ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 784
Скачиваний: 0
всюду был порядочным благодаря совести, как все остальные
благодаря стенам, дверям и привратникам.
34А в действительности, просто только испытав побуждение
кфилософии, как страдающие желудком к какой-нибудь еде, к
которой вскоре почувствуют отвращение, тотчас - к скипет ру, к царской власти. Отпустил длинные волосы, надел потер тый плащ, обнажает напоказ плечо, бранится с встречными, и
35если увидит кого-нибудь в пенуле7, бранится с ним. Человек,
ты сначала пройди суровую закалку. Посмотри на свое влече
ние, не влечение ли это страдающего желудком или беремен
ной женщины с ее странными прихотями. Постарайся прежде
всего, чтобы не знали, кто ты: для самого себя занимайся фи-
36лософией некоторое время. Вот так рождается плод: семя должно какое-то время быть зарытым, быть сокрытым, посте
пенно идти в рост, для того чтобы оно дало плод. А если до того, как пустить колено, оно выпустит соцветие, то оно бес-
37плодно, оно из Адонисова сада8• Вот такое и ты растеньице: ты
зацвел быстрее, чем следует, зима сгубит тебя жгучим моро-
38зом. Посмотри, что говорят земледельцы по поводу семян,
когда преждевременно потеплеет. Они беспокоятся о том, что семена могут буйно произрасти, потом хватит их раз мороз - и
39они не устоят. Смотри и ты, человек. Ты буйно произрос, бро сился за бренной славой преждевременно. Тебе кажется, будто
ты кто-то, глупец из глупцов. Ты померзнешь, а скорее померз уже в корне снизу, сверху же у тебя немного еще цветет, и по-
40этому тебе кажется, будто ты еще живешь и процветаешь. Дай
нам-то созреть в соответствии с природой. Что ты раздеваешь
нас, что понуждаешь? Мы пока еще не можем перенести воз дух. Позволь пойти в рост корню, потом первое пустить коле
но, потом второе, потом третье9, и вот тогда плод со всей силой
проявит свою природу, даже если я не хочу этого.
41В самом деле, кто, вынашивающий в себе такие мнения и
исполненный ими, не сознает своей подготовленности и не
42влечется к соответственным делам? Бык, вот, осознает свою
природу и подготовленность, когда появится какой-нибудь
зверь, и не дожидается побудителя, и собака тоже, когда уви-
43дит какое-нибудь дикое животное. А я, если у меня будет
подготовленность добродетельного человека, разве стану ждать, чтобы ты подготовил меня к свойственным ему де
лам? Однако пока еще у меня ее нет, поверь мне. Так что же ты хочешь, чтобы я посох преждевременно, как сам ты засох?
9. С впавшим в бесстыдство
Когда увидишь другого занимающим должность, проти вопоставь этому, что у тебя есть то, что ты не нуждаешься в
254
должности. Когда увидишь другого богатым, посмотри, что |
|
||||
есть у тебя вместо этого. Ведь если у тебя нет ничего вместо |
2 |
||||
этого, значит, ты несчастный. А если у тебя есть то, что ты не |
|
||||
нуждаешься в богатстве, знай, что у тебя есть больше и |
|
||||
стоящее гораздо больше. У другого - |
жена красивая, у те- |
3 |
|||
бя - |
то, что ты не жаждешь красивой жены. Всего этого, по |
|
|||
твоему, мало? Да сколько дали бы сами эти богатые и зани |
|
||||
мающие должности, и живущие с красивыми женами за то, |
|
||||
чтобы быть в состоянии пренебрегать богатством и должно |
|
||||
стями, и самими этими женами, - |
всем тем, что они любят и |
|
|||
чего достигают! Разве ты не знаешь, что такое жажда стра- |
4 |
||||
дающего лихорадкой? Она совсем не такая, как жажда здоро- |
|
||||
вого. Тот выпьет воды, и жажда у него утолена, а этот лишь |
|
||||
ненадолго почувствует утоление, - |
его |
начинает тошнить, |
|
||
жажда его превращает воду в желчь, его рвет, у него рези, он |
|
||||
испытывает жажду еще сильнее. Вот что такое иметь жажду |
5 |
||||
и быть богатым, иметь жажду и занимать должности, иметь |
|
||||
жажду и спать с красавицей. С этим сопряжены ревность, |
|
||||
страх лишиться, постыдные слова, постыдные помыслы, дела |
|
||||
неблагопристоЙные. |
|
|
|
|
|
- |
Да что я, - говорит, - теряю? - |
Человек, вначале ты |
6 |
||
был совестливый, и вот теперь - |
уже нет. Ничего ты не по |
|
|||
терял? Вместо Хрисиппа и Зенона ты Аристида читаешь и |
|
||||
Эвена!. Ничего ты не потерял? Вместо Сократа и Диогена ты |
|
||||
уже восхищаешься тем, кто может совратить и соблазнить |
|
||||
больше женщин. Ты хочешь быть красивым, и изощряешься |
7 |
||||
в этом, поскольку ты не красивый, и хочешь щеголять |
|
||||
блистательной одеждой, чтобы привлекать внимание жен- |
|
||||
щин, и если тебе удастся раздобыть благовоньица, ты почи- |
|
||||
таешь себя счастливцем. А прежде ты и не помышлял ни о |
8 |
||||
чем этом, но о том, где пристойное слово, мужчина достой- |
|
||||
ный, помысел благородный. Вот потому-то ты спал как муж |
|
||||
чина, появлялся как мужчина, одежду носил мужскую, разго- |
|
||||
воры вел подобающие добродетельному мужчине. И после |
|
||||
этого ты мне говоришь: «Я ничего не потеряю>? Вот так лю- |
9 |
||||
ди ничего, кроме монетки, не теряют? Совесть разве не теря- |
|
||||
ется, пристойность не теряется? Или теряющий это не может |
|
||||
потерпеть ущерб? Конечно, может быть, ты всякую такую |
10 |
||||
потерю уже не считаешь ущербом. А было когда-то время, |
|
||||
когда ты только ее считал и ущербом и вредом, когда ты бес |
|
||||
покоился о том, как бы кто не сбил тебя с этих слов и дел. |
|
||||
Вот, ты сбит никем иным, а самим собой. Поборись с со- |
11 |
||||
бой, отними себя для пристойности, для совести, для сво- |
|
||||
боды. Если бы тебе говорили обо мне, положим, вот это, что |
12 |
кто-то принуждает меня прелюбодействовать, одежду носить
такую, умащаться, разве ты не пошел бы и не расправился
255
собственноручно с этим человеком, который так· глумится
13надо мной? Ну так не хочешь ли ты помочь самому себе? И насколько легче эта помощь! Не убить кого-то должен ты, не заковать, не оскорбить, не на площадь выйти, но поговорить с самим собой, тем, который в особенности может поддаться твоему убеждению, для которого убедительнее тебя нет ни-
14кого. И прежде всего осуди все делаемое тобой, затем, осу див, не отчаивайся в себе, и пусть с тобой не будет так, как
бывает с неблагородными людьми, которые, поддавшись раз, сдаются полностью, и их уносит, как течением, но усвой пра-
15 |
вило учителей гимнастики. Мальчик упал. «Встань, - гово- |
16рит, - и борись снова, пока не окрепнешь». Вот так пусть и
у тебя будет. Знай ведь, что нет ничего податливее челове
ческой души. Нужно захотеть, и вот получилось: вот она ис правлена. Как стоит снова задремать, и вот она потеряна.
17 Ведь и потеря и помощь - внутри нас. - Ну а какое в этом
для меня благо? - Да какое ищешь ты больше этого? Из бес
стыдного ты станешь совестливым, из непорядочного поря
дочным, из бесчестного честным, из распущенного скром-
18ным. Если ты ищешь какие-то иные блага больше этих, делай что делаешь: даже из богов никто уже не может спасти тебя.
10. Чем следует пренебрегать и чему придавать значение
Затруднение у всех людей возникает в том, что относится к внешнему миру, безвыходность - в том, что относится к
внешнему миру. «Что мне дел~ть? Как произойдет? Как по
2лучится? Не случилось бы того-то да того-то!» Все это слова людей, занятых тем, что не зависит от свободы воли. В самом деле, кто говорит: «Как бы мне не соглашаться с ложным?
3Как бы мне не отвергнуть истинное?»? Если окажется такой одаренный, чтобы беспокоиться обо всем этом, я напомню ему: «Что ты беспокоишься? Это от тебя зависит. Будь осто
рожен: прежде чем не пр/иложишь природную мерку, не спе
4ши соглашаться». Или вот, если он беспокоится о стремле нии, как бы оно не оказалось не достигающим своей цели и
терпящим неуспех, об избегании, как бы оно не оказалось
5 терпящим неудачу, прежде всего я поцелую его за то, что он,
оставив все то, что волнует остальных, и их страхи, заботится 6 о своих делах, где он есть он сам, затем скажу ему: «Если ты
не хочешь в своем стремлении терпеть неуспех и в своем из
бегании терпеть неудачу, не стремись ни к чему чужому, не избегай ничего независящего от тебя. А иначе ты неизбежно
7должен и терпеть неуспех и терпеть неудачу. Какое тут за
труднение? Где тут имеют место эти "Как произойдет?" и "Как получится?" и "Не случилось бы того-то или того-то!"?»
256
Ну вот разве предстоящий исход не есть то, что не зави- |
8 |
|||
сит от свободы воли? - |
Да. - А сущность блага и зла за |
|
||
ключается в том, что зависит от свободы воли? - |
Да. - Так, |
|
||
значит, в твоей |
возможности пользоваться всяким получив |
|
||
шимся исходом В соответствии с природой? Разве кто-нибудь |
|
|||
может помешать |
тебе? - |
Никто. - Так больше |
не говори |
9 |
мне: «Как произойдет?» Ведь как бы ни произошло, ты отне |
|
|||
сешься к этому правильно, и получившийся исход будет для |
|
|||
тебя преуспеянием. А то кем был бы Геракл, если бы гово- |
10 |
|||
рил: «Как бы не появился передо мной огромный лев, да ог |
|
|||
ромный вепрь, да звероподобные люди!»? Да что тебе до то- |
|
|||
го? Если появится огромный вепрь, ты совершишь более ве- |
|
|||
ликий подвиг, если злодеи, избавишь свет от зол. - |
Так если |
11 |
||
я умру тогда? - |
Умрешь добродетельным человеком, со |
|
||
вершая благородное дело. Ведь поскольку смерть неминуема, |
|
|||
неизбежно оказаться застигнутым ею за каким бы то ни было |
|
|||
делом: или при занятии земледелием, или при занятии вска |
|
|||
пыванием, или при занятии торговлей, или при исполнении |
|
|||
,10ЛЖНОСТИ консула, или при несварении, или при п·оносе. Так |
12 |
|||
'~a каким делом хочешь оказаться застигнутым смертью ты? Я |
|
|||
лично - за каким бы то ни было делом человеческим, благо- |
|
|||
творным, общеполезным, благородным. А если я не могу |
13 |
|||
оказаться застигнутым за такими великими делами, то хотя |
|
|||
бы занятым тем, что неподвластно помехам, тем, что дано: |
|
|||
исправляющим себя, совершенствующим способность поль |
|
|||
'юваться представлениями, усердно добивающимся непод |
|
|||
верженности страстям, воздающим каждому отношению |
|
|||
свое; если я так |
преуспею в этом, - то и приступившим К |
|
||
третьему вопросу, вопросу, касающемуся непоколебимости в |
|
|||
сужденияхl • |
|
|
|
|
Если смерть застанет меня за этим, то мне достаточно, ес- |
14 |
|||
ли я смогу, воздев руки к богу, сказать: «Теми возможностя- |
|
|||
ми, которые я получил от тебя для осознания твоего управле- |
|
|||
ния и следования ему, я не пренебрег. Лично я не осрамил |
|
|||
тебя. Посмотри, как я пользовался чувствами, посмотри, как |
15 |
|||
общими понятиями. Жаловался ли я когда-нибудь на тебя, |
|
|||
был ли недоволен чем бы то ни было происходившим или |
|
|||
хотел, чтобы произошло иначе, нарушал ли отношения? Я |
16 |
|||
благодарен тебе за то, что ты породил меня, за все то, что ты |
|
|||
дал мне. Сколько пользовался я твоим, мне достаточно. |
|
|||
Возьми это обратно и назначь на какое хочешь место. Твоим |
|
|||
ведь было все, ты мне дал это». Разве уйти в таком состоянии |
17 |
|||
недостаточно? И какая жизнь лучше или пристойнее жизни |
|
|||
находящегося в таком состоянии, а какая развязка счастливее? |
|
|||
А чтобы добиться этого, нужно принять не мало и не пре- |
18 |
|||
успеть в не малом. Ты не можешь и консульства хотеть и это- |
|
|||
9 Беседы Эви ктета |
|
257 |
|
|
го, и землевладением быть серьезно занятым и этим, и о мо
19лоденьких рабах заботиться и о самом себе. Но если ты хо чешь чего-то чужого, твое - потеряно. Такова природа этого
20дела: даром ничего не бывает. И что удивительного? Если ты
хочешь стать консулом, то ты должен ночей не спать, носить
ся в беготне, целовать руки, томиться у чужих порогов, мно гое говорить, а многое и делать недостойное свободного, по 21 дарки посылать многим, гостинцы каждый день некоторым. И
что получается? Двенадцать связок прутьев2, трижды или че
тырежды восседать на председательском возвышении, давать
цирковые игры, делать раздачи. Или пусть кто-нибудь пока
жет мне, что, кроме этого. Так ради неподверженности страс
тям, ради невозмутимости, ради того, чтобы спать, когда спишь, бодрствовать, когда бодрствуешь, не страшиться ниче го, не беспокоиться ни о чем, ты нисколько не хочешь потра тить, нисколько потрудиться? Но если у тебя, занятого этим,
что-то окажется потеряно или потрачено плохо, или другому
достанется то, что должно было достаться тебе, ты сразу ста 24 нешь терзаться из-за происшедшего? Не станешь ли ты сопо
ставлять, что вместо чего ты получаешь, сколько стоящее
вместо сколько стоящего? Но ты хочешь получить такое ве
25ликое даром? И как ты можешь? Дело делу рознь. Ты не мо
жешь и об относящемся к внешнему миру с успехом забо титься и о своей верховной части души. А если ты хочешь то,
оставь это. Иначе у тебя не будет ни этого, ни того, поскольку тебя будет отвлекать и это от того и то от этого. Если ты хо
26чешь это, ты должен оставить то. Прольется масло, пропадет
утваришка, но я буду неподверженным страстям. Пожар будет
в мое отсутствие и пропадут книги, но я буду пользоваться
27представлениями в соответствии с природой. Но вот мне не
чего будет есть. Если я такой несчастный, пристанью будет
умереть. А это пристань всех, смерть, это - убежище. По этому никакое положение в жизни не бывает тяжелым. Когда
28хочешь, ушел, и вот не задыхаешься от дыма]. Так что же ты беспокоишься, что ночей не спишь? Разве ты не сообразишь сразу, где твое благо и зло, и не будешь говорить: «И то и
другое зависит от меня. Ни этого никто отнять у меня не мо
29жет, ни в то ввергнуть против моей воли. Так что же я не
храплю себе, завалившись? Мое - в безопасном положении.
Что касается чужого, пусть каждый смотрит сам, как у кого будет складываться, как будет дано от имеющего власть над
30тем. Кто я такой, что хочу иметь его вот так или вот этак? Да разве мне дан выбор в том? Да разве меня кто-то сделал упра вителем того? Мне достаточно того, над чем я имею власть. Вот это я должен устроить наилучшим образом, а что касается всего остального, - как будет угодно господину над тем»?
258