Файл: Бакланова Т.И. и др. Учебное пособие Народная художественная культура в дошкольных учреждениях .doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 702
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
Принципы интеграции музыкальных занятий с различными видами детской деятельности.
Формы и методы работы со сказкой на занятиях в детском саду. Сказка «Колобок»
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Общая характеристика содержания программы
Особое место в программном содержании занимают сказочные образы в русской классической музыке и музыкальные сказки, на основе которых у детей формируется творческое воображение, первоначальное представление о музыкальных красках, которыми композиторы «рисуют» портреты сказочных героев и сказочные пейзажи.
Системообразующим элементом программы «Музыкальное творчество для детей дошкольного возраста» является синтез различных жанров детского фольклора, предлагаемых к изучению в соответствии с природным календарем (временами года). Данная программа разработана в рамках единой интегрированной эколого-художественной системы развития дошкольников на основе русского народного творчества «Кто на свете всех милее?». Содержание программы интегрировано с программами по экологии, изобразительному искусству, с развитием речи.
Программа предполагает активное участие ребенка во всем многообразии видов музыкальной деятельности, обусловленное наличием такого важного фактора как интерес, который базируется на стремлении школьников к самовыражению в играх и хороводах.
Дети осваивают широкую палитру тембральных характеристик музыкальных инструментов, перенося полученные знания из области абстрактных категорий в практическую плоскость собственной исполнительской деятельности, импровизации и сочинения.
Ребенок-«творец» является центральной личностью, «оживляющей» различными средствами музыкальной выразительности картины живой природы и русских народных сказочных образов.
Новизна программы
В настоящее время для дошкольных учреждений предлагается несколько программ по музыкальному развитию, в том числе базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки», программа интегрированного курса для дошкольников «Искусство» Т.И.Баклановой, Г.П.Новиковой, Н.М.Сокольниковой, программы «Гармония» и «Синтез» К.В.Тарасовой, «Музыкальное развитие детей» О.П.Радыновой и др.
Новизна нашей программы заключается прежде всего в эколого-художественной направленности и так же в опоре на духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной культуры.
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Уметь: Восприятие:
- слушать музыкальные произведения до конца;
- узнавать знакомые песни;
- различать звуки по высоте в пределах октавы;
- замечать изменение в звучании громко - тихо;
- петь, слушая друг друга;
- выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с платочками.
Знать:
- музыкальные инструменты(барабан, металлофон);
- балалайку-приму, гитару, домру-малую, аккордеон, баян, гусли (цитры, ударные), трещотки, бубен, ложки, свирель;
К 4 - 5 годам ребенок должен:
Уметь:
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер;
- узнавать песни по мелодии;
- различать звуки по высоте в пределах сексты - септимы;
- петь протяжно, подвижно, вместе начиная и заканчивая песни, четко произносить слова;
- выполнять движения, соответствующие характеру музыки, самостоятельно их меняя;
- выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, двигаться парами по кругу, кружиться в парах и по одному, выполнять движения с ленточками, куклами, инсценировать песни, хороводы.
Знать:
- гусли (цитры, ударные), трещотки, бубен, ложки, народные духовые, свирель, жалейка, рожок.
- на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке;
- определять на слух звучание б-п, к-б, баяна, аккордеона, гуслей, ударных инструментов.
К 5 - 6 годам ребенок должен:
Знать:
- основные виды искусств – народном, классическом;
- иметь представление о народной классической музыке;
- и различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель);
- произведения композиторов М.Глинки, П.Чайковского, А.Лядова и др., предусмотренные программным курсом;
- произведение по мелодии, по вступлению;
- вышеперечисленные инструменты, а также различие между ансамблем и оркестром русских народных инструментов.
Уметь:
- различать звуки высокие - низкие (в пределах квинты);
- петь без напряжения, плавно, легким звуком в сопровождении музыкального инструмента и без него ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой, самостоятельно меняя движения;
- выполнять танцевальные движения:поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей стопе на месте, с продвижением вперед и кружении;
- самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов не подражая друг другу;
- на металлофоне мелодии по одному и небольшими группами;
- простейшие детские и русские народные песни (в пределах кварты по одному и в ансамбле)
- различать звучание скрипки и виолончели.
К 6-7 годам ребенок должен:
Знать:
- диатонический звукоряд в пределах октавы;
- названия музыкальных инструментов русского народного оркестра, а так же способы звукоизвлечения при игре на них и их тембральные характеристики.
Уметь:
- иметь представление о звукоряде, о темпе, ритме и т.д.;
- выразительно, правильно интонировать детские и русские народные песни в пределах октавы с сопровождением и без него;
- узнавать 5-6 программных произведений русских и зарубежных композиторов;
- различать музыкальные произведения разного жанра и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
- ритмично и выразительно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
- инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
- элементарными навыками игры на детских и русских народных инструментах;
- исполнять соло и в ансамбле простые мелодии в пределах октавы (вокальные и инструментальные партии);
- по одному и в ансамбле на различных музыкальных инструментах несложные песни, мелодии (металлофон, кастаньеты);
- русские народные и детские песни (в пределах сексты) на металлофоне.
Программное содержание и тематический план
Младший дошкольный возраст
I раздел
«В гостях у красавицы осени»
Тема 1. Голоса осеннего леса
Материал для слушания:
- потешки, пестушки;
- звукопись: голоса животных и птиц (кукушки);
- Е. Тиличеева «Кукушка», Д. Кабалевский «Артистка»;
Материал для пения:
- русская народная песня «Сорока-сорока»;
- М. Раухвергер «Птичка»;
Элементарное музицирование:
- упражнения для развития тембрового слуха.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Зайчата» под музыку А. Жилинского, «Птички» под музыку А. Серова.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная мелодия «Две тетери»;
- Е. Тиличеева «Птицы и птенчики».
Тема 2. Лесное эхо
Материал для слушания:
- С. Майкапар «Эхо в горах».
Материал для пения:
- попевки на темы лесного эха «Ау»;
- русская народная песня «Куда летишь кукушечка» в обработке В. Агафонникова.
Элементарное музицирование:
- «Эхо» имитационное музицирование на элементарных музыкальных инструментах: ложки, бубен, трещотки...
Музыкально-пластические импровизации:
- «Веселое эхо» повтор движений в кругу под музыку Е. Тиличеевой.
Музыкально-игровая деятельность:
- Е. Тиличеева «Птицы и птенчики».
Тема 3. Во саду ли, в огороде
Русская народная сказка «Репка»
Материал для слушания:
- русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде» в обработке Н.А.Римского-Корсакова, русская народная мелодия «Ах, ты береза»;
- Т. Попатенко «Репка».
Материал для пения:
- русская народная приговорка «Матушка репка»;
- русская народная припевка «Украл котик клубочек».
Элементарное музицирование:
- знакомство с клавиатурой: нахождение звуков разной высоты на фортепиано и других музыкальных инструментах.
Музыкально-пластические импровизации:
- свободная пляска персонажей сказки «Репка» под фонограмму русской народной мелодии.
Музыкально-игровая деятельность:
- русская народная песня «Репка» в обработке М. Иорданского.
Тема 4. Осень листьями шуршит
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
Материал для слушания:
- Т. Ломова «Листики летят».
Материал для пения:
- осенние заклички;
- колыбельные попевки «Петушок», «У кота Воркота»;
- Г. Вихорева «Осень».
Элементарное музицирование:
- игра на свистульках.
Музыкально-пластические импровизации:
- «Кружатся осенние листочки».
Музыкально-игровая деятельность:
- М. Раухвергер «Гуляем и пляшем».
Тема 5. Капли осеннего дождя
Материал для слушания: