Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества 229

концепции, новые материалы, новые принципы создания вешей. Большим спросом пользуются вещи-однодневки из бумаги, картона или пластмассы: одноразовая посуда, одноразовая скатерть, одноразовое платье. Характерен стул Питера Мердока из картона разнообразной расцветки, который продавался в сложенном виде.

В этот период начинается новый виток футурологических разработок. В начале 1960-х гг. формируется нонконформистская группа архитекторов, занимавшихся экспериментальным проектированием. В нее вошли Д. Грин, М. Вебб, Д. Кромптон, П. Кук, У. Чок, Р. Херрон. Название группе — «Аркигрэм» — дал одноименный журнал, рассчитанный на международную аудиторию единомышленников. Члены группы публиковали проекты планетарного масштаба — от поселений на Луне до системы «Plug-in-City» («Город, построенный по принципу электрической вилки, вставляемой в розетку»1). Город представал как глобальная инфраструктура, в любой точке которой можно было получить жизненно необходимые услуги, а также подключиться к глобальной информационной сети радио и телевидения. «Будущее жилище рассматривается как сфера творческой и научной деятельности, духовного роста и общения между людьми», — писал, анализируя эти и другие подобные проекты из Италии, Японии и Австрии, архитектор А. В. Рябушин, занимавшийся во Всесоюзном науч- но-исследовательском институте технической эстетики в Москве футурологией жилища [Рябушин, с. 10].

Магазин «Habitat» (условно это название можно перевести как «обитаемое пространство»), открывшийся в 1964 г., воплощал не только новый подход к организации розничной торговли. Теренс Конран, дизай- нер-текстильщик, попытался выстроить целостные типы интерьеров. Здесь продавались не столько отдельные товары, сколько «стиль жизни» (рис. 60). Идея предлагать потребителям целостные интерьеры, образ жилья принадлежит Уильяму Моррису. В своих салонах он продавал мебель вместе с гобеленами, изделиями из керамики. Конран подбирал по каталогам предметы, которые, по его представлению, подходили друг другу стилистически и эмоционально. Точно так же и в магазине «Habitat» посетитель мог выбрать наиболее соответствующий ему по вкусу, стоимости, пространству тип интерьера либо дополнять свое жилище понравившимися деталями. Этот тип магазина отражал одну важ-

1 Лучкова И.В., Сикачев А.В. Жилая ячейка как объект дизайна // Техническая эстетика. 1969. № 8.


Рис. 60 Т. Конран. Товары магазина
«Habitat». 1960-e

230 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

ную мысль — понимание того, что не все люди одинаковы, что интерьер есть предметное продолжение личности человека.

«Наши потенциальные покупатели, — разъяснял Конран, — молодые люди, возможно, впервые заводящие свой дом, — образованная и интеллигентная прослойка общества. <...> Изделия должны быть функциональны, отличаться высо-

кими технико-эстетическими качествами. Мы не стремимся к неким переворотам в дизайне, напро-

тив — хотим создавать простые, отлично изготовленные изделия, сходные по цене. А поскольку все изделия проектируются одной дизайнерской группой, обеспечивается общее стилевое единство товаров, продаваемых в магазине»1.

Конран не только организовал дизайн-бюро для проектирования самых разнообразных товаров для дома, но и впервые ввел принцип организации торгового зала по типу открытого склада. Вся мебель продавалась в разобранном виде в компактных картонных упаковках.

В1995 г. «Habitat» вместе со всеми филиалами в Париже, Нью-Йорке

иТокио купила фирма «IKEA». Теперь те же идеи торговли интерьерами, стилями, принцип открытого склада развиваются в рамках этой шведской фирмы (см.: ч. V, гл. 1).

Дизайн-студии: новые идеи

В 1970-х гг. в дизайне быстрее всего рос сектор услуг, связанных с разработкой корпоративных стилей, прикладной графики. Активная консультативная деятельность дизайн-фирм приводит к тому, что в 1980-х гг. слово «дизайн» становится синонимом «большого бизнеса». Если в Германии и Франции дизайн был тесно связан с производством, то в Британии на его развитие влияла прежде всего розничная торговля, организация торговых пространств, подбор товаров и т.д.

1Английские дизайнеры о себе. Теренс Конран // Техническая эстетика. 1977. № 6.

С.22.

Глава 3. Великобритания: дизайн на службе общества

231

Именно в начале 1970-х была создана знаменитая дизайн-студия «Пентаграм». За ней последовали: «БИБ и партнеры», «Могридж и партнеры» и многие другие.

«Пентаграм» первоначально существовала как «федеративное» объединение практикующих дизайнеров Лондона. Костяк составляли ди- зайнеры-графики — Алан Флетчер (среди его известнейших проектов — логотип Музея Виктории и Альберта, одного из богатейших в мире собраний изящных и прикладных искусств и дизайна, основанного после памятной Всемирной выставки 1851 г.), Колин Форбс и Боб Гилл. В 1972 г. к ним присоединились график Мервин Курлянский и промышленный дизайнер Кеннет Грейдж — тогда, собственно, и родилась студия, сохранив свою междисциплинарную направленность, универсальность. И открыв филиалы в Нью-Йорке и Сан-Франциско, «Пентаграм» не превратилась в транснациональную консультативную

компанию (как это проис-

 

ходило со многими ди-

 

зайн-бюро), а сохранила

 

свой статус студии, во гла-

 

ве которой стоят худож-

 

ники, дизайнеры.

 

Студия выпустила три

 

альбома. Это было сделано

 

не ради рекламы, а из же-

 

лания познакомить публи-

Рис. 61

ку с тем, что такое дизайн,

Дизайн-студия «Пентаграм». Разворот альбома

как работает дизайнер, в

«Идеи дизайна» (показана разработка головного

чем он находит источник

вагона скоростного поезда, дизайнер

К. Грейндж). 1986

 

той или иной формы1. На-

 

пример, объяснялось, что вагон скоростного поезда, спроектированный Грейнджем, целиком подчиняется требованиям аэродинамики и представлениям о современности (рис. 61).

Другая, не менее известная английская дизайн-студия — «Аттик», основанная Саймоном Нидхемом и Джеймсом Соммервилем. Находится она в местечке Хаддерсфилд, имеет филиалы в Лондоне, НьюЙорке, Сиднее и Сан-Франциско. За время своей 16-летней эволюции студия прошла путь от панков до визита к королеве. Премьер-министр Тони Блэр назвал ее «послом новой Британии».

1 См., например: Pentagram Ideas on Design. London, 1986.


232

Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

«Аттик» специализируется на проектировании брендов. Среди заказчиков такие фирмы, как «Adidas», «Nike», «General Motors» и «Toyota». Реклама изделий фирмы «Nike» для женщин вылилась в создание новой торговой марки и даже философии спортивных товаров серии «Nikewoman». Реклама автомобиля «Toyota Scion» реализовалась в серии плакатов, на которых автомобиль был изображен через его восприятие молодыми людьми разных профессий — фотографом, татуировщиком, художником инсталляций и т.д. Когда для новой модели автомобиля «Форд» потребовался новый принцип решения приборной панели, студия разработала проект компьютеризованного интерфейса, заменившего разрозненные приборы. Проект графического представления информации включал создание пиктограмм и интерактивной графики. Лаконичные символы на основе угловых элементов и точек нашли продолжение в таком же простом, но артистичном алфавите.

По тому же принципу объединения информации о дороге, режиме работы двигателя, скорости и местоположении автомобиля пошли и дизайнеры японской фирмы «Ниссан» в модели «Ideo» 2002 г. Компьютерная графика становится доминирующим инструментом не только плоскостного, но и средового дизайна (с точки зрения погружения человека в мир типографских символов и надписей, текстовой рекламы и информации).

Вопросы и задания

1. Почему выставку дизайна 1945 г. англичане прозвали «Британия не может этого иметь»?

2.Как повлиял поп-арт на дизайн 1960-х г.?

3.Каковы основы средств художественной выразительности стиля хай-тек?

4.Проанализируйте особенности сценарного подхода к разработке проектов музеев и культурных центров.

5.Перечислите общие черты в организации торговли шведской фирмы «IKEA» и британской «Habitat».

Литература

Рябушин А.В. Футурология жилиша за рубежом. 60—70-е годы. М., 1973. ХиллерБ. Стиль XX века. М, 2004. Гл. «1960-1980».


Глава 4

Германия - страна функционализма

Традиции немецкого дизайна

Традиции функционализма всегда были особенно сильны в Германии. Функционализм в дизайне пропагандируется как национальное достояние. В технике, производстве культивируется особое отношение к дизайнерскому качеству, безопасности, производственной технологичности, экономичности производства, удобству пользования.

Уважительное отношение к технической веши было заложено еще

вXIX—XX вв. трудами Г. Земпера, Ф. Рело, Г. Мутезиуса. Сложилось понимание того, что новая техническая вещь обладает собственной выразительностью, основанной на правде материала и выраженной функциональности. Благодаря наследию «Баухауза» немецкий дизайн традиционно был связан с модернизмом, с ориентацией на минимализм выразительных средств.

Во времена Третьего рейха развитие дизайна прервалось. Вся промышленная мощь была направлена на производство вооружения. В архитектуре преобладали неоклассика, гипертрофированные по своим размерам интерьеры, во всем доминировал имперский стиль. Считалось, что творчество «Баухауза» чуждо немецкому духу, что вещи должны отражать «здоровое, присущее немецкому народу чувство формы»'.

Вгоды послевоенной реконструкции, особенно в западных секторах Германии, под влиянием американских оккупационных войск, а также благодаря новой власти культура, в том числе и дизайнерская, вернулась

врусло европейского модернизма и далее — интернационального стиля.

1 См.: Lindinger Η. Germany: The Nation of Functionalism // The Dominion of Design.

History of Industrial Design. 1919-1990. Milan, 1991. P. 92.

234 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

«Веркбунд» организует в 1951 г. Институт новой технической формы. Устраиваются временные передвижные выставки. Немецкие дизайнеры, выключенные из мирового процесса дизайна на 15 лет, жадно интересуются работами Чарлза Имса, Джорджа Нельсона, Марчелло Ниццоли, мебелью американской фирмы «Кнолл».

С 1958 г. выходит журнал «Форм», среди инициаторов создания которого был и Вильгельм Вагенфелд, выпускник «Баухауза», специалист по проектированию осветительной арматуры. Он выступал за более разнообразную и свободную трактовку дизайна и его художественных потенций.

Ульмская школа

Ульмской школа (Высшая школа проектирования) была основана в 1949 г., а в 1953-м состоялось ее официальное открытие. Создавалась она в память о Гансе и Софии Шолль, членах группы сопротивления «Белая роза», замученных нацистами. По замыслу Отла Айхера и Инге Шолль это должна была быть не только школа промышленного дизайна, но и школа демократии, поскольку «в конечном итоге демократия также может рассматриваться как форма»1.

Ее первым ректором стал художник, архитектор и скульптор Макс Билл, в прошлом выпускник «Баухауза». Школа базировалась на рациональных методах обучения; как и в «Баухаузе», практиковались пропедевтические упражнения на абстрактное формообразование. Новым стало привлечение к преподаванию практикующих дизайнеров со своей тематикой и своими заданиями, в частности Дитера Рамса.

В 1955 г. Ульмская школа переехала в здание, выстроенное по проекту Билла. Место было выбрано удаленное от крупных городов для того, чтобы студенты здесь не только учились, но и жили, по типу американских кампусов, чтобы само окружение создавало атмосферу профессии. На открытии присутствовал Вальтер Гропиус, «благословивший» возрождение «Баухауза» и универсальный подход к проектированию, выразившийся в девизе школы — «От ложки до города».

Новый поворот школы связан с преподавательской деятельностью философа и теоретика дизайна Томаса Мальдонадо, графика Отла Ай-

Lindinger Η. Hochschule fur Gestaltung, Ulm: Exhibition catalogue. Berlin, 1987. S. 33.


Глава 4. Германия — страна функционализма 235

хера, голландского архитектора Ганса Гугелота и одного из членов группы «Де Стиль» Вордемберга Гильдеварта. С начала 1960-х гг. не менее половины учебных часов отводилось на изучение современных тенденций и научных методов проектирования. Среди новых дисциплин были не только передовая технология, но и человековедческие науки, методология, эргономика, семиотика. Один из авангардных проектов, в котором участвовали и студенты, заключался в разработке корпоративного стиля и всего имиджа продукции компании «Браун». Руководили им Гугелот и Айхер. Позднее этот проект был существенно развит Рамсом. Деятельность Ульмской школы буквально входила в реальную жизнь и реальное дизайнерское проектирование.

Дипломные работы сопровождались теоретическими разработками. Среди педагогов школы были такие известные теоретики дизайна, как Ги Бонсьепе и Абрахам Моль. Дизайн как дисциплина формы еще более сблизился с наукой и технологией. Возникло то, что можно назвать ульмской моделью. Вместо талантливых одиночек, работавших над отдельными изделиями, школа ставила целью готовить специалистов, умеющих работать в коллективе, рядом с учеными, в исследовательских центрах, технических бюро и коммерческих дизайн-центрах.

Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комбинированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом, простотой форм. В 1962 г. был разработан фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза», сохранявшийся вплоть до конца 1980-х гг. Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней с заказами. Расширилась и сфера приложения дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок городского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника. Изделия рассматривались более как инструменты, услуги, полезные агрегаты, нежели как форма для самовыражения. Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, но та функция, ради которой вещь замышлялась.

Эта новая концепция дизайна была отражена и в журналах, издаваемых школой. «Ульм разрывался между понятием "нравственная вещь" и промышленной реальностью»1 — как точно подметил теоретик и педагог дизайна Майкл Эрлхоф. С конца 1960-х гг. собственно

1 Leuschel K.S. Stages in the History of German Design // From Industrial Design to Contemporary Design. — Design. — Developments in Germany. With contributions by Bernd Busch, Klaus Stefan Leuschel and Horst Oelke. Bonn, 1992. P. 18.