ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 1971
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Хронология От сотворения мира до Рождества Христова
IIвек –эпоха мужей апостольских (1 половина)
1762-96 Царствование Екатерины II 632
1796-1801 Царствование императора Павла I (правил 4 года, 4 месяца и 4 дня)669
1801-25 Царствование Александра I Благословенного
1819-1901 Правление Виктории –Королевы Англии 1837—1901774
1825 -1855 Царствование Николая I
1852-70 Франция Вторая империя
1855-1881 Царствование Александра II(убит народовольцами)
1861-65 Линкольн Авраам (1809-1865) –16-й президент сша880
1862 Начало правления Бисмарка
1881-1894Царствование Александра III
1894-1918 Царствование Николая II
1953-64 Правление Хрущева(1894-1971)1178
2006 7514 Год от Сотворения Мира
11.03. Землетрясение в Японии 8,9 баллов. Высота цунами – 10 метров
253Ученик Поликарпа Смирнского. Из соч. «Против ересей»: «заблуждение заманчиво и вероподобно и нуждается в прикрасах, а истина без прикрас и потому вверена детям»
254Мученицу, дочь знатного карфагенянина, заточили в тюрьму, разлучив с грудным ребенко. Старый отец, язычник, придя в темницу, плакал, уговаривая отречься от Христа и пожалеть младенца. Парпетуя говорила, что страдания близких и разлука с ребенском были для нее самой страшной пыткой, но не отреклась от Христа…Ради любви к убийцам пообещала им дать знак своего пребывания со Спасителем. По усекновении ее главы предстал пред ними Ангел с корзиной благоуханных неземных фруктов и сказал: «Это вам прислала святая Перпетуя в знак пребывания со Христом». — и мучители исповедали Христа.
255“Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древней псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою”. “К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов... должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство,- оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство и пьянство в самом зародыше. Хроматические гармонии должны быть предоставлены музыке нецеломудренной”.
256По ее молитве обрушилась часть храма с идолами, которым ее принуждали принести жертву. По молитве о просвещении мучителей явились ангелы. Мучители уверовали и были тоже казнены.
257«Симфония — это сладкое согласие двух различных звуков, соединенных между собой».
«К нашему рождению причастна музыка. Заключается ли она только в звуке, как говорит Сократ, или в звуке и в движении тела, по Аристоксену, или в них обоих и еще — в движении души, как думает Феофраст, — определенно, много в ней божественности и всего более властна она в движении душ». «Сами души людей — божественные, хотя против и кричит Эпикур, — природу свою познают через песни. Чтобы легче сносить тяготу, например, в корабельном плавании — у корабельщиков музыка; и когда легионы бьются в строю, даже смертный страх прогоняется трубой. Потому Пифагор, как рассказывают, чтобы проникся дух своей божественностью, имел обыкновение, прежде, чем предаться сну, и после пробуждения играть на кифаре, и врач Асклепиад разум душевнобольных, возмущенный недугом, часто симфонией возвращал к его природе. А Герофил, наставник в том же искусстве, говорил, что пульс в венах бьется в музыкальных ритмах». (Вестник древней истории, 1986, N2,3)
258Родом из Фригии, имел от Господа дар исцеления различных болезней и изгнания бесов. Как христианина в гонение Деция его мучили, привязав к коню, на котором правитель ехал ради развлечения. Воины, жегшие его факелами, увидели, как с неба спустился венец и встал в воздухе над головой мученика. С того времени Трифон пребывал в великой духовной радости, ибо Господь посетил его и утешил. Правитель приказал усечь его мечом. Господь взял его душу до того, как меч коснулся его шеи.
259 «qui non habet Ecclesiam matrem, non habet Deum Patrem»
260 Возобновил жестокие гонения на христиан, издав 4 эдикта, под угрозой лишения должности и жизни запрещавшие христианам совершать богослужения, иметь храмы, заставлявшие их сжечь священные книги и приносить жертву богам. Все христиане обязаны были вернуться к язычеству. Непокорные подвергались пыткам.
261Раб римлянки Аглаиды, пребывал с ней в греховной связи, но в душе оба желали омыть грех. Узнав, что молитвами у мощей святых мучеников можно получить спасение, Аглаида отправила Вонифатия за мощами на Восток. В Киликии, в г. Тарсе, Вонифатий, видя просветленные лица мучимых христиан, бросился к ним, целуя им руки и ноги и прося их молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать за Христа, что вскоре и осуществилось. Над его мощами, привезенными ее госпоже и погребенными ею, она построила храм. Раздав имение, св. Аглаида провела 18 лет в иноческих трудах в монастыре, стяжав дар изгнания злых духов.
262“Кто из здравомыслящих людей может поверить богам… в виде осла, собаки или свиньи?”
263 «Пусть никто из отрекшихся от мира не думает о себе, что он оставил нечто великое, потому что по сравнению с небесными благами вся земля ничтожна и мала». Антоний претерпев великую брань с дьяволом и бесами (они сильно избивали его, являли ложный свет), опытно удостоверился в бессилии яростного сатаны. «Великую силу, возлюбленные братья, имеют против диавола чистая жизнь и непорочная вера в Бога. Поверьте моему опыту, – для сатаны страшны бодрствование живущих по воле Божией людей, их молитвы и посты, кротость, добровольная нищета, скромность, смирение, любовь, сдержанность, больше же всего – их чистосердечная любовь ко Христу». Антоний видел отшествие души старца Аммония, оповестил об этом братий. Кажется, Антоний первый сообщил нам о мытарствах, которые проходят души умерших людей после смерти, встречаясь с бесами-истязателями, препирающимися с ангелами (Антоний прошел мытарства до смерти). Ради изобличения ереси Ария 104-летний старец вышел из пустыни в Александрию. Множество бесноватых и больных получили тогда исцеления. По свидетельству св. Афанасия Александрийского, за несколько дней пребывания Антония в городе, число обратившихся язычников превысило число обращенных в течение года. Святой имел мудрость от Бога, посрамлял языческих философов, говорил:«В ком здоровый ум, тот может и не нуждаться в письменах». Св. Антоний оставил нам 20 речей 20 посланий, правила жизни увещания и изречения. Из наставлений святого: «Страх Господень соделывает человека свободным и спасает его от грехов» «И пришел ко мне глас от милосердого Господа: "диавол ничего не может ниспровергнуть. Такой власти он не имеет: потому что Я пришел, восприняв в себя человечество, и стер в прах могущество его; но человек сам, своим похотением и сладострастием сокрушает себя и падает"» «Сущность философии заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти»
264“Бог спасает нас не без нас!”
265 Маленьким мальчиком Афанасий крестил своих сверстников на берегу моря, присовокупив к сему поучение. Патриарх Александрийский Александр, случайно взглянув в окно, с удивлением наблюдал совершение таинства. Призвав детей и выяснив с тщанием, что все совершалось в строгом соответствии с церковным уставом, признал крещение истинным и довершил таинство миропомазанием, родителям же посоветовал воспитать детей для священства. Афанасий имел и блестящее светское образование. На Первом вселенском соборе (325) Афанасий, известный уже своими трудами, победоносно опровергал еретика Ария. Среди множества сочинения Св.Афанасия выделяется Житие Антония Великого, которое свт. Иоанн Златоуст советует читать каждому человеку.
266 «Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и Бога с душою… Тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и находить покой в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. – М., 1998, с. 10-11. В 40 лет Макарий получил дар великих чудотворений и пророчества (святые никогда не испрашивали даров, ибо это признак гордости, но принимали их, покоряясь воле Божией): многократно воскрешал мертвых, изгонял бесов, мысленными очами видел дальнее так же ясно, как и близкое, однажды перенес по воздуху инока и сам бывал перенесен. Встретив на дороге идольского жреца, несшего тяжелое бревно, приветствовал его: «Спасайся, трудолюбец, спасайся»! Тот, покоренный любовью святого, изъявил желание креститься и стать иноком. «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми», «Бог соизволяет безгрешной душе, и чего она ни попросит от Него, получает», – наставлял Макарий. Будучи нестяжательным, помогал вору красть свои вещи. Имел крайнее смирение, так что и дьявол признался ему (возможно, ради попытки соблазнить его возношением): «из-за твоего смирения не могу бороться с тобой». Святые отцы видели, как душе Макария, несомой херовимом, кричали воздушные бесы, желая в последний раз соблазнить святого: «О, какой славы сподобился ты, Макарий… избежал ты наших рук». Смиренный же Макарий отвечал, что еще не избежал, и только во вратах рая сказал: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». Смиренные молитвы Макария вошли в утреннее и вечернее правило христиан. «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою…»
267 Друг Макария Великого (оба – ученики преп. Антония Великого), аскет. Не ел вареного, ни печеного, питался жестким просом и семенами, размоченными в воде. Убив комара, наказал себя как убийцу и мстителя, пребывая нагим в болоте. Иноку Феосфию, встетившему его в пустыне, носящего тяжелый короб с песком, отвечал: «Я томлю томящего меня». Однажды повелел своему уму: смотри, не сходи с неба. Простояв двое суток, так раздражил дьявола, что тот, превратившись в пламень, сжег все, даже рогожу, на которой стоял святой. Тогда он сошел умом до земных помыслов, чтобы не впасть в грех высокоумия. Имел великий дар исцелений, по любви исцелял и животных (дал зрение слепому щенку гиены, брошенному к его ногам гиеною). Святому не вредили укусы смертоносных змей. Макарий воочию видел, как бесы искушали иноков: что они им представляли, то те помышляли. Святой удостоверился в этом, призвав к себе иноков после службы и расспросив о бывших им помыслах. Макарий видел также, что от недостойных причастия дары улетали, а иных причащал Ангел Господень. Святой оставил после себя правило монашеское в 30 главах, письмо к инокам, слово об исходе души и о состоянии по смерти.
268Константин провозглашен рим. императором в 306 году; с 325 г. после войн восстановил единоличное управление Римской империей. Перенес столицу в Константинополь. В 313 г. в Милане издал эдикт о веротерпимости. Председательствовал на 1 Вселенском (Никейском) соборе (325 г.). «Видение Константина»: перед одной из решающих битв с претендентом на власть Максенцием в небе появился несомый ангелами крест с монограммой Христа и надписью «Сим победиши»; – основа для композиций на тему «Прославление Креста».
Мать Константина Елена, приняв крещение, способствовала распространению христианства. В 326 г. в Святой Земле обрела крест, на котором распят Иисус Христос.
269 «До скончания века не оскудеют святые, но в последние годы святые эти скроются от людей и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что в Царствии Небесном явится выше первых чудесных отцев».
270Родственница св. Георгия Победоносца, племянница Иерусалимского патриарха. Родилась в Каппадокии, 12-лет с родителями пришла в Иерусалим. Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, поручила идти в Иверию. В сновидении передала ей крест из виноградной лозы. Проснувшись, обнаружила крест в руках (хранится в Сионском кафедральном соборе Тбилиси). После того патриарх Иерусалимский, дядя св. Нины, благословил ее на апостольское служение. Обратила ко Христу жителей Иверии и соседних стран, армянского царя Тиридата. В летописях сказано, что Господь открыл св. Нине, где находится Его хитон. Позднее на этом месте был воздвигнут первый в Иверии христианский храм.
271Сократ Схоластик рассказывает, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали.
Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
272 «Сущность философии заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти». «Мир есть училище Боговедения» (беседа 1-я на Шестоднев).
«Бог сотворил тело, а не болезнь…сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. Отпав от Него, она стала страдать. <...> Но говорят: «Почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы хотели?» Потому же, почему и ты не тогда признаешь слуг исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что они добровольно выполняют перед тобою свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добродетельно. Добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости; а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно».
Св. Василий имел дар прозорливости, молитвою испросил для св. Ефрема знание греческого языка, молитвою разрешил спор с арианами (правое вероисповедание — того, по чьей молитве откроются двери церковные): при молитве св. Василия сокрушились и выпали затворы, расселись печати и врата открылись как бы от бури. По всенощной молитве очистилась хартия грехов женщины. Ради обращения врача отложил свою смерть, и потрясенного врача крестил.
«Шестоднев», псалмы, монашеские правила, послания, литургия Василия Великого. Хр. космология. Учение о Св. Троице (совместно с Григорием Богословом понятия «усии» (сущности) и «ипостаси», – соотношение общего и особенного в Боге. Это позволило преодолеть противоположные ереси арианства и савеллианства, подготовило решения II Вселенского (Константинопольского) Собора. «О Духе Святом» – о личной природе Св. Духа, его равенство двум другим лицам Св. Троицы.