ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.10.2024
Просмотров: 1977
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Хронология От сотворения мира до Рождества Христова
IIвек –эпоха мужей апостольских (1 половина)
1762-96 Царствование Екатерины II 632
1796-1801 Царствование императора Павла I (правил 4 года, 4 месяца и 4 дня)669
1801-25 Царствование Александра I Благословенного
1819-1901 Правление Виктории –Королевы Англии 1837—1901774
1825 -1855 Царствование Николая I
1852-70 Франция Вторая империя
1855-1881 Царствование Александра II(убит народовольцами)
1861-65 Линкольн Авраам (1809-1865) –16-й президент сша880
1862 Начало правления Бисмарка
1881-1894Царствование Александра III
1894-1918 Царствование Николая II
1953-64 Правление Хрущева(1894-1971)1178
2006 7514 Год от Сотворения Мира
11.03. Землетрясение в Японии 8,9 баллов. Высота цунами – 10 метров
379«Нет большего греха, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения (Слово 9)
380«Под светильником разумей душу мою, под маслом — добродетели, фитиль же — это ум мой. Появляясь в нем, божественный огонь освещает душу, вместе — и весь дом тела моего»
381Дьявол под видом прекрасного юноши входил и выходил при свидетелях из покоев королевы. В ответ на обвинения в измене королю ГенрихуIIкоролева потребовала Божьего суда и спокойно прошла по раскаленному металлу, не повредив ног.
382Написанная, по церковному преданию, св. апостолом Лукой, она сопровождала визиантийских императоров в военных походах. Отсюда ее название: Одигитрия — Путеводительница. Божия Матерь на Руси — Путеводительница человечества ко спасению.
383«Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой… Все, кто подлинно строили Россию как государство... почитали самым главным быть верными Божественному Царству и Божественной Правде» (Блаженный СвятительИоанн Шанхайскийи Сан-францисский (Максимович). Святая Русь — Русская земля. М., 1997, с. 90)
384Три святителя объявили, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры о том, кто из них выше, и установить общий день празднования их памяти.
385«Спасительные размышления» М., 1782: Откуда я пришел, куда иду, что я есмь, откуда сущность мою имею». «Все то время, в которое ты не мыслишь о Боге, почитай пропадшим. Ибо всякая вещь чужая нам есть, а время одно только наше».(с.55) «Мало пользы, одним голосом петь без намерения сердечного» (с64). «Бог не смотрит на легкость или чистоту голоса, но на чистоту сердца. Ибо когда певец услаждает народ голосом, то раздражает Бога развратными нравами» (с.78) «Волчья …совесть есть нерадивое наблюдение, скотское побуждение, притворная исповедь, краткое и редкое сокрушение, послушание без искренности, молитва без намерения, чтение без созидания, слово без рассмотрения» (с.81)
386«Вдохновляемый любовью, я говорю то, что она подсказывает мне».
387Внук св. благоверной княгини Ирины, старшей дочери норвежского короля Олафа Святого и жены Ярослава Мудрого
388Обладал ангельским голосом, взят в царскую певческую школу доместиком — учителем придворных певчих. Тайно ушел на Афон, по смирению скрыл дарование. Будучи случайно обнаружен, был поставлен на клирос и оставался на нем всю жизнь. Автор книги “Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения”. Исправлял мелодии и распевы, составил множество своих. Музыкальный словарь “Хирономическое певческое упражнение”, в котором каждый певческий термин тут же иллюстрируется соответствующей мелодией. Мелодия упражнения проходит через все гласы; текст перечисляет наименования певческих знаков, а мелодия развивается в зависимости от из значения. — Остроумный учебник, пропевая который, обучающийся получал представление о певческой системе и овладевал навыком ее применения. Произведения самого Кукузеля современники называли “бичом певчих”.
389Предание отождествляет богатыря и подвижника Киево-Печерского монастыря. 30 лет пребывавший в параличе, чудесно исцелен каликами перехожими (монахами). Нес подвиг битв за Православие, спасая его от иноверцев. Принял монашество. В Ближних (Антониевых) пещерах Лавры почивают его нетленные мощи, персты могучей правой руки сложены для крестного знамения троеперстно.
390Это первый образ Богородицы, написанный св. ап. Лукой еще в дни земной жизни Богородицы на доске от стола Сионской горницы, за котороым совершалась Тайная вечеря.. По Преданию, Матерь Божия, увидев написанный образ, воскликнула: «Благодать и сила Родившегося от Меня с сим образом будет».
391«И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом, вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого. И подойдя, епископ с четырьмя дьяконами открыл двери Гроба и взял свечу у князя того, у Балдвина, и с нею вошел в Гроб и первым делом зажег свечу князя от того Святого Света». Два тысячелетия ежегодно в Великую Субботу ради ободрения православной веры нисходит с Неба на землю Огонь, который в первые минуты не жжет ни волосы, ни глаза, ни лицо, так что люди купаются в этом огне.
392История Руси осмыслена в этом великом творении мировой письменности как составная часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Из нее мы узнаем о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе, о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год), о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, ее основателях и подвижниках. Продолжателями Летописи стали игумены Сильвестр, Моисей Выдубецкий, Лаврентий («Лаврентьевская летопись» 1377 г.)
393Иконописец, иеромонах Киево-Печерской лавры, чудотворец. Однажды заказали ему икону Успения Пресвятой Богородицы к празднику. Алипий же заболел и не мог выполнить заказ. Накануне праздника в келью Алипия явился ангел в образе юноши и написал икону, которую утром и получил заказчик.
394Родился в Риме в богатой семье, державшейся православия. В 17 лет принял монашество. Когда латиняне разогнали православную братию, жил более 2 лет у моря на большом камне без одежды в посте и молитве. Однажды во время бури камень вместе с Антонием оторвался и поплыл по морю и рекам до Новгорода. На острове близ Новгорода, где остановился камень, Антоний основал обитель. Жил с братией 30 лет, скончавшись в восьмидесятилетнем возрасте.
395Почему? Знает ли об этом сам князь? Бог знает! За сто лет до того, как монголо-татары сотрут с лица земли Киев, Господь основал новый центр Руси, из которого выйдет меч на татар.
396— После того, как они явились митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне и едиными устами сказали: «Мы равны у Бога… ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Соедини в один день память о нас и составь нам единую службу. Так прекратились долгие споры христиан о том, кому из трех святителей отдавать предпочтение. Свт Григорий Богослов: «Господь жаждет, чтобы Его жаждали и напояет желающих пить; приемлет как благодеяние, если просят у Него благодеяния»
Свт. Иоанна Златоуст: «Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодать не только в случае успеха, но и в случае неуспеха».
Свт Василий Великий: «В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно».
397Был жестоким сборщиком податей в городе Переяславле-Залесском. Однажды, когда жена варила мясо, увидел в сосуде части человеческого тела. В ужасе понял, что это знак его беззакония и жестокости, и устремился в монастырь на покаяние. Игумен не сразу принял его. Тогда бывший мытарь пошел на болото и предал себя на мучительство комарам. На третий день его, чуть живого, принесли в монастырь. Никита изнурял тело постом и молитвой, железными веригами и каменной шапкой, затем взошел ради усердной молитвы и подвигов на столп.
398«Знание — сила»
399Государственный казначей святой царицы Тамары. Поэма "Витязь в тигровой шкуре". «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»
400Великий воин-молитвенник, подвижник, строитель и защитник земли Русской. С 1236 княжил в Новгороде, в 1240 разгромил на Неве шведов, в 1242 — тевтонских рыцарей на Чудском озере. Перед смертью принял схиму с именем Алексий.
401Игумен сербского монастыря Хиландар на Афоне. При возвращении на родину стал епископом, позднее архиепископом Сербским. При святителе Евстафии, одном из самых милостивых архипастырей Сербской Православной Церкви, ни один храм ни в чем не испытывал недостатка. Он постоянно посещал монастыри, много проповедовал. Сам жил как простой инок в посте и молитве, не терпя роскоши.
402«Не в силе Бог, а в правде», — вдохновлял князь дружину пред боем.
403«И Константин основал, и Константин потеряет царство Византийское. Но не бойся: как древле народ Израильский покорен был Навуходоносором, так и народ Греческий будет под властью нечестивых Агарян до определенного времени и пребудет под игом до исполнения четырех сот лет. Монарх Русский, новый Петр, восстановит в Византии победоносное знамение Христово и сокрушит силу Измаильтян».
404В книге введена индусско-арабская десятичная система и арабские цифры, рассматриваются линейные уравнения.
405Завоевали православные города Задар в Далмации (1202) и Константинополь (1204: 8-13 апреля — грабеж христианского города). На территории Византийской империи образовали несколько государств (наиболее крупное — Латинская империя, до 1261). Прибыльность акции: захватив важные в торговом и военном отношениях владения Византии, Венеция монополизировала торговлю с Востоком.
406Вывезена глава Иоанна Крестителя. Новое ее местонахождение – в Амьене (Север Франции).
407 "Высшее наслаждение для мужчины, - говорил он, - победить своих врагов, гнать их перед собой, отнять у них все, видеть лица их близких в слезах, сжимать в объятиях их дочерей и жен".
408Законы Чингисхана карали смертью за убийство, блуд мужчины и неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, вредительство колдовством, невозвращение долга, невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою, отказ путнику в воде или пище, неоказание помощи боевому товарищу. Воспрещалась еда в присутствии другого без разделения с ним пищи. В общей трапезе ни один не должен был есть более другого. Закон о взаимовыручке — гарантия против предательства — делал ее основой нового образа жизни. Предателей и гостеубийц уничтожали вместе с родственниками
409по мнению Н.С. Трубецкого, в основание государства его основателем Чингисханом положено: деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и людей «длинной воли», которые ставят свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия; глубокая религиозность каждого, убеждение, что кочевни морально выше покоряемых оседлых народов, веротерпимость к иным религиям, запрещение лжи, воровства, прелюбодеяния, причинения обид, унижения храмов, убийства служителей Бога.
410Тысячи достигших Марселя детей проданы в рабство. Другая группа детей, направившаяся на восток, погибла от голода и болезней.
411 "Чингисхан отдал приказ, - писал Рашид-ад-дин, - чтобы убивали всякое живое существо из любого рода людей и любой породы скотины, диких животных и птиц, не брали ни одного пленного и никакой добычи".
412«Не в силе Бог, а в правде»
413Князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, неизлечимо заболел. В сонном видении ему было открыто, что его излечит дочь пчеловода Феврония. Исцеленный князь полюбил ее и женился на ней. Бояре прогнали их, но народ потребовал возвращения Петра на княжение. В старости супруги приняли иноческий постриг, умерли в один день и по завещанию похоронены в одной могиле.
414Возглавлявший его император "Священной Римской империи" Фридрих II посредством переговоров (а не военных действий) заключил с египетским султаном договор (1229), по которому Иерусалим возвращался христианам и объявлялось 10-летнее перемирие.
415 Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно... А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабри в 21 день... И весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили».
416(Гаттерер И.Х. Зеркало всеобщей истории. М., 1782) Не сказано «все» о хлебе, ибо младенцы не могут приобщаться под его видом.
417Быв в Орде свидетелем чудесного исцеления сына своего дяди, хана Берке, епископом Ростовским Леонтием, юноша возымел желание лучше узнать христианскую веру и для того совершил путешествие в русскую землю.
418Исламизация Орды проявляется в вероисповедании ханов:
Бату (1242–1255) – язычник, Сартак (1255/56–1256) – христианин несторианского толка, Улучи (1256–57) - ? Берке (1257–66) – мусульманин, Менгу-Тимур (1266–81) – язычник, по другим источникам православный Тудаменгу (1281–87) – мусульманин, Телебуга (1287–90) - язычник, Тохта (1291–1312/13) – буддист, Узбек (1312/13–1342) – мусульманин, Джанибек (1342–57) – мусульманин.
419О тесноте связей с Ордой свидетельствуют русские фамилии. От знатных военачальников Орды происходят: Апраксины,Арсеньевы, Бахметевы, Булгаковы, Давыдовы, Державины, Измайловы, Карамзины, Мосоловы, Орловы, Сабуровы, Тарбеевы, Тимирязевы, Тургеневы, Урусовы, Хитровы, Чаадаевы, Щербинины, Юсуповы, Языковы.
420«Изумление есть полное возвышение сил души к познанному, свойственному великолепной славе (Божества). Или еще: изумление есть чистое и всецелое устремление ума к пребывающей в свете беспредельное силе.
Экстаз же представляет не только восхищение к небу душевных сил, но и совершенное исступление самих чувств» с. 24
«Божественная ревность есть упоение духа тем, что выше естественного разума» с.25
«Исцеление первобытной памяти от коварного и гибельного запоминания помыслов обусловливается ее возвратом к исконнойц простоте…Память вполнне излечивается непрерывным и уркпеленным молтвою воспоминанием о Боге» с.25 – Прп. Григорий Синаит. Творения. – М., Новоспасский монастырь, 1999.