ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В учебнике приведена таблица рядов Форта (всего 208 позиций). Холопов назвал её «периодической системой атональных элементов», т.к. она даёт возможность идентификации любого звукосочетания в 12полутоновой системе.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА «атональной» музыки по Форду: 1. отыскание рядов и сведение каждой в максим.сжатое положение, 2. их исследование — определение имени ряда и вектора, 3. исследование связей — сравнение рядов, 4. целостность системы — выяснение соотнешения между разл.рядами.

Существует ещё теория трансформации (Льюис, 1987) и диатоническая сет-теория.

НЕДОСТАТКИ сет-теории: проблема с обращениями, мажором и минором, функц.отношениями, стилевыми особенностями.

49

№30. А. Ф. Лосев как философ музыки. Концепция музыкального времени.

1.Алексей Федорович Лосев (1893-1988) – крупнейший русский ученый, философ, филолог, автор множества книг и статей по античной культуре. Он создал музыкальную теорию, в которой разрешил труднейшую проблему сущности музыки. «Музыка как предмет логики» (1927) – первый в рус. науке фундаментальный труд, положивший начало философии музыки. (До него – концепция В. Ф. Одоевского, мысли Флоренкого, Яворского. Асафьева, статья Ланца «Философия музыки» в 1914 - неглубокая). Лосев профессионально знал теорию музыки, стремился стать скрипачом. В 1922-1929 гг. преподавал эстетику в Московской консерватории. 1927-1930 – издание «восьмикнижия», куда входила «Музыка как предмет логики». Другие книги:

Античный космос и современная наука; Философия имени; Диалектика художественной формы; Диалектика числа у Плотина;

Критика платонизма у Аристотеля; Очерки античного символизма и мифологии; Диалектика мифа.

2.Музыкальная область была на последнем месте, но и того, что создал, хватило бы для славы музыковеда:

- Два мироощущения. Из впечатлений после Травиаты(1916)

- О музыкальном ощущении любви и природы. К 35-летию «Снегурочки» Р- К (1916) - Философский комментарий к драма Вагнера (1918)

-Мировоззрение Скрябина (1919-1920)

- Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера (1978) - Античная муз. эстетика (1960)

Муз-теоретическая концепция Лосева включает две дополняющие друг друга теории: музыка как искусство времени и философская теория гармонии (в VIII томе «Истории античной эстетики»).

3.Теория муз. времени. Музыка – искусство звуковых структур во временном развертывании, искусство времени. Время – некое дление, и для определения времени необходимо найти его противоположность, стало быть – нечто вневременное, недлящееся, неизменное. В качестве такой категории выступает число. Лосев: «время есть длительность и становление числа.» Музыка же содержит в своей глубинной сущности идеальное число, которое эстетически размеряет все звукоотношения. В музыке

особого рода время, то есть эстетически размеренное дление, которое можно определить как логическое становление числа. Пение соловья не является музыкой, так как в нем нет искусства-разума, нет становления числа. Именно поэтому музыка содержит особые, эстетические эмоции: чувство прекрасного, художественной гармонии. (Лосев резко критикует тезис «музыка есть язык чувств», точнее говоря, его примитивное понимание как чувств непосредственно-жизненных, «животных». Он говорит о художественной специфике эстетических музыкальных эмоций, о чувственном восприятии развертывания числа.)

Ну, что еще написать?.. Если время есть жизнь, а музыка – идеальное воплощение времени (одновременно и абстрактная, и чувственная), следовательно, музыка – это идеальная модель жизни.

Знал бы Лосев, что его концепцию ухитрятся запихнуть в один абзац.

50