Файл: Беседы Эпиктета (Античная классика) - 1997.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.09.2024

Просмотров: 784

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всюду был порядочным благодаря совести, как все остальные

благодаря стенам, дверям и привратникам.

34А в действительности, просто только испытав побуждение

кфилософии, как страдающие желудком к какой-нибудь еде, к

которой вскоре почувствуют отвращение, тотчас - к скипет­ ру, к царской власти. Отпустил длинные волосы, надел потер­ тый плащ, обнажает напоказ плечо, бранится с встречными, и

35если увидит кого-нибудь в пенуле7, бранится с ним. Человек,

ты сначала пройди суровую закалку. Посмотри на свое влече­

ние, не влечение ли это страдающего желудком или беремен­

ной женщины с ее странными прихотями. Постарайся прежде

всего, чтобы не знали, кто ты: для самого себя занимайся фи-

36лософией некоторое время. Вот так рождается плод: семя должно какое-то время быть зарытым, быть сокрытым, посте­

пенно идти в рост, для того чтобы оно дало плод. А если до того, как пустить колено, оно выпустит соцветие, то оно бес-

37плодно, оно из Адонисова сада8• Вот такое и ты растеньице: ты

зацвел быстрее, чем следует, зима сгубит тебя жгучим моро-

38зом. Посмотри, что говорят земледельцы по поводу семян,

когда преждевременно потеплеет. Они беспокоятся о том, что семена могут буйно произрасти, потом хватит их раз мороз - и

39они не устоят. Смотри и ты, человек. Ты буйно произрос, бро­ сился за бренной славой преждевременно. Тебе кажется, будто

ты кто-то, глупец из глупцов. Ты померзнешь, а скорее померз уже в корне снизу, сверху же у тебя немного еще цветет, и по-

40этому тебе кажется, будто ты еще живешь и процветаешь. Дай

нам-то созреть в соответствии с природой. Что ты раздеваешь

нас, что понуждаешь? Мы пока еще не можем перенести воз­ дух. Позволь пойти в рост корню, потом первое пустить коле­

но, потом второе, потом третье9, и вот тогда плод со всей силой

проявит свою природу, даже если я не хочу этого.

41В самом деле, кто, вынашивающий в себе такие мнения и

исполненный ими, не сознает своей подготовленности и не

42влечется к соответственным делам? Бык, вот, осознает свою

природу и подготовленность, когда появится какой-нибудь

зверь, и не дожидается побудителя, и собака тоже, когда уви-

43дит какое-нибудь дикое животное. А я, если у меня будет

подготовленность добродетельного человека, разве стану ждать, чтобы ты подготовил меня к свойственным ему де­

лам? Однако пока еще у меня ее нет, поверь мне. Так что же ты хочешь, чтобы я посох преждевременно, как сам ты засох?

9. С впавшим в бесстыдство

Когда увидишь другого занимающим должность, проти­ вопоставь этому, что у тебя есть то, что ты не нуждаешься в

254


должности. Когда увидишь другого богатым, посмотри, что

 

есть у тебя вместо этого. Ведь если у тебя нет ничего вместо

2

этого, значит, ты несчастный. А если у тебя есть то, что ты не

 

нуждаешься в богатстве, знай, что у тебя есть больше и

 

стоящее гораздо больше. У другого -

жена красивая, у те-

3

бя -

то, что ты не жаждешь красивой жены. Всего этого, по­

 

твоему, мало? Да сколько дали бы сами эти богатые и зани­

 

мающие должности, и живущие с красивыми женами за то,

 

чтобы быть в состоянии пренебрегать богатством и должно­

 

стями, и самими этими женами, -

всем тем, что они любят и

 

чего достигают! Разве ты не знаешь, что такое жажда стра-

4

дающего лихорадкой? Она совсем не такая, как жажда здоро-

 

вого. Тот выпьет воды, и жажда у него утолена, а этот лишь

 

ненадолго почувствует утоление, -

его

начинает тошнить,

 

жажда его превращает воду в желчь, его рвет, у него рези, он

 

испытывает жажду еще сильнее. Вот что такое иметь жажду

5

и быть богатым, иметь жажду и занимать должности, иметь

 

жажду и спать с красавицей. С этим сопряжены ревность,

 

страх лишиться, постыдные слова, постыдные помыслы, дела

 

неблагопристоЙные.

 

 

 

 

-

Да что я, - говорит, - теряю? -

Человек, вначале ты

6

был совестливый, и вот теперь -

уже нет. Ничего ты не по­

 

терял? Вместо Хрисиппа и Зенона ты Аристида читаешь и

 

Эвена!. Ничего ты не потерял? Вместо Сократа и Диогена ты

 

уже восхищаешься тем, кто может совратить и соблазнить

 

больше женщин. Ты хочешь быть красивым, и изощряешься

7

в этом, поскольку ты не красивый, и хочешь щеголять

 

блистательной одеждой, чтобы привлекать внимание жен-

 

щин, и если тебе удастся раздобыть благовоньица, ты почи-

 

таешь себя счастливцем. А прежде ты и не помышлял ни о

8

чем этом, но о том, где пристойное слово, мужчина достой-

 

ный, помысел благородный. Вот потому-то ты спал как муж­

 

чина, появлялся как мужчина, одежду носил мужскую, разго-

 

воры вел подобающие добродетельному мужчине. И после

 

этого ты мне говоришь: «Я ничего не потеряю>? Вот так лю-

9

ди ничего, кроме монетки, не теряют? Совесть разве не теря-

 

ется, пристойность не теряется? Или теряющий это не может

 

потерпеть ущерб? Конечно, может быть, ты всякую такую

10

потерю уже не считаешь ущербом. А было когда-то время,

 

когда ты только ее считал и ущербом и вредом, когда ты бес­

 

покоился о том, как бы кто не сбил тебя с этих слов и дел.

 

Вот, ты сбит никем иным, а самим собой. Поборись с со-

11

бой, отними себя для пристойности, для совести, для сво-

 

боды. Если бы тебе говорили обо мне, положим, вот это, что

12

кто-то принуждает меня прелюбодействовать, одежду носить

такую, умащаться, разве ты не пошел бы и не расправился

255


собственноручно с этим человеком, который так· глумится

13надо мной? Ну так не хочешь ли ты помочь самому себе? И насколько легче эта помощь! Не убить кого-то должен ты, не заковать, не оскорбить, не на площадь выйти, но поговорить с самим собой, тем, который в особенности может поддаться твоему убеждению, для которого убедительнее тебя нет ни-

14кого. И прежде всего осуди все делаемое тобой, затем, осу­ див, не отчаивайся в себе, и пусть с тобой не будет так, как

бывает с неблагородными людьми, которые, поддавшись раз, сдаются полностью, и их уносит, как течением, но усвой пра-

15

вило учителей гимнастики. Мальчик упал. «Встань, - гово-

16рит, - и борись снова, пока не окрепнешь». Вот так пусть и

у тебя будет. Знай ведь, что нет ничего податливее челове­

ческой души. Нужно захотеть, и вот получилось: вот она ис­ правлена. Как стоит снова задремать, и вот она потеряна.

17 Ведь и потеря и помощь - внутри нас. - Ну а какое в этом

для меня благо? - Да какое ищешь ты больше этого? Из бес­

стыдного ты станешь совестливым, из непорядочного поря­

дочным, из бесчестного честным, из распущенного скром-

18ным. Если ты ищешь какие-то иные блага больше этих, делай что делаешь: даже из богов никто уже не может спасти тебя.

10. Чем следует пренебрегать и чему придавать значение

Затруднение у всех людей возникает в том, что относится к внешнему миру, безвыходность - в том, что относится к

внешнему миру. «Что мне дел~ть? Как произойдет? Как по­

2лучится? Не случилось бы того-то да того-то!» Все это слова людей, занятых тем, что не зависит от свободы воли. В самом деле, кто говорит: «Как бы мне не соглашаться с ложным?

3Как бы мне не отвергнуть истинное?»? Если окажется такой одаренный, чтобы беспокоиться обо всем этом, я напомню ему: «Что ты беспокоишься? Это от тебя зависит. Будь осто­

рожен: прежде чем не пр/иложишь природную мерку, не спе­

4ши соглашаться». Или вот, если он беспокоится о стремле­ нии, как бы оно не оказалось не достигающим своей цели и

терпящим неуспех, об избегании, как бы оно не оказалось

5 терпящим неудачу, прежде всего я поцелую его за то, что он,

оставив все то, что волнует остальных, и их страхи, заботится 6 о своих делах, где он есть он сам, затем скажу ему: «Если ты

не хочешь в своем стремлении терпеть неуспех и в своем из­

бегании терпеть неудачу, не стремись ни к чему чужому, не избегай ничего независящего от тебя. А иначе ты неизбежно

7должен и терпеть неуспех и терпеть неудачу. Какое тут за­

труднение? Где тут имеют место эти "Как произойдет?" и "Как получится?" и "Не случилось бы того-то или того-то!"?»

256


Ну вот разве предстоящий исход не есть то, что не зави-

8

сит от свободы воли? -

Да. - А сущность блага и зла за­

 

ключается в том, что зависит от свободы воли? -

Да. - Так,

 

значит, в твоей

возможности пользоваться всяким получив­

 

шимся исходом В соответствии с природой? Разве кто-нибудь

 

может помешать

тебе? -

Никто. - Так больше

не говори

9

мне: «Как произойдет?» Ведь как бы ни произошло, ты отне­

 

сешься к этому правильно, и получившийся исход будет для

 

тебя преуспеянием. А то кем был бы Геракл, если бы гово-

10

рил: «Как бы не появился передо мной огромный лев, да ог­

 

ромный вепрь, да звероподобные люди!»? Да что тебе до то-

 

го? Если появится огромный вепрь, ты совершишь более ве-

 

ликий подвиг, если злодеи, избавишь свет от зол. -

Так если

11

я умру тогда? -

Умрешь добродетельным человеком, со­

 

вершая благородное дело. Ведь поскольку смерть неминуема,

 

неизбежно оказаться застигнутым ею за каким бы то ни было

 

делом: или при занятии земледелием, или при занятии вска­

 

пыванием, или при занятии торговлей, или при исполнении

 

,10ЛЖНОСТИ консула, или при несварении, или при п·оносе. Так

12

'~a каким делом хочешь оказаться застигнутым смертью ты? Я

 

лично - за каким бы то ни было делом человеческим, благо-

 

творным, общеполезным, благородным. А если я не могу

13

оказаться застигнутым за такими великими делами, то хотя

 

бы занятым тем, что неподвластно помехам, тем, что дано:

 

исправляющим себя, совершенствующим способность поль­

 

'юваться представлениями, усердно добивающимся непод­

 

верженности страстям, воздающим каждому отношению

 

свое; если я так

преуспею в этом, - то и приступившим К

 

третьему вопросу, вопросу, касающемуся непоколебимости в

 

сужденияхl

 

 

 

 

Если смерть застанет меня за этим, то мне достаточно, ес-

14

ли я смогу, воздев руки к богу, сказать: «Теми возможностя-

 

ми, которые я получил от тебя для осознания твоего управле-

 

ния и следования ему, я не пренебрег. Лично я не осрамил

 

тебя. Посмотри, как я пользовался чувствами, посмотри, как

15

общими понятиями. Жаловался ли я когда-нибудь на тебя,

 

был ли недоволен чем бы то ни было происходившим или

 

хотел, чтобы произошло иначе, нарушал ли отношения? Я

16

благодарен тебе за то, что ты породил меня, за все то, что ты

 

дал мне. Сколько пользовался я твоим, мне достаточно.

 

Возьми это обратно и назначь на какое хочешь место. Твоим

 

ведь было все, ты мне дал это». Разве уйти в таком состоянии

17

недостаточно? И какая жизнь лучше или пристойнее жизни

 

находящегося в таком состоянии, а какая развязка счастливее?

 

А чтобы добиться этого, нужно принять не мало и не пре-

18

успеть в не малом. Ты не можешь и консульства хотеть и это-

 

9 Беседы Эви ктета

 

257

 

 


го, и землевладением быть серьезно занятым и этим, и о мо­

19лоденьких рабах заботиться и о самом себе. Но если ты хо­ чешь чего-то чужого, твое - потеряно. Такова природа этого

20дела: даром ничего не бывает. И что удивительного? Если ты

хочешь стать консулом, то ты должен ночей не спать, носить­

ся в беготне, целовать руки, томиться у чужих порогов, мно­ гое говорить, а многое и делать недостойное свободного, по­ 21 дарки посылать многим, гостинцы каждый день некоторым. И

что получается? Двенадцать связок прутьев2, трижды или че­

тырежды восседать на председательском возвышении, давать

цирковые игры, делать раздачи. Или пусть кто-нибудь пока­

жет мне, что, кроме этого. Так ради неподверженности страс­

тям, ради невозмутимости, ради того, чтобы спать, когда спишь, бодрствовать, когда бодрствуешь, не страшиться ниче­ го, не беспокоиться ни о чем, ты нисколько не хочешь потра­ тить, нисколько потрудиться? Но если у тебя, занятого этим,

что-то окажется потеряно или потрачено плохо, или другому

достанется то, что должно было достаться тебе, ты сразу ста­ 24 нешь терзаться из-за происшедшего? Не станешь ли ты сопо­

ставлять, что вместо чего ты получаешь, сколько стоящее

вместо сколько стоящего? Но ты хочешь получить такое ве­

25ликое даром? И как ты можешь? Дело делу рознь. Ты не мо­

жешь и об относящемся к внешнему миру с успехом забо­ титься и о своей верховной части души. А если ты хочешь то,

оставь это. Иначе у тебя не будет ни этого, ни того, поскольку тебя будет отвлекать и это от того и то от этого. Если ты хо­

26чешь это, ты должен оставить то. Прольется масло, пропадет

утваришка, но я буду неподверженным страстям. Пожар будет

в мое отсутствие и пропадут книги, но я буду пользоваться

27представлениями в соответствии с природой. Но вот мне не­

чего будет есть. Если я такой несчастный, пристанью будет

умереть. А это пристань всех, смерть, это - убежище. По­ этому никакое положение в жизни не бывает тяжелым. Когда

28хочешь, ушел, и вот не задыхаешься от дыма]. Так что же ты беспокоишься, что ночей не спишь? Разве ты не сообразишь сразу, где твое благо и зло, и не будешь говорить: «И то и

другое зависит от меня. Ни этого никто отнять у меня не мо­

29жет, ни в то ввергнуть против моей воли. Так что же я не

храплю себе, завалившись? Мое - в безопасном положении.

Что касается чужого, пусть каждый смотрит сам, как у кого будет складываться, как будет дано от имеющего власть над

30тем. Кто я такой, что хочу иметь его вот так или вот этак? Да разве мне дан выбор в том? Да разве меня кто-то сделал упра­ вителем того? Мне достаточно того, над чем я имею власть. Вот это я должен устроить наилучшим образом, а что касается всего остального, - как будет угодно господину над тем»?

258