ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Искусство передней Азии. Искусство шумеров.
Периодизация шумерской истории:
Раннединастический период. Становление искусства шумеров.
Эпоха Старовавилоноского царсвта.
9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.
10. Монументальная и станковая скульптура.
11. Художественные средства в скульптуре.
12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.
13. Образ человека в скульптуре.
16.Живопись как вид искусства.
17. Художественные средства живописи.
2.Рельеф.
(от итальянского «рельево» - выпуклость, объём)
Рельеф подчинён плоскости, что связывает его с живописью и графикой.
По степени выпуклости различают:
1)барельеф(от французского «ба» - низкий) – изображение выступает не более чем на ½ объёма.
2)горельеф(от французского «о» - высокий) – изображение выступает больше, чем на ½ объёма, в некоторых местах отрываясь от стены.
3)контррельеф - углублённый или врезанный рельеф (максимально приближён к живописи и графике).
Как и другие виды изобразительного искусства, скульптура меняет характер в зависимости от назначения. По назначению скульптуру подразделяют на монументальнуюистанковую.
Монументальное искусство связано с архитектурой, подчинено ей. Для него характерныоптические коррекции – искажение пропорций. К монументальной скульптуре относятся статуи на фасадах, монументы на улицах и площадях, садово-парковые скульптуры, фонтанные статуи, надгробья.
Станковое искусство (станок – то, на чём создаётся произведение) независимо от архитектуры, станковое произведение самодостаточно.
Первая станковая статуя – статуя Давида 15 века работы Донателло. Процесс станконизации начался в эпоху Возрождения.
Художественные средства скульптуры:
1) пластика– степень выраженности объёма (горельеф пластичнее, чем барельеф).
2) композиция – учитывает возможность обзора с разных точек.
3) рисунок– выразительность силуэта, красота линии
4) материалы и техники:
-твёрдые породыкамня (вулканического происхождения) – змеевик, обсидиан, гранит,
-мягкие породы(осадочного происхождения) – мрамор, известняк, алебастр, песчаник; мягкий камень позволяет передать тончайшие нюансы поверхности.
-бронза(со временем покрывается патиной – продуктами окисления), если зелёная – больше меди, бурая – содержит другие примеси
-роспись – раскраска скульптуры в разные цвета.
-тонировка– покрытие скульптуры одним тоном.
5) свет – скульптор создаёт игру светотени с помощью различного освещения.
Живопись и графика.
Близки друг другу тем, что воспроизводят окружающую среду не в 3мерном пространстве, а на плоскости. С наибольшей полнотой видимые изображения воспроизводить живопись, для которой характерно большое разнообразие жанров. Эти жанры начали формироваться в 15 веке.
В эпоху Возрождения появился особый жанр – алтарная картина,заменившая икону. Этот жанр вмещает в себя целый мир: персонажи изображаются на фоне пейзажа, нередко с натюрмортом, часто встречаются портретные изображения (как правило, заказчиков произведения), бытовые сцены. Таким образом, именно алтарная картина явилась основоположником жанров, которые впоследствии приобрели самостоятельный характер.
Жанровая система сложилась в живописи в 17 веке, тогда же появилась первая академия художеств, при которой начала зарождаться иерархия жанров:
1.На первом месте стоял исторический жанр (батальные сцены)
2. Мифологический жанр (сказки, мифы),например: «Похищение Европы» Серова, работы Васнецова.
3. Бытовой жанр(голландские мастера, русские передвижники)
4.Портрет(Шубин).
Типология портрета.
Парадный портрет(Аргунов - «Портрет Петра III»)
Костюмированный (Левицкий - «Портрет Демидова)
Камерный (человек в домашней обстановке, появляется контактность, нет дистанции между художником и моделью), Рокотов - «Портрет Новосильцевой»
С точки зрения количества фигур:
1)Персональнгый
2)Парный(пара портретов на разных полотнах),
двойной(2 человека на 1 полотне).
С точки зрения фигуры:
-в рост,
-поколенный,
-поясной,
-погрудный,
-поплечный,
-поглавный.
Модель может быть представлена в анфас, в 3/4, в профиль.
Пейзаж.
1) архитектурный(городской)
2) марине(морской)
3) стаффаж (фигуры, которые создают пространственную глубину, помогают войти в пространство пейзажа),например: Фридрих – «Аббатство зимой».
6.Натюрморт.
7. Анималистический жанр.
Революция в жанровой иерархии произошла в середине 19 века, когда пейзаж и портрет стали ведущими жанрами.
Признаки отдельных жанров могут быть объединены в 1 произведении. Например: Васнецов – «Утро в сосновом бору», Серов – «Девочка с персиками».
Живопись также подразделяется на монументальную истанковую. Монументальная живопись тесно связана с архитектурой, в то время как станковая живопись от неё не зависит.
Художественные средства живописи:
Цвет– основная специфика живописи
Колорит– система организации цвета в картине, соотношение разных цветов. Подразделяется на:
-локальный(колорит подчёркивает плоскость яркими цветовыми пятнами, контрастное сопоставление цвета),Матис – «Танец»
-тональный(объёмно-пространственная живопись),Тициан, Рембрандт – «Ночной дозор» - градации коричневого цвета.
2. Свет.
Свет в живописи неотделим от цвета.
3.Компрозиция.
Играет в живописи большую роль. Изображение строится на плоскости.
4.Рисунок.
Рисунок – выразительная передача конструкции фигуры, силуэта.
Материалы и техники станковой живописи.
1.Основа для живописи – холст, дерево, картон, бумага, металл.
2.Красочные материалы(пигменты (красящие порошки)+связующие вещества) определяют техники станковой живописи:
1)Энкаустика – самая древняя техника; связующее вещество - расплавленный воск. Для этой техники характерна живопись а-ля прима (в 1 сеанс), т.к. горячие восковые краски быстро остывают.
2) Темпера(Средние века) – яичные, клеевые или синтетические связующие вещества; плохо смешивается; холодный колорит, как правило, локальный.
3) Масло (краски на маслах и лаках, начало 15 века – голландские живописцы братья Ван Эйк). Благодаря масляным краскам появился тональный колорит.
4)Пастель(особенно популярна в 18, конце 19 – начале 20 века),Дега - «Голубые танцовщицы».
5)Акварель и гуашь(разводятся водой).
Пастель, акварель и гуашь нередко относятся к техникам графики(в случае построения произведения линиями).
Материалы и техники монументальной живописи.
Живопись аль-секо(по сухой штукатурке) – очень хрупкая, легко осыпается.
Живопись аль-фреско(по сырой штукатурке)
-двухслойная:1 слой –сенопия (сухой), 2 слой –энтоника(сырой); суточные швы
-однослойная (появилась в эпоху Возрождения): отказ от сенопии, предварительный рисунок на больших картинах, изображение прокалывали по конутру, прикладывыали катртон к сырой штукатурке и переводили изображение с помощью припороха (угля или другого материала).
3) Мозаика.
Выкладывалась из смальты (сплав глухого стекла), речной гальки, кусочков стекла, металла, цветного камня.
Тессера – разложение камешков по оттенкам
4)Витраж.
Появился в Средние века, т.к. готика не оставила места фреске, и живопись была перенесена на стекло.
Искусство передней Азии. Искусство шумеров.
Государство Шумер находилось на территории северного Ирака, В Междуречье (Месопотамии). Малазия (Анатолия) – полуостровное государство, Сирия (хетты), Месопотамия (Тигр и Евфрат). Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, но море отсутствует. Шумеры расселились в 4 веке до н.э. Начали появляться первые города-государства.
Климат на данной территории благоприятный для оросительного землевладения. Почвы исключительно плодородны, так как реки, разливаясь, оставляли наносы плодородных почв. Часто возникали болота, и жители рыли каналы, колодцы, сооружали дамбы.
Обе реки были судоходны, активно использовались для международной торговли. По ним проходили важнейшие торговые пути. Таким образом, в отличие от Египта, в Месопотамии сложились тесные международные связис соседними государствами.
Шумерская культура зафиксирована в 5 тысячелетии до н.э. Специалистам удалось расшифровать шумерский язык. В Северной части Месопотамии жили восточно-синидские племена с аккадским языком. На юге существовал вавилонский диалект, на севере – ассирийский.
С конца 3 тысячелетия синидские племена стали объединяться с шумерскими на территории Месопотамии. Аккадский язык вытеснил шумерский. Шумерский язык продолжал существовать в литературе являлся дипломатическим языком.
Происходила постепенная ассимиляция культуры.
В конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э. возникли первые государства на территории Тигра и Евфрата. Главные города: Ур, Урук, Лагош, Ларса и др.
Периодизация шумерской истории:
28-29 века до н.э. - раннединастический период (появление клинописи – письма на глиняных табличках, знаки, сделанные на глиняных палочках.)
24-23 векадо н.э. – государство Аккад
22-21 века до н.э.– распад Аккадской державы; 3 династия Ура – эпоха расцвета
Начало 2 тысячелетия до н.э – Шумер распадается на несколько государств, преобладающее – Вавилон (диалект аккадского языка)
Раннединастический период. Становление искусства шумеров.
Характерные черты:
-развитое землевладение,
-металлургия (медь, золото, серебро),
-в архитектуре использовался кирпич-сырец, тростник – плохая сохранность
-активная торговля (появление купцов)
-во главе государства - верховный жрец-царь, другое его название – энси(жрец-строитель, контролировал сооружение храмов)
-государства небольшие, состояли из маленьких городов и сельскохозяйственных полей вокруг.
Планировка храмов регулярная, храмы выделялись центральным расположением, находились на платформе, что защищало их от разлива рек. Храмы имели прямоугольные очертания, стены с выступами и нишами (3 высокие ступени в композиции). Фасады храмов выкрашены в белый или красный цвет, сверху покрывались росписями.
Белый храм в Уруке– высокая стена, пандус, выступы.
Найдена школа, где готовили писцов, и библиотека. Центральное произведение шумерской культуры – эпос о Гильгамеше.
Шумеры верили, что у каждой горы есть свой покровитель.
Ано – бог неба,
Инадна – плодородия
Инета – плодородия
Мифы народов мира – под редакцией Тополева, 2ая редакция Милитинского.
Перед храмом находились колодцы для ритуального омовения. Волосы сбривали.
Красный храм в Уруке.
-фасады с выступами и нишами,
-эффектная игра светотени,
-вход расположен несимметрично, туда ведёт лестничный марш.
Роспись храма Урука:
-изображение леопарда на лестнице
-роспись по сухой основе
-фриз с леопардом, меняющим позы (охраняет вход).
-кладка из кирпича-сырца
Мозаика красного храма в Уруке(начало 3 тысячелетия до н.э.):
-материал – обожжённая глина, клинья (гвозди) с цветными шляпками.
-появление фрески
Красный храмукрашенфризом на фасаде, который представляет собой нечто среднее между мозаикой и инкрустацией. Фон чёрный, фигурки немного тонированы