Файл: выготский развитие психики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 504

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

установления, механизма, в котором мы склонны видеть овладение Воведением через знаки, мы можем понять, как от внешних 'ФЙВЗДействий ребенок переходит к внутреннему произвольному '%|»йиманию.

''"и": Этот переход мы и пытались проследить установленными в эксперименте данными о генезе произвольного внимания.

В последнее время П. П. Блонский присоединился к мысли .Рибо, указывая, что активное произвольное внимание, несомнен-; яо, поздний продукт развития. Примитивное внимание, которое появляется с самого начала жизни ребенка и которое Рибо склонен отождествлять с максимальным бодрствованием, отличается от непроизвольного тем, что последнее, по его мнению, определяется преимущественно мышлением и составляет наиболее •развитую форму внимания.

Таким образом, со всей ясностью намечается генетический додход к проблеме произвольного внимания. Однако и здесь не дается ни сколько-нибудь ясного .генезиса этой формы внимания, ви, главное, анализа того способа, который характеризует его развитие. Нам представляется, что в свете накопленных нами данных можно разъяснить установленные исследователями важнейшие законы развития внимания, которые сейчас получают свое место в полном процессе развития произвольного внимания.

Наиболее развитые положения генетической теории внимания разработаны у Э. Титченера89, исходящего из того, что две формы внимания, которые различаются в популярном значении, именно: пассивное, или непроизвольное, внимание и активное, -или. произвольное, внимание, в действительности характерны для различных стадий духовного развития. Отличаются они друг от друга только по сложности как более ранняя и более поздняя формы, а показывают один и тот же тип сознания, но в различные периоды нашего духовного роста. Различие и характер каждой из них Титченер пытается выяснить из условий их появления.

Анализ приводит автора к выводу, что непроизвольное и произвольное внимание в сущности являются первичным и вто-- ричным вниманием, что первичное внимание представляет известную стадию развития, именно самую раннюю стадию развития произвольного внимания. 'Для вторичного внимания характерно, что отношение между субъектом и объектом здесь существенно меняется. Сами по себе впечатления не только не привлекают и не удерживают нашего внимания, но наоборот: кажется, что мы Удерживаем свое внимание на тех или иных впечатлениях с помощью собственного усилия.


Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома. Однако она может привлекать внимание, и такое внимание Титченер называет вторичным вниманием. По его мнению, вторичное внимание есть неизбежный результат сложности нервной организации и является вторичным , или активным до тех пор, пока имеется налицо след от конфлик-

213

•hi • .М-

Примеч. ред.

к третьей стадии

и других условий

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

та*. Едва ли можно привести более веское доказательство происхождения вторичного внимания из первичного, чем тот факт из ежедневного опыта, что вторичное внимание непрерывно превращается в первичное. Это последнее Титченер называет произвольным первичным вниманием и, таким образом, приводит к установлению трех стадий в развитии нашего внимания, а само различие между ними пытается свести к различию прежде всего генетическому.

Он говорит, что в целом внимание встречается в человеческой психике в трех стадиях развития. Вторичное внимание— переходная стадия, стадия конфликта, стадия растраты нервной энергии, хотя это внимание является необходимым предварительным условием для стадии подлинного произвольного внимания. С точки зрения Титченера, 'существуют три стадии внимания, но только один тип психического процесса внимания. Эти три стадии обнаруживают изменение в сложности, но не в характере самого переживания.

Мы видим, таким образом,, у Титченера попытку генетически определить внимание; свою теорию Титченер пытается применить и к отдельным возрастам. Рассматривая жизнь в целом, рассуждает он, мы можем сказать, что период учения и воспитания есть период вторичного внимания, а следующий за ним период зрелой и самостоятельной деятельности есть период произвольного первичного внимания. Нам кажется, что теория Титченера наиболее близко подходит к тем данным, которые мы могли установить в нашем генетическом исследовании.

Нельзя не видеть, что в 'стадиях Титченера повторяются три из четырех главнейших намечаемых нами стадий в развитии .всякого культурного поведения. Его первичное внимание соответствует нашему примитивному, или натуральному, вниманию, его вторичное—стадии внешне опосредованного внимания и, наконец, его третья стадия—четвертой стадии вращивания**. Недостает только второй, переходной, наивно-психологической стадии, которую мы и в наших опытах не могли проследить со всей отчетливостью, но которая все же обнаруживалась в клинических наблюдениях и особенно у ненормальных детей.


Далее, Титченер с несомненностью установил, что произвольное внимание от непроизвольного отличается только способом возникновения, но не способом функционирования. Иначе говоря, развитие внимания совершается не по типу органического сосредоточения и изменения, а по типу эволюции самой формы поведения. Однако нам кажется, что теория Титченера хотя и подходит генетически к проблеме внимания, тем не менее основы вается на чисто внешнем фенотипическом описании отдельной

* Конфликт между задачей и впечатлением от удара грома.—

** В анализе переходов от первичного к вторичному и затем внимания Титченер исходит из другого определения внимания перехода.—Примеч. ред.

214

[ИИ и не показывает механизма развития и механизма действия ; отдельных процессов. Так, Титченер, останавливаясь на ;живаниях, а не на объективной функции процесса, не показы-', в чем своеобразие структуры вторичного внимания в 1чие от предшествующего. Судя по его точке зрения, остается юнятным, почему производное первичное внимание поднимает-на' высшую ступень по сравнению с отправной точкой. 1торичное внимание, говорит он совершенно правильно, берет ачало из конфликтов первоначальных форм внимания, из особенностей восприятий и из борьбы несовместимых моторных актов. ЩЕо ведь такая борьба имеет место и в раннем возрасте ребенка. сли, объясняя появление произвольного внимания,, не привлечь Питого, что, наряду с природными стимулами и их отношениями |дЙежду собой, для ребенка имеют значение и стимулы социальные, ||(Й>правляющие его внимание, остается непонятным, почему и Щвким именно образом наше внимание, первоначально подчинен-Jl&BEoe внешним впечатлениям или прямым. Интересам, впоследствии ючинает подчинять себе эти впечатления или интересы.

g|fi'. Этот же недостаток чисто эмпирического описания перехода ЙЯроизвольного внимания к непроизвольному, без умения наметить уаСенезис и механизм такого перехода, равно как и качественные Особенности второй стадии, отличает и утверждение Э. Мейма-IjBa90, нашедшего, что произвольное внимание постепенно превращается в непроизвольное. В этом, как уже говорилось, мы видим ||вкспериментальное доказательство того, что произвольное внима-;?|'дие от непроизвольного отличается не механизмом их органиче-|||ской основы, а структурой психологического поведения.

"; В экспериментах Мейман нашел одинаково выразительный ?сямптом для произвольного и непроизвольного внимания— замедление пульса, что, вероятно, объясняется следующим: у


*| испытуемых произвольное внимание постоянно очень скоро пере-й|'ходило в непроизвольное. Однако другие исследователи нашли У противоположные симптомы произвольного и непроизвольного внимания: симптомы при непроизвольном внимании по характеру 5; ближе к аффектам и совпадают с теми же симптомами при .: изумлении и испуге, в то время как произвольное внимание

•р характеризуется симптомами, соответствующими волевым актам.

Это разногласие, думается нам, получает объяснение в свете того генезиса внимания, который мы намечаем. В одном случае ' речь идет о самом моменте установления внимания, который есть '; такой же волевой процесс овладения поведением, как и всякий Ь Другой. В другом случае речь идет об уже установленном и •.автоматически работающем механизме внимания. Иначе говоря, различие в симптомах является и здесь различием в стадии развития внимания.

;: Остановимся теперь очень кратко на одном сложном явлении, л.-которое не понятно в плане субъективного анализа и которое t -называется переживанием усилий. Откуда оно берется при произ-: вольном внимании? Нам представляется, что оно проистекает из

215

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

той добавочной сложной деятельности, которую мы называем овладением вниманием. Совершенно естественно, что это усилие должно отсутствовать там, где механизм внимания начинает работать автоматически. Здесь есть добавочные процессы, есть конфликт и борьба, есть попытка направить процессы внимания по другой линии, и было бы чудом, если бы все это совершалось без затраты усилий, без серьезной внутренней работы субъекта, работы, которую можно измерить сопротивлением, встречаемым произвольным вниманием.

Недостаток чисто субъективного анализа отличает и работу Рево д'Аллона, который, идя по пути Рибо, первым предложил различать внимание по структуре как прямое и непрямое, или опосредованное, и самую характерную черту развития произвольного внимания увидел в том, что оно направляется на какой-либо объект при помощи какого-нибудь вспомогательного средства, или стимула, которому в этом случае дается инструментальное употребление. С этой точки зрения Рево д'Аллон определяет внимание как интеллектуальную операцию, которая рассматривает вещи через посредство или при помощи одной или нескольких других вещей. При таком понимании внимание превращается в прямую инструментальную или интеллектуальную операцию, оно выдвигает между объектом внимания и субъектом вспомогательное средство.


Автор выделяет различные формы в зависимости от того, насколько, каким образом и при помощи каких средств внимание является опосредованньм. Однако он все время имеет в виду только внутренние средства и преимущественно схемы, при помощи которых мы направляем наше внимание на тот или иной предмет. Что средства могут быть внешними и что они непременно являются вначале внешними, Рево д'Аллон не подозревает и видит поэтому в «схематизме» (продолжающем идеи А. Бергсона91) некоторый первичный факт чисто интеллектуального порядка. Эта теория, как нам кажется, тоже может быть поставлена с головы на ноги и верно освещена, если принять во внимание, что в данном случае речь идет несомненно о четвертой стадии или о произвольном первичном внимании, как говорит Титченер.

Рево д'Аллон берет за исходную точку анализа конечную стадию развития и, не прослеживая процессов в целом, приходит к постулату чисто идеалистического характера, но не показывает истинного процесса образования этих схем.

На основе анализа приведенных выше опытов и тех положений, которые были выдвинуты в психологии по этому вопросу, мы приходим к следующему пониманию процессов произвольного внимания. Эти процессы следует рассматривать как известную стадию в развитии инстинктивного внимания, причем общие законы и характер их развития совпадают совершенно с тем, что мы могли установить и для других форм культурного развития поведения. Мы можем поэтому сказать, что произвольное внимание является вращенным внутрь процессом опосредованного

216

ДЩйВИмания; сам же процесс всецело подчинен общим законам ВзйЕуЛЬТурного развития и образования высших форм поведения. то означает, что произвольное внимание и по составу, и по %>втруктуре и функции есть не просто результат естественного, '"органического развития внимания, а результат его изменения и Ж перестройки под влиянием внешних стимулов-средств.

;i" Вместо известного положения, гласящего, что произвольное и ;';. непроизвольное внимание относятся друг к Другу так же, как воля J€ И инстинкт (замечание вполне правильное, но слишком общее), мы

'Могли бы сказать, что произвольное и непроизвольное внимание '.относятся друг к другу так, как логическая память к мнемическим ''функциям или как мышление в понятиях к синкретическому

' мышлению.

Для того чтобы закрепить полученные нами выводы, а также