Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2024

Просмотров: 705

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.

Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.

Все возрастные «неправильности» произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.


Параллельно с данной работой проводится артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статистические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные. Но очень важно, чтобы дети их запомнили.

Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, не нужно всякий раз объяснять способы выполнения (комплексы артикуляционной гимнастики представлены в приложении).

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Это поможет ребёнку:

-сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

-подготовить руку к письму;

-предотвратить появление так называемого писчего спазма;

-развивать внимание, терпение, внутренний тормоз;

-стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

-ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Тренировка: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика (разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут).

Активные упражнения для пальцев рук с учётом возрастных особенностей (от катания пальцами шариков, бус, конструирования кубиков, собирания пирамидок, перекладывания карандашей, пуговок, спичек до застёгивания пуговиц, завязывания и развязывания узлов, шнурковки)

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения без речевого сопровождения.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. В стишках можно сгибать и разгибать пальцы, начиная то с большого пальца, то с мизинца, то на правой, то на левой руке (некоторые игры–потешки представлены в приложении).

Музыкально – ритмические стимуляции. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.


Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного развития речи детей. Это обусловлено и тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм. Пение и ритм филогенетически и онтогонетически одни из самых древних форм выражения намного примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе, чем речь и имели свою аффективную форму выражения.

Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. А для развития правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время, пауза, усиление. Мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных элементов с основными структурными факторами речи:

МУЗЫКА РЕЧЬ

ритм ритм

мелодия интонация

динамика усиление

темп время

формы (легатто, стокатто) напряжение

Музыкальная стимуляция – это ритм через движение, движение, свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт работа на развитие музыкального слуха, цель её – развитие речи). Почему через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без движения. Голос и речь – результат движения. Человеческое тело чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация, пение очень близки ребёнку, а также необходимы для хорошего и правильного развития.

Ритм – организованная временная структура, которой свойственна периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого и тяжёлого контраста. С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма. Человеческая работа – это тоже ритм.

В музыке есть различные ритмы:

Односложные: - та-а-а-а

Двусложные: - та-а та-а

Трёхсложные: - та та та

Четырёхсложные: - та та та та

В речи – четыре основных музыкальных ритма:


Восьмушки

Четвертинки - та-те та-те

Шестнадцатые - та-фа-те-фе

Триоль - та-те-ти

Три основные функции музыкального ритма:

1. Показать разницу между каждым звуком речи (на иррациональных считалках), дать понять разницу в напряжённости и продолжительности времени; каждый звук имеет свой музыкальный ритм.

Например: па-ма-ба – по месту произношения одинаковые, но по напряжённости разные – отсюда разный ритм: па-кратко (форма стокатто 1/8), ба - (форма легатто 1/8, ј), , ј), ма - легатто.

2. Музыкальным ритмом корректируется ритм слова или предложения. Если есть ошибка в произносимом слова, можно дать помощь музыкальным ритмом считалки помогают коррекции слова, предложения.

3. Музыкальным ритмом коррегируется замена звуков на другие звуки. Ритмом дать нужное расслабление или напряжение. Если расслабленный – дать музыкальный ритм напряжённым (ритм совсем короткий). Если напряжённый – дать расслабленный (ритм длиннее).

По ритму каждого звука сделали:

- Иррациональные считалки ( считалки без смысла – слоги - для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки – в начале слова, менее напряжённые – в середине и в конце слова.

- Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появившееся слово) – получается слово, предложение.

- Рациональные считалки (речевые) – основная база – ритм, интонация – нет движения на слог, только на слова. Здесь есть понимание считалки.

Мелодия в музыкальной стимуляции – пение.

Задачи:

1. Постановка звука, вызывание голоса.

2. Коррекция регистра (расслабленный – низкий; напряжённый – высокий фальцет)

3. Коррекция интонации в речи. Через мелодию скоррегировать интонацию речи.

Динамика в музыке – усиление в речи (коррегируется излишне громкое или тихое звучание речи).

Темп в музыке – время в речи (коррегируется скорость произношения).

Формы стокатто-легатто в музыке коррегируют напряжённость в речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперёд, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад; движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и др.


Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п.

Все движения, подобранные для занятий, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Они повторяются синхронно с преподавателем несколько раз. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.

Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие.

Инструкции, которые даёт педагог в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются детям слухо-зрительно. Но на ряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно – сначала с движением, затем без них. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.