ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 1983
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Хронология От сотворения мира до Рождества Христова
IIвек –эпоха мужей апостольских (1 половина)
1762-96 Царствование Екатерины II 632
1796-1801 Царствование императора Павла I (правил 4 года, 4 месяца и 4 дня)669
1801-25 Царствование Александра I Благословенного
1819-1901 Правление Виктории –Королевы Англии 1837—1901774
1825 -1855 Царствование Николая I
1852-70 Франция Вторая империя
1855-1881 Царствование Александра II(убит народовольцами)
1861-65 Линкольн Авраам (1809-1865) –16-й президент сша880
1862 Начало правления Бисмарка
1881-1894Царствование Александра III
1894-1918 Царствование Николая II
1953-64 Правление Хрущева(1894-1971)1178
2006 7514 Год от Сотворения Мира
11.03. Землетрясение в Японии 8,9 баллов. Высота цунами – 10 метров
327В 451 году, когда орды Аттилы двигались к Парижу и население собиралось покинуть город, Геновефа остановила горожан, предсказав, что гунны не дойдут до города. Ее обвинили в ереси и "лжепророчестве", но когда предсказание сбылось, ее стали считать святой. В 475 году она основала аббатство Сен-Дени (святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла) под Парижем (ныне в черте города), где покоятся мощи святого. Позже, во время осады Парижа франками, Женевьева беспрепятственно пройжет через вражеский стан и доставит в осажденный город по Сене 12 барж с продовольствием. Над могилой Женевьевы Хлодвиг, ставший христианином, воздвигнет храм во имя святых апостолов Петра и Павла. В храме будут похоронены и сам Хлодвиг, и его супруга Клотильда, главной его святыней станут мощи святой Женевьевы. В XYIII веке церковь, именовавшаяся парижанами храмом святой Женевьевы, будет перестроена (строительство окончилось в 1789 г.), а в годы Великой французской революции обращена в Пантеон. Гробницы Хлодвига и Клотильды перенесены в Сен-Дени. Мощи святой, которые революционеры пытались уничтожить, ныне находятся в Парижскойцеркви Сент-Этьенн-дю-Мон.
328Преп. Аполлинария, дочь Анфемия, правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408 - 450). Отказавшись от брака, ушла на поклонение святым местам Востока. В Александрии, тайно от слуг переодевшись в одежду инока, скрылась в болотистое место, где подвизалась в посте и молитвах. По откровению свыше, направилась в скит к святому Макарию Египетскому, назвавшись иноком Дорофеем. Вскоре прославилась там своей подвижнической жизнью. Сестра Аполлинарии, страдавшая беснованием, в поисках исцеления пришла в скит к преподобному Макарию, а тот поручил ее ицеление иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии). По возвращении домой исцеленная девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве, что привел в гнев родителей ее. Они послали в скит воинов с требованием выдать виновника оскорбления дочери. Святая Апполинария, взяв на себя вину, пошла с посланными в дом родителей. Там она открыла им свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит и скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.
329— православных с умеренными монофизитами, отделившимися после провозглашения на IY Вселенском Соборе в Халкидоне (451 г.) догмата о единстве двух природ во Христе (Христос - "совершенный Бог и совершенный Человек"; монофизиты считали, что не "совершенный" человек, Божественность "поглотила" в Нем человечность). Православный Запад не принял половинчатого царского богословствования.
330Ученик Евфимия Великого, принятый в монастырь в 9-летнем возрасте и прошедший за свою почти столетнюю жизнь все степени иноческого подвига и духовного совершенствования, Савва Освященный создал «Иерусалимский Устав» богослужения, распространившийся на Православном Востоке (с конца XIY в. и в России).
Особенность Устава — наличие всенощного бдения. В настоящее время "всенощная" в буквальном смысле слова - с вечера до утра - совершается лишь на Афоне и в некоторых других обителях Востока.
Монастырь святого Саввы на века сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. Там жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил (1106 - 1107). Там постигал "основы искусства святости" Святитель Савва - святой покровитель Сербии (1226) и переводил древние патерики создатель Русского Добротолюбия Святитель Феофан Затворник (1848 - 1854). Участие иноков Мар-Сабы является обязательным для совершения литании Святого Огня в храме Гроба Господня в Великую Субботу. Без их молчаливой, "зажигательной" исихастской молитвы Благодать не сходит...
331«Не становитесь пленниками мыслей смертельно ошибочных, полных отчаяния горькой смерти». Из цитированного в Учении письма Тиберия-цесаря Авгару-царю: «А что касается Пилата, который был назначен мною там игемоном, то я послал вместо него другого и разжаловал его с позором, потому что он отступил от закона и исполнил волю иудеев, распял Христа к удовольствию иудеев». О том, что Пилат сам сообщил римским властям о событиях в Иерусалиме, писали многие авторы: Тертуллиан, Евсевий Кесарийский, Епифаний и др.
332Геласий писал о "двух властях" - светской и духовной. Эту проблему по-разному решат Запад (папская "власть ключей" у католиков) и Восток (византийская "симфония властей" у православных — см. 527)
333В Реймсе, в день Рождества Хлодвиг и его соратники, воины-язычники, согласившиеся последовать примеру короля, вошли в баптистерий кафедрального собора Пресвятой Девы Марии, сняли с себя ожерелья и языческие амулеты, спустились по ступеням купели и были крещены по православному обряду епископом Ремигием во имя Отца и Сына и Святого Духа (Лебек С. Происхождение франков. М., 1993, с.55).
334«Вечность есть бесконечное наслаждение совокупно всем бытием». «Есть существа, которые, завися от Промысла, исключены из связи судьбы, будучи близки к Божеству (как внутреннее колесо, близкое к оси, — внешние же бешено вращаются)». «Если сладострастные, ища блага, хватают тень его, то причиной этому не закон Миродержца, а их собственные заблуждения». «Бог видит и будущее, обусловленное порядком, и свободой воли». («Утешение философское», Сп..1794, с. 181, 147,149,186) «Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть». «Порок не остается безнаказанным, так как быть порочным - это уже наказание».
335Св. Роман Сладкопевец в первой половине VI в. переселился в Константинополь из Антиохии и прославился как знаменитый автор кондаков — поэм для чтеца и хора (то, что мы сегодня называем акафистом, - это тип кондака).
336 «Труд, поистине труд и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге (монашества - восшествия с телом на небо, претворение бесчувственного сердца в боголюбие и чистоту - МВ), особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, чрез простоту, глубокое безгневие и прилежание не сделается целомудренным и люборассмотрительным"Иоанн Лествичник, с.4 слово 1-е ... получив в этом помощь Господа, "если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия"
Ничто так не делает душу бесплодною, как нетерпеливость ИЛеств с48
Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким (ИЛеств,с69)
Трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных согрешений.ИЛествс.71
Слеза есть порождение помышлений, а отец помышлений есть смысл и разум с.78
за какие грехи осудим ближнего [...], в те впадем сами с.98
из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший с.104
Лицемерие есть матерь лжи - с.101
Отчаяние - самая лютая из всех страстей - с.111
«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется»
337Аквитания присоединяется к Франкскому государству. Военные приобретения Хлодвига укрепляли православие, ибо окружавшие его короли и царьки отдельных германских племен (остготов, вестготов, бургундов) исповедовали христианство в его еретической арианской форме.
338Его жена Клотильда, овдовев, проживет после мужа тридцать три года, уединившись в монастыре Сен-Мартен в Туре. Ее рассказы и воспоминания станут не только основой живой королевской традиции для преемников Хлодвига, но и одним из главных источников "Истории франков", созданной Григорием Турским.
339Великая святая. Ведшая распутную жизнь, она была обращена к вере чудом (неведомая сила не давала ей возможности войти в храм, чтобы поклониться Кресту Господню, а когда она дала обет исправить жизнь, сподобилась сего). Мучимая раскаянием, более сорока лет подвизалась в Иорданской пустыне, сподобившись великих даров Божиих.
340 Капитальная мысль кодекса – о симфонии между церковной и гражданской властями – легла в основание конституций других стран, вплоть до Российской. Из Шестой новеллы кодекса Юстиниана: «Всевышняя благость сообщила человечеству два величайгих дара – священство и царство, то заботится об угождении Богу, а это о прочих предметах человеческих, оба же, происходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни». Горизонталь общественных отношений, осеняемая союзом с Богом, этот крест, образуемый пересечением горизонтали вертикалью, образует непреложное условие доброй жизни: чем ближе люди к Богу, Источнику любви, – тем ближе и между собою. Херасков в эпической поэме «Плоды наук» воспоет гимн новой христианской науке: «Ко обузданию коварствующих зол Юстиция в градах устроит свой престол; Неколебимыми в руке ее весами Законы утвердит согласны с Небесами».
341В 1985 г. несчастная мать, родившая ребенка с покрытым шерстью лицом, молилась Богородице. К ней зашла женщина в монашеском облаченье, сообщив, что просьба ее услышана, и исчезла. Лицо ребенка стало чистым. Приехав поблагодарить Богородицу в монастырь, поставила тяжелую банку с оливковым маслом на ступеньку лестнице. Когда ж решила продолжить путь, обнаружила, что пролила на ступеньку часть масла. Стала вытирать его рукой. На ступени выступила икона Божьей Матери с нимбом. Сейчас нерукотворная икона обнесена оградой, и верующие люди прикладываются к ней.
342 Бог центр, люди точки на радиусах; чем ближе они к центру Божественной любви – тем ближе и меж собою. В этом так наз. «круге аввы Дорофея» – начало и основной закон истинной духовной социологии. «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон».
343Родился в Константинополе, блестяще образован, советник и секретарь имп. Ираклия. Возлюбив монашескую жизнь, принялпострижение в 613. Противник монфелитской ереси (учившей, что у Иисуса Христа толькео одна воля — божественная, а не две — божественная и человеческая, как учит Церковь). За исповедание православия сослан в 659 г. на Кавказ. Ему отрезали язык и правую руку. Скончался на Кавказе в Мингрелии, предузнав кончину и отойдя ко Господу в пламенных молитвах. Преп. Максим разрабатывал понятие «ипостасного единства», развивал учение о единстве двух воль Иисуса Христа – божественной и человеческой – без слияния их в единый акт. «Мистагогия» – истолкование литургии и комментарии на Дионисия Ареопагита. Пам. 21 янв. (3 февр.).
344«Вот верное начертание узкого пути: утеснение чрева, всенощное стояние, умеренное питье воды, скудость хлеба, очистительное питие бесчестия, укоризны, осмеяния, ругательства, отсечение своей воли, терпение нападений, нероптание при презрениях, перенесение тяжелых досаждений, мужественное терпение, когда обижают, и отсутствие негодования, когда клевещут, негневливость, когда осуждают, смирение, когда унижают».
345Иудео-христианский аскет Багира познакомил Мухаммеда с основами религии, которые тот переделал на свой лад. Себя он считал наивысшим из пророков
34620 лет с мечом в руках пророк проповедовал свое учение. Будда — 45 лет. Спаситель — в течении трех с половиной лет, во всеоружии мира, любви и всепрощения.
347«От естества есть в душе желание славы, но только горней»
348«В год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые Греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе» — прп. Феофан Исповедник, «Хронография».
349« Этот святой всленский собор совершенно запрещает быть смехотворнцам и их зрелищам, а также устравивать звериные зрелища и зрелищные пляски. Если же кто настоящее правило приступит… да будет отлучен от общения церковного» 51 правило VI Вселенского собора. 75-е Правило: « Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными»
350Постановление основано на правилах святителя Василия Великого: «Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» (п. 8); «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного – у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния» (п. 2).