ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • Персональный. (от лат. Persona)

  • Парный.

Два портрета, связанных между собой.

Пример: Рафаэль Санти портреты Аньоло и Маддалены Дони.

  • Двойной.

Изображение двух людей.

  • Групповой.

Более двух человек.

Пример: «Читатели газет в Неаполе». Кипренский Орест Адамович.

Написана в 1831 г.

С точки зрения среза фигуры:

  • В рост.

  • Поколенный срез.

  • Поясной срез.

  • Погрудный срез.

  • Оплечный срез.

  • Оглавый.

С точки зрения поворота головы фигуры:

  • Анфас.

  • ¾.

  • Профиль.

  1. Пейзаж.

  • Ведута.

Городской пейзаж.

  • Марина.

Морской пейзаж.

Пленэр был открыт только в XIX в. Писали в жёлто-коричневой гамме.

Пленэр(от фр.Еn plein air) –живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

  1. Натюрморт.

Натюрморт(фр.Nature morte- «мёртвая природа») –изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Изображение отдельных вещей, плодов, предметов.

  1. Анималистический жанр.

Изображение животных.

В зависимости от назначения живопись бывает

Монументальная и станковая живопись:

Монументальная живопись. Станковая живопись.

Тесно связана с архитектурой. Не зависит от архитектуры.

Выполняется на стенах, сводах, платформах (потолок).

Использует оптическую коррекцию.

Художественные средства живописи:

1. Цвет.

2. Свет.

3. Композиция.

4. Рисунок.

5. Материалы и техники.

1. Цвет.

Колорит – система организации цвета в картине. Он может быть:


Холодный/тёплый

Локальный/тональный

Локальный колорит использует яркие пятна цвета. Характерен для линейно-плоскостной живописи (средневековая живопись, иконы, витражи).

Тональный предполагает тональную дифференциацию. Позволяет лепить форму из множества оттенков. Характерен для объёмно-пространственной живописи.

Дифференциация(от лат.Differentia - различие) -выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам.

2. Свет.

Именно свет выделяет главную часть композиции.

3. Композиция.

Особенность композиции в отличие от скульптуры в том, что она строится на плоскости.

4. Рисунок.

Рисунок в живописи образует условные границы форм, предметов и окружающей среды. Мастерство рисунка выявляется в выразительной передаче конструкции фигуры.

5. Материалы и техники.

Очень разнообразны.

Техника живописи зависит от связующих элементов.

Материалы и техники станковой живописи:

Материалы:холст, дерево, картон, бумага, стекло, металл.

1-ое:грунт: на желотиновой или гипсовой основе.

2-ое: краски: порошки-пигменты + связующие элемены.

  1. Энкаустика.

  2. Темперная живопись.

  3. Масляная живопись.

  4. Пастель.

  5. Акварель, гуашь.

  1. Энкаустика.

Энкаустика(от др.-греч.ἐγκαυστική- искусство выжигания) –живопись

горячими восковыми красками.

Самая древняя техника.

Техника живописи, в которой связующим веществом красок является горячий воск. Живопись выполняется по доске или холсту в техникеаль прима.. Была распространена в Древней Греции и Риме. Примеры этой живописи дошли до наших дней.

Аль прима(ит.Аlla prima – в первый момент) -разновидность живописи, требующая окончания работы за один сеанс, до подсыхания красок.

  1. Темперная живопись.

Появилась в Раннем Средневековье и вытеснила энкаустику.

Темпера – материал, использующий разные связующие вещества:

яичные , клеевые, синтетические.

Темпера плохо смешивается, но даёт звонкий колорит.


  1. Масляная живопись.

Маляная живопись пришла из Голландии в начале XVв.Ян и Хуберт ван Эйк(XIV-XV в.) – фламандские художники, братья, первые освоили технику живописи масляными красками.

Масляные краски хорошо смешиваются и дают богатый колорит. Масляная живопись стала основой для появления тонального колорита.

Связующие вещества: растительные масла (лён, подсолнух и др.), лаки.

  1. Пастель.

Пастель – живопись цветными мелками.

Увлечение пастелью началось в XVIIIв. Также техника была популярна в к.XIX-нач.XXв.

Пастель художественный материал, применяемый и в графике (если применяются линии и штрихи) и вживописи(как цветное пятно).

Пастель бывает разделяется по видам в зависимости от связующих веществ.

Пример: «Голубые танцо́вщицы» (фр.Ballerine dietro le quinte)

Картина фр. художника-импрессиониста Эдгара Дега, написанная в 1897 году.

Находится в музее искусства им. А.С. Пушкина. Москва.

  1. Акварель, гуашь.

Связующее вещество: клеевое. Краски, растворяемые водой.

Гуашь, акварель и пастель относят к техникам графики в том случае, если выполнено не цветным тоном, а линией или штрихом.

Материалы и техники монументальной живописи:

Материалы: стена, свод, плафон.

  1. Аль секко.

Аль секко(от итал.Secco– по сухому).

Самая древняя техника монументальной живописи. Возникла и прменялась на Древнем Востоке и Древнем Египте.

Живопись по сухой штукатурке. Это хрупкая техника.

  1. Аль фреско.

Аль фреско (от итал. Fresco – свежий).

Появилась в Древней Греции на смену аль секко.

Живопсиь производится водорастворимой темперой по сырой штукатурке. Красочный слой соединён с основой, благодаря чему фреска становится достаточно крепкой техникой, по сравнению с аль секко.

Такая техника даёт яркий, звучный колорит.

Техники фрески:

  • Двухслойная.


2 Слоя штукатурки: 1-ый слой – синопия, 2-ой слой – интоника.

Наносят первый слой штукатурки – синопию. После того как она высохла наносят графический рисунок (сангиной, углём). Синопию осматривает заказчик и вносит изменения. Затем наносят второй слой штукатурки – интонику и росписывают красками до высыхания штукатурки.

В г. Пизе на площади Чудес находится самый большой музей синопий.

  • Однослойная.

Появилась в XVI в. (эпоха Высокого Возрождения).

Первые использовали: Вероккьо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Рафаэль.

Изготавливали подготовительный картон, на который наносили графический рисунок. После этого по контуру картон прокалывали. После нанесения (единственного) слоя штукатурки, до того как он высохнет, на стену прикладывали картон и методом припороха отмечали контур углём или графическим порошком. Пока не высохла штукатурка наносили роспись.

Росписывали не сразу всю стену, а по частям – по суткам, поэтому кое-где видны суточные швы.

  1. Мозаика.

Мозаика – живопись из кусочков цветных камней, эмали, смальты,

металлических или керамических пластин, вдавливанием в сырую штукатурку.

Смальта – сплав глухого непрозрачного стекла.

Иногда смальта бывает с вплавлением сусального золота.

Появилась в Древней Греции.

Также использовали цветной мрамор, яшму, малахит, лазурит, полудрагоценные камни и т.д.

Техники мозаики:

Двухслойная и однослойная.

Аналогичны техникам фрески. Но не красками.

Сначала выкладывали мозаику из цветной гальки, потом начали использовать цветной камень. Из цветного камня обрабатывали тессеры, которые расформировывали по кассетам, разделяя их по цвету и оттенкам.

Тессера (лат. Tessera) – цветные камни маленькой формы, гладкие и без трещин.

Кассета (от итал.Сassetta – ящичек) –стандартное по форме устройство, вмещающее

какие-либо детали или материалы.

В Античности мозаичная кладка была гладкой, ровной. Её характер меняется в Средние века. В Византии придумали смальту, которая даёт до 15 оттенков каждого цвета. Смальта реагирует на свет. Стали вдавливать тессеры под разным углом и на разную глубину, что создавало игру света. Если добавить в смальту сусального золота то реакция на свет станет ещё сильнее.


  1. Витраж.

Расцвет витража в эпоху Готики.

Витраж представляет собой живопись на стекле или из кусочков цветного стекла. Обычно изображает библейские или евангельские сцены.

Пример: часовня-реликварий Сент-Шапель в Париже.

Верхняя капелла.

Реликварий (лат.Reliquarium) – место, где хранятся реликвии.

Реликвии(от лат.Reliquiae– остатки, останки) – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Графика как вид искусства.

Графика (греч.Υραφικος– письменный, от греч.Υραφω– пишу)

В зависимости от назначени бывают

Виды графики:

  • Станковая.

Как и в станковой скульптуре и станковой живописи смысл и назначение произведения полностью исчерпывают его содержание. Графика самостоятельна по назначению и форме.

  • Прикладная.

Прикладывается к функции формы. Содержание и форма на равных.

Оносятся:Книжная графика (оформление книги в целом),

Газетная, журнальная графика,

Плакат (афиша),

Промышленная графика (оформление товаров, упаковок, календарей и т.д.).

Художественные средства графики:

  1. Рисунок.

  2. Цвет.

  3. Композиция.

  4. Материалы и техники.

  1. Рисунок.

Рисунок – главное художественное средство графики. Язык графики основан на использовании линий и штрихов, пятен и точек в наиболее чистом виде.

Является определяющим начало средство также как: