Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 705
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.
Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.
Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.
Все возрастные «неправильности» произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.
Параллельно с данной работой проводится артикуляционная гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статистические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные. Но очень важно, чтобы дети их запомнили.
Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, не нужно всякий раз объяснять способы выполнения (комплексы артикуляционной гимнастики представлены в приложении).
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Это поможет ребёнку:
-сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
-подготовить руку к письму;
-предотвратить появление так называемого писчего спазма;
-развивать внимание, терпение, внутренний тормоз;
-стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
-ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Тренировка: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика (разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут).
Активные упражнения для пальцев рук с учётом возрастных особенностей (от катания пальцами шариков, бус, конструирования кубиков, собирания пирамидок, перекладывания карандашей, пуговок, спичек до застёгивания пуговиц, завязывания и развязывания узлов, шнурковки)
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения без речевого сопровождения.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. В стишках можно сгибать и разгибать пальцы, начиная то с большого пальца, то с мизинца, то на правой, то на левой руке (некоторые игры–потешки представлены в приложении).
Музыкально – ритмические стимуляции. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного развития речи детей. Это обусловлено и тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм. Пение и ритм филогенетически и онтогонетически одни из самых древних форм выражения намного примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе, чем речь и имели свою аффективную форму выражения.
Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. А для развития правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время, пауза, усиление. Мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных элементов с основными структурными факторами речи:
МУЗЫКА РЕЧЬ
ритм ритм
мелодия интонация
динамика усиление
темп время
формы (легатто, стокатто) напряжение
Музыкальная стимуляция – это ритм через движение, движение, свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт работа на развитие музыкального слуха, цель её – развитие речи). Почему через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без движения. Голос и речь – результат движения. Человеческое тело чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация, пение очень близки ребёнку, а также необходимы для хорошего и правильного развития.
Ритм – организованная временная структура, которой свойственна периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого и тяжёлого контраста. С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма. Человеческая работа – это тоже ритм.
В музыке есть различные ритмы:
Односложные: - та-а-а-а
Двусложные: - та-а та-а
Трёхсложные: - та та та
Четырёхсложные: - та та та та
В речи – четыре основных музыкальных ритма:
Восьмушки
Четвертинки - та-те та-те
Шестнадцатые - та-фа-те-фе
Триоль - та-те-ти
Три основные функции музыкального ритма:
1. Показать разницу между каждым звуком речи (на иррациональных считалках), дать понять разницу в напряжённости и продолжительности времени; каждый звук имеет свой музыкальный ритм.
Например: па-ма-ба – по месту произношения одинаковые, но по напряжённости разные – отсюда разный ритм: па-кратко (форма стокатто 1/8), ба - (форма легатто 1/8, ј), , ј), ма - легатто.
2. Музыкальным ритмом корректируется ритм слова или предложения. Если есть ошибка в произносимом слова, можно дать помощь музыкальным ритмом считалки помогают коррекции слова, предложения.
3. Музыкальным ритмом коррегируется замена звуков на другие звуки. Ритмом дать нужное расслабление или напряжение. Если расслабленный – дать музыкальный ритм напряжённым (ритм совсем короткий). Если напряжённый – дать расслабленный (ритм длиннее).
По ритму каждого звука сделали:
- Иррациональные считалки ( считалки без смысла – слоги - для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки – в начале слова, менее напряжённые – в середине и в конце слова.
- Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появившееся слово) – получается слово, предложение.
- Рациональные считалки (речевые) – основная база – ритм, интонация – нет движения на слог, только на слова. Здесь есть понимание считалки.
Мелодия в музыкальной стимуляции – пение.
Задачи:
1. Постановка звука, вызывание голоса.
2. Коррекция регистра (расслабленный – низкий; напряжённый – высокий фальцет)
3. Коррекция интонации в речи. Через мелодию скоррегировать интонацию речи.
Динамика в музыке – усиление в речи (коррегируется излишне громкое или тихое звучание речи).
Темп в музыке – время в речи (коррегируется скорость произношения).
Формы стокатто-легатто в музыке коррегируют напряжённость в речи.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперёд, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад; движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и др.
Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п.
Все движения, подобранные для занятий, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Они повторяются синхронно с преподавателем несколько раз. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.
Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие.
Инструкции, которые даёт педагог в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются детям слухо-зрительно. Но на ряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно – сначала с движением, затем без них. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.