ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 213

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вправо концевые строки кажутся очень назойливыми и также являются всего лишь косвенным средством выделения.

Итак, существует только один — единственный надежный, технически безукоризненный и при том в высшей степени простой и экономич- ный вид выделения абзацев. Это абзацный отступ, который, как правило, должен равняться 1 кегельной (т. е. 10 пунктам при кегле 10). Он может быть и несколько меньшим, а в отдельных случаях даже несколько большим по размеру. Наборщик вряд ли забудет о нем, да и корректор наверняка обратит на него свое внимание: ни один читатель не сможет его не заметить. Неправда, что набор с отступом на круглую менее красив. Мнимая простота безабзацного набора достигается за счет отсутствия разбивки текста, являющейся, как известно, атрибутом типографской красоты. Тот факт, что безабзацный набор так часто встречается в наше время, вовсе не означает, что он хорош.

Многочисленные произведения художественной литературы и даже научные книги в последнее время стали набирать без абзацного отступа. Из моды, возникшей на рубеже нашего века, это стало чуть ли не твердым правилом. Складывается впечатление, будто не замечают, что этому нерасчлененному изображению недостает ясности. Не говорит ли это о потере внимания к слову и букве?! Редактор одного специального журнала

как-то даже заметил, что набор с абзацными отступами есть новшество и пригодность его еще

139

надо доказать! Но именно набор с абзацными отступами зарекомендовал себя на протяжении более чем четырех столетий. От него так часто уклоняются только в Германии и Швейцарии. В Англии, Франции, в скандинавских странах и в США «нечленораздельный» способ набора без абзацных отступов можно встретить лишь как исключение, преимущественно в печатных изданиях, сделанных равнодушно и без любви.

Нормальный старый набор с абзацными отступами неизмеримо лучше и яснее, чем гладко прилизанный безабзацный. Старый способ вряд ли можно улучшить. Он, будучи, по всей вероятности, случайной находкой, есть идеальное решение проблемы. Так пусть же издатели и наборщики поскорее возвратятся к нему.

Небольшая доля вины в распространении фальшивого вида набора ложится на широко практикуемую манеру составления писем и рукописей на пишущей машинке, где вместо четких и броских отступов абзацы начинают без втяжек, используя «слепые» строки между отдельными абзацами. Коммерческие училища, абсолютно не будучи компетентными в типографских вопросах, учат сегодня, что абзацные отступы устарели и что начинать абзацы без отступов «современно». Это абсолютное заблуждение дилетантов. Неплохо было бы и здесь поскорее возвратиться к старому виду письма, где для отступа вполне достаточно иметь 3 или 4 буквенных ширины.

140


Курсив, капительные буквы

èкавычки

âтекстовом наборе книг

èнаучных журналов

История

С дифференциацией текстового набора типографскими средствами мы впервые сталкиваемся в эпоху Барокко, когда для выделений в наборе антиквой стали использовать курсив. В немецких книгах, почти без исключения набиравшихся фрактурой, в тот период было модно использовать антикву для набора иностранных слов; корни иностранных слов с немецкими окончаниями набирали антиквой, а окончания — фрактурой.

В XVIII в. сложились более или менее твердые правила смешанного набора, в первую очередь распространявшиеся на научные издания. Использование различных шрифтов помогало и сей- час еще помогает делать текст четким и ясным. Чувство хорошей зависти вызывает у нас набор книги Шеллера «Подробная теория латинского языка», Лейпциг, 1782 г. (см. иллюстрацию на с. 142). Основной шрифт — современная изданию фрактура. Переводы на немецкий язык набира-

141

лись швабахером. Этот красивый и энергичный шрифт до Унгера (1753 — 1804) использовался в качестве полужирного. (Полужирная фрактура появилась лишь в XIX в.) Унгер изгнал казавшийся ему некрасивым швабахер из книжных типографий и вместо него для выделений во фрактуре ввел разрядку, борьбу с которой мы ведем и по сей день. Отсюда же пошло, что и в наше время — в Германии, Швейцарии и Австрии — для выделений в антикве ошибочно используют антиквенную разрядку, а не курсив. Разрядка в антиквенном наборе недопустима. (Исключение — заглавные и капительные буквы.)

Латинские слова в книге Шеллера 1782 года

142

набраны антиквой и курсивом. Автору и наборщику можно позавидовать: в их распоряжении было четыре различных шрифта одного кегля. Капительные буквы в то время в Германии встречались, по-видимому, еще реже, чем в настоящее время. Иначе Шеллер мог бы и их использовать, если бы ему понадобилось. Но этого не случилось — более четырех различных шрифтов вряд ли может понадобиться автору для набора книги. В грамматике это еще можно себе позволить, но вряд ли в ка- кой-нибудь другой книге, какой бы ученой она ни была. Если бы наборщику в наши дни пришлось набирать ту же грамматику антиквой, он бы довольствовался лишь тремя видами шрифтов: антиквой, курсивом и капителью; если бы от него потребовали еще и четвертый вид, то ему бы пришлось прибегнуть к полужирному варианту. (Взяв в качестве основного шрифт без концевых засе- чек, он бы запутался еще быстрее.) А насколько лучше смотрится фрактура Брайткопфа в сочетании со старым швабахером, чем, к примеру, гарамон с полужирным гарамоном! Наиболее наглядно разница между немецким языком и латынью в книге Шеллера выражается противоположностью форм фрактуры и швабахера, с одной стороны, и антиквы и курсива — с другой. Если бы грамматика набиралась одной лишь антиквой, то латинские слова выделялись бы не столь наглядно. Иначе говоря, нам, отказывающимся от фрактуры, было бы намного труднее справиться с этой задачей, чем наборщику XVIII в.

Этот пример, в частности, свидетельствует о

143


том, что, отказавшись от фрактуры, мы лишились настоящего сокровища, какому могли бы лишь позавидовать народы, говорящие на других языках. Несчастием является то обстоятельство. что и в наши дни одни, используя совершенно не относящиеся к делу аргументы, на чем свет стоит хулят фрактуру, а другие — превозносят ее до небес, пользуясь столь же несостоятельными аргументами; при этом почти никто не вспоминает, что фрактура в первую очередь подходит, как и швабахер, для набора встречающихся в немецком языке сверхдлинных слов, что узкие готические буквы помогают экономить место. Забывают тот факт, что форма фрактуры сложилась на традиционной основе специфиче- ски немецкого трансальпийского искусства линий*. Попробуйте почитать набранные антиквой произведения Готгельфа, Келлера, Мерикеса, лирические стихи Гете, и вы сразу же почувствуете, что эта «одежда» им не к лицу. Но это между про- чим. Если бы в середине XIX века пришлось набирать научный труд вроде книги Шеллера, то было бы необходимо использовать полужирный шрифт альдине (это название не имеет ничего общего с Альдом Мануцием и применяется по ошибке). Затем появились курсив и капитель.

*

Мне не пришло в голову ничего лучшего, чем это столь редко встречающееся прилагательное. Термин «среднеевропейский» оказался скомпрометированным некоторыми субъектами из недавнего прошлого. К тому же он не отражает существа дела. «Трансальпийский» буквально означает «по ту сторону Альп». Поскольку этот термин придумали римляне, то

он означает «севернее Альп», а выражение «cisalpin» «по эту сторону Альп» следует толковать как «южнее Альп»

144

Курсив напоминает гуманистическую скоропись; это родственный антикве, но несколько более узкий, наклонный шрифт, выделяется, главным образом, именно благодаря наклону букв. Задержать на себе внимание читателя — вот функция курсива в тексте. Капительные буквы имеют форму прописных, но по своим размерам стоят между прописными и строчными. Капительные буквы пятого кегля мы встречаем уже в оригинальном начертании гарамона, выполненном Конрадом Бернерсом (1592 год).

Курсивом пользуются для выделения ключе- вых выражений, капителью же набирают имена ив отдельных случаях — названия населенных пунктов. В тех странах, где применяется антиква, начиная с середины XIX века складываются полезные и общеобязательные правила, которые нам предстоит принять и изучить, если мы намерены правильно применять антиквенные шрифты. Было бы полной нелепостью вырабатывать какие-либо иные правила, поскольку те из них, которые соответствуют истинному положению вещей, давно уже доказали свою полезность и пользоваться ими можно без малейших опасений. К тому же внимание к читателям, говорящим на других языках, заставляет нас подчиняться действующим во всем мире правилам. Иначе говоря, мы не вправе применять курсив и капитель так, как нам того хочется, а должны в конце концов отказаться от ребячества и научиться правильно пользоваться курсивом и капителью. У нас же это происходит крайне редко.

145


Где курсив, а где капитель?

В художественных произведениях вряд ли можно встретить курсивные выделения, не говоря о капители. Случается лишь, что курсивом набирается находящееся под ударением слово «ein» («Nur ein Mittel haife»). Прежде в таких случаях пользовались заглавной буквой, что мне представляется более правильным, чем курсив или разрядка.

Даже в учебниках не следует злоупотреблять курсивом или капителью для акцентирования внимания на ключевых выражениях в тексте, то есть для достижения большей наглядности. (В тех случаях, когда крайне необходимо подчеркнуть то или иное положение или слово, перед ним можно поставить жирную звездочку.) Собственно говоря, курсив и капитель вообще служат не для акцентирования, а скорее для внесения большей ясности и дифференциации. «Рубрикация»разбивка текста на рубрики — осуществляется посредством различного рода заголовков или фонариков. С помощью абзаца одна мысль отделяется от другой. И лишь в очень редких случаях, в порядке исключения, наиболее важное слово или фраза могут набираться курсивом. Слово — вот мерило таланта автора. Писательское мастерство, в частности, в том и состоит, чтобы посредством правильного расположения слова в предложении придать ему должное звучание. В отдельных газетах части фраз или целые фразы набирают жирным вариантом шрифта; выделение почти всех слов отнюдь не помогает читателю понять смысл

146

текста. Скорее он может подумать, что его считают слабоумным. Другая крайность, когда набор всего текста осуществляется одним-единствен- ным кеглем и без курсива, свидетельствует о полном неуважении к читателю. Это намного хуже, чем использование слишком большого количества шрифтов.

Курсивом в первую очередь нужно набирать встречающиеся в тексте названия книг, журналов, произведений искусства, зданий, кораблей, которые в этом случае приводятся без кавычек. Рекомендуется, кроме того. с помощью курсива, а не кавычек выделять слова или фразы на иностранных языках. Такое незыблемое правило существует в английской, французской и во многих других орфографиях.

Капительные буквы, точнее говоря, капительные в сочетании с заглавными применяются для набора имен собственных (JUAN DE YCIAR лучше, чем JUAN DE YCIAR). Лишь в этих случаях чи- татель способен разобрать, что нужно писать строчными, а что прописными буквами. Имена и фамилии набирают капительными буквами в со- четании с прописными. Составные термины — закон Ома, рентгеновские лучи, особенности творчества Рембрандта — лучше набирать обыч- ными буквами.

Капитель всегда необходимо набирать слегка вразрядку, иначе она окажется совершенно нечи- табельной.

На усмотрение художника — оформителя мы оставляем вопрос о том, следует ли в объемной

147


Смотрите также файлы