Файл: Классификация искусств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Классификация искусств

Проблемы хронологии.

Архитектура.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Скульптура.

2.Рельеф.

Живопись и графика.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

2. Свет.

3.Компрозиция.

3) Мозаика.

Искусство передней Азии. Искусство шумеров.

Периодизация шумерской истории:

Раннединастический период. Становление искусства шумеров.

Эпоха Старовавилоноского царсвта.

Искусство III династии Ура.

Искусство государства Мари.

Искусство Хеттской державы.

Искусство Ассирии.

Типы конструкций.

3. Готическая конструкция

Художественные средства.

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

10. Монументальная и станковая скульптура.

11. Художественные средства в скульптуре.

12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

13. Образ человека в скульптуре.

16.Живопись как вид искусства.

17. Художественные средства живописи.

18. Композиция в живописи

19. Цвет и колорит в живописи

20. Жанры живописи.

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

21. Основные виды живописи: станковая и монументальная.

3) Мозаика.

22. Графика, ее основные виды. Художественные средства. Материалы и техники уникальной (рисунок) и печатной графики.

2.Рельеф.

(от итальянского «рельево» - выпуклость, объём)

Рельеф подчинён плоскости, что связывает его с живописью и графикой.

По степени выпуклости различают:

1)барельеф(от французского «ба» - низкий) – изображение выступает не более чем на ½ объёма.

2)горельеф(от французского «о» - высокий) – изображение выступает больше, чем на ½ объёма, в некоторых местах отрываясь от стены.

3)контррельеф - углублённый или врезанный рельеф (максимально приближён к живописи и графике).

Как и другие виды изобразительного искусства, скульптура меняет характер в зависимости от назначения. По назначению скульптуру подразделяют на монументальнуюистанковую.

Монументальное искусство связано с архитектурой, подчинено ей. Для него характерныоптические коррекции – искажение пропорций. К монументальной скульптуре относятся статуи на фасадах, монументы на улицах и площадях, садово-парковые скульптуры, фонтанные статуи, надгробья.

Станковое искусство (станок – то, на чём создаётся произведение) независимо от архитектуры, станковое произведение самодостаточно.

Первая станковая статуя – статуя Давида 15 века работы Донателло. Процесс станконизации начался в эпоху Возрождения.

Художественные средства скульптуры:

1) пластика– степень выраженности объёма (горельеф пластичнее, чем барельеф).

2) композиция – учитывает возможность обзора с разных точек.

3) рисунок– выразительность силуэта, красота линии

4) материалы и техники:

-твёрдые породыкамня (вулканического происхождения) – змеевик, обсидиан, гранит,

-мягкие породы(осадочного происхождения) – мрамор, известняк, алебастр, песчаник; мягкий камень позволяет передать тончайшие нюансы поверхности.

-бронза(со временем покрывается патиной – продуктами окисления), если зелёная – больше меди, бурая – содержит другие примеси

-роспись – раскраска скульптуры в разные цвета.

-тонировка– покрытие скульптуры одним тоном.

5) свет – скульптор создаёт игру светотени с помощью различного освещения.

Живопись и графика.

Близки друг другу тем, что воспроизводят окружающую среду не в 3мерном пространстве, а на плоскости. С наибольшей полнотой видимые изображения воспроизводить живопись, для которой характерно большое разнообразие жанров. Эти жанры начали формироваться в 15 веке.


В эпоху Возрождения появился особый жанр – алтарная картина,заменившая икону. Этот жанр вмещает в себя целый мир: персонажи изображаются на фоне пейзажа, нередко с натюрмортом, часто встречаются портретные изображения (как правило, заказчиков произведения), бытовые сцены. Таким образом, именно алтарная картина явилась основоположником жанров, которые впоследствии приобрели самостоятельный характер.

Жанровая система сложилась в живописи в 17 веке, тогда же появилась первая академия художеств, при которой начала зарождаться иерархия жанров:

1.На первом месте стоял исторический жанр (батальные сцены)

2. Мифологический жанр (сказки, мифы),например: «Похищение Европы» Серова, работы Васнецова.

3. Бытовой жанр(голландские мастера, русские передвижники)

4.Портрет(Шубин).

Типология портрета.

  1. Парадный портрет(Аргунов - «Портрет Петра III»)

  2. Костюмированный (Левицкий - «Портрет Демидова)

  3. Камерный (человек в домашней обстановке, появляется контактность, нет дистанции между художником и моделью), Рокотов - «Портрет Новосильцевой»

С точки зрения количества фигур:

1)Персональнгый

2)Парный(пара портретов на разных полотнах),

двойной(2 человека на 1 полотне).

С точки зрения фигуры:

-в рост,

-поколенный,

-поясной,

-погрудный,

-поплечный,

-поглавный.

Модель может быть представлена в анфас, в 3/4, в профиль.

  1. Пейзаж.

1) архитектурный(городской)

2) марине(морской)

3) стаффаж (фигуры, которые создают пространственную глубину, помогают войти в пространство пейзажа),например: Фридрих – «Аббатство зимой».


6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

Революция в жанровой иерархии произошла в середине 19 века, когда пейзаж и портрет стали ведущими жанрами.

Признаки отдельных жанров могут быть объединены в 1 произведении. Например: Васнецов – «Утро в сосновом бору», Серов – «Девочка с персиками».

Живопись также подразделяется на монументальную истанковую. Монументальная живопись тесно связана с архитектурой, в то время как станковая живопись от неё не зависит.

Художественные средства живописи:

  1. Цвет– основная специфика живописи

Колорит– система организации цвета в картине, соотношение разных цветов. Подразделяется на:

-локальный(колорит подчёркивает плоскость яркими цветовыми пятнами, контрастное сопоставление цвета),Матис – «Танец»

-тональный(объёмно-пространственная живопись),Тициан, Рембрандт – «Ночной дозор» - градации коричневого цвета.

2. Свет.

Свет в живописи неотделим от цвета.

3.Компрозиция.

Играет в живописи большую роль. Изображение строится на плоскости.

4.Рисунок.

Рисунок – выразительная передача конструкции фигуры, силуэта.

Материалы и техники станковой живописи.

1.Основа для живописи – холст, дерево, картон, бумага, металл.

2.Красочные материалы(пигменты (красящие порошки)+связующие вещества) определяют техники станковой живописи:

1)Энкаустика – самая древняя техника; связующее вещество - расплавленный воск. Для этой техники характерна живопись а-ля прима (в 1 сеанс), т.к. горячие восковые краски быстро остывают.

2) Темпера(Средние века) – яичные, клеевые или синтетические связующие вещества; плохо смешивается; холодный колорит, как правило, локальный.

3) Масло (краски на маслах и лаках, начало 15 века – голландские живописцы братья Ван Эйк). Благодаря масляным краскам появился тональный колорит.

4)Пастель(особенно популярна в 18, конце 19 – начале 20 века),Дега - «Голубые танцовщицы».

5)Акварель и гуашь(разводятся водой).

Пастель, акварель и гуашь нередко относятся к техникам графики(в случае построения произведения линиями).

Материалы и техники монументальной живописи.

  1. Живопись аль-секо(по сухой штукатурке) – очень хрупкая, легко осыпается.

  2. Живопись аль-фреско(по сырой штукатурке)


-двухслойная:1 слой –сенопия (сухой), 2 слой –энтоника(сырой); суточные швы

-однослойная (появилась в эпоху Возрождения): отказ от сенопии, предварительный рисунок на больших картинах, изображение прокалывали по конутру, прикладывыали катртон к сырой штукатурке и переводили изображение с помощью припороха (угля или другого материала).

3) Мозаика.

Выкладывалась из смальты (сплав глухого стекла), речной гальки, кусочков стекла, металла, цветного камня.

Тессера – разложение камешков по оттенкам

4)Витраж.

Появился в Средние века, т.к. готика не оставила места фреске, и живопись была перенесена на стекло.

Искусство передней Азии. Искусство шумеров.

Государство Шумер находилось на территории северного Ирака, В Междуречье (Месопотамии). Малазия (Анатолия) – полуостровное государство, Сирия (хетты), Месопотамия (Тигр и Евфрат). Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, но море отсутствует. Шумеры расселились в 4 веке до н.э. Начали появляться первые города-государства.

Климат на данной территории благоприятный для оросительного землевладения. Почвы исключительно плодородны, так как реки, разливаясь, оставляли наносы плодородных почв. Часто возникали болота, и жители рыли каналы, колодцы, сооружали дамбы.

Обе реки были судоходны, активно использовались для международной торговли. По ним проходили важнейшие торговые пути. Таким образом, в отличие от Египта, в Месопотамии сложились тесные международные связис соседними государствами.

Шумерская культура зафиксирована в 5 тысячелетии до н.э. Специалистам удалось расшифровать шумерский язык. В Северной части Месопотамии жили восточно-синидские племена с аккадским языком. На юге существовал вавилонский диалект, на севере – ассирийский.

С конца 3 тысячелетия синидские племена стали объединяться с шумерскими на территории Месопотамии. Аккадский язык вытеснил шумерский. Шумерский язык продолжал существовать в литературе являлся дипломатическим языком.

Происходила постепенная ассимиляция культуры.

В конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э. возникли первые государства на территории Тигра и Евфрата. Главные города: Ур, Урук, Лагош, Ларса и др.


Периодизация шумерской истории:

28-29 века до н.э. - раннединастический период (появление клинописи – письма на глиняных табличках, знаки, сделанные на глиняных палочках.)

24-23 векадо н.э. – государство Аккад

22-21 века до н.э.– распад Аккадской державы; 3 династия Ура – эпоха расцвета

Начало 2 тысячелетия до н.э – Шумер распадается на несколько государств, преобладающее – Вавилон (диалект аккадского языка)

Раннединастический период. Становление искусства шумеров.

Характерные черты:

-развитое землевладение,

-металлургия (медь, золото, серебро),

-в архитектуре использовался кирпич-сырец, тростник – плохая сохранность

-активная торговля (появление купцов)

-во главе государства - верховный жрец-царь, другое его название – энси(жрец-строитель, контролировал сооружение храмов)

-государства небольшие, состояли из маленьких городов и сельскохозяйственных полей вокруг.

Планировка храмов регулярная, храмы выделялись центральным расположением, находились на платформе, что защищало их от разлива рек. Храмы имели прямоугольные очертания, стены с выступами и нишами (3 высокие ступени в композиции). Фасады храмов выкрашены в белый или красный цвет, сверху покрывались росписями.

Белый храм в Уруке– высокая стена, пандус, выступы.

Найдена школа, где готовили писцов, и библиотека. Центральное произведение шумерской культуры – эпос о Гильгамеше.

Шумеры верили, что у каждой горы есть свой покровитель.

Ано – бог неба,

Инадна – плодородия

Инета – плодородия

Мифы народов мира – под редакцией Тополева, 2ая редакция Милитинского.

Перед храмом находились колодцы для ритуального омовения. Волосы сбривали.

Красный храм в Уруке.

-фасады с выступами и нишами,

-эффектная игра светотени,

-вход расположен несимметрично, туда ведёт лестничный марш.

Роспись храма Урука:

-изображение леопарда на лестнице

-роспись по сухой основе

-фриз с леопардом, меняющим позы (охраняет вход).

-кладка из кирпича-сырца

Мозаика красного храма в Уруке(начало 3 тысячелетия до н.э.):

-материал – обожжённая глина, клинья (гвозди) с цветными шляпками.

-появление фрески

Красный храмукрашенфризом на фасаде, который представляет собой нечто среднее между мозаикой и инкрустацией. Фон чёрный, фигурки немного тонированы