Файл: история дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52

Часть I. Дизайн и зарождение проектной деятельности

Типология эта достаточно условна и подвижна. В одних и тех же вещах могут совмещаться усилия дизайнеров различного профиля. Например, мобильный телефон. Как продукт массового производства он подчиняется требованиям промышленного дизайна. Его форма эргономически проработана, максимально технологична, скульптурна и выразительна. Но по характеру использования — это постоянная принадлежность костюма. И в этом качестве он подвержан веяниям моды, становится аксессуаром, чем-то вроде украшения. Сменяющиеся маски на корпусе — это его «одежда». Дисплей, интерфейс, кнопки — все элементы графической композиции на плоскости в нем присутствуют. Поэтому в его создании в той или иной мере участвуют и дизайнеры-графики. По своей же основной функции телефон — элемент информационной инфраструктуры.

Вопросы и задания

1. Почему реформы Петра I в России можно назвать грандиозным дизайнерским проектом?

2.Что общего между теплицей и одним из павильонов Всемирной выставки 1851г.?

3.Почему сборочные фабрики мебели фирмы «Братья Тонет» было выгодно строить в портах или недалеко от железнодорожных станций?

4.Назовите общие черты дизайна и изобретательства.

5.Назовите две концепции развития дизайна, сформулированные в XIX в.

Литература

Аронов В.Р. Россия на первой Всемирной выставке в Лондоне 1851 г. История дизайна в контексте культуры // Проблемы дизайна — 2: Сборник статей. М., 2004.

Гизе М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России. Л., 1978.

Гизе М.Э. Нартов в Петербурге. Л., 1988.

Кондратьева К.А. Проектная культура в России. М., 2001. Михайлов СМ. История дизайна. М., 2000. Т. 1. Гл. 2.1., 2.2

Моран Анри, де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М., 1982.

ЧАСТЬ II

ДИЗАЙН И ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ. ТЕХНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Глава 1

История фотографии:

технология, дизайн и эволюция видения

Рождение фотографии

Львиную долю информации о дизайне, о новых проектах мы получаем посредством фотоизображений. Также благодаря фотографии с середины XIX в. зафиксирована и история предметного мира. Одновременно фототехника (и современная видеотехника) — обширная область предметного мира, которой занимается дизайнер. По сравнению с обычными инструментами действие фотоаппарата связано не с механической обработкой материалов, а с записью визуальной информации. Здесь свои традиции формообразования, особенности взаимоотношения с человеком. В фотоаппарате буквально овеществлены этапы научно-технического прогресса. Например, электронные устройства, автоматически устанавливающие диафрагму, основаны на изобретении А. Эйнштейна, сделанном еще в начале XX в.

С технической точки зрения фотография — это соединение трех типов достижений.

Во-первых, была создана светонепроницаемая камера. В конце IX в. арабские астрономы наблюдали затмения Солнца с помощью аппарата, которому позднее было дано латинское название «камераобскура» (темная комната), — ящика с маленьким отверстием (позже — с линзой) в одной из стенок. Опыты по получению изображения в темной комнате при помощи маленького отверстия в ставне проводил и Леонардо да Винчи. Художники XVII в. также пользовались ка- мерой-обскурой при рисовании с натуры. Темная комната — это прообраз корпуса фотоаппарата. Во-вторых, фотография невозможна без познания законов оптики. Галилей и Ньютон разрабатывали ориги-


56 Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

нальные модели телескопов. Были изучены оптические свойства разных линз, вычислены фокусные расстояния. В-третьих, были изобретены светочувствительные материалы, фиксирующие изображение.

Первенство в изобретении фотографии и получении снимков оспаривают три человека: французы Жозеф Нисефор Ньепс и Луи Жак Манде Дагер и англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот (Толбот). Самые ранние фотографии изображения (гелиография) получил в 1826 г. Ньепс. Оловянную пластинку он покрыл асфальтовым лаком на лавандовом масле, который под воздействием света твердеет и делается нерастворимым в воде.

Части, подверженные воздействию света, затвердевали, а на тех, что были в тени, материал сохранял способность растворяться в воде. Вре-

 

мя экспозиции достигало 8 часов.

 

В 1839 г. Дагер, художник-декоратор, исполь-

 

зуя опыты Ньепса, разработал первый практиче-

Рис. 10

ски пригодный способ фотографирования —

дагеротипию. Его фотоаппарат состоял из двух

Фотоаппарат

Л.Ж. Дагера

аккуратно подогнанных друг к другу деревянных

на штативе.

коробок, одна из которых могла двигаться внут-

1830-е

ри другой. Объектив прикреплялся к неподвиж-

 

ной части, а двигалась посеребренная пластинка, изменяя расстояние, необходимое для фокусировки (рис. 10).

При всех достоинствах дагеротипа — точности в передаче изображения, относительной доступности — копировать его было невозможно, картинка была зеркальной, рассматривать ее можно было только при боковом свете.

В1814 г. Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс (калотипия). Ему же принадлежит первенство в изобретении оптического увеличения. С одного негатива стало возможным делать множество отпечатков. Книга Тальбота «Зарисовки природы» была первым изданием с фотографическими иллюстрациями. В 1850-х гг. он запатентовал технологию получения растрового изображения на стальных пластинах, печатая через сетчатые тканевые растры. Этот метод был предтечей изобретенной в 1880-х гг. цинкографии — перевода полутоновой картинки в клише для высокой печати.

В1851 г. английский изобретатель Фредерик Арчер опубликовал описание процесса, которому суждено было заменить и дагеротипию,


Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения 57

икалотипию. В нем использовалась эмульсия, содержащая соли серебра и нанесенная на подложку из коллодия (раствора нитроцеллюлозы в смеси спирта с эфиром). Этот процесс получил название мокроколлодионного, так как снимать приходилось, пока чувствительный слой был влажным.

Илишь после изобретения английским врачом и фотографом-лю- бителем Ричардом Мадоксом броможелатиновых эмульсий (1871) стало возможным высушивать фотоматериал т.е. готовить его заранее

иэкспонировать в сухом виде. Этот метод, существенно усовершенствованный и доработанный, используется и поныне1.

Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея

Среди первых дагеротипов преобладали пейзажи и натюрморты (жанровая структура и терминология в фотографии были заимствованы из области изящных искусств). Из-за несовершенства оптики и фотоматериала фотографируемому приходилось сидеть неподвижно 15— 20 минут под лучами солнца. Чтобы облегчить участь модели, были придуманы подпорки для спины и рук, а также «головодержатели» — специальные захваты для головы. С появлением нового объектива и применением брома вместо йода выдержку удалось сократить до 15— 20 секунд. Поэтому 1841 год можно считать временем рождения портретной фотографии. С этого момента число фотоателье резко возрастает. По данным отдела гелиографии Промышленной выставки 1849 г. в Париже, в то время ежегодно выполнялось до 100 тыс. дагеротипных портретов.

Дагеротипы были, как правило, небольшими. Иногда их оправляли наподобие драгоценных живописных миниатюр в кулоны, небольшие рамочки, вирировали золотом, раскрашивали. Для хранения использовали закрытые предохраняющие от света и окисления на воздухе футляры (нередко обитые бархатом изнутри).

Период мокроколлодионного способа — 1851 — 1880 гг. — стал расцветом портретной студийной фотографии. Почти все фотографыпрофессионалы в те годы были преимущественно художниками, граверами, литографами, т.е. людьми, знакомыми с искусством и приемами композиции, освещения, принятыми в живописи.

3 См.: Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: В 9 т. М., 2000. Т. 6. С. 361.

Рис. 11 Съемка в фотоателье в середине
XIX в. Портретируемые одеваются в экзотические или этнические костюмы

58

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

Техника увеличения отпечатков была еще слабо разработана. Для того чтобы сделать большую фотографию, требовалась пластинка формата 30x40, 50x60 см и более. Соответственно увеличивались и размеры фотоаппаратов.

Первоначально общий вид мастерской фотографа (за исключением, пожалуй, темной комнаты, сложной системы штор на окнах для управления светом и деревянной камеры на деревянном штативе) почти ничем не отличался от ателье художника-живописца. Укоренилось и само название — «фотоателье».

Студийная фотография подражала живописи не только в устройстве ателье, но и в организации кадра, расстановке объектов съемки. Такой подход к

фотографированию порождал целый ряд специфических именно для фотографии вещей и оборудования (рис. 11).

Героем этого первого этапа фотографии был, несомненно, Феликс Надар (псевдоним венгерского художника, мастера диорам Гаспара Феликса Турнашона, приехавшего в юности в Париж). До того как

в1853 г. заняться фотографией, был журналистом и карикатуристом.

В1860 г. открыл собственное ателье. Выполненные им замечательные по глубине психологические портреты деятелей культуры (Дюма, Гюго, Домье, Берлиоза, Россини, Сары Бернар) создали ему широкую клиентуру.

В1874 г. Надар предоставил свое просторное фотоателье на бульваре Капуцинов для выставки, на которой демонстрировалась картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Эта картина и дала название направлению «импрессионизм» (от франц. V impression — впечатление).

Самый известный российский художник-фотограф XIX в. — Андрей Карелин. Окончив Академию художеств (учился вместе с И. Крамским), он вернулся в родной город — Нижний Новгород и открыл фотоателье. Карелин пользовался мокроколлодионным способом, т.е. съемкой на свежеприготовленную пластинку большого формата — до 50x60 см. Его снимки — сюжетные постановочные


Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения 59

картины, по тематике близкие живописи передвижников. Среди жанровых сценок, созданных им в 1870-х гг., — «Подаяние». «Уличные музыканты», «Путешественники», «Сватовство». В качестве персонажей он использовал своих знакомых и близких — жену, дочерей, нередко позировал сам. Он мастерски строил композиции, пользуясь литературной основой при выборе аксессуаров, костюмов, поз, освещения.

Карелин известен и как портретист, и как фотограф-документа- лист. По заказу городской управы он снимал виды Нижнего, Кремль, пристани, пароходы на Волге. Его снимки — это историческая энциклопедия конца XIX в.

До начала XX в. наиболее распространенной продукцией массовых фотоателье были кабинетные портреты размером 10x16 см и небольшие визитки — примерно 9x5 см. Отпечатки тщательно наклеивались на плотный картон. На обороте типографским способом размещалась информация об ателье, включая награды на выставках. Постоянно повторялась фраза: «Негативы хранятся». Это означало, что в любой момент клиент мог повторить понравившийся отпечаток, заказать еще одну партию визиток. Именно эти крошечные фотопортреты и стали прототипом современных визитных карточек.

В своей студии, наполненной всевозможным реквизитом (мебелью, утварью, костюмами разных народов), фотограф мог воспроизвести практически любой тип пейзажа или интерьера для фона. В каталоге фотографического оборудования, выпущенном в начале XX в. в России торговой фирмой «И.К. Гек», приводились примеры фонов: «Беседка», «Море (несколько состояний)», «Аэроплан», «Автомобиль» — и фрагменты интерьеров различных эпох и стилей. Профессиональный фотограф, исходя из традиций культуры живописи, всегда ставил портретируемых на среднем плане — между плоским фоном (который на фотографии создавал иллюзию бесконечного пространства) и каким-либо реальным фрагментом среды (например, садовая скамейка, перила или калитка, валун, декоративное растение). Предмет на первом плане служил точкой отсчета глубины иллюзорного пространства и был как бы пластическим подтверждением реальности плоского, условного фона. Вся эта ситуация напоминала статичный театр, где человек играл роль, придуманную для него фотографом.

60

Часть II. Дизайн и проблемы стиля. Технология и культура

Массовая фотография. Фотография как визуальная память

Настоящую моментальность фотография приобретает после изобретения и патентования в 1871 г. сухого процесса. Усовершенствованные фотоаппараты — небольшие деревянные ящички с отверстием и парой рычажков — стали общедоступными. Через видоискательпризму фотограф мог выбрать кадр, не переставляя каждый раз матовое стекло и кассету с пластинкой. В 1889 г. фирма «Кодак» изобрела роликовую фотопленку. Камеры, заряженные такой пленкой, были сравнительно небольшого размера, что позволяло снимать без штатива.

Увеличение числа массовых периодических изданий и появление технологий изготовления тоновых клише породили жанр репортажной фотографии. Фотографии стали основным видом иллюстраций в периодических изданиях. Просматривая старые журналы, мы замечаем, как кадры и сюжеты приобретают все большую динамичность. Бурная общественно-политическая жизнь давала неистощимый материал фотографу. Не случайно начало публицистической фотографии совпадает с новыми дизайнерскими решениями фотоаппаратуры, постепенно уходящей от стереотипа студийной камеры.

Если в середине XIX в. фотограф выходил на улицу увешанный многочисленными ящиками с громоздкой камерой, требовавшей перезарядки кассет, наводки на резкость перед вставлением кассеты с фотопластинкой, то к концу века фотоаппараты становятся компакт-

Рис. 12 Карманная фотокамера

«Атом». 1900-е


Глава 1. История фотографии: технология, дизайн и эволюция видения 61

ными, теперь фотографировать можно с рук, не прибегая к штативу и без постоянного контроля поле съемки (рис. 12). В 1890—1900 гг. разрабатывается несколько типов видоискателей: призмы, зеркала, рам- ки-прицелы (сохранившиеся и поныне), которые позволяли фотографировать во время путешествий, спортивные игры и гонки.

Основная техническая и дизайнерская проблема того времени — компактность камеры и множественность снимков — нашла почти идеальное воплощение в модели пленочных аппаратов, ставших отныне самым распространенным типом. Ручной механизм транспортировки пленки, действовавший вместе с взводом шторного затвора, на долгие годы стал пружинно-механическим сердцем фотоаппарата.

В 1910—1920-е гг. окончательно формируется широко известный тип фотоаппарата: компактный, с закругленными краями, как бы воспроизводящими во внешней форме идею перемотки пленки с одной катушки на другую. В начале 1930-х гг. фотоаппарат приобрел четкую ориентацию «верх—низ» за счет темной отделки кожей или «под кожу» нижней части корпуса и более светлой верхней части — как бы надстройки с индикаторами скорости, видоискателем, ручками перемотки пленки и взвода затвора. Нижняя часть — для захвата руками, верхняя — для управления. Эта двухчастность фотоаппарата по горизонтали также стала одним из устойчивых формальных и образных признаков.

С переходом на новую технику эстетика статичного студийного портрета потеряла смысл. Утверждается эстетика динамичного видения. Она проникает во все области творчества, так или иначе связанные с фотографией: фотомонтаж, полиграфию, кинематограф.

Развитие художественных концепций фотографии немыслимо без развития химии и тонкой оптической техники. В 1920 г. Германия (наряду с СССР) была одним из центров зарождения современной фотографии. Но в Германии этому способствовали не столько социальные условия, сколько производство качественной пленки и бумаги фирмой «Агфа», а также разнообразных моделей фотоаппаратов (на все форматы и виды пленки и пластинок). Уже в 1914 г. были сделаны первые снимки узкопленочным фотоаппаратом конструкции Оскара Барнака, рассчитанным на роликовую пленку. Этот фотоаппарат начал выпускаться с 1925 г. на заводах фирмы «Лейтц» Эрнста Лейтца под названием «Лейка».

Будущее фотографии виделось именно в ее массовости, повседневности. Девиз американской фирмы «Кодак» — «Вы нажимае-