ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Рисунок.

О рисунке можно говорить только условно. Границу между объёмной формой и окружающим пространством глаз ощущает как линейное очертание фигуры, как видимый контур.

4. Материалы и техники.

Выбор того или иного материала и характера его обработки диктуются образным смыслом, идеей и задачей.

Так, монументальная скульптура призвана на долгие годы сохранить память о людях, событиях. Она выполняется из прочных «вечных» материалов (твёрдых пород камня, стали, бронзы).

В станковой скульптуре используется обожжённая глина, гипс, дерево, камень. Камень применяют разных пород: магматические твёрдые (гранит, диорит, базальт, порфир), осадочные твёрдые и мягкие (известняк, песчаник), метаморфические (мрамор). Также используются гипс (алебастр – минерал), дерево, теракот, фаянс, слоновая кость.

5. Свет.

В отличие от мастеров живописи и графики скульптор не изображает свет, но обязательно использует освещение, учитывает источник света, его силу, направление и угол падения.

Впервые обратил внимание на важность освещения Пракситель ( IV в.до н.э.)

6. Цвет.

По сравнению с живописью скульптура менее полихромна (многоцветна).

Например: Красный/чёрный/розовый гранит;

Тёмно-зелёный диорит;

Чёрный базальт;

Белоснежно-голубой/золотисто-жёлтый мрамор;

Зелёная (больше меди при окислении)/ бурая (больше олова) бронза.

Помимо одноцветных скульптур есть и полихромные.

Пример: голова «Дельфийского возничего».

Бронзовая скульптура, глаза из цветного камня, повязка из красной меди. Статую создали в 478 – 474г. до н.э.

Хранится в Дельфийском археологическом музее.

Пример: Погребальная маска Тутанхамона.

Золото различных цветов.

Кроме применения разноцветных материалов используют примеры тонирования и раскраски скульптуры.

Раскрашенная скульптура – раскраска в несколько цветов и тонов.


Тонирование – тонирование в 1 тон.

Живопись как вид искусства.

Живопись и графика близки друг другу, т.к. производят облик явлений путём изображения на плоскости.

Если архитектура и скульптура преобразуют реальное пространство, то живопись и графика воссоздают иллюзионное пространство и объём на плоскости.

В отличие от скульптуры живопись богата по своим изобразительным возможностям, поэтому в живописи сформирована богатая и разнообразная система жанров. Они разделяются в зависимости от предмета изображения. Жанры живописи начали формироваться в Италии эпохи Возрождения. На смену иконе появилась алтарная картина: полуциркульное завершение, напоминающее окно («окно в Мир»). Алтарная картина обрела реальное пространство. Художник пространственно изображает пейзаж, на фоне которого – сюжет. Кроме того, у ног святых или Богоматери часто изображали символический натюрморт. Начинают изображать донаторов.

Система жанров перестала формироваться в XVII в., когда появилась первая академия художеств, в которой сформировалась окончательная иерархия жанров.

Донатор (от лат.Donator) –заказчик, на средства, которого писалась картина, украшался храм и т.д. Обычно их изображают в профиль.

Жанры живописи:

  1. Исторический жанр.

  • батальный.

  • библейский.

  1. Мифологический жанр.

  2. Бытовой жанр.

  3. Портрет.

  • парадный.

  • костюмированный.

  • камерный.

Портрет делится:

По количеству изображений.

С точки зрения среза фигуры.

С точки зрения поворота головы фигуры.

  1. Пейзаж.

  • ведута.

  • марина.

  1. Натюрморт.

  2. Анималистический жанр.

В середине XIX в. иепархия жанров рухнула. Вместо исторического и мифологического жанра на первый план выходят портрет и пейзаж.

XIX в. – век пейзажа. Он окончательно сформировался, достиг своих высот.

Картина не всегда принадлежит одному жанру.

Например, картина «Утро в сосновом бору» - анималистического и пейзажного жанра.

Авторы: Иван Иванович Шишкин и Константин Аполлонович Савицкий


(он написал медведей, но его подпись стёр Павел Третьяков)

1. Исторический жанр.

Требовал большой формат полотна. Многофигурные композиции.

Пример: «Боярыня Морозова» работа Сурикова Василия Ивановича. 1887 г.

Находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Пример: «Утро стрелецкой казни». Суриков Василий Иванович. 1878-1881 г.

Находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Пример: «Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов. 1881—1898 г.

Находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Пример: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Илья Ефимович Репин. 1883-1885 г.

Находится в Государственной Третьяковской Галерее.

  • Батальный исторический жанр.

Изображения битв, сражений, военных. Этот жанр требует специализации, хорошего знания обмундирования и вооружения.

  • Библейский исторический жанр

Картины на евангельские мотивы.

2. Мифологический жанр.

Также предполагает большой формат картин и многофигурные композиции.

Сюжеты мифов, легенд, сказок, преданий.

Пример: «Похищение Европы». Валентин Александрович Серов (1865-1911 г.).1910 г.

Находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Примеры: «Иван Царевич на Сером волке» 1889 г., «Ковёр-самолёт» 1926 г.

Автор: Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926 г.

3. Бытовой жанр.

Жанровая живопись, художник – жанрист.


Изображение повседневной жизни.

Пример: «Сватовство Майора».

Автор: Павел Андреевич Федотов. 1812-1852г.

Пример: «Бурлаки на Волге». Илья Ефимович Репин. 1872-1873 г.

Хранится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург.

4. Портрет.

«Как горько слышать от сотовариищей художников:»Он портретной!»».

Пример: портрет «камеристка инфанты Изабеллы». Питер Пауль Рубенс (1577-1640 г.).

ок. 1625. Эрмитаж.

Камеристкакомнатная служанка при госпоже (обычно в богатом дворянском доме).

  • Парадный портрет.

Большой формат. Фигура в рост, реже – по колено.

Модель в парадном одеянии, с атрибутами, наградами. Между моделью и зрителем нет контакта.

Примеры: портрет императора Петра III. Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Автор: Антропов Алексей Петрович. 1762 г. Автор: Шарль-Андре ван Лоо.

  • Костюмированный портрет.

Театрализованные образы, которые представленны в несвойственном герою виде.

Пример: одна картина из цикла Дмитрия Григорьевича Левицкого«Смолянки».

Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская.

Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу (поселянку) жестом опытного волокиты.


164*127 см

Пример: Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова. Д.Г. Левицкий.1773 г.

Из серии «Попечители воспитанного дома».

Герой в образе садовника, в домашнем халате. Изображён простой интерьер и атрибуты.

Находится в Государственной Третьяковской Галерее.

  • Камерный.

Небольшой формат. Если парадный вешали на видном месте, в залах и т.д., то камерный вешали в комнатах.

Домашний образ. Нет интерьера. Это поясной, погрудный или оплечный срез фигуры, присутствует контакт между моделью и зрителем

Пример: Портрет неизвестной в розовом платье.

Автор: Пётр Степанович Рокотов.

Портрет может делиться:

По количеству изображённых фигур: