ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

геометрии ей соответствует точка. Число – собрание единиц. Числа представлялись также посредством геометрических фигур. Римские цифры показывают, что числа воспринимались наглядно, зрительно, пластично. Единица – мужское начало, двоица – женское.

Концепция квадривия.

Все математические предметы делятся на 2 рода: непрерывные, называемые массами, и прерывные или дискретные, называемые множествами. Исследованием неподвижных масс занимается геометрия, астрономия изучает подвижные массы, арифметика исследует множества сами по себе, музыка же познает отношения множеств друг к другу.

Квадривий – греческая традиция.

Из всех прочих отраслей математики все прочие, кроме музыки, трудятся над исследованием истины, тогда как музыка связана не только с умозрением, но и с нравственным состоянием души.

Учение о пропорциях.

Пропорция – определенное сравнение 2х величин между собой через третью, а именно среднюю. Пропорция предполагает три числа. Три пропорции: арифметическую, геометрическую и гармоническую. Арифметическая – система 3х чисел, для которых выполняется условие равенства разностей. Геометрическая – система 3х чисел, для которых выполняется условие равенства отношений. Гармоническая – объединяет 2 предыдущих принципа – предполагает равенство отношений между разностями смежных членов и отношением крайних членов.

Каждая из пропорций имеет свою сферу действия в музыке и показывает зависимость ряда муз явлений арифметическая пропорция – обертоновый ряд – основано все устройство муз инструментов (хотя сам обертоновый ряд еще не был открыт)

Геометрическая пропорция лежит в основе метрической симметрии – тенденция к прогрессирующей квадратности, и в функциональной взаимозависимости членов в формуле S:T=T:D

Отношения гармонической и арифметической пропорций реализуются в соотношении мажорного и минорного трезвучий.

8

№5. Муз. теория Средневековья. Общая характеристика, периодизация, источники, теория лада.

Средневековье – огромный период в истории с V по XIII века. Проблема периодизации этой эпохи: общеисторической, истории искусства и истории музыки. Традиционно XIV – XVI века в искусстве считаются Эпохой Возрождения, значит XIII век граница. Однако в истории музыки Возрождение XV век. Но XIV век – особый период ARS NOVA как переходный. Периодизация теоретической мысли совпадает с границами истории музыки, хотя и запаздывает за ней.

Для эпохи характерно:

постоянные нашествия варваров,

«великое переселение народов»,

частое перекраивание карты Европы (постоянные войны),

начало единого «культурно-исторического» процесса на континенте.

возникновение Христианства – огромный стимул для искусства и музыки. Новое понимание смысла жизни. Разделение на два мира: земной – греховный, небесный – мир Бога, мир истинный. Диктат церкви перед музыкой: ведущая сфера в профессиональной музыке – направление к божественному началу: аскетический характер, молитвенное содержание, доминирование слова (музыка только для его распевания). Церковные установки:

Изгнание всех интервальных родов кроме диатонического,

Изгнание моторно-мускульных, телесных ритмов,

Изгнание инструментов из службы (в Восточной традиции до сих пор, в Западной на время, до появления органа),

Длительный запрет на многоголосие,

Недопущение женщин к отправлению культа,

Предписание к новой музыкальной нотации, что привело к унификации.

Периодизация музыкальной науки:

Переходный этап от Античности. Марциан Капелла, Августин, Боэций, Кассиодор, Исидор

Севильский и др. Основная сфера деятельности – перевод суммы древнегреческой музыкальной теории на латынь и ее адаптация в новых исторических условиях.

Патристика – совокупность доктрин Отцов церкви, они же творцы новой теории богослужебного пения. Их сочинения откровенны, словно послание-назидание, которые часто цитировались в трактатах того времени.

Каролингский этап (VIII – X века) связан с расцветом империи Карла Великого. Выделяется характерной рационализацией музыкальной теории, разработкой ее областей: ладовая теория октоиха, теория раннего многоголосия, теория нотации. «Специалисты» Алкуин (ок. 735 – 804) трактат «De musica»

и Хукбальд (840 – 930) «Musica enchiriadis», «Alia musica».

Высокое Средневековье: XI – XIII века. Период раскола церкви (1054) и крещения Руси. Растет рационализм и профессиональность музыкальной науки: Гвидо из Ареццо и его новации: гексахордная система сольмизации, реформа нотации.

Тория эпохи Ars antiqua: школа Нотр-дам, появление многоголосия, ритмических модусов, учения о мензуральной музыке (трактат “De ensurabili musica” Иоанна де Горландии), признание терции консонансом, реформа модально-мензуральной нотации Франко Кёльнского.

Теория Ars nova: развитие и реформа мензуральной системы (Филипп де Витри, Иоанн де Мурис, Маркетто Падуанский), расщепление понятия гармония на гармонию в многоголосии (armonia multiplex) и на гармонию в одноголосии (armonia simplex).

Ренессансная теория XV – XVI веков. Иоанн Тинкторис, Глареан, Джозеффо Церлино, Николо Вичентино и др. «Возрождение музыкальных древностей». Постепенная секуляризация музыкальной науки и образования.

Источники. Основная масса была опубликована еще в 18-19 веках в антологиях-сериях Герберта и Кусмакёра: Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. Сокращение: GS;Coussmaker E. De. Scriptores de misica medii aevi nova series. Сокращение: CS

Многие средневековые источники с прошлого века публикуются в так называемых критических изданиях. Наиболее известны: Corpus scriptorum de musica [CSM] и Divitae Musicae Artis [DMA].

Характерные свойства музыкальной науки. Теологичность – устойчивая черта, определяет основную христианскую методологию. Латиноязычность, Математичность – свойственна еще античной традиции, рассмотрение музыки как науки о числах (пифагорейская традиция).

9


Ладовая теория. Огромное значение для последующего. Сформирована модель теоретического понимания лада – как звукорядной функциональной плоскости. Осмыслена практика октоиха (8 церковных ладов). Введены буквенные обозначения и новые категории (финалис, реперкусса, иниций и др.).

10


№6. Музыкально-теоретическая система Гвидо Аретинского. Реформа нотации, сольмизация,

литерафония

Гвидо Аретинский (первая половина XI века, активная деят-ть: 1020-1035) — знаменитый муз.учёный Средневековья. Начало Высокого Средневековья, обобщение + взгляд в будущее. Огромные заслуги: нотация, сольмизация. Два жизненный периода. 1. г. Помпоза: облегчения, новшества в практике обучения пению, переписал Антифонарий, 2. г. Ареццо — дальн.реформы. Встречался с Папой в Риме.

Автор четырёх трактатов.:

1.«Пролог к Антифонарию или Другие правила о незнакомом песнопении». Предлагает невмированный Антифонарий, чтобы певцы могли сами разучивать его без учителя. НОТАЦИЯ — линейная система со знакоами — невмами. NEW!—Линиям и промежуткам придаются точные высотные значения. В начале строчек — прообразы ключей (буквы монохорды). Исп. также цветной нотный стан (желтая и красная линейки). Нотацию иногда называют трёхлинейной, хотя у него бывало и 4-5 линеек.

2.«Правила Пролога к Антифонарию, переложенные на стихи» — то же, только в стихах + описание новой нотации

3.«Краткое учение о музыкальном искусстве или Микрорлог» — самый обширный. Поощряет использование монохорда, экспонирует звукоряд из 21 ступени (вкл.двойную ступерь b/h). Говоря о ладах, предпоч.термины modus и tropus, а не tonus, лады называет по старой системе. Положение о финалисе — главном критерии в определ.лада (т.о. формулируя важн.принцип модального лада). Говорит о каденциях: соотношении закл.тонов строк с финалисом. Главы о диафонии, даёт образцы органумов (квинтовый органум — жёсткий, лучше кварта, терция). Применяет прообраз органного пункта («выдержанный органум»). Учение о муз.форме применительно к монодии, система структ.единиц: звуки, слоги, невмы, дистинкции (разделы). Правила просодии. Рекомендует замедление в каденциях. ЭКВИВОКАЛИЗМ (литерафония): закрепление пяти гласных латин.алфавита за пятью муз.звуками (a, e, i, o, u = c, d, e, f, g), озвучивание любых латинских слов по данной схеме (берутся гласные и подставляются звуки, элемент случайности мелодии). Гвидо расширил диапазон до 19 ступеней.

4.«Письмо Гвидо о незнакомом песнопении, направленное брату Михаилу». Метод сольмизации. СОЛЬМИЗАЦИЯ. Слоговая нотация. Смастерил гексахорд из первых слогов строк гимна св. Иоанну

по принципу акростиха — шестиступенный звукоряд. Гексахорд выр.модальные отношения, слоги — воксы

— модально-интерв.функции. три варианта смежных отношений звуков: сверху тон, снизу полутон; наоборот; тон и сверху и снизу. 7я ступень не вводилась во избежание в ряду тритона, кроме того амбитус первого лада соотв.этому гексахорду. ПОКОЛЕБАЛ УСТНУЮ ТРАДИЦИЮ БЫТОВАНИЯ ХОРАЛА.

Весь звукоряд от G до e2 разделён на диапазоны: низший, низкий, высокий, наивысший. Устан.подвижные слоги-воксы над высотно абсолютными буквами-клависами. Идея мутации (подобие совр.модуляции) — перехода из гексахорда в гексахорд, в основании — частичное наложение (транспозиция). Три гексахорда — прообразы осн.тон.функций в будущем: натуральный (от С), твёрдый (G), мягкий (F). ГВИДОНОВА РУКА — звуки закреплены за суставами и пальцами руки – для наглядного обучения детей. Пение по звукам «руки» — миксодиатоническое за счет b/h — «правильная музыка», хроматизированная впоследствии гамма — «musica ficta». b/h — зародыш хроматизации — распространилось и на другие ступени (альтерации). Новые звуки — voces fictae. Система мутации впоследствии отпала. Сольмизация стала абсолютной. В XV в. Рамос де Парехе дополнил гексахорд седьмой ступенью. Название звука си — из последней, не использованной, строки того же гимна.

Рационализм (отсюда все преобразования для облегчения). Историческая перспектива. XI век. Гвидо исп.слово «музикус» — прообраз будущего «композитора». Октавность звукоряда — особенность важная. Октохорды вместо греч. тетрахордов.

11


№7. Возрождение. Общая характеристика. Царлино и его трактат «Установления гармонии». Нотация.

1.Ренессанс, или Возрождение – термин итал. Гуманистов, возникший в конце XIV века в отношении живописи. Во 2й половине XIХ века термин стал прилагаться к муз. искусству. В муз. теории Возрождения: попытка возродить идеалы, формы античной музыки (вернуть греч. трагедию, с чем связано рождение оперы, античные метры, названия древнегреч. ладов –Глареан.) В муз-теоретических текстах «возрождение» - в попытках подражать языку Цицерона, Вергилия (у Тинкториса и др), в стремлении следовать греческой философии (Глареан, Царлино). Противопоставление «светлого» Возрождения «темному» Средневековью не совсем правомерно – институты инквизиции, преследования еретиков и охота на ведьм процветали. Но было и гуманистическое направление – вытеснение теоцентризма антропоцентризмом. Встречное движение духовной и светской музыки.

2.Джозеф Царлино и его «Установления гармонии» (1558). Один из самых великих теоретиков в истории музыки. Обосновал научно ту практику, к которой относится творчество Палестрины, Лассо, Жоскена Депре. Трактат подводит итог целой эпохе – средневеково-ренессансному периоду в 10 столетий. Написан на итал. языке(национальные языки вместо латыни – примета Возрождения). Царлино (1517-1590) – теоретик, певец, органист, композитор, монах францисканского ордена. В 1541 г. приехал в Венецию и стал учеником Вилларта, а с 1565 – стал маэстро капеллы собора св. Марка в Венеции и сидел там до своей смерти. Композитор – автор мотетов, мадригалов, песен. Три трактата: «Установления гармонии»

(1558), «Доказательства гармонии» (1571) и «Музыкальные добавления»(1588). Главный – первый,

одновременно руководство по композиции практического значения и образец философии музыки. 3.Царлино выделяет 3 этапа в истории музыки: Древность(до Боэция) –золотой век, средние века –упадок, современность – новый расцвет музыки (Окегем, Изак, Жоскен). Опирается на философию Аристотеля, - теория соотношения формы и материи. Форма – это числа, а материя – то, что организуется числами (муз. материал или интервалы). Другая пара категорий – теория и практика, или музыка умозрительная и практическая. Схема труда: рассматривается теория в аспекте формы и потом материи, затем практика в аспекте материи и потом формы. Соответственно, получается 4 части:

. «Умозрительная музыка» в аспекте формы: числа и пропорции, исходный пункт для теории музыки. О происхождении музыки, связи с арифметикой.

IIч.«Умозрительная музыка» в аспекте материи: звуковые воплощения чисел и их отношений (звуки, интервалы, конс. и дис-сы, созвучия). Воздействие музыки на душу.

IIIч. «Практическая музыка» в аспекте материи: о контрапункте, каденциях, полифонич. техниках, имитациях, фуге; разрабатывается теория мажорного и минорного трезвучий и ее математическое обоснование.

IVч. «Практическая музыка» в аспекте формы: здесь дается теория ладов, т.к. они дают форму – закон – для муз. произведений. Кроме этого, говорит, как словесный текст соединяется с музыкой. Последние главы - как достичь совершенства в музыке; и что в суждении о музыке нужно полагаться не только на чувство, но и на рассудок.

4.Царлино, насколько можно, следует античной теории, оттуда «предметом музыки является звучащее число». Но пифагорейская концепция священной «четверицы» уже не охватывает все муз. явления: появляются терции, а это 4:5 (большая) и 5:6 (малая). Так что у Царлино уже шесть священных чисел, а не четыре. В музыке XVI века появляется «трезвучный стиль» в творчестве Лассо, Палестрины и др. Именно Царлино в XVI веке обосновал центральный элемент будущей ладовой системы, маж. и минорное трезвучие, хотя саму мажорно-минорную систему следует датировать XVIII-XIX веками. Царлино принял систему чистого строя, строя натуральных терций, так как в пифагорейском большая терция звучала напряженно. В чистом строе есть две возможности деления квинты большой терцией: терция в нижней части и в верхней, соотвественно гармония становится «веселой» или «печальной».

! но у Царлино нет ни слова «трезвучие», ни мажора и минора, ни обращений!

5.Ситема 12 ладов. Впервые систему 8 ладов до 12 расширил Глареан (Трактат «Додекахорд»). Царлино тоже говорит о 12 ладах, объясняя их число тем, что в основной диатонической гамме 6 чистых квинт и разных сочетаний квинты и кварты. Причем половина ладов имеет в основании мажорную терцию, а половина - минорную. Царлино предлагает иное расположение ладов: начинать от звука с, а не d. То есть первым ладом становится как бы с ионийский.

12


№8. Мировоззренческие предпосылки музыкальной теории Нового времени. Новая музыкальная практика – новые пути мыслей о музыке.

Рубеж XVI–XVII веков – время больших новаций: великие географические открытия; изобретение микроскопа (микромир), подзорной трубы (макромир); электричества, газа, маятниковых часов и многого другого. Все это изменяет картину культурной жизни Европы: расширяется секуляризация культуры. Это же время – начало нового трехсотлетнего этапа в музыкальной практике 1600 – 1900. «Жирная» граница, рубеж явно очевиден по всем параметрам.

В музыкальной теории теологический и космологический аспекты, доминировавшие раньше, утрачивают свое господство. Возникает новое и понимание музыки – как услаждающего чувства. Теория перестает предписывать музыке законы, но вместе с тем стремится рационально постичь те, что выходят из самой стихии музыкального. Отсюда «важное событие» - происходит обновление идеологической подосновы искусства, его философско-эстетической базы; одно из таких оснований – философия рационализма («привет» Рене Декарту). Человеческий разум выступает как исходная категория мировидения, а не как более ранние божественные установки. Это почти почва для атеизма.

Что на этой основе происходит в музыке? Для музыкально-теоретического мышления того времени характерно обращение к естественным физико-акустическим основаниям в музыке и их исследование (учения Мерсенна и Рамо). «Вот оно, новое!» У Царлино (16 век) физическая природа звука не мыслилась в качестве предмета теории. А у теоретиков Нового времени физико-звуковые понятия стали необходимыми и основополагающими в учениях о музыке.

Однако связь «с прошлым» полностью не прервалась! У того же Мерсенна, а также Афанасия Кирхера, Иоганна Кеплера музыка еще толкуется в средневековом духе как эмансипация божественной сущности и отождествляется с гармонией. Но постепенно понятие музыки сводится только к искусству звуков, как и понятие гармонии к структурным законам многоголосной композиции.

Свои научные изыскания ученые выражали в следующей группе трудов, сгруппированных так:

«Суммы музыки» или «Компендиумы музыки» – своды энциклопедических знаний обо всей музыке. Комплекс знаний о музыке (собственно «теория музыки») включен в широкий контекст теологических, философских, математических и др. проблем. Примеры: «Гармония мира» Иоганна Кеплера (1619), «Всеобщая гармония» Марена Мерсенна (1636 – 1638), «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера (1650).

Практические учебники композиции: «Musica poetica» Иоахима Бурмайстера (1606), «Расширенный трактат по композиции» Кристофа Бернхарда (1657), «Наставление в музыкальной композиции» Иоганна Вальтера (1708).

Практические пособия по игре цифрованного баса: «Трактат об игре на клавесине» Ф.

Куперена, «Новый трактат об аккомпанементе на клавесине, органе и других инструментах»

М. Сен-Ламбера.

Теоретические сведения содержались также и в пособиях по игре на инструментах.

Самое новое, вероятно, - это открытие «музыкальной природы» в теории музыки Нового времени, которое выражается в смене объектов исследовательского интереса, в появлении научной рефлексии над музыкой звучащей, что приводит к разделению между теорией и музыкальной практикой: «Вот оно – разделение».

Теория приобретает статус новоевропейской опытной науки,

Практика целиком становится искусством.

Достижения музыкальной науки – открытие универсальных физических свойств звука – обертонов (Мерсенн, Совёр), благодаря интересу к акустическим свойствам звука.

Характерное качество науки – непрерывность, проявляется в: непрерывности музыкального времени (тактовой метрики), единство звуковысотного момента (направлена к понятию аккорда), единство звуковой системы (равномерно-темперированный строй), непрерывность развертывания музыкальной ткани по горизонтали и вертикали (basso continuo), смысловая непрерывность (музыкальная риторика).

13