ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.10.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Сирень»

Автор: Михаил Александрович Врубель. 1900-1901г.

«Лебедь» 1901 г.

Автор: Михаил Александрович Врубель.

«Царевна-Лебедь» 1898 г.

Автор: Михаил Александрович Врубель.

Стиль

Направление

Классицизм

Сентиментализм, Романтизм

Историзм и Эклектика

Реализм

Модерн

Символизм

24.09.2011 г.

Скульптура как вид искусства.

Скульптура(лат.Sculptura, от лат.Sculpo— вырезаю, высекаю).

В скульптуре существует

2 подхода к Формообразованию:

    1. Ваяние.

Ваяние – работа с твёрдыми материалами (камень, дерево).

Предполагает постепенное убавлениематериала. Из блоков материала скульптор постепенно выделывает форму, силуэт.

  1. Пластика.

Пластикаработа с мягкими материалами (глина, пластелин, воск, гипс, бронза).

Постепенное прибавление материала. Создаются сложные силуэты и акцентируются конечности.

Иногда в бронзовых отливах намеренно оставляют отпечатки пальцев, например: портрет Исаака Ильича Левитана. Статуя «Давид» Донателло, напротив, сохранила гладкую струкутуру.

Пример: Портрет И.И. ЛевитанаПример:«Давид»


Автор: Павел Петрович Трубецкой. 1899г Автор: Донателло. 1440-1443 г .

Опора:

В пластике нет опоры. В ваянии есть.

Пример: «Гермес с младенцем Дионисом».

Автор: Пракситель.

Специфика скульптуры заключается в том, что она представляет объёмно-пространственное искусство. Единственный объект в скульптуре – человек, реже – животное.

В отличие от:

  • Живописи скульптура беднее по своим изобразительным возможностям.

  • Образа живописи играфики скульптурный образ существует не на плоскости, а в объёме.

  • Архитектуры скульптура подчиняет реальные объёмы задаче изображения.

Так же как и в:

  • Архитектуре скульптурное искусство – телесное, оперирует массами, обладает 3-х пространственными формами. Среда и пространство существуют реально, а не только в изображении.

Пример: Конная статуя Марка Аврелия.

Бронза. 161-180 г. Установлена Микеланджело в 1538 г. На пл. Капитолия в Риме.

На цоколе, который сделал Микеланджело, написано «ex humiliore loco in area capitolian»

Типы скульптур:

  • Круглая скульптура.

  • Рельеф.

    • Круглая скульптура.

Круглая скульптура – объёмная, позволяет обойти со всех сторон. В свою очередь имеет ряд разновидностей.

  • Статуя

Статуя (лат. Statua) стоять.

Фигура может быть изображена в различных позах: сидя (тронные и конные статуи), возлежащие, стоящие статуи.

  • Бюст

Бюст (фр. Buste) грудь.

Погрудное изображение человека.


Пример: «Брут».

Автор: Микеланджело Буонарроти. После 1539.

Флоренция, Национальный музей Барджелло.

Классический поясной бюст ввёл учитель Леонардо да Винчи Андре́а дель Верро́ккьо,чтобы использовать жесты рук.

  • Скульптурная группа.

Сочетание двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно и композиционно.

Пример: Микеланджело. «Снятие с креста».

    • Рельеф.

Рельеф (фр. Relief, от лат. Relevo) – поднимаю.

В отличие от круглой скульптуры в рельефе изображение размещено на плоскости, в большей или меньшей степени выступая из неё. Благодаря связи с плоскостью рельеф имеет много общего с живописью и графикой:

В рельефе, как и в графике, присутствует работа линии; как и в живописи, рельеф нередко раскрашивали.

По степени объёмов, выступающих на плокости различают 3 вида рельефа:

  • Барельеф.

Барельеф(фр. Bas-relief) – низкий рельеф.

Изображение выступает над плоскостью фона не больше, чем на ½ объёма.

Пример: «Всадники»

Автор: Фидий. 438-432 г.до н.э. Мрамор. Британский музей. Лондон.

Пример: «Битва кентавров»

Автор: Микеланджело. 1492 г.

  • Горельеф.

Горельеф (фр. Haut-relief) – высокий рельеф.

Изображение выступает над полскостью фона более, чем на ½ объёма, а местами частично отрывается от него.


Пример: Фидий «Битва кентавров с лапифами»

Одна из метоп с фриза Парфенона.

Пример: «Триада Микерина»

Царь Микерин (Менкаур), строитель третьей пирамиды Гиза,

между богиней Хатхор и покровительницей нома.

На царе - корона Южного Египта.

Зеленый сланец. Высота 98 см. 4-я династия. Гиза.

  • Контррельеф.

Контррельеф(от лат.Сontra) – против + рельеф.

Углублённый, врезанный. Рельеф по отношению к фону может быть вогнутым, как бы обратным, объёмность оказывается врезанной в глубину. Фон выше изображения.

Впервые эта разновидность появилась в Древнем Египте для украшения фасадов зданий, колонн и стен в интерьере. Над этой местностью очень яркое солнце. Оно всегда держит тень, которая читается на большом расстоянии.

Часто присутствовала яркая роспись, т.к. цвет подчёркивает силуэты.

Пример: «Поклонение богу Атону».

XIV в.до н.э. Египетский музей. Каир.

Как и другие ИЗО скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения.

Назначения: монументальные и станковые.

В зависимости от назначения живопись бывает

Монументальная и станковая скульптура:

  • Монументальная скульптура.

Связана с архитектурой, подчиняется архитектуре.

Относятся:монументы на улицах и площадях,

статуи и рельефы, которые украшают фасады и стены помещений,


надгробья,

садовопарковая скульптура.

Пример: Фасад Собора Санта-Мария дель Фьоре ( Св. Мария с цветком)

( ит. Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

В 1887 г. была завершена перестройка фасада по проекту Эмилио де Фабриса.

Во фронтоне на центральном портале был размещен барельеф Тито Саррокки с Богоматерью на троне.

Монументальная скульптура использует оптическую коррекцию. Этот приём был открыт Фидием (ок. 490 до н.э. – ок. 430 до н.э.) в V в. до н.э. Он и его ученики создали

главный храм Афин – Парфенон. Донателло возродил оптическую коррекцию в XV в.

Пример: «Панафинейское шествие».

Автор: Фидий. Мрамор. 438—32 гг. до н. э. Британский музей. Лондон.

Оптическая коррекция: рельеф в нижней части темнее, искажены пропорции.

  • Станковая скульптура.

Независит от архитектуры. Она самодостаточна.

Работы выполняется на станке (планшет/поворотный скульптурный столик).

Первая станковая статуя появилась в XV в. Итальянцы попытались вернуть античность

Пример: «Давид»Донателло.

Донателло освободил скульптуру от стены, сделал её свободностоящей, максимально выразительной со всех сторон/точек.

Также см.стр. 23

  • Мелкая пластика.

Особый вид станковой скульптуры. Это – небольшие статуэтки, украшения, убранства.

Художественные средства скульптуры:

  1. Пластика.

  2. Композиция.

  3. Рисунок.

  4. Материалы и техники.

  5. Свет.

  6. Цвет.

1. Пластика.

Пластика ( = лепка) – вид искусства вообще. Способ выражения объёмных форм и масс.

2. Композиция.

Особенным является то, что она активно включает в свой образный строй реальное пространство. Композиция учитывает и рассчитывает разные точки зрения.