ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Искусство передней Азии. Искусство шумеров.
Периодизация шумерской истории:
Раннединастический период. Становление искусства шумеров.
Эпоха Старовавилоноского царсвта.
9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.
10. Монументальная и станковая скульптура.
11. Художественные средства в скульптуре.
12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.
13. Образ человека в скульптуре.
16.Живопись как вид искусства.
17. Художественные средства живописи.
Барельеф(от французского «bas» - низкий) – низкий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем наполовину своего полного объёма. Глубинное измерение здесь несколько сокращено, условно.
Горельеф(от французского «haut» - высокий) – высокий рельеф, где изображение выступает над плоскостью фона больше, чем наполовину полного объёма, а местами даже частично отрывается от фона.
Углублённый рельеф (иначе - койланоглиф)– как бы обратный, вогнутый по отношению к фону рельеф. Объёмность изображения в данном случае оказывается врезанной в глубину.
Углублённый рельеф получил распространение в архитектуре древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является контррельеф, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа.
Выпуклый рельеф (барельеф и горельеф) значительно более распространен. Он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве.
10. Монументальная и станковая скульптура.
Как и другие виды изобразительных искусств, скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения. По назначению она классифицируется на станковую и монументальную.
Монументальная скульптура– рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополняет выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.
Станковая скульптура– не связанна с архитектурой. Носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.
Особой вид станковой скульптуры – мелкая пластика, небольшие статуэтки, чаще всего дополняющие убранство жилых помещений.
Скульптура малых форм включает широкий круг производства, предназначенные преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.
11. Художественные средства в скульптуре.
Пластика– яркая выраженность объемных форм и масс в скульптуре, их наполненность, их ритмическое сочетание, их цельность, особая гармония связи форм, их слитность, слепленность. Все эффекты воздействия скульптуры на зрителя основаны на пластике, так как они связаны со зрительным осязанием форм
Композиция– средство художественного выражения. Особенностью композиции в скульптуре является то, что она наиболее активна включает в образный строй окружающее реальное пространство. Компонуя, скульптуру художник должен учитывать также возможность ее обзора с различных точек зрения. Человеческий глаз не может сразу охватить 3-х мерный объем, образ скульптуры складывается в результате последовательной смены аспектов.
Рисунок– о рисунке в скульптуре можно говорить условно. Границу между объемной формой и окружающим пространством глаз ощущает как линейные очертания фигуры, как видимый контур, различный с каждой отдельной точки зрения. Выразительность этого контура, общего силуэта фигур учитывается скульптором и входит в структуру образа.
Материалы и техники его обработки– имеет большое значение. Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона. В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс. В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир; так и более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.
Свет– В отличие от живописца и графика, скульптор свет не изображает, но обязательно считается с освещением, использует его. Скульптор учитывает при постановке скульптуры определенный источник света, его силу, направление, угол падения. Меняющиеся освещения создают игру светотени на выпуклостях и углублениях пластических форм. Художник рассчитывает различные световые эффекты, используя их для решения художественных образных задач.
Цвет– оказывает эмоциональное воздействие на восприятия образа скульптуры. По сравнению с живописью скульптора используют полихромию более сдержанно. Но цвет обязательно участвует в художественном впечатлении от скульптуры. Каждый материал обладает своим тоном: красный или серый гранит, зеленый базальт, черный диорит, мрамор голубого и желтоватого оттенка, бронза имеет зеленоватую и бурую патину. Помимо одноцветных скульптур бывают и полихромные, созданные из различных цветовых материалов, сочетающие, на пример: золото и слоновую кость, включающие инкрустации из цветного камня, стекла, металла.
Кроме применения разноцветных материалов используются также приемы тонирования скульптуры (покрытия камня или дерева тонким прозрачным одноцветным тоном) и раскраски в несколько тонов. Полностью раскрашивались скульптуры из терракоты, гипса и дерева. Статуи из мрамора, бронзы имели иногда частичную окраску.
12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.
Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры.
В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир – обрабатываются путём рубки (высекание) или резьбы, удаление ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы.
И более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник – служат для лепки. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.
Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона.
В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс.
Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (металлы, гипс, бетон, пластмассы и тому подобное), служат для отливки произведений при помощи специально приготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получение точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.
Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которые обычно покрываются росписью или цветной глазурью и обжигаются в специальных печах.
13. Образ человека в скульптуре.
Пластическая передача позы и движения живого тела.
Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки и обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами в скульптуре. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.
16.Живопись как вид искусства.
Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство
Это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, приходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров:
Исторический жанр
Бытовой жанр
Батальный жанр
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Различают живопись:
- монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки.
- станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле
- декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов)
-иконопись
- миниатюру
К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.
По характеру веществ, связующих пигмент (красящее средство), по способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, живопись красками на воде по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т. п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.