Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 54 Р. Лоуи в дизайн-бюро. Имитация дизайн-
бюро была выстроена в качестве действующего экспоната на выставке современного промышленного искусства в музее «Метрополитен». 1934

208 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

городнего автобуса и даже интерьер «Skylab». Лоуи создавал имидж американского образа жизни. И одновременно — имидж дизайнера как специалиста, которому подвластны красота и удобство всех вещей, окружающих человека.

В 1934 г. в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк) на выставке «Современное промышленное искусство» демонстрировался фрагмент идеального дизайнерского бюро. Лоуи играл роль «живого» экспоната. Мягкий свет, белые стены, блестящие металлические накладные элементы, как в кабине космического корабля, стремительно обтекаемая мебель и столь же стремительно обтекаемая модель автомобиля на вращающейся стойке (рис. 54)1. Фактически Лоуи превратил ар деко в коммерчески-массовый стиль — с характерными сочетаниями ровных, качественно выполненных поверхностей из крашеного металла

или бакелита с накладными блестящими хромированными деталями. Вещи обретали дорогой, стильный, престижный облик.

В начале 1930-х гг. дизайнеров считали национальными героями, способствовавшими выходу страны из кризиса, чародеями, творящими красоту. В 1934 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил выставку «Машинное искусство», на которой наряду с шарикоподшипниками или многожильным сталь-

ным тросом для подвесного моста демонстрировались бытовые веши и произведения авангард-

ного искусства. Эстетика веши, техники и авангард приравнивались друг к другу.

Дизайн обеспечивал устойчивый спрос на бытовые изделия. Как подметил К.М. Кантор, «покупая на рынке товар, человек покупает не только вещь для удовлетворения своей потребности, он как бы занимается самопроизводством себя, собирает себя «по частям», иден-

1 См.: Loewy R. Pioneer of American Industrial Design. Munich, 1990.

Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция 209

тифицируется с той общественной ролью, которую он играет»1. Это более всего относится к американской модели дизайна. Ее патриарх и создатель Лоуи говорил, что обвинять дизайнеров в вульгарности, дешевке — неправомерно, поскольку из всей массы покупателей лишь несколько процентов умеют ценить простую, красивую, функциональную вещь. Ориентация лишь на этот сегмент рынка приведет к тому, что будут выпускаться вещи, не находящие сбыта, тысячи рабочих окажутся безработными2. Это соображение касается феномена американского массового коммерческого дизайна, получившего в литературе название «стайлинг».

Историки дизайна определяют стайлинг как поверхностное изменение формы, не затрагивающее внутреннее устройство. Цель стайлинга — игнорировать или усилить соотношение внешней формы и функции. В широком смысле стайлинг включает все направления формообразования в дизайне.

Основной тезис книги Лоуи «Не останавливайся на хорошем» («Never Leave Well Enough Alone») с подзаголовком «Личный опыт промышленного дизайнера от губной помады до локомотива» — уродливое не продается. Суть коммерческого дизайна в сочетании реальных и выдуманных удобств, понимании психологии покупателя, который с радостью примет новые, еще не испытанные функции и приятные для глаза формы.

Вотечественной литературе стайлинг критиковали за неправдивость формы. Да, это явление — часть товарной эстетики, но одновременно оно связано со знаковым выражением функции, сложностью взаимоотношения формы с образным и символическим началом в предметном творчестве. Стайлинг «несет в себе программу возможных изменений формы, свободу выбора по отношению к одной и той же функции. В некоторых отраслях промышленности без стайлинга вообще трудно обойтись — при изготовлении часов, радиоприемников, при создании систем аттракционов, игровых автоматов и т.д.»3.

Вэволюции американского дизайна XX в. американский критик дизайна Г. Джексон выстроил пять рядов стилизации форм (рис. 55):

ступенчатый (характерный для небоскребов 1920—1930-х гг., близкий

1 Кантор К.М. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия. 1955—1985. История и теория. М., 1996. С. 101.

2См.: Там же. С. 100.

3Аронов В.Р, Стайлинг как социокультурное явление и художественное средство // Техническая эстетика. 1981. № 12. С. 5.


210 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

Рис. 55 Г. Джексон. Тенденции американского стайлинга.

Таблица формально-композиционных признаков направлений. 1962

формам ар деко), аэродинамический, конусный (все веши имеют трапециевидные формы, сужаются к задней стенке), ящичный (стиль проборов из физических лабораторий), скульптурный (пластика поверхностей сложной кривизны). Все эти «стили» трансформировались в самостоятельные композиционно-образные системы, применявшиеся независимо от их уместности и превратившиеся в штампы дизайнерского формообразования.

Новации Лоуи сложились под влиянием творчества Норманна Белла Геддеса — пионера обтекаемых форм. Геддес начинал как сценограф

 

спектаклей, в том числе и

 

в «Метрополитен-Опе-

 

ра»), оформлял витрины

 

универмагов, рассматри-

 

вая их как театральные

 

декорации. В 1932 г. он

Рис. 56

выпустил книгу «Гори-

Η.Б. Гёддес. Προект гигантского гидросамолета.

зонты», в которой помес-

1929

тил перспективные про-

 

екты транспортных средств будущего: междугородний двухэтажный автобус, океанский корабль-катамаран, гигантский гидросамолет для полетов над океаном (рис. 56). Все они имели обтекаемую каплеобразную форму.

Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция 211

Источником подобных форм для Геддеса стало творчество немецкого архитектора Эриха Мендельсона, с которым он был знаком лично. В 1921 г. Мендельсон выстроил в Потсдаме здание обсерватории с астрофизической лабораторией, получившее название «Башня Эйнштейна». Кажется, что ветры сгладили его формы, придав им причудливую пластику. Геддес воспринял это здание, равно как и другие проекты архитекторов, входивших в немецкую группу «Стеклянная цепь», как предвестие стиля будущего и старался убедить в этом художников и промышленников. Он консультировал проект обтекаемого автомобиля «Chrysler Airflow» 1934 г. («Крайслер обтекаемый»). Хотя эта модель, усиленно рекламируемая как современная, удобная и просторная, не имела коммерческого успеха, но аэродинамика уже входила в моду. Даже на холодильниках и радиоприемниках появляются скругленные углы и горизонтальные полоски, напоминающие о скорости.

В 1939/40 г. в Нью-Йорке состоялась Всемирная выставка. В павильоне «Дженерал моторе» со сглаженными формами, спроектированном Геддесом, размешалась его же «Футурама»: грандиозный макет Манхэттена с развязками автомобильных дорог и скругленными башнями. В выставке участвовали и два других представителя первого поколения американских дизайнеров: Вальтер Тиг был членом Дизайнерского совета выставки, Генри Дрейфус проектировал павильон «Демократия».

Перед вступлением США во Вторую мировую войну Эллиотт Нойес, в будущем главный дизайнер компании IBM, а тогда заведующий отделом дизайна Музея современного искусства в Нью-Йорке, организовал конкурс «Органический дизайн в домашней мебели». В нем участвовали многие известные художники. Первый приз получили Чарлз Имс за серию стульев из гнутой фанеры и Эро Сааринен — за ламинированные стулья. Выставка стала предвестием стиля 1950-х гг.

«Американская мечта» и автомобиль

В американской цивилизации есть вещи культовые. Среди них — супермаркеты и автомобили. Автомобиль — постоянная тема для живописи, графики, фотографии, кино и дизайна. В 1950-х гг. оформилась «американская мечта»: стандартный набор предметов и благ, которые ассоциируются со счастливым, удачным образом жизни. Послевоенная Америка открыла для себя ценность мирной жизни. Гигантские расстояния можно преодолеть при помощи огромных и прожорливых


212 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

автомобилей. Автомобиль превращается во второй дом, приспособленный для длительных путешествий.

В начале 1950-х гг. в США было 47 млн легковых автомобилей. Три ведущих дизайнера определяли автомобильную моду: Эрл ра-

ботал у «Дженерал моторе», Экснер — у «Крайслер», Уолкен — в «Форд-компани». В те годы у дизайнеров и проектировщиков существовал термин — «dream-car», автомобиль мечты. Под таким названием на автомобильных салонах выставлялись перспективные модели, которые должны были сформировать потребительские ожидания, спровоцировать спрос, желание купить новый автомобиль. Каждый год или два менялись фасоны «плавников», крыльев, подфарников, появлялись новые материалы отделки салона. Дизайнерам надлежало постоянно совершенствовать такие модели, фабрикуя автомобильные грезы примерно так же, как фабрикует грезы жизни кино или реклама.

Харли Эрл, возглавив дизайн-бюро компании «Дженерал моторе» еще в 1927-м, ввел принцип макетирования кузова в натуральный размер из глины, сохранившийся на многие годы. С 1937 г. бюро стало называться отделом стайлинга. Эрл стоял у истоков зарождения тен-

 

денции использования в авто-

 

мобильном дизайне мотивов и

 

форм из области реактивной

 

авиации. Лобовое стекло изги-

 

бали на манер кокпита кабины

Рис. 57

истребителя, плавники над зад-

ними крыльями напоминали

X. Эрл. «Шевроле Корвет». 1963

 

самолетные крылья, детали хро-

мированного бампера — дюзы реактивного самолета (рис. 57). «Самолетные» ассоциации вызывала и приборная панель кадиллака 1954 г. Эрл стремился спроектировать автомобиль таким образом, чтобы «каждый раз, садясь в него, вы бы расслаблялись, получая хотя бы на время маленькие каникулы...»1.

В 1960-х гг. многое изменилось. В автомобильной индустрии все больше внимания начинают уделять таким факторам, как безопасность, рациональный расход топлива (особую роль этот фактор приобрел в связи с энергетическим кризисом 1970-х гг.), складывающаяся на автострадах инфраструктура. Покупатели стали предпочитать

1 Цит. по: The Conran Directory of Design / Ed. S. Bayley. London, 1985. P. 44.


Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция 213

более компактные автомобили из Европы и Японии, что потребовало от дизайнеров иного отношения к задачам проектирования. Вместо ежегодной смены моделей возникла установка на более долгоживущие в стилевом отношении кузова.

Разрабатывались и перспективные проекты развития общественного транспорта, например поездов монорельсовых дорог, системы городского транспорта для Нью-Йорка и Сан-Франциско.

На основе новых материалов и конструкций в дизайн-бюро Вальтера Тига, представителя старшего поколения американских дизайнеров, проектировался интерьер салона самолета «Боинг-707». На макете в натуральную величину проверялись новые компоновочные решения, система освещения, сигнализации. Возросшие требования к безопасности и комфорту потребовали привлечь к разработкам эргономистов. В 1959 г. Генри Дрейфус, один из пионеров американского дизайна, издал фундаментальный труд — первое пособие для дизайнеров по эргономике.

Вдальнейшем бюро Тига занималось и интерьерами сверхзвукового лайнера. В 1987 г. для той же фирмы «Боинг» был разработан новый концепт салона пассажирского самолета: летающий офис. В салоне первого класса часть кресел расположили как обычно — по два, часть — по одному, а в образовавшемся пространстве в средней части салона друг за другом разместили шестигранные кабинки со столом для работы.

В1990-х гг. в автомобильном дизайне становится популярной так называемая ретротема. «Крайслер» выпустил автомобиль, напоминавший лимузины 1930-х. К концу 1990-х относится и проект американского дизайнера Дж. Маиса — редизайн знаменитого «Фольксвагена» «Жук». В представлении многих легендарный «Фольксваген» (первая партия — 1939 г., серийный выпуск — 1950-е гг.) немецкого инженера и дизайнера Фердинанда Порше (рис. 58)

ассоциировался с движением хиппи, гастрольными турне группы «Битлз», с

пляжными автомобилями, со специ-

Рис. 58

фическим рокотом установленного

Ф. Порше. Автомобиль

сзади двигателя. Абрис «Фольксваге-

«Фольксваген». 1950-е

 

на» соответствовал пониманию аэродинамики автомобиля 1930-х гг., эта же арочная форма в 1960-е воспринималась как знаковая, совершенная, дизайнерская.


214 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

Занимаясь разработками для компании «Форд», Майе вводит такие новшества, как тонирование стекол в янтарный цвет, соединение достоинств лимузина и пикапа в одном автомобиле, богатые возможности трансформации внутреннего пространства.

Дизайнер считает, что при покупке человек руководствуется скорее эмоциональными, чем рациональными, мотивами1. Несмотря на применение современных компьютерных технологий, создание глиняного макета в натуральную величину остается важным этапом работы автодизайнера. Одна из причин — необходимость ощутить в реальном времени впечатление от разглядывания автомобиля со всех сторон.

Детройтский автосалон 2000 г. выявил новые тенденции, связанные с альтернативным топливом и гибридными силовыми установками.

Многие считают современное увлечение внедорожниками реакцией автомобилистов «на исчезновение большого американского автомобиля, мощного, комфортабельного, но необыкновенно прожорливого... В итоге, становясь все комфортабельнее и роскошнее внутри, солиднее снаружи, утилитарные некогда машины во многом подменили в США традиционный легковой автомобиль»2. Актуальный на сегодня динамичный, спортивный, рекреационный стиль жизни требует и своего «автомобильного» подкрепления.

1950-е годы: «золотой век» дизайна

В книге классика американского дизайна Джорджа Нельсона «Проблемы дизайна» (первое издание — 1957 г., в 1960-х гг. была переведена на русский язык) есть крылатая фраза: «Никогда не говорите дизайнеру, что вам нужен мост, говорите, что нужно спроектировать переправу». Нельсон предпочитал сам формулировать проектное задание, решая проблемы заказчика. Дизайн-бюро Нельсона специализировалось на широком спектре дизайнерских услуг — от разработки графических систем и упаковки до архитектуры, оборудования офисных помещений, новых видов промышленных изделий. Такой тип организации дизайнерской деятельности, получивший название «consul-

1 См.: Blair D. Auto-Emotive Design: Interview with J. Mays (January 1999) // Let's entertain. Life's Guilty Pleasures. Walker Art Center. Minneapolis, 2000. P. 58.

2 СунтеевА. Автодизайн из Детройта // Мир дизайна. 2000. № 1. С. 92.

Глава 2. Дизайн США: искусство, наука, технология и коммерция 215

tancy» — проектно-консультационного бюро, на рубеже XX—XXI вв. стал наиболее распространенным. Дизайнерский проект, разработанный в проектно-консультационном бюро, содержит множество других сведений и материалов: расчеты эффективности, эргономические исследования, рекомендации по организации производства и сбыта. Качество проекта определяется его всесторонностью.

В 1950-х гг. дизайнером-графиком Полом Рэндом был разработан логотип знаменитой ныне фирмы IBM — буквы, напоминающие развертку телевизионного экрана.

Именно дизайнеры пришли к необходимости упорядочить визуальный облик компании, сделать его узнаваемым и отличным от других фирм.

IBM производила компьютеры, занимавшие в те годы целые помещения. Архитектор Эллиотт Нойес задал модульно-блочный стиль первого компьютерного оборудования. Ему удалось зрительно объединить процессоры, вводные устройства, шкафы для дисков, придав этим разнородным предметам общие мебельные габариты и в едином стиле оформив панели.

Дизайнер-график Алекс Бродович в корне изменил облик иллюстрированных изданий и особенно журналов моды. Ему принадлежит авторство характерного для 1950-х гг. разворота из элитарного дизайнерского журнала «Портфолио»: знаменитый дизайнер Чарлз Имс и его жена Рей лежат, раскинув руки, как бы прикованные каркасами своих стульев. На другой странице — текст, поясняющий, как именно возникла идея формы этой мебели. Имс изучал архитектуру, работал в архитектурной фирме в Сент-Луисе, в конце 1930-х гг. стал директором отдела экспериментального дизайна Художественной академии Крэнбрук в Детройте. Вместе с Эро Сааринненом исследовал возможности пластмасс и новых материалов и технологий в мебельном дизайне. Новые пластичные по форме стулья из клееной фанеры предполагали появление новой эстетики «сидения». Рей Имс занималась абстрактной живописью, затем — проектированием детских игрушек, конструкторов, которые, как любые модульные системы, не устаревают со временем. В 1960-е гг. Имсы построили свой дом из стандартных заказанных по каталогу деталей, снимали фильмы, проектировали универсальную офисную мебель на алюминиевом каркасе, широко используемую в 1970—1980-х гг. в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Кресло.Имса считается одним из самых удобных. Прототипом для него послужила мебель... старых английских клубов. Вершиной