ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 0
Глава 1. Скандинавский функционализм |
201 |
Фирма Луи Пулсена в 1926 г. начинает выпуск настольной лампы — лишенной декора, с абсолютно ясной структурой. Ее автор — дизайнер Пул Хенингсен — считал анахронизмом украшение современных осветительных приборов алебастровыми деталями, имитирующими подсвечник. Большую часть времени проектирования он отвел на расчеты формы абажура, добиваясь наиболее комфортного светового потока. Датский дизайнер Эйнар Кор в 1928 г. в содружестве с санинспектором Ридтером проектирует столовые приборы для больниц. Выполненные из цельного куска листового металла, они должны были отвечать трем условиям: легко стерилизоваться, дешево стоить и иметь гармоничный облик.
Традиционные и новые материалы
В 1930 г. Алвар Аалто, финский архитектор, скульптор, художник и дизайнер, начинает эксперименты по созданию совершенно нового типа мебели на основе клееной фанеры, изогнутой по шаблонам. Ког- да-то эту технологию использовали на фабрике Тонета. Но, в отличие от канонического стула на ножках Тонета, стулья и кресла Аалто скорее представляли собой пространственную композицию на тему плавно изогнутых плоскостей (рис. 52). Они демонстрировали, что современность в мебели совсем необязательно связывать с металлическим трубчатым каркасом. Березовый шпон — «родной» материал для Финляндии. В результате у этой мебели получился своеобразный «скандинавский» облик.
В 1931 г. шведская компания по выпуску электротехнических изделий («Elektric Bureau Company of Oslo») выпустила первый телефон с бакелитовым корпусом. Формование корпуса и трубки из бакелита позволяло заменить три трудоемкие и тонкие операции по монтажу электрической схемы, наборного диска и микрофона с наушником всего одним технологическим процессом — формованием с уже заготовленными гнездами для начинки. Ранее телефон приходилось семь раз покрывать крас-
Рис. 52 А, Аалто. Кресло для санатория
«Паймио». Клееная фанера. 1928—1935
202 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
кой. Бакелит же имел готовый товарный вид. Время производства сократилось с семи дней до семи минут. Жан Хейберг, член Норвежской ассоциации художников прикладного искусства, придал новую форму этому телефону, ставшему классическим для 1930-х гг.
Второй центр довоенного функционализма сложился далеко за пределами Скандинавии — в Швейцарии. В истории интернационального стиля и функционализма особую роль сыграл швейцарский дизайн 1930-х гг., в частности компания «Wohnbedarf», созданная в 1931 г. в Цюрихе инженером, архитектором и историком дизайна и архитектуры 3. Гидеоном, а также В. Мозером и Р. Грабером. Компания выпускала мебель на металлическом трубчатом каркасе, складные легкие столики, удобные простые шкафы, пружинящие кресла и функциональные торшеры. Рекламой занимался не кто-нибудь, а основоположник швейцарского графического дизайна Рихард Пауль Лозе, а также мастера из Германии — Герберт Бауэр, Макс Билл, Курт Швиттерс.
Вразработанных Биллом рекламных плакатах, брошюрах, объявлениях для компании коммерческие интересы плавно перетекали в пропаганду нового стиля жизни, для которого, собственно, и были созданы все эти остроумные складные столы, простые трубчатые каркасы, удобные светильники.
Впослевоенные годы Билл работал здесь же как проектировщик мебели и осветительной арматуры. Он перешел к языку органических форм, близкому ван де Вельде или Карло Моллино, сохраняя при этом приверженность функционализму. В 1949 г. Билл стал инициатором проведения в Цюрихе конкурсов «Гуте Форм» («Gute Form») под эгидой «Веркбунда».
Лучшее для большинства
Скандинавские дизайнеры придерживались принципа: лучшее для большинства. После Второй мировой войны поколение, родившееся в 1920-е гг., старалось так обставить свои квартиры, сформировать такую предметную среду, которая помогала бы возродить утраченное за годы войны представление о прекрасном, вернуть красоту и гармонию в жизнь. Даже простейшие веши — повседневная посуда или емкости для масла и уксуса для сервировки стола — проектировались после долгого предварительного функционального анализа: кто и как
Глава 1. Скандинавский функционализм |
203 |
подает посуду на стол, жаропрочность посуды, взаимозаменяемость, крышки емкостей и т.д. И лишь потом начиналась работа над скульптурной формой.
Элегантный стул «Муравей», спроектированный датчанином Арне Якобсеном в 1950-х гг., до сих пор сохраняет популярность. Его иногда называют символом модернизма, понятным для масс. Конструкция навеяна экспериментами с гнутой фанерой американского дизайнера Чарлза Имса. Когда смотришь на безукоризненно отточенные по пропорциям стеклянные бокалы Тапио Вирккалы (1956) или на посуду работы Тимо Сарпаневы, кажется, что сама природа породила такие выверенные контуры.
После войны начинается дизайнерское освоение высокотехнологичных изделий. Первая аэродинамичная модель шведского автомобиля «Сааб», форму которой разработал Сикстен Сасон, была запущена в серию в 1950 г. Связь с аэродинамикой и авиацией здесь не случайна, поскольку фирма «Сааб» также конструирует и выпускает самолеты.
Годом раньше Сасон спроектировал для Виктора Хассельблада, который во время войны работал для фирмы «Сааб», новую широкоформатную зеркальную фотокамеру. Фотоаппарат выпускался без изменений более 40 лет. Самая яркая страница в биографии этого профессионального фотоаппарата — съемка на Луне во время американской экспедиции 1960-х гг.
В1950-х гг. в США и Канаде прошли выставки скандинавского дизайна. Критики удивлялись: в чем причина высшего качества этих изделий, их авангардного облика? Мировой дизайн еще не знал столь красивых вещей. Искали объяснение в холодном климате, традициях близости к природе, в отсутствии урбанистического наследия. Ответ же заключался в том, что скандинавские производители приглашали
ксотрудничеству талантливых дизайнеров.
Вдизайнерской коллекции Музея современного искусства в НьюЙорке немало вещей, созданных скандинавскими дизайнерами. Стулья и кресла Аалто для фирмы «Артек» (1934, 1945), его же органические по формам вазы (1930), бокалы Вирккалы.
Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
С рационализацией торговли, с расфасовкой товаров связано и появление фирмы «Тетра-пак». В 1952 г. фирма начинает выпуск молочных пакетов в виде тетраэдров вместо привычных молочных бутылок.
204 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности
В 1990-х гг. повсеместно эта технология начала применяться ко всем видам жидких продуктов. Тетраэдры сменились прямоугольными объемами.
|
В 1960-х гг. спектр скандинавского |
|
|
дизайна еще более расширился. Копи- |
|
|
ровальные аппараты, слайд-проекторы, |
|
|
телевизор с поворотным экраном, све- |
|
Рис. 53 |
тильники, строительная техника. При |
|
сохранении социальной, гуманистичес- |
||
Μ. Бенктзон и С.Э. Юхлин |
||
из группы Эргономического |
кой направленности в работах дизайне- |
|
дизайна. Кухонный нож |
ров тех лет все ощутимее становилась |
|
для инвалидов. 1974 |
||
научная подоплека. Одна из форм при- |
||
|
влечения данных исследований — использование достижений эргономики. Отдельные проекты связаны с изделиями для инвалидов и пожилых людей. Рукоятка специального ножа для людей, страдающих мышечной дистрофией, сделана наподобие ручки пилы-ножов- ки, под углом, что позволяет легко резать хлеб, используя все мышцы руки (рис. 53). Появлялись и революционные предложения, наподобие знаменитого стула норвежца Свена Гунсруда, на котором человек сидит, упираясь коленями в мягкий валик. Такая поза, по мнению эргономистов, способствует исправлению осанки, более естественна для человека.
Вещи для всех высокого качества и недорогие — вот этический принцип скандинавского дизайна. Промышленность — лишь средство реализации этого принципа.
Отсюда понятен и современный феномен фирмы IKEA.
В 1943 г. Ингвар Компрад организует специализированный магазин, доставляющий товары по почте. В 1951 г. был издан первый каталог фирмы, а в 1952-м на мебельной выставке товары произвели сенсацию. От торговли по каталогу IKEA в 1965 г. переходит к сети магазинов. Примерно в это же время в Лондоне Теренс Конран открывает свой «Habitat» (см.: ч. V, гл. 3).
Принцип «Сделай сам» исповедовался с момента основания компании. Его реализация требовала совершенно особого характера мебельного производства. Была разработана предельно рационализированная и стандартизованная мебель, которая легко собиралась из модулей даже непрофессионалом. IKEA заключила ряд договоров с фирмами о поставке серий товаров для жилища: мебели, текстиля,
Глава 1. Скандинавский функционализм |
205 |
светильников, посуды. Среди дизайнеров, веши которых делаются по заказу IKEA, — Тапио Вирккала, Вико Магистретти, Томас Эриксон (стул на колесиках и Ε-образная полка), Эрик Санделл (шкафы на колесиках, стулья). Консультант компании по дизайну — датчанин Нильс Гамильгарт.
Девизы фирмы: «Мы не перевозим воздух» (все товары в плоских упаковках, которые легко штабелировать и перевозить); «Мы не храним на складе» (фактически магазин — это и есть склад, открытый для доступа покупателей, где каждый сам выбирает товар); «Мы делаем прочно» (качество изготовления и качество дизайна — часть престижа фирмы).
Для открытой в России сети магазинов IKEA 15% заказов выполняются на российских предприятиях.
Фактически функционализм — движение двухстороннее. С одной стороны — это подход дизайнера, максимально думающего, заботящегося о потребителе. С другой — доверие потребителя к дизайну, согласие с теми моделями образа жизни, которые предлагает дизайнер.
Вопросы и задания
1.Что привлекает массового потребителя в скандинавском дизайне?
2.В чем секрет эффективности организации деятельности компании IKEA?
3.Оцените роль эргономических исследований в повышении потребительских качеств изделий.
Литература
Михайлов СМ., Михайлова А.С. История дизайна: Краткий курс. М., 2004. Лекция 5.
100 дизайнеров Запада. М., 1994. Статьи «Аалто», «Сарпанева», «Якобсен».
Глава 2
Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция
Первое поколение дизайнеров - чародеи формы
Артур Пулос, один из ведущих историков дизайна, считает, что дизайн — неотъемлемая часть американского образа жизни. «Соединенные Штаты стали первой спроектированной нацией. Они явились на свет в результате последовательности действий людей, которые вычленяли проблему, а затем решали ее к общей выгоде. Америка не взялась неизвестно откуда — она была спроектирована»1.
Знаменитый принцип архитектуры и дизайна «Форма следует функции» был сформулирован в 1900-х гг. Луисом Генри Салли веном — лидером Чикагской школы. Проектируя новые универмаги в Чикаго, он обратил внимание на выразительность конструктивного каркаса здания, который обычно закрывался декоративным фасадом в духе исторических стилей. Салливен заявил, что формы здания должны быть органически связаны с его структурой и внутренней планировкой.
В мастерской Салливена начинал свою творческую карьеру Фрэнк Ллойд Райт — один из величайших американских архитекторов. От Салливена он перенял стремление к органике (создав в дальнейшем особое направление — «органическую архитектуру»), чувство пространства, творческую независимость. Да и сам лозунг «Форма следует функции» на деле оказался не так прост: функции вещей могут быть не
1 Pubs A. American Design Ethic: A History of Industrial Design. Цит. по: Dilnot С The State of Design History — Design Discourse. History. Theory. Criticism / Ed. V. Margolin. Chicago; London, 1989. P. 214-215.
Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция |
207 |
только утилитарными, но и информационными, культурными, знаковыми, символическими, технологическими, даже познавательными.
Философия Райта воплотилась в его концепции идеального дома под названием «Талиесин»1 (правда, этот идеальный дом, построенный архитектором для себя, дважды горел и оба раза отстраивался заново) и в таких известных постройках, как Дом у Медвежьего ручья (1936) и нью-йоркский Музей Соломона Гуггенхейма (1943—1946). Дом у Медвежьего ручья органично вписан в ландшафт. Формы здания развиваются во всех направлениях, включая в свою композицию ручей, скалы и деревья. Дом выстроен по свободному плану, внутренние помещения как бы перетекают одно в другое. Райт был сторонником единых пространств (в том числе и для офисов), которые он членил на зоны с помощью металлической мебели и невысоких перегородок. Формула архитектуры и дизайна у Райта проста — это торжество воображения над материалами, методами и человеком.
Одним из истоков американского дизайна была реклама. Рекламные компании в США уже в начале XIX в. торговали печатными площадями в газетах, журналах, на уличных щитах. В 1920-х гг. художникиграфики по заказу рекламных агентств создавали для рекламируемых товаров более привлекательную, «облагороженную» внешность. Представители первого поколения американских дизайнеров — Лоуи, Дрейфус, Тиг и Геддесс — были в прошлом художниками рекламы, декораторами, иллюстраторами моды.
Реймонд Лоуи, один из самых удачливых дизайнеров Америки, приехал в Нью-Йорк из Парижа в 1919 г. Оформлял витрины магазинов, рисовал для журнала «Харперс». В 1929 г. его назначили арт-ди- ректором электрической компании «Вестингауз», вскоре он открыл собственную фирму. Его ставшая классической работа 1929 г. — переделка дупликатора (небольшой печатной машины) для фирмы Гестетнера. Лоуи закрыл кожухом металлический каркас машины, добавил ящик для бумаги и канцелярских принадлежностей. Машина стала удобнее и безопаснее в эксплуатации, а ее форма — более компактной и плавной. Многие работы Лоуи получили мировую известность, среди них: упаковка для сигарет «Lucky Strike» с двухсторонней этикеткой, лаконичный логотип компании «Shell», внешний облик между-
1 Талиесин — в переводе с валлийского «лучистая бровь». В мифологии валлийских кельтов так звали бога, прославившегося поэтическим талантом и даром пророчества. Это же имя носил один из первых валлийских бардов (VI в.). (Кельтская мифология: Энциклопедия. М., 2002. С. 360.)