Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2024

Просмотров: 711

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.

Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»

Сказка «Репка»

Сказка «Гуси - лебеди»

Рекомендации воспитателям

Рекомендации родителям

Песенные импровизации.

I раздел «в гостях у осени»

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

А этому нет ничего.

А ты, мал маленек, за водицей не ходил,

Дров не носил, кашки не варил.

Птенцы кашку поели,

Фить-фить, и улетели.

2. Музыкальная стимуляция.

А на нашу на лужайку

Скачет добрый серый зайка.

Посмотрите, как хорош!

Краше зайки не найдёшь.

Попевочка:

Зайчик, ты зайчик!

Коротеньки ножки,

На этих ножках

Сафьяны сапожки.

Ритм: на ноно на на

ноно ноно на на

ноно ноно на на

7 комплекс упражнений

«Язычок спешит домой»

Нагулявшись, в том лесу,

Насмотревшись на красу:

На деревья, на цветы,

Да на ягоды, грибы,

И на птиц, и на зверей,

Домой отправились скорей.

По тропинке, по дорожке

Топают ребяток ножки.

С Язычком спешат домой.

До свиданья, лес густой!

1. Артикуляционная гимнастика

Вот он дом,

А вот крылечко.

Сидит кошечка на печке.

По двору индюк идёт,

Тихо песенку поёт.

Станем все мы индюками.

С Язычком играем сами,

Дружно будем повторять,

Ни за что не отставать!

«Индюк» – рот приоткрыт, кончик языка скользит по верхней губе вперёд-назад с добавлением голоса.

Цок-цок-цок стучат копытца. Как лошадки мы поскачем.

По двору лошадка мчится. Впереди нас ждёт удача.

«Лошадка» – присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную уздечку.

«Цок, цок, цок, цок! Я лошадка - серый бок!

Я копытцем постучу, если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!»

3. Музыкальная стимуляция.

Стало тихо во дворе. Петушка мы позовём,

Спит собака в конуре. Песню для него споём.

Попевочка:

Петушок, петушок,

Золотой ты гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Ритм: па - па по

па - па па


папа папа

па - па по

4. Пальчиковая гимнастика.

Песню петушок поёт,

На блины ребят зовёт.

Маша в гости приглашает

Всех блинами угощает.

«На блины» -

русская народная игра

(при повторении игры руки меняются ролями).

Стала Маша гостей собирать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука

сверху.

-И Иван приди, - Кончик полусогнутого указательного пальца

правой руки зацепляет

-И Степан приди, по очереди кончики полусогнутых пальцев

левой руки, начиная

-Да и Андрей приди, с большого, и мягко покачивает их.

-Да и Матвей приди.

А Митрошечка, да ну пожалуйста!

- Указательный палец правой руки четыре раза

настойчиво покачивает мизинец левой.

Стала Маша гостей угощать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука

сверху.

-И Ивану блин, и Степану блин, - Левая рука поворачивается ладонью вверх,

Да и Андрею блин, большой палец правой нажимает на

подушечки каждого пальца, начиная с

большого, как бы кладя блин.

Да и Матвею блин, - Большой палец правой нажимает на

подушечки каждого пальца, начиная с

большого, как бы кладя блин.

А Митрошечке – мятный пряничек!

- Большой палец правой руки нажимает на

мизинец четыре раза.

Стала Маша гостей провожать:

- Пальцы правой руки загибают пальцы левой

ладони, начиная с большого.

-Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!

А, Митрошечка, моя ты крошечка, - Три первых пальца правой руки ласково

Да ты побудь со мной ещё немножечко! оглаживают мизинец левой сверху

донизу.

8 комплекс упражнений

«Как у Маши угощенье»

1. Артикуляционная гимнастика.


Как у Маши угощенье –

Очень вкусное варенье!

Язычок пусть угощается,

Кушает и не стесняется.

И мы попробуем варенье

Машенькино угощенье.

«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.

«Ешь не тянись, а работай – не ленись».

В чашку чаю мы нальём

И варение запьём.

«Чашечка» – рот широко раскрыть, язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15сек.

«Чай пить – не дрова рубить».

2. Пальчиковая гимнастика.

Кто не хочет чай горячий,

Есть кисель у Маши яблочный.

Бабушка кисель варила

И ребяток угостила.

«Киселёк» – русская народная игра.

Бабушка кисель варила - Правая рука «помешивает кисель».

На горушечке, - Кончики пальцев рук соединяются, руки расходятся

углом.

В черепушечке - Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-

черепушечку.

Для Андрюшечки. - Ладонь правой руки ложится на грудь.

Летел, летел соколок - Ладони скрещиваются, большие пальцы рук

зацепляются.

Через бабушкин порог. - Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Вот он крыльями забил, - Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем

Бабушкин кисель разлил. - Вытягиваются вперёд и вниз, пальцы

растопыриваются.

Вот и нету киселька - Руки разводятся в стороны.

В черепушечке - Руки снова показывают горшок-черепушечку.

У старушечки

На горушечке. - Руки вновь показывают горку.

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» - Руки «утирают» слёзы.

Не плачь, бабка, не рыдай! - Указательный палец правой руки грозит бабке.

Чтоб ты стала весела, - Правая рука снова «помешивает» кисель.

Мы наварим киселя

Во-о-от столько! - Руки расходятся широко-широко в стороны.

3. Музыкальная стимуляция.


А на наше на застолье

Прилетели пчёлки с поля.

Пчёлки нам медок несут,

И гудут, гудут, гулдут.

Попевочка:

Пчёлки, пчёлки, гудут, гудут.

Пчёлки, пчёлки, медок несу.

Пчёлки, пчёлки в поле идут.

Пчёлки с поля медок несут.

Ритм: дада до до дада до до до

дада до до дада до до до

до до до дада до до до

до до до дада до до до

9 комплекс упражнений

«Как у нашего кота»

1. Артикуляционная гимнастика.

Все поели и попили.

Бабушку благодарили

За кисель и за варенье,

И за вкусненькое угощенье.

«А коток, коток, коток, кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок и запрятал в уголок.

А бабушка догнала и за ушко подрала».

Кот на бабушку сердит,

Выгнул спину и стоит.

Покажите мне, ребята,

Как спина его горбата?

«Котик сердится» – рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается.

Жалко на него смотреть,

Кота надо пожалеть.

Погладим котика немножко.

Бедный, бедный котик-крошка.

«Пожалеем котика» - зубами «скользить по «сердитой киске» (по языку) сверху вниз.

«Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые. Зубки белые.

Выйдет котик в огород – всполошится весь народ.

И петух, и курица с деревенской улицы

Станут котю в гости звать, станут котю угощать».

Молочка ему налейте.

Да смотрите, не жалейте.

Кушай, котик, не сердись,

Да на печку заберись.

«Котик лакает» – рот открыт, губы в улыбке, широкий распластанный язык выдвигается на нижнюю губу, затем, приподняв боковые края и кончик, образует «чашечку». Чашеобразный язык втягивается в рот, к центру твёрдого нёба.

2. Музыкальная стимуляция.

«Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл.


На печи калачи, как огонь горячи.

Пряники пекутся, коту в лапки не даются».

Попевочка:

Цыть, цыть, не плачь.

Несёт котик калач.

Недалечко на мостике

Несёт калач на хвостике.

Ритм: ци ци ци ци

цоцо ци ци ци

цоцо цоцо цоцоцоцо

цоцо цоцо цоцоцоцо

3. Пальчиковая гимнастика.

Язычок наш отдыхает

В горнице сидит вздыхает.

Тишина кругом стоит.

Маменька на печке спит.

«На постой» – русская народная игра.

Ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы – папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы – солдаты (говорят басом) скрещенные большие пальцы – порог избы.

Раздаётся стук.

Солдаты: - Тук-тук! - Указательные пальцы постукивают друг о

друга.

Дети: - Кто там? - Постукивают друг о друга мизинцы.

Солдаты: - Два солдата пришли переночевать!

- Постукивают указательные пальцы.

Дети: - Спросим у мамы. Мама! - Постукивают мизинцы.

Мама: - Что дети? - Постукивают безымянные.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!

- Постукивают мизинцы.

Мама: - Спросите у папы! - Постукивают безымянные.

Дети: - Папа! - Постукивают мизинцы.

Папа: - Что, дети? - Постукивают средние пальцы.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!

- Постукивают мизинцы.

Папа: - Впустите! - Постукивают средние пальцы.

Дети: - Входите! - Постукивают мизинцы.

Солдаты: - Ах, какая благодать, нас пустили ночевать!

- Указательные «пляшут», совершая

перекрёстные движения.

Солдаты: - Войдём! - Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами

к груди. Затем следует быстрый полуоборот

рук так, чтобы соприкоснулись тыльные

стороны ладоней. Руки вытягиваются вперёд.

10 комплекс упражнений