ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.09.2024
Просмотров: 768
Скачиваний: 0
i Эллебор - растение (МОРОЗНf1К - Helleborus L., f1Лf1 чемеРf1ца -- Veratrllln L.?), которым в древности леЧf1Лf1 душевные болеЗНfl. ПО-Вf1Дf1МОМУ, ПРf1менялась
чемеРf1ца, в корневище которой содержатся ЯДОВf1тые алкалоиды (протовераТРI1Н,
неЙРf1Н 11 др.), деЙСТВУЮЩf1е на нервную систему.
Глава 16
1...ночева.7 в святЮllще... - &VEKOIj!i]61l. Здесь f1меется в виду так называемая
«f1нкубация». В СВЯТf1лищах АсклеПf1Я больные проводили ночь, ложась спать на щкуре принесенного в жертву животного, чтобы ПОЛУЧf1ТЬ во сне предскюание божества, указание способа лечения для исцелеНf1Я. Путем такой f1нкубаЦf1И так же вопрошалf1 оракулы в святилищах героев и ПРОРf1цателеЙ.
~Марцuева вода - Марциев акведук (один ю многих) в Риме, проведенный
в140 г. до н. Э. Квинтом Марцием Рексом, считаЮЩf1ЙСЯ техничеСКf1М и архитек
турным шедевром (сохраНf1Лf1СЬ знаЧf1тельные остатки его). Сама Марциева вода по своим качествам считалась в Риме самой лучшей (как f1 сейчас) и была пред назначена только для питья. Источнuк дUРК/I - на южной окраине Фf1В (главного города Беотии, в Средней ГреЦИf1), ю которого вытекала речка, прохо Дf1вшая через Фивы. Прозрачная вода лого 11сточника славилась своим превос ходным качеством (как f1 сейчас) и чудодействеННЫМf1 свойствами. Через Фивы
проходила и речка Исмен, тоже снабжавшая Фивы водой.
i См.: ') в р и n f1 д, Финикиянки, 368 (пришедший к Фивам Полиник, -- см.
примеч. 7 к 11, 22, - говорит с хором и матерью о своей тоске по родине, что он в югнаНf1И все время видит перед собой храмы и алтари богов и):
«ГимнаСИf1, вырос в которых я, и Дирки ключ».
4 ... са.\111 по себе телесные веЩ/l. - лраУj!ата <та> TuyxavOVTa. См. ПРf1меч.
к 1, 29.
j Т. е. афf1НСКИЙ Акрополь (с веЛf1колеПНЫМf1 мраморными сооружеНf1ЯМИ и
статуями).
(, Сузы - столица Элама (на террИТОрf1f1 современного Ирана), с середины
УI в. до н. Э. зимняя реЗf1денция пеРСf1ДСКИХ царей. Экбатаны (греческая переда ча МИДf1ЙСКОГО «Хамадан») - столица МИДf1И (на территории Ирана), с середины
УI в. до н. Э. летняя резиденция пеРСf1ДСКИХ царей.
7 .. .при ис'ре... - лаl<')I(i. Предлагается конъектура лаl1)iа (<<как депш).
х ....едUНосущеН с тобой. - ioo<; (<<равный, ОДf1наковый, такой же»), рукопис
ное чтеНf1е. В юданиях принята конъектура 06<; (<<твой»).
<) ... сиди в... - &У 1300<; КОlлi\l ка6i]j!ЕVЩ... Это выражение (по рукописному
чтеНf1Ю) буквально значит «в чреве коровы», но что оно означает, неювестно
(может быть: «колыбель, люлькю>?). Предлагаются разные конъектуры.
10 Прокруст - злодей в Аттике, который убf1вал пойманных им путников,
растягивая их на длинном ложе f1Лf1 обрубая неумещавшиеся чаСТf1 на коротком. Скирон - разБОЙНf1К f1 злодей в Аттике, который грабил путников, 'штем сталки вал их в море на съедение чудовищной черепахе. Тесей, аттичеСКf1Й герой, сын афинского царя Эгея, устанавливая порядок в Аттике, совеРШf1Л ряд подвигов,
очищая Аттику от чудовищ и злодеев. К числу этих подвигов относится и рас
права Тесея с Прокрустом и Скироном.
Глава 17
1 .. .0 другие,.. обрести. - |
о! 1)' (другое чтение - |
0(1)') iv' ал aUTrov |
ЛЕРIЛОIi]оrovтat. Смысл неясен, так как при глаголе нет дополнения (может быть, пропуск в тексте?).
288
~ Теоnшm - греческий оратор (ученик Исократа) и историк 'V в. до н. Э. ОТ
его речей и исторических трудов сохранились только фрагменты. В специальном сочинении он выступил с резкими нападками против Платона (оно тоже не со
хранилось), - см.: А Ф и н е й, XI, 508с. Теопомп родился ок. 378 - 376 гг. до н. Э.,
Платон умер в 347 г. до н. Э. В древности Теопомпа как историка упрекали за его
резкие нападки против очень многих.
' ... '1то.. 110нятиii? - ОТ\ &vvoiac; о(ж Eixol1EV EKaOTOU TOUT(i)V Q)UO\Kac; ка!
7tрол.1]'IIЕ\С;; См. примеч. 3 к 1, 2.
~ См. примеч. 3 к 1, 4.
'См.: 1 в р и п и д, Медея, 790 слл.
Ь «Лжец» - 'IIЕuб6I1ЕVОС; (5С. л.оуос;), парадокс, приписываемый 1вбулиду (IV
в. до н. э.), философу мегарской школы. 1вбулид из Милета был учеником 1в
клида из Мегар (ок. 450 - 380 гг. до н. Э., основателя мегарской школы; это не математик 1вклид), был знаменит своими парадоксами. Варианты «Лжеца» сво
дятся к следующему: «Когда человек говорит, что он лжет, лжет ли он или гово
рит правду?» Хрисиnn (см. примеч. 2 к 1, 4) написал много сочинений на эту тему
(см.:Диог.Л., VII, 196-197).
7 См. примеч. 4 к 1, 19.
RАнтиnатр - из Тарса, выдающийся философ-стоик 11 в. до н. Э., ученик
Диогена Вавилонского (см. в примеч. 1 к 11, 3; учеником Антипатра и Диогена Вавилонского был Панетий, основатель Средней Стои, глава школы в Афинах после Антипатра, с 129 г. до н. э.), современник академика Карнеада, с которым он полемизировал, защищая учение Стои от его нападок (см. в примеч. 1 к 1, 5).
Об Археде.ие см. примеч. 4 к 11, 4.
Глава 18
I ..• тО.же nре.7юбодеЙ. - ка! «О 110\ХОС;». В переводах это понимается как: го
ворит тоже (также): «Блажен прелюбодеЙ». Может быть, это правильно.
::> См.: 11, 19, 1 - 9 и примеч. 1. - Слово «софизм» употреблено здесь (и ни
же - о «Лжеце» и «Покоящемся») в смысле трудноразрешимой задачи, посколь
ку это не софизмы в обычном смысле. В литературе обычно называют их пара
доксами (а также апориями, антиномиями, соритами).
'О «Лжеце» см. примеч. 6 к 11, 17. «Покоящийся» - 'Houxa~(i)v (5С. л.Оуос;),
род сорита (парадокса «куча»). См.: Цицерон, Академика, 11,93; Авл
Г е Jl л и Й, 1, 2, 4.
4Слова «.. .кО<'да... бедствия... » (§ 20) и к.удалившись... людь.ии... » (§ 21)-
почти точная цитата из «3аконов» Платона, 854 Ь6 - с 1 (где речь идет относитель но закона о святотатстве). ...какое-нибудь представление такое... - то, о чем гово рило~ь в § 15 - 18.
'См.: П л а то н, Пир, 218с слл.
6 По одной из версий Геракл считался основателем Олимпийских игр и пер
вым победителем.
7 Необычайный - 7tарабо~ос; (<<парадоксос», парадоксальный, т. е. «не
ожиданный»), название, присваивавшееся выдающимся победителям атлетам, а
также актерам и музыкантам. Первоначальным названием (считают, что оно по
явилось в римское время, т. е. приблизительно с начала I в. н. Э.), было 7tарабо~оviк"с; (<<неожиданный победитель»), которое употреблялось и впо
следствии, но реже.
RДuоскуры - «сыновья 3евса», Кастор и Полидевк, братья-близнецы. От со
юза Леды (жены спартанского царя Тиндара) и 3евса родились Полидевк и Елена,
а от союза Леды и Тиндара (в ту же ночь) родились Кастор и Клитемнестра. Пос-
10 Беседы Эпиктета |
289 |
ле смерти Кастора братья проводили день среди богов. день в подземном мире.
Диоскуры были божествами-покровителями многих сторон жизни, особенно по
кровителями мореплавателей.
<) Г е с и о д, Труды и дни, 413.
Глава 19
I «Госnооствующее рассу.ждение» - о KUPIEUrov л6уос; (в остальных случаях
просто: KUPIEUroV). В соответствующей литературе по логике, например, на ан глийском языке переводится «Master-argument», на франuузском - «Le
Dominateum (или argument dominateur, 'е raissonnement dominateur) или
«Triumphateum, на немеиком - «Меistег-SсhluР». 'Это - проблема модальной
логики. Б. Мейтс (указ. соч. в примеч. 1 к 1, 7, с. 37) называет его Диодоровой импликаuиеЙ. Почему зто рассуждение названо «Господствующим», точно неиз
вестно (П01ТОМУ перевод условный). ~ |
1 1ТОЙ главы служит основой для рекон |
|||
струкции «Господствующего» (а |
~ 1 - |
9 - для |
реконструкuии решения его |
|
у стоиков). См.: R i s t (указ. соч. |
в примеч. 5 к 1, |
1), рр. 112 - 132; |
К n е а I W. |
|
апd М. (указ. соч. в при меч. 1 к |
1, 29), |
рр. 117 - |
128; R е е s о r М. |
Е. Fate and |
possibility in early stoic philosophy. Foenix. Toronto. Yol. XIX, N~ 4,1965, рр. 285297; В r u n J. Les Stoiciens. Paris, 1957, р. 67 sqq.; S с h u h I Р.- М. Le Dominateur
et les possibIes. Paris, 1960. См. также Ц и u е р о н, О судьбе.
~Диодор Диалектик, или Крон(ос), (lУ - начало 111 вв. до н. 1.) - философ
мегарской школы. Его учеником был Зенон, основатель стоической школы (см.
примсч. 2 к 1, 17). |
|
1 |
Г!аllтои() (первая половина 111 в. до Н. 1.) - философ мегарской школы. |
-1 |
ГС.7ЛШ/l/К - последний греческий логограф (У в. дО Н. 1.), старший совре |
менник ['сроДота (логографами называют авторов прозаических сочинений исто рического характера до первого настоящего I1.сторика Геродота). Одним из мифо
графических сочинений Гелланика было «Троянские события», в 2-х книгах, которое, по всей видимости, и имеется здесь в виду. Ниже (~ 14) упоминается его
сочинение «I:гипетская история». Из его многочисленных и разнообразных сочи
нений сохранились только фрагменты. |
|
||
'«() вm,wо.жжJ),/)) - |
ХЕР! оuvацоv |
(букв.: «О возможных»). По-видимому, |
|
1десь rюдра'lумеваются, |
как и в ~ |
I - |
3, «высказывания о возможном» или |
«суждения о ВО'Jможном» (?) (в ~ 1 - |
3 - |
в единственном числе). |
|
('Одиссея, 'Х, 39. |
|
|
|
)Дио,'еll Вавилонский (см. в rlримеч. |
1 к 11,13). |
||
х Перипатетики - |
школа Аристотеля. |
||
|
Глава 20 |
||
I Об акш)е,wиках см. примеч. 1 к 1, 5. |
В ~ 1 - 5 'Эпиктет, по-видимому, имеет |
в виду сксrrтическую школу, пирроников (см. примеч. 1 к 1, 27).
'Галлы - здесь: оскопленные жреuы богини Кибелы (Великой Матери),
оргиастический культ которой был распространен во многих местах Малой
Азии.
,1 Предлагаются конъектуры: «и пьяных», «и других».
.j Например, как сообщается, Карнеад, глава Новой Академии (см. примеч.
к 1, 5), участник знаменитого афинского посольства в Рим в 155 г. до н. э. (вместе
сглавой перипатетической школы Критолаем и главой стоической школы Диоге ном Вавилонским, см. примеч. 1 к 11, 3), выступил в Риме с речью в защиту спра
ведливости, а на следующий день - с речью против справедливости. См., напр.:
290
ц и ц е р о н, О государстве, книга III (почти вся); П л у т а р х, Марк Катон (Старший), 22 - 23. Эти речи Карнеада - не свидетельство беспринципности, а
демонстрация его скептического учения, по которому ничего нельзя положитель
но доказать (каждый тезис может быть доказан и с таким же успехом - опро
вергнут), ввиду отсутствия абсолютного критерия истины.
5 В 480 и 479 гг. до н. Э. при нашествии персов. - Фермопильское ушелье
(проход из Северной Греции в Среднюю) зашишал от огромного персидского
войска небольшой отряд спартанцев во главе с царем Леонидом (в 480 г. до н. э.).
Весь храбро сражавшийся отряд (300 человек) с царем пал в сражении (вследствие предательства), nepcbI вторглись в Аттику, захватили и сожгли Афи ны (афиняне переселились на острова). В морском сражении при Саламине nepcbI потерпели поражение. В 479 г. nepcbI вновь заняли Афины, но вскоре вынуждены
были уйти из Аттики (и в сражении при Платеях, в 479 г., потерпели поражение).
6 ЭnuxеЙре.'I1Ы - t1t1XElpiH.la'ta. Если это слово употреблено как логический
термин (см. примеч. 1 к 1, 8), то здесь, вероятно, в смысле «софистические дока зательствю). Обычное значение этого слова - «попытка, затея» (что возможно и здесь).
Глава 21
I ПЕрi aV0l.loA.oyiac;. По-видимому, судя по содержанию главы, здесь имеется
в виду «неадекватностЬ» (неадекватное самовосприятие?). Ниже «признают» -
Ol.loA.OYOUOIV.
Глава 22
I В этой главе существительное q>tA.ia (<<любовь, дружба»), глагол фlА.ЕФ
(<<любить, дружить»), а также существительное фiА.о<; (<<друг»), выражают одно понятие «любовь-дружба», но в переводе невозможно соблюсти эту последова
тельность, поэтому они переведены по-разному, как представлялось соответ
ственным в каждом случае (это относится и вообще ко всем остальным отдель
ным?случаям в тексте).
- См. примеч. 1 к 1, 6.
3 .• .nеременчuво... - l.Iиа1t'tО>'tфС;. Это наречие употреблено здесь в каком-то
особом значении, не очень ясном (хотя по контексту можно догадываться). Основное значение форм существительного и глагола этого слова - «изменение». См. l.Iиа1ti1t'tОV'tЕС; (в 1, 7, заглавие, с примеч., и др.), которое здесь
переводится как «изменяющиеся рассуждения».
4Дальше предполагается nponycK в тексте.
5 Э в Р и n и д, Алкестида, 691. Адмеmу, сыну Ферета, царю города Фер (в
Фессалии, в Северной Греции) было обещано отсрочить смерть, если кто-нибудь
согласится умереть вместо него. Его старые родители отказались умереть вместо
него, но на это согласилась его молодая жена Алкестида (Алкеста).
6 •• 'nWlи... - предлагается конъектура: «играли».
7 Э в Р и n и д, Финикиянки, 621 - 622. После изгнания царя Эдипа из Фив
его сыновья Этеокл и Полиник вместе правили Фивами, но Этеокл изгнал Поли
ника, который отправился в Аргос, организовал так называемый Поход Семерых против Фив, чтобы вернуть себе царскую власть. Братья, вступив в поединок у
стен Фив, убили друг друга.
8 См. т а м ж е, 1365 слл. и 1373 слл.
9 См.: Ар Р и а н, Анабасис (=«Поход Александра»), YI1, 14, 5. - Здесь Алек
сандр - Македонский.
10· |
291 |