, а она будет у тебя такой,

 

какой ты хочешь ее иметь, -

грязной и заброшенной.

 

8. Против тех, кто поспешно бросается

 

за обличьем философа

 

Никогда не хвалите и не порицайте никого на основании

 

общего и не пользуйтесь также этим как свидетельством вла­

 

дения каким-то искусством или не-владения искусством. Вы

 

так и от опрометчивости избавите себя, и вместе с тем от

2

злонравия. «3тот моется поспешно». Так, значит, он делает

 

неправильно? Не непременно. Но что? Моется поспешно. -

3

Так, значит, все делается правильно? - Отнюдь. Но все то,

250



что на основании правильных мнений, - правильно, а все то,

 

что на основании негодных, -

негодно. А ты, пока не озна­

 

комишься с мнением, на основании которого кто-то делает

 

то-то и то-то, и не хвали то дело и не порицай. О мнении же

4

нелегко судить по тому, что

относится к внешнему миру.

 

«Это плотник». Почему? «Он теслом орудует». Ну так что

 

же? «Это музыкант. Ведь он поеп>. И что же? «Это философ».

 

Почему? «Ведь он носит потертый плащ и длинные волосы».

 

А побирающиесяl что носят? Поэтому, если кто увидит кого-

5

нибудь из них неблагопристойным, сразу начинает говорить:

 

«Вот философ что делает!» А скорее следовало бы на осно­

 

вании того, что он неблагопристоен, говорить, что он не фи-

 

лософ. Ведь если общее понятие о философе и его назначе-

6 •

ние заключается в том, чтобы носить потертый плащ и длин-

 

ные волосы, то говорить так было бы правильно, а если ско-

 

рее в том, чтобы быть непогрешимым, то почему не лишают

 

его этого названия за неисполнение этого назначения? Так

7

ведь и бывает по отношению ко всем остальным искусствам.

 

Когда кто увидит неправильно отесывающего, то не говорит:

 

«Какая польза в плотничном искусстве? Вот плотники как

 

делают плохо». Но совсем напротив говорит: «Это не плот-

 

ник. Ведь он отесывает неправильно». Подобным же обра-

8

зом, если услышит кого-то поющим неправильно, не говорит:

«Вот как поют музыканты!», но скорее: «Это не музыкант».

 

И только по отношению к философии у них так: когда уви-

9

дят, что кто-то делает то-то не в соответствии с назначением

 

философа, то не названия этого лишают его, но, положив, что

 

он философ, затем на основании самого делаемого приняв

 

посылку, что он неблагопристоен, заключают, что в занятии

 

философией нет никакой пользы. Так в чем же причина это-

10

го? В том, что о плотнике общее понятие мы развиваем и о

 

музыканте, и точно так же обо всех остальных владеющих

 

тем или иным искусством, а о философе нет, но поскольку

 

оно у нас смутное и не разобранное до отчетливости, мы су-

 

дим только на основании того, что относится к внешнему

 

миру. И какое вообще искусство овладевается посредством

11

обличья и длинных волос, а не имеет и правил, и предмета, и

 

цели?

 

 

 

 

 

Так что же есть предмет философа? Разве

потертый

12

плащ? Нет, -

разум. Что -

цель? Разве

носить

потертый

 

плащ? Нет, -

иметь разум

правильным.

Каковы

правила?

 

Разве это правила о том, как борода делается большой или

волосы густыми? Нет, скорее те, о которых говорит Зенон, -

познать составные части разума, какова именно каждая из

них и как приспособлены они друг к дрУгi, и все выте­

кающие из этого следствия.

251


13 Так не хочешь ли ты посмотреть сначала, в неблагопри-

стойности ли его состоит исполнение им этого назначения, и

вот тогда обвинять это занятие? А то, когда сам ты скромен,

ты по тому, что он делает, по-твоему, неправильно, гово­

ришь: «Смотри на философа» (будто пристало называть де­

лающего такое философом!), или: «Это философ», а «Смотри на плотника» не говоришь, когда узнаешь, что какой-то

плотник прелюбодействует, или увидишь, что чревоугодни-

14 чает, и «Смотри на музыканта» не говоришь. Вот так в какой­

то мере осознаешь и сам ты назначение философа, однако

путано и смутно от нерадивости.

15Но и сами так называемые философы гонятся за этим делом на основании общего: как только наденут потертый плащ

16и отпустят бороду, говорят: «Я философ». А никто не скажет:

«Я музыкант», если купит плектр и кифару, и не скажет: «Я кузнец», если наденет войлочную шапку и передник, нет, об­

 

личье сообразуется с искусством, а название получают на

17

основании искусства, не на основании обличья. Поэтому

 

прекрасно говорил Эвфрат:3 «Долго я старался скрывать, что

 

занимаюсь философией, и было это, - говорит он, - мне на

 

пользу. Ведь прежде всего я знал, что все то, что я делал пра­

 

вильно, я делал не ради зрителей, но ради самого себя: для

 

самого себя ел я правильно, хранил сдержанность во взгляде,

18

в ходьбе, все - для самого себя и для бога. Затем, как борол­

ся я один, так и подвергался опасности я один: ни из-за како­

го моего действия, постыдного или неподобающего, не под­

вергалось опасности дело философии, и я не причинял вреда

19толпе, совершая ошибки как философ. Поэтому не знавшие

моего намерения удивлялись, как это я, проводя жизнь В об­

щении со всеми философами, сам не занимаюсь философией.

20И какое тут зло, если в том, что я делал, признавали филосо­

фа, а в опознавательных знаках - нет?» Ты смотри, как я ем, как пью, как сплю, как выдерживаю,

как воздерживаюсь, как оказываю содействие, как пользуюсь

стремлением, как избеганием, как соблюдаю отношения,

природные или приобретенные, незапятнанно и неподвласт-

21но препятствиям. П6 этому суди обо мне, если ты можешь. А если ты так глух и слеп, что даже Гефеста не будешь считать

прекрасным кузнецом, если не увидишь на его голове вой­

лочной шапки, то какое тут зло быть неузнанным таким глу­

пым судьей?

22Вот так оставался нераспознанным для большинства людей Сократ, и они обращались к нему с просьбой предста-

23 вить их философам4• Так разве он возмущался, как мы, и го-

оворил: «А я, по-твоему, не философ?!»? Нет, он водил и представлял, довольствуясь одним, тем, что он философ, а

252


также радуясь тому, что, не слывя им, он не терзается. Он

 

ведь памятовал о своем деле. В чем состоит дело доброде-

24

тельного человека? Иметь много учеников? Отнюдь. Се­

 

рьезно занятые этим пусть смотрят сами. Или вдаваться в

 

трудные правила? И что касается их, другие пусть смотрят

 

сами. Так где же сам он и был кем-то и хотел быть? Там, где

25

вред и польза. «Если мне кто-то, - говорит

он, - может

 

причинить вред, значит, я занимаюсь пустым делом. Если я

 

жду, чтобы другой принес мне пользу, значит, я ничто. Хочу

 

того-то, и не получается, - значит, я несчастный». Вот на

26

какое ристалище вызывал он всякого, кто бы то ни был, и,

 

думаю, он не отступил бы ни перед кем. Что вы думаете, -

 

во всеуслышание говоря: «Я такой воп>? Ни в коем случае!

 

Но быв таким вот. Ведь, напротив, это свойственно глупцу и

27

бахвалу: «Я неподвержен страстям и невозмутим. Да не бу-

 

дет вам неведомо, о люди, что, тогда как вы мечетесь5 и вол­

 

нуетесь по поводу ничего не стоящего, один я избавился от

 

всякого смятения». Вот так тебе недостаточно не страдать

28

никаким недугом, если не· провозгласишь: «Придите все

 

страдающие подагрой, страдающие головной болью, стра­

 

дающие лихорадкой, хромые, слепые, и посмотрите на меня,

 

исцелившегося от всякого страдания»? Это бессмысленно и

29

несносно. Разве только если ты можешь, как Асклепий, тот-

 

час указать способ лечения, благодаря которому тотчас ста-

 

нут неболеюшими и они тоже, и для этого приводишь при­

 

мером свое исцеление.

 

 

Ведь примерно таким может быть киник, удостоенный

30

скипетра и венца от Зевса и говорящий: «Для того чтобы вы

 

увидели, о люди, что вы ищете счастье и невозмутимость не

 

там, где они есть, но там, где их нет, вот я послан богом вам

31

примером, не имея ни имущества, ни дома, ни жены, ни де-

 

тей, ни даже постели, ни хитона, ни утвари, -

и посмотрите,

 

как я здоров. Испытайте меня, и если увидите, что я невозму-

 

тим, послушайте, какими средствами я излечился». Это ведь

32

уже и человеколюбиво и благородно. Но смотрите, чье это

 

дело: Зевса или того, кого он посчитает достойным этого

 

служения, чтобы тот никогда не обнаруживал перед толпой

 

ничего, чем сам сделал бы недействительным свое свиде­

 

тельство, с которым выступает в пользi добродетели и вы­

 

ступает против всего относящегося к внешнему миру,

 

Ни побледнел чтобы в лике прекрасном, ни слезы

 

Чтобы с ланит утирал6.

 

 

И не только это, но и чтобы не тосковал ни по чему или

33

изнывал в жажде, по человеку ли или месту, или образу жиз-

 

ни, как дети по виноградной поре или каникулам, чтобы по-

 

253