ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 1979
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Хронология От сотворения мира до Рождества Христова
IIвек –эпоха мужей апостольских (1 половина)
1762-96 Царствование Екатерины II 632
1796-1801 Царствование императора Павла I (правил 4 года, 4 месяца и 4 дня)669
1801-25 Царствование Александра I Благословенного
1819-1901 Правление Виктории –Королевы Англии 1837—1901774
1825 -1855 Царствование Николая I
1852-70 Франция Вторая империя
1855-1881 Царствование Александра II(убит народовольцами)
1861-65 Линкольн Авраам (1809-1865) –16-й президент сша880
1862 Начало правления Бисмарка
1881-1894Царствование Александра III
1894-1918 Царствование Николая II
1953-64 Правление Хрущева(1894-1971)1178
2006 7514 Год от Сотворения Мира
11.03. Землетрясение в Японии 8,9 баллов. Высота цунами – 10 метров
299Богом посланный к сапожнику научиться смирению, стал помышлять: «все спаутся, один я погибну»
300Правило о пении: “Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви”. Певцы поставлялись на служение малым посвящением и особой молитвой.
301«Ложь говорит тот, кто умствует, будто из различия имен должно заключать о различии сущностей»
302«Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания преимущественно втайне: и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия… Потому что, если начнем отвергать неписаные обычаи, как имеющие небольшую силу, то непременно повредим Евангелию… Например… слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно?.. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания, а еще и самого крещаемого — по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному?» (Правило Василия Великого 91) Своей молитвой свт. Василий дал Ефрему Сирину разумение греческого языка и впоследствии посвятил его в пресвитеры.
303«Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать»
304«Падшие духи принимают величайшее старание о том, чтоб действовать скрытно и пребывать незамеченными» (Преподобный Макарий Великий, Слово VII, глава 31)
305Когда однажды Феодосий, посетивший тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой.
«Это чудо удивило Патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосий».
306«Тогда (в грехопадении праотцев) мы за преслушание изгнаны из рая, теперь же верою вселяемся в рай. Или еще решительней: - нельзя быть участником в благах иначе, как если вера во Христа даст вожделенное». «Но приявший баню пакибытия подобен молодому воину, только что внесенному в воинские списки, но еще ничего не выказавшему ни воинственного, ни мужественного. От него ждут подвигов. И только за подвиги подобает воздаяние и награда – блаженство. Вера требует сопутствия сестры своей – доброй жизни»
307«Молитва есть отрешение помыслов»
308 «Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ее от Бога Спасителя» Ефрем Сирин. Псалтырь, или Богомысленные размышления. М., 1973, Пс.1.
309"Надо смотреть не на то, как человек падает и грешит, а на то, как он поднимается и избавляется от греха".
310 Иоанн ЗЛАТОУСТ т.4
Церковь есть духовная лечебница с 2
дом пусть будет церковью, чтобы убежал оттуда диавол с12 Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни с13 Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная с14
(МВ: не мерою дает Бог духа)
Как возможно, скажи мне, чтобы столько стихий и такое благоустройство (существующего) управлялось без правителя и повелителя вселенной/? с18
Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья с22
Что может быть прекраснее того, что удостоилось похвалы от самого Создателя?
с27 Итак, когда ты поднимешь глаза и увидишь красоту, величие и благотворность неба, то устремись отсюда к Создателю, как сказал премудрый: от величества бо красоты созданий сравнительно рододелатель их познавается (Прем ХШ 5), и из самого создания этих стихий усматривай, какова сила твоего Господа с27
Ничто не может так возбуждать говорящего и внушать ему такое обилие мыслей, как усердие слушателей. с29
Языку назначим некоторые правила и пределы, так чтобы наперед взвеливать выражения и потом уже произносить слова, а мысль приучим не вымышлять ничего в
Здешняя жизнь есть время подвигов,трудов и борьбы, а та - время венцов, наград и воздаяний. с34
Что может быть безумнее этих людей, которые не могли из создания познать Создателя (...)? с44
Таков наш Владыка: когда видит бодрую душу и пламенное желание, то по Своему щедролюбию, подает Свое богатство обильно, свыше прошения с67
Действия музыки (из Беседы на псалом 41): интонация пения возвышает человека в жизнь с Богом, окрыляет душу, отрешая от земли, избавляя от уз тела, от тяжести греха, располагает любомудрствовать и презирать все житейское
311 Ему мы обязаны разработанным учением о синергизме – содействии Божественной и человеческой воли. Забвение этого принципа на Западе привело к коренной неправильности в понимании главнейшего вопроса жизни, к фаталистически-кощунственному истолкованию (в протестантизме) идеи Божественного Промысла, якобы направляющего некоторых людей к гибели. Православное решение таково: Бог хочет спасти всех (Иез. 33:11), если к тому же устремлен и ты сам – то предопределен ко спасению. В Божественном Промысле учтена свободная воля всякого человека, и все посылаемые ему обстоятельства жизни спасительны.
312 «Возлюби Бога и поступай как хочешь». «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Разделял время мыслимое и переживаемое, небесное и земное.
313«Трезвение —творец всех заповедей Ветхого и Нового Заветов».
314Марк Ефесский в своем “известии о кондаках” пишет: “Творец кондаков - чудный Роман: он получил дар сей от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей свиток (томосили по другому -кондакиа) с повелением снесть; исполнив это он тотчас встал, - это было в день Рождества и начал петь “Дева днесь”. После этого он составлял и другие кондаки... Он же составил и икосы...”
315 Однажды эконом сказал преп Евфимию: хлеба осталось на 10 человек, а паломников из Иерусалима 400. По молитвам святого хлеба хватило и братии, и всем путникам.
316 «… бессмысленны законы, излишни судилища, наказывающие совершенно неповинных, несообразны порицание и похвала, бесполезны и молитвы, – если все управляется роком. Исключается также Промысл вместе с религией… Рассуждающие таким образом … делают не что иное, как ниспровергают вселенную… Нет нужды выслушивать это, раз оно заключает в себе очевидное богохульство и несообразность… [Поскольку Платон] подчиняет фатум Промыслу, он малым чем разногласит с Божественным Писанием, по которому один только Промысл управляет всем. Но он весьма значительно расходится [со Священным Писанием], говоря, что результаты того, что в нашей власти, следуют из необходимости… Бог ведь не подчинен необходимости, и невозможно сказать, что Его воля служит необходимости, так как Он есть Творец и необходимости… Бог есть ее Владыка… [потому] молитва имеет великую силу” Немезий, епископ Емесский. О природе человека. – Почаев, 1905, с. 161-162, 169-171.
317«…я - неотесан, изгнанник, неуч, неспособный заглянуть в будущее, но я твердо знаю, что прежде, чем я обрел смирение, я был подобен камню, лежащему в глубокой трясине и Сильный пришел и в милости Своей поднял меня и вознес, и положил наверху стены. И оттуда я могу восклицать Господу в благодарении за Его великие благодеяния и в этом мире и в вечности, благодеяния, которые ум человеческий не в силах оценить. Потому дивитесь вы, великие и малые, боящиеся Бога и вы, люди красноречивые, внимайте и размышляйте над сказанным. Кто мог избрать меня, глупца, среди тех, кто мудр в глазах людей и сведущ в законе, и искусен в словах и во всем прочем? Меня, поистине ни на что не годного в этом мире, Он вдохновил более других, чтобы я мог стать - если сумею - тем, кто со страхом и благоговением, без недовольства, верно служит людям, к которым любовь Христова привела меня и которым отдала на всю мою жизнь, мог служить - если буду достоин - истинно и со смирением. Сколь велика вера моя в Троицу, столь велик и долг мой, невзирая на опасности, объявлять о дарах Божьих и о Его вечном утешении, возвещать повсюду имя Божие с уверенностью и без страха, чтобы оставить по себе, после своей смерти, опору для своих братьев и сынов, из которых я столь много тысяч крестил в Господе. И я не был того достоин, и не имел ничего, за что Господу надлежало бы даровать мне, чтобы после лишений и столь великих испытаний, после моего пленения и всех этих долгих лет, Он дал мне столь великое благо в виде этих людей, благо, на которое во дни моей юности я не мог надеяться и которого не мог и вообразить. Но тогда, когда я достиг Ирландии, я каждый день пас стадо и каждый день молился множество раз. Любовь моя к Богу, страх Божий во мне и моя вера возрастали все более и более и дух мой побуждал меня к тому, что за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, - и так даже тогда, когда находился в лесу или в горах, и я просыпался до восхода, чтобы молиться - в снегу, на ледяном холоде, под дождем, и я ни разу не занемог и не поленился, ибо, как я вижу теперь, дух полыхал во мне в те дни. И тогда, в одну из ночей, я услышал во сне голос, сказавший мне: "Ты постился хорошо, скоро ты отправишься в родные края". И опять, через весьма короткое время, я слышал голос, предвещавший: "Вот, твой корабль готов"…
318 Исповедь. (М., 1997):
(Августин после слушания проповедей св. Амвросия вдруг понял, сколь постыдно глупо ругал он православие, мысля о нем произвольно по невежеству – и тогда, пишет он) «я и покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения» с.88
Вот так-то все ругатели, «злословя то, чего не понимают», (2 Пет. 2:12), на деле облаивают собственную глупость и невежество!
«мне надлежало стучаться и предлагать вопросы, как об этом следует думать, а не дерзко утверждать, будто вот так именно и думают…я болтал с детским воодушевлением и недомыслием… я слепо накидывался на Православную Церковь… я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так…Излечиться я мог бы верою (с.89-90)». За глубокое смирение высоко вознес Бог бывшего ругателя, поставив его учителем западной церкви.
«Звук представляет собой тело, а значение — душу звука» О количестве души. Творения ч. 2, с. 403
319 Он был вором и разбойником в Египте; покаявшись, стал монахом, сподобился святости. Подвизался в Сирии на месте, где позже был основан православный монастырь Мар Муса (святого Моисея Аль Хабаши, то есть Абиссинского). Память 28 авг ст.стиля.
320Святитель должен был прибыть в город Пифиунт (ныне Пицунда), но измученный длительным переходом и болезнью около города Команы отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все. Аминь!», которые, по свидетельству биографов, часто были у него на устах. Перед смертью причастился Святых Тайн в храме святого абхазской земли Василиска (+308). Ночью св. Василиск явился ему и сказал: «Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой». «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела». «Будем делать для спасения то, что зависит от нас, а Бог непременно сделает то, что зависит от Него».
321«Создали два града две любви: град земной — любовь к себе до презрения к Богу, град же небесный — любовь к Богу до презрения к себе». Эта мысль Августина должна была бы лечь в основание духовной социологии.
322Явившись в лагерь гуннов, папа сказал Аттиле: «Ты победил почти всю вселенную, теперь победи себя милостью к другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия, теперь тебе не остается ничего, как уподобиться Богу, Который милует смиренных и покорных». Аттила потом рассказывал: «Когда Лев говорил со мной, я видел, как два светлых мужа держали передо мной обнаженные мечи, грозя мне смертью, если я не послушаю архиерея Божия».
323Лежа на смертном одре святой, воскрешавший умерших, говорил: «Поистине не знаю я, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов его лицо просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и его святая душа отошла в Царствие Небесное.
324"Тайна христианской Троичности — это тайна Божественной любви. Ты видишь Троицу, если видишь любовь".
325Странствуя в сане епископа по земле Ирландии, великий православный святой обращал и крестил тысячи людей. Вначале он, по примеру своего учителя, св. Германа, старался обратить в христианство вождя, а по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великих чудотворений.
Однажды, когда он направлялся в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедывать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как "Щит Св. Патрика" или "Мольба оленя". И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой. В тот момент приближался и языческий праздник. По указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Патрик же со спутниками запалил близ столицы огромный костер в честь Пасхи. "Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью", - сказали королю жрецы-друиды, - "он никогда не угаснет". По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но сила Божья воспрепятствовала им. Наутро Св. Патрик направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Король был вынужден дозволить Патрику проповедывать по всей стране. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.
326«Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий по-видимому друг другу противны, но оба согласно действуют, и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры" (Собеседования, XIII, II). Предупреждая неверные учения о предопределении, православный святой пишет: «Как без святотатства мысленно можно подумать, что будто Тот, Кто не хочет погибели и одного из малых сих, желает спасения невсемвообще, а толькоизбранным? Напротив, те, кои погибают, погибают вопреки воле Божией" (Соб. XIII, 7).