Файл: Классификация искусств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация искусств

Проблемы хронологии.

Архитектура.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Скульптура.

2.Рельеф.

Живопись и графика.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

2. Свет.

3.Компрозиция.

3) Мозаика.

Искусство передней Азии. Искусство шумеров.

Периодизация шумерской истории:

Раннединастический период. Становление искусства шумеров.

Эпоха Старовавилоноского царсвта.

Искусство III династии Ура.

Искусство государства Мари.

Искусство Хеттской державы.

Искусство Ассирии.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Художественные средства.

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

10. Монументальная и станковая скульптура.

11. Художественные средства в скульптуре.

12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

13. Образ человека в скульптуре.

16.Живопись как вид искусства.

17. Художественные средства живописи.

18. Композиция в живописи

19. Цвет и колорит в живописи

20. Жанры живописи.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

21. Основные виды живописи: станковая и монументальная.

3) Мозаика.

22. Графика, ее основные виды. Художественные средства. Материалы и техники уникальной (рисунок) и печатной графики.

Шумерское искусство примитивнее, чем египетское. Фигурки приземистые, господствовала изекифалия.

Монументальный горельеф из меди(середина 3 тысячелетия)

-украшал главный вход в храм в Аль-Убаиде

-индугус (львиноголовый орёл), 2 оленя

Шумеры рано осваивают металл.

Скульптурное изображение шумерских богов (Анну и богиня Нанна)

-из алебастра

-глаза инкрустированы камнем, брови – чёрным битумом

-идолообразное искажение фигуры

-стоит фронтально

-иератические жесты (поклонение, предстояние)

-фигуры обрабатывали со всех сторон

-характерная одежда – длинная набедренная повязка из шкуры овцы

Фигура из Адаранда (молящийся Диуту):

-из известняка

-скульптура замещал реального человека в храме (приносили скульптуру в храм)

Статуя Курлиля (молящийся):

-скульптура находилась в храме

-надписи обозначают молитву

-мастер пытался передать индивидуальность, особенно в профиль

-основной материал – мягкие породы камня

Стела Эаннатума:

-в честь военной победы

-войско, закрытое прямоугольными щитами

-барельеф примитивен (регистры)

-надписи сообщают о событиях

Лагоса (Лагоша?) – покровитель гор, бог Нугирсу

Известняковая плита, прикрепленная к двери – изображён царь-жрец в поле энси. Закладывание первого кирпича в фундамент храма. Представлен приближённым, застывшим. Есть иерархический масштаб.

2 эпизод – завершение строительства, пир.

Глиптика:

-вырезали печати из камня

-миниатюрная резьба

Шумеры использовали разные типы скульптуры, но всё же она оставалась примитивной.

Мастера металлообработки.

Вещи, найденные в Уре:

1) Золотой шлем царя-жреца Мескаламдуга

-найден в гробнице

-воспроизводит царскую причёску (волосы собраны)

-из цельного куска золота

-пряди отчеканены

2)штандарт (прямоугольная пластина)

-позволяет судить о шумерской живописи, мозаике

-изображение двустороннее

-композиция разделена на 3 регистра: верхний – пир в честь успешного окончания войны.

Погребальные сооружения примитивные. Вырывали прямоугольную яму, вход оставляли открытым. Приближённые умерщвлялись с помощью яда. Придворные, женщины опускались в яму по наклону из цветов. Въезжали повозки с быками, занимали специально отведённые места. У каждого была чаша с ядом. Музыканты до самого конца играли на арфах и лирах.


Фигурки из перламутра; ромбики из красного сердолика (украшенные регистры)

Гробница царя Пуабе:

-погребён в подземном склепе

-найдены многочисленные предметы:

1)антилопа, опирающаяся на куст(сделана из золота, глаза инкрустированы, хорошо проработанная пластика)

2)головной убор царицы (молелировал причёску)

3)ожерелье (листья, колышащиеся лепестки)

4)рамы деревянной арфы (украшены золотой головой быка, борода из чёрного лазурита)

?Зиккурат в Уре:

-из обработанного кирпича

-первый храм из обожжённой глины

-высокая ступенчатая башня

-в плане – квадрат, он центричен

-лестница в небо

-зиккурат не прямоугольный, а компактный

-4 ступени, каждая из которых окрашена в свой цвет

-наверх ведёт крутой лестничный марш (1 ярус – чёрный, 2 – красный (горы), 3 – белый (простор между небом и землёй), 4 – голубой)

-венчает статуя Нанны

-на низшей террасе был висячий сад

-окончательно сформировался тип зиккуратов

Скульптура

На развитие монументальной скульптуры значительно повлияла аккадская культура.

-изображения блокообразные, фронтальные

-скульптура статична

-складки намечали параллельными линиями

Портрет Гудея

-статуя молящегося Гудея

-налысо обритый

-поверхность зашлифована


Эпоха Старовавилоноского царсвта.

Вавилон стал центром международной торговли.

Царь Хаммурапи– выдающийся политический деятель. При нём судебная система достигла совершенства.

20-17 века до н.э.

Художественная форма канонизирована.

Стела царя Хаммурапи:

-2,5 м

-свод испещрён текстом законодательного сборника Хаммурапи

-вершина столба увенчана барельефом

-обработка камня напоминает искусство 3 династии Ура

Верховный правитель получил законы из рук божества. Фигура царя застыла перед троном бога.

Бронзовая фигурка царя Хаммурапи из Ларсы:

-поза царя коленопреклонённая

-лицо, руки позолочены

-хорошо передана пластика

-глаза инкрустированы

Живописьсуществовала, но сохранилась мало.

Середина 3 тысячелетия – политическая ситуация меняется.

24-22 века до н.э. – искусство Аккады(восточно-синидские племена)

Аккадцы покорили шумеров, начинается время правления аккадской династии. Аккад – столица на границе Месопотамии и Аккада. Основатель – царь Саргон I(нецарского и не аристократического происхождения). Ведёт успешные войны. Создано большое централизованное государство.

Создана единая ирригационная сеть во всей Месопотамии; построены дороги, соединяющие крупные города. Построены гавани. Морская торговля развивается до пределов Индии. Деспотическая власть из династии Саргонидов. Культура достигла высокого развития.

Медная голова Саргона I (портрет основателя династии):

-пучок волос на затылке, заимствованный у шумеров

-глаза инкрустированы

-портрет индивидуализирован

-металлический лист прокован и прочеканен

-брови исполнены «ёлочкой»

-часть большой статуи

-на лице благосклонная улыбка

Стела царя Нарумсена:

-высота 2 м

-в честь победы над лалубеями

-вверху – гора

-2 символа – луна и солнце

-чётких регистров, как у шумеров, нет

-композиция строится по диагонали

-изображён пейзаж ( что было чуждо шумерам)

-фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

-царь лалубеев молит о пощаде

-юноша выразительно откинулся назад

-единство композиции

-композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

-несколько трупов – условно показанное поражение


!Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Конфликт с жречеством. Шумерские города стремятся к независимости.

Искусство III династии Ура.

Энси города Лагоша – Гудеа (конец 22 века до н.э.)

Строились многочисленные храмы.

Восстановлена общая ирригационная система. Во главе храмового хозяйства стоял энси.

Бронзовая фигурка бога из Лувра.

Глиптикаразвита больше, чем в шумерские времена.

В архитектурепроисходят сдвиги. Храмы начинают строить из обожженного кирпича. Нижний ярус украшен рельефом. В ниши вставлены фигуры богов.

Развивается монументальная скульптура. Всё это было раскрашено.

Искусство государства Мари.

20-17 века до н.э.

Север Месопотамии. Государство Мари наследовало традиции шумерского и старовавилонского искусства.

Дворец царя Землерима из обожженного кирпича:

-вокруг дворов дворцовые помещения, хозяйственные и служебные постройки

-во дворец ведут монументальные ворота.

-дворы для ритуалов

Храм богини Шита:

-зиккурат

-дворцовая школа для писцов

-ряды скамеек

-дворцовый зал

-ванны для омовения перед входом в храм

Статуя богини Иштар (богиня плодородия):

-голову венчает коровьи рога

-в руках сосуд

-первая фонтанная статуя в истории скульптуры

-строгая каноничная фронтальность

Статуя адоранта из Лувра:

-из алебастра, высота 52 см

-повтор шумерских традиций?, сохранилась инкрустация

-лицо выражает благоговение

-длинная одежда и шерсти овцы

-поверхность камня обработана не так грубо (аккадская культура)

-передаются портретные черты человека

-глаза выражают молитвенное созерцание

Сохранилась фресковая живопись(аль-фреско – живопись по сырой штукатурке).Мотив – царь получает законы из рук бога. Внизу симметричная композиция. Царский сад, охраняемый сфинксами. Симметричная композиция, зеркальная, нет регистров. Колорит сложный. Используется охра, голубой, зелёный, тёмно-синий. Краска разбавлена жидко, полупрозрачная.

Слуга, несущий тушу жертвенного животного. Всё это выражает идеалы божественной и царской власти. Человек – ничто перед богами и божествами.

Святилище Изыма-Камья:

-в центре – бог плодородия

-рельефы высечены на диких скалах:

-виноград и сноп пшеницы – атрибуты


-используется иерархичный канон (царь меньше бога)

-высота барельефа – 4,5 м

-проработаны мышцы ног, колени (у бога)

-по сторонам – изображение процессии воинов (мерное шествие, одинаковые позы воинов)

-изображён алтарь

-святилище свидетельствует о фетишизме (поклонение камням)

-на косяке – Тешук – левая рука застыла. Профильная проекция. Хетты всегда выделяли напряжённые мышцы.

-появляются грифоны – божества с головой и крыльями орлов; симметрия (геральдические композиции)

Изображение божества из Коркиниша:

-высота 1м 70 см

-1 тысячелетие до н.э.

-трона божества опирается на фигуры львов, которых держит под уздцы бог низшего ранга

-использовались камни, которым изначально поклонялись.

Изображение царской четы:

-очень выразительное

-обработано широкими плоскостями

-твёрдый камень (базальт или гранит)

-фигуры львов украшают ворота. Изображены в устрашающих позах.

-изображение исторического деяния (хеттский царь, стреляющий из лука). Влияние Египта угадывается в мотиве, но интерпретация очень своеобразна. Вписывается в прямоугольный блок.

- царская охота – распространённый мотив, заимствованный из Египта, что свидетельствует о взаимном влиянии государств.

Начало 1 тысячелетия – царь Акима II. Надпись, перечисляющая титулы и деяния.

Изображение царей, приближённых – взаимодействие с Египтом – масштабная канонизация фигур, надписей, сопровождающих барельеф.

Изображение божества и хеттского царя, который получил справедливые законы

Сохранение фронтальных костяных фигур, украшающих трон

Пластика распространена меньше. Изредка встречается глиняная пластика.

Пара быков, найденная в гробнице (типа ушепти, заменяющая настоящих животных)

Кувшин из Хапуссы:

-начало 2 тысячелетия до н.э.

-высота 40 см

-краснолощёная техника