ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
3. Рисунок.
О рисунке можно говорить только условно. Границу между объёмной формой и окружающим пространством глаз ощущает как линейное очертание фигуры, как видимый контур.
4. Материалы и техники.
Выбор того или иного материала и характера его обработки диктуются образным смыслом, идеей и задачей.
Так, монументальная скульптура призвана на долгие годы сохранить память о людях, событиях. Она выполняется из прочных «вечных» материалов (твёрдых пород камня, стали, бронзы).
В станковой скульптуре используется обожжённая глина, гипс, дерево, камень. Камень применяют разных пород: магматические твёрдые (гранит, диорит, базальт, порфир), осадочные твёрдые и мягкие (известняк, песчаник), метаморфические (мрамор). Также используются гипс (алебастр – минерал), дерево, теракот, фаянс, слоновая кость.
5. Свет.
В отличие от мастеров живописи и графики скульптор не изображает свет, но обязательно использует освещение, учитывает источник света, его силу, направление и угол падения.
Впервые обратил внимание на важность освещения Пракситель ( IV в.до н.э.)
6. Цвет.
По сравнению с живописью скульптура менее полихромна (многоцветна).
Например: Красный/чёрный/розовый гранит;
Тёмно-зелёный диорит;
Чёрный базальт;
Белоснежно-голубой/золотисто-жёлтый мрамор;
Зелёная (больше меди при окислении)/ бурая (больше олова) бронза.
Помимо одноцветных скульптур есть и полихромные.
Пример: голова «Дельфийского возничего».
Бронзовая скульптура, глаза из цветного камня, повязка из красной меди. Статую создали в 478 – 474г. до н.э.
Хранится в Дельфийском археологическом музее.
Пример: Погребальная маска Тутанхамона.
Золото различных цветов.
Кроме применения разноцветных материалов используют примеры тонирования и раскраски скульптуры.
Раскрашенная скульптура – раскраска в несколько цветов и тонов.
Тонирование – тонирование в 1 тон.
Живопись как вид искусства.
Живопись и графика близки друг другу, т.к. производят облик явлений путём изображения на плоскости.
Если архитектура и скульптура преобразуют реальное пространство, то живопись и графика воссоздают иллюзионное пространство и объём на плоскости.
В отличие от скульптуры живопись богата по своим изобразительным возможностям, поэтому в живописи сформирована богатая и разнообразная система жанров. Они разделяются в зависимости от предмета изображения. Жанры живописи начали формироваться в Италии эпохи Возрождения. На смену иконе появилась алтарная картина: полуциркульное завершение, напоминающее окно («окно в Мир»). Алтарная картина обрела реальное пространство. Художник пространственно изображает пейзаж, на фоне которого – сюжет. Кроме того, у ног святых или Богоматери часто изображали символический натюрморт. Начинают изображать донаторов.
Система жанров перестала формироваться в XVII в., когда появилась первая академия художеств, в которой сформировалась окончательная иерархия жанров.
Донатор (от лат.Donator) –заказчик, на средства, которого писалась картина, украшался храм и т.д. Обычно их изображают в профиль.
Жанры живописи:
Исторический жанр.
батальный.
библейский.
Мифологический жанр.
Бытовой жанр.
Портрет.
парадный.
костюмированный.
камерный.
Портрет делится:
По количеству изображений.
С точки зрения среза фигуры.
С точки зрения поворота головы фигуры.
Пейзаж.
ведута.
марина.
Натюрморт.
Анималистический жанр.
В середине XIX в. иепархия жанров рухнула. Вместо исторического и мифологического жанра на первый план выходят портрет и пейзаж.
XIX в. – век пейзажа. Он окончательно сформировался, достиг своих высот.
Картина не всегда принадлежит одному жанру.
Например, картина «Утро в сосновом бору» - анималистического и пейзажного жанра.
Авторы: Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий
(он написал медведей, но его подпись стёр Павел Третьяков)
1. Исторический жанр.
Требовал большой формат полотна. Многофигурные композиции.
Пример: «Боярыня Морозова» работа Сурикова Василия Ивановича. 1887 г.
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Пример: «Утро стрелецкой казни». Суриков Василий Иванович. 1878-1881 г.
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Пример: «Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов. 1881—1898 г.
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Пример: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Илья Ефимович Репин. 1883-1885 г.
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Батальный исторический жанр.
Изображения битв, сражений, военных. Этот жанр требует специализации, хорошего знания обмундирования и вооружения.
Библейский исторический жанр
Картины на евангельские мотивы.
2. Мифологический жанр.
Также предполагает большой формат картин и многофигурные композиции.
Сюжеты мифов, легенд, сказок, преданий.
Пример: «Похищение Европы». Валентин Александрович Серов (1865-1911 г.).1910 г.
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Примеры: «Иван Царевич на Сером волке» 1889 г., «Ковёр-самолёт» 1926 г.
Автор: Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926 г.
3. Бытовой жанр.
Жанровая живопись, художник – жанрист.
Изображение повседневной жизни.
Пример: «Сватовство Майора».
Автор: Павел Андреевич Федотов. 1812-1852г.
Пример: «Бурлаки на Волге». Илья Ефимович Репин. 1872-1873 г.
Хранится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург.
4. Портрет.
«Как горько слышать от сотовариищей художников:»Он портретной!»».
Пример: портрет «камеристка инфанты Изабеллы». Питер Пауль Рубенс (1577-1640 г.).
ок. 1625. Эрмитаж.
Камеристка–комнатная служанка при госпоже (обычно в богатом дворянском доме).
Парадный портрет.
Большой формат. Фигура в рост, реже – по колено.
Модель в парадном одеянии, с атрибутами, наградами. Между моделью и зрителем нет контакта.
Примеры: портрет императора Петра III. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Автор: Антропов Алексей Петрович. 1762 г. Автор: Шарль-Андре ван Лоо.
Костюмированный портрет.
Театрализованные образы, которые представленны в несвойственном герою виде.
Пример: одна картина из цикла Дмитрия Григорьевича Левицкого«Смолянки».
Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская.
Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу (поселянку) жестом опытного волокиты.
164*127 см
Пример: Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. Д.Г. Левицкий.1773 г.
Из серии «Попечители воспитанного дома».
Герой в образе садовника, в домашнем халате. Изображён простой интерьер и атрибуты.
Находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Камерный.
Небольшой формат. Если парадный вешали на видном месте, в залах и т.д., то камерный вешали в комнатах.
Домашний образ. Нет интерьера. Это поясной, погрудный или оплечный срез фигуры, присутствует контакт между моделью и зрителем
Пример: Портрет неизвестной в розовом платье.
Автор: Пётр Степанович Рокотов.
Портрет может делиться:
По количеству изображённых фигур: