ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 1978
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Хронология От сотворения мира до Рождества Христова
IIвек –эпоха мужей апостольских (1 половина)
1762-96 Царствование Екатерины II 632
1796-1801 Царствование императора Павла I (правил 4 года, 4 месяца и 4 дня)669
1801-25 Царствование Александра I Благословенного
1819-1901 Правление Виктории –Королевы Англии 1837—1901774
1825 -1855 Царствование Николая I
1852-70 Франция Вторая империя
1855-1881 Царствование Александра II(убит народовольцами)
1861-65 Линкольн Авраам (1809-1865) –16-й президент сша880
1862 Начало правления Бисмарка
1881-1894Царствование Александра III
1894-1918 Царствование Николая II
1953-64 Правление Хрущева(1894-1971)1178
2006 7514 Год от Сотворения Мира
11.03. Землетрясение в Японии 8,9 баллов. Высота цунами – 10 метров
273“Почему псалмы поются мерным тактом и на распев?.. Господь, желая, чтобы мелодия слов была символом духовной гармонии души, назначил петь псалмы мерно и читать их на распев... Сопровождать псалмы пением означает не заботливость о благозвучии, а знак гармонического состояния душевных помыслов... Хорошо поющий настраивает свою душу и как бы из неровности приводит ее в ровность...”
274«Блудник портит свой род». «Я изучал все науки, чтобы ими служить Богу». «Смертные человеки! Строители того, что не существует! Долго ли вам обольщаться и обольщать ложными, наяву видимыми грезами?» Патриарх константинопольский.Председательствовал на II Вселенском (Константинопольском) соборе 381 г. «Слова о богословии», дух. Стихи, послания. Учение о Св. Троице (понятия «усии» и «ипостаси»), о Богочеловечестве Христа. Память 25 января (7 февраля).
Автор многих гимнов. Гимн “Богу” - прообраз “Тебе Бога хвалим” Амвросия Медиоланского. Начало его “Слова на Пасху”: “Вот день Воскресения, начало блаженное; просветимся торжеством, обнимем друг друга; скажем - братия” и пр. - затем было положено на мелодию Иоанном Дамаскином и стало одной из пасхальных стихир. Там же читаем “вчера я погребался вместе с Тобою, Христе, теперь встаю вместе с Тобою” и “о Пасха велия и священная, Христе! О мудрость и сила!” - это вошло в тропари канона. Косма Маюмский для первого ирмоса Рождества взял начало “Слова на Рождество” свт. Григория: “Христос рождается, славите; Христос с небес, встречайте; Христос на земле, возноситеся,- пойте Господу вся земля”. На слова его проповедей поются многие стихиры Пятидесятницы и Обновления иерус. храма. “Блудник портит свой род”
275мл. брат и сподвижникВасилия Великого, участник II Вселенского (Константиноп.) собора 381 г. Экзег. и догм. сочинения. Человек – совокупность потенций Богосотворенного мира, венец творения. Цель человека – движение к Богу, ступени: 1) очищение, победа над страстями, 2) обретение разумом «естественного видения» и 3) Боговидение, Богопознание, обожение. «Не всякий просящий может получить то, чего желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением». Правило Григория Нисского 2: «Грехи, касающиеся мысленной способности души, признаны отцами тягчайшими и требующими более продолжительного и строгого покаяния».
“Избыток Божия человеколюбия можно познать в том, что она награждает не за труды и пот, но, можно сказать, за удовольствия и радости» Григорий Нисский (ибо иго Мое легко)
“Мы становимся собственными родителями”.
276«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Наверное, чада, где сатана, там и я буду»
277«Все то, что мы без молитвы говорим или делаем, бывает впоследствии или погрешительно, или вредно и обличает нас через дела». «Уклонившись от духовного образа мыслей, ощутишь страдание»
278«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, ллюбоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!».
279Ее отец Урбан, правитель Тира, готовя ее в жрицы, заключил в помещение, полное идолов. Но Ангел Господень просветил ее. Отец, узнав, что дочь стала христианкой, предал ее бичеванию. Неожиданно Урван скончался, а св. Христина обратила к вере около 3000 человек. Новые правитель продолжил мучения святой, но тоже умер. Третий правитель бросил ее в разожженную печь, но мученица вышла невредимой и была зарублена мечом.
280«Только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе»
281Старший военачальник. Во время гонения Диоклетиана явился ему и объявил себя христианином. Предан на тяжкие мучения. Победоносцем назван потому, что стойкостью в мучениях показал победу христианства над язычеством. Видя эту стойкость, Александра, жена императора, и многие придворные уверовали во Христа.
282 Родилась в Антиохи в семье жреца. Узнав, что девочка стала христианкой, отец отрекся от нее. В возрасте 15 лет предана на мучения, описанные очевидцем Феотимом. Правитель Олимврий, очарованный красотой девушки, уговаривал ее отречься от Христа и стать его женой. Но святая отвергла предложение. Ее избивали, затем прибили гвоздями к доске и трезубцами рвали тело. Ночью в темнице она сподобилась Небесного посещения и была исцелена от ран. Затем мученицу жгли огнем, топили в бочке. Когда ее погружали в воду, внезапно засиял свет и белоснежная голубка опустилась с Неба, неся в клюве золотой венец. Святая вышла из купели без единого следа ожогов. Пораженный чудом народ восславил Бога, и многие уверовали. Разъяренный правитель приказал уничтожить уверовавших. Тогда погибло 15000 христиан, а святая мученица Марина была обезглавлена. Мощи перенесены в Италию, рука находится на Афоне, в Ватопедском монастыре (частичка мощей в Москве — в храме Воскресения Христова в Сокольниках).
283 Во все времена одержимые богоборчеством поют одну и ту же песнь одним и тем же голосом. “Советскую власть мы взяли навсегда”, – заявит и Ленин. Так же круто будет изъясняться антихрист: “И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно” (Откр. 13:5). Божье слово умеряет пыл безумия: “Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? … Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им” (Пс. 2:1,4). (В мультимедийном варианте представить видеорядом)
284По смерти матери, тайной христианки, ее отец, римский сенатор, язычник, выдал Анастасию замуж, но она — под предлогом неисцелимой женской болезни — сохранила девство. Кормила и лечила узников за Христа, по возможности выкупала их (за что названа Узорешительницей). Узнав об этом, ее муж, язычник Помплий, заключил ее под стражу. В это время умер отец Анастасии, и она оказалась единственной наследницей его богатства. Муж Анастасии решил объявить ее сумасшедшей или убить. Духовный учитель Анастасии, Хрисогон, предсказал гибель мужа, и тот действительно вскоре утонул. Получившая свободу Анастасия вновь помогает христианам в темницах, переходя из города в город. Владея врачебным искусством, лечит больных. Платит тюремщикам, дабы те облегчали жизнь заключенных, укрепляет тех, кому предстояли мучения, погребает умученных. Позднее схвачена, предана в руки верховного жреца Ульпиана. Воспылавший страстью, тот решил осквернить ее, но тут же ослеп, помешался умом и вскоре умер. Св. Анастасию топили вместе с осужденными на смерть. Чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и приняли крещение. Их предали казни чрез усечение, а св. Анастасию крестообразно растянули между четырьмя столбами над разведенным костром, и она предала дух свой Богу. Ее мощи позднее перенесены в Константинополь.
285От священника Ермолая юноша услышал, что исцелять нужно именем Божиим. Желая проверить это, Пантелеимон призвал имя Христа над ребенком, ужаленным змеей, и тем вылечил его. Приняв христианство, привел к вере и своего отца, исцелив пред ним слепого. Представ пред императором, потребовавшим отречения от Христа, святой мужественно заявил, что не может отречься от сильного пред бессильным, и предложил провести испытание: найти тяжело больного и посмотреть, чье имя исцелит больного — Христово или языческих богов. Больной выздоровел по молитве Пантелеимона. В ярости язычники приступили к мучениям и затем обезглавили святого.
286Играя в цирке роль христианина, он, по сценарию, должен был сначала отказаться от принесения жертвы идолам, а затем отречься от Христа. По ходу действия святого Ардалиона строгали железными крючьями. Зрители были в восторге от его игры. Вдруг святой велел всем замолчать и объявил, что он действительно христианин и не отречется от Господа. По повелению правителя мученик был брошен на раскаленную сковороду и так удостоился мученического венца.
287Святую девочку били розгами, потом повесили вниз головой над дымным очагом, затем, по повелению мучителя вошла в печь, осенив себя крестным знамением, и вышла невредимой. Это явное проявление силы Божией потрясло мучителя — правителя Никомидии Александра, и он уверовал во Христа, был крещен епископом Антонином. Прожив в покаянии, мирно отошел ко Господу, а следом за ним и мученица Василисса. Кончина ее сопровождалась чудесными знамениями милости Божией.
288Епископ Севастии. Во время гонений скрывался с паствой на горе Аргеос. Жил в пещере. К святому приходили дикие звери и ждали, когда он окончит молитву.
289Христиане обратились за помощью к Константину Великому (тогда формально бывшему язычником) разрешить догматический спор в связи с арианской ересью. Император вынес этот вопрос на всехристианский совет
290На Соборе святитель Спиридон Тримифунтский явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".
291Новый Рим тоже был расположен на 7 холмах, так же делился на 14 районов, имел тильный столб, Палатинский дворец, страгигиат, церк, термы, конюшни и казармы. Но отличался обилием христианских храмов, господством христианского календаря и иерусалимских мотивов (Золотые ворота, поклонная гора, Гептапиргия — семисводчатая башня, повторяющая дворец царя Давида). Жители именовали себя вплоть до IX века ромеями, а не византийцами
292Обращенная к вере и покаянию старцем Пафнутием, оставив богатства, удалилась в пустыню.
293Жизнь строгого подвижника была открыта преп. Антонию Великому. Во время их беседы прилетел ворон, который 60 лет питал святого в пустыне, и принес им обоим хлеб. Присутствуя при кончине св. Павла, прп. Антоний видел, как его святая душа в окружении ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Похоронив старца, Антоний взял его одежду из пальмовых листьев и хранил ее как величайшую святыню, надевая только два за в год — на Пасху и Пятидесятницу. В подражание святому Павлу вся Фиваидская пустыня покрылась обителями.
294Однажды святого подвижника Фиваидской пустыни пробовал искусить бес. Приняв облик Христа, он явился со словами: «Радуйся, Пахомий, ты угодил мне». Но святой рассудил, что Христово пришествие приносит радость, а не беспокойство и, оградив себя крестным знамением, прогнал беса: «Отойди от меня, дух злобы»! Прирак тот же исчез.
295Однажды к святителю пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: "Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу". Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
296Полностью нетленные мощи весят как тело взрослого мужчины, не утрачиваютс свойства живой плоти, имеют температуру тела и сохраняют мягкость. По свидетельству Гоголя, приехавшего поклониться мощам в день памяти Святителя, один англичанин уверял, что в спине угодника сделаны надрезы для бальзамирования. Когда он подошел к мощам, тело святого приподнялось и повернулось к нему синой, показывая, что надрезов нет. Бархатные сапожки святого быстро снашиваются и их меняют несколько раз в год. Во время переобувания чувствуются ответные движения святителя.
297Из поучений преподобной:
«Много трудов и подвигов предстоит приходящим к Богу, но потом ожидает их радость. Желающие развести огонь сперва задыхаются от дыма и плачут, а потом достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами». «Враг нападает сперва объядением, негою и любодеянием. Эти ветры дуют особенно на молодой возраст. Когда душа воздержала чрево, победила чистотою чувственные удовольствия, является гордость или сребролюбие; в уме являются мысли о первенстве, учении, дарованиях, заслугах. Отшельница, если придут к ней такие помыслы, пусть идет в киновию». "Вот женщины, живущие в миру, внешне стараются вести себя сдержанно, хотя вместе с предусмотрительностью в них есть и глупость, и невежество, из-за которых они блудодействуют мысленно всеми своими чувствами, подчас и не замечая этого: они и взирают бесчинно, и смеются неподобающим образом, и слушают скверные речи. Но мы, монашествующие, должны отвергнуть все неуместное даже в мыслях, удерживать язык от постыдных бесед, и не только не говорить такого, но и не слушать других говорящих".
298 Погруженный однажды в мысли о тайне Троицы, Августин оказался на берегу моря. Там мальчик, играя на песке, рыл яму. Августин спросил его: "Что ты делаешь?" — "Хочу перелить море в эту ямку", — ответил тот. Тогда Августин понял: "Разве я не делаю то же, что и этот ребенок, когда пытаюсь море бесконечности Божией исчерпать своим разумом?"