ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Индустриальный дизайн хх века
Часть 1. Развитие дизайна в россии
Теоретические основы дизайна Тема 1. Семантика понятия
Тема 2. Основные виды и направления дизайна
Тема 3. История возникновения и развитие дизайна
Дизайн и зарождение машинного производства
Тема 4. Зарубежные модели развития дизайна
Тема 5. Развитие дизайна в России
Вклад производственников в историю дизайна
Эстетика как особенность российского дизайна Отличие от зарубежного дизайна
Глава 2. Основы методологии дизайна
Тема 1. Дизайн в системе бизнеса
Тема 2. Управление процессом проектирования или управление дизайном
Процесс проектирования в системе управления
Советы руководителю (менеджеру проекта)
Где найти специалиста-дизайнера?
Тема 3. Техническое задание на проект
Памятка для дизайнера и менеджера проекта
Рекомендации для менеджеров проекта
Тема 4. Современные концепции российского дизайна
Аксиоморфологическая концепция дизайна
Концепция «открытой формы» художественного проектирования
Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ
Тема 5. Дизайн в системе художественно-творческой деятельности
Тема 6. Средства и методы подготовки проектного задания
Тема 7. Эргономическое обеспечение проекта
Тема 8. Системный дизайн и его структурные элементы
Предмет системного дизайна – комплексное проектирование
Структурными элементами системного дизайна комплексного объекта являются:
Глава 3. Современные тенденции дизайна
Тема 1. Системный дизайн социально-культурной сферы
Корпоративный дизайн учреждения досуга
Перманентная корпоративная медиа
Корпоративный дизайн должен быть запоминающимся!
Символ как маркетинговый инструмент
Элементы плана по созданию имиджа
Истоки проблемы внешнего вида сотрудников
Тема 2. Культурно-экологическое направление дизайна
Социально – культурная трансформация как негатив технократического мышления
Cсоциокультурные функции дизайна
Культурно-экологическая перспектива дизайна
Морально-этическая ответственность дизайнера
Примерные темы для написания рефератов
Труды учёных иИиКт Опубликованные работы
Публикации в изданиях, рекомендуемых вак Министерства образования и науки рф
Ткалич с.К. Доктор педагогических наук Монографии
Томас Мальдонадо (1922). Итальянский теоретик дизайна, педагог, живописец и дизайнер, публицист, он родился и учился в Аргентине. Преподаватель отделения визуальных коммуникаций, а затем руководитель Высшей школы в Ульме (недалеко от Штутгарта).
Томас Мальдонадо развил принцип системного подхода в дизайне, пытался выявить особенности дизайна как активной социальной силы, воздействующей на сознание людей и на организацию окружающей среды. Новации в учебном процессе, касавшиеся социологии и экологии, выступления с критикой политики правительства ФРГ, демонстрации против американской войны во Вьетнаме привели к вынужденному уходу Мальдонадо, а затем и закрытию школы дизайна в 1968 году.
Герберт Рид (1893 -1968) английский теоретик дизайна, автор только одной книги по проблемам дизайна «Искусство и промышленность». Книга не является теоретическим исследованием. Это одна из позиций художника в дизайне. Основные выводы автора: дизайн есть абстрактное искусство, и в границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике.
Джованни Понти (1891 – 1979), итальянский архитектор, художник и дизайнер. Его идеи – показательная иллюстрация того, что индивидуализация концепций дизайна со временем углубляется. Настрой Понти – художественный и, более того, анти-техницисткий.
АРТ-ДИЗАЙН ГЕРБЕРТА РИДА.
Это направление западного дизайна, противоположное функционализму, где понятие формы переносится из сферы современного изобразительного искусства на нефигуративные, абстрактные формы. Герберт Рид и его последователи объявляют дизайн свободной игрой форм, выводят его из внутренних побуждений художника к творчеству форм.
Джордж Нельсон (1907 – 1986), американский дизайнер, архитектор, критик и теоретик дизайна, автор книги «Проблемы дизайна» (1957). Важнейшим дизайнерским свойством Нельсон считает выражение культурно–ценностной функции изделия.
Нельсон отметил, что дизайн наделен служебной ролью. Часто дизайнер вынужден сознательно способствовать искусственному изменению предметного окружения в направлении, угодном большому бизнесу, и продавать свой талант в услужение ему.
Коммерческий дизайн
По своей сути дизайн носил и носит коммерческий характер. Эта его сторона подчеркивалась с первых шагов дизайна в Америке его пионерами. Запомним эти имена: Уолтер Тиг (1883 – 1960) и Рэймонд Лоуи (1893 – 1986). Они внесли значительный вклад в формирование такого характерного для американского дизайна явления как стайлинг. Они подчинили свое творчество коммерческим интересам промышленного бизнеса.
В стайлинге дизайнеры придают изделиям чисто внешние эстетические свойства путем облагораживания художественными средствами даже нерациональной продукции. При этом используется арсенал средств, механически перенесенных в дизайн из сферы изобразительных искусств и архитектуры.
Более цивилизованным считается рациональный стайлинг, связанный с поиском определенного стилевого единства предметной среды. Стайлинг – особый тип формально-эстетической модернизации изделия, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия. Стайлинг придает изделию новый коммерчески выгодный вид. Он тесно связан с конкретными образами жизни, с модой и потребностями времени.
Идеи системного подхода в дизайне
В 60-е годы в западном дизайне стали усиленно разрабатываться идеи системного подхода, что было связано с небывалым усложнением проектируемых объектов. Сама структура объектов была многоуровневой. Другой тип проектов был сравнительно несложным, но встроенным в систему многоаспектных связей с производственной, экологической и социально-культурной средой. Для таких объектов оказались непригодными традиционные методы дизайна, рассчитанные на проектирование единичных изделий.
В сфере системного дизайна активно заявили о себе Кристофер Александер, Брюс Арчер, Кристофер Джонс. Книга Кристофера Джонса «Инженерное и художественное конструирование» была издана в русском переводе в 1972 году.
Дизайн в начале ххi века
(Создание изделий, пленяющих наше воображение)
В 80-90-е годы рынок предметов первой необходимости уходит в прошлое. Бум рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рынком – «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок». Предмет, занимающий место в интерьере квартиры, офиса, салона, должен создавать впечатление, «игровое поле» действия.
Во второй половине ХХ века изделия всемирно известных фирм сходят с конвейеров, как в стране-«родителе», так и на любом острове мира, причем с одним и тем же высоким качеством. Дизайнеры и конструкторы, не забывая о функциональности, удобстве и безопасности в эксплуатации, делают акцент на оригинальности формальных признаков (пластике, цвете, фактуре и пр.), на впечатлении от изделий, их эффектности. Эффект впечатлений создает неповторимый «знаковый текст» в интерьере или на открытом пространстве.
Развитие дизайна в европейских странах и Японии
Культурные национальные традиции
Европа и Япония перенимают американский опыт, но стараются сохранить свой национальный колорит, который позволяет сохранить свой индивидуальный «региональный имидж». Япония, используя опыт существующих технологий, сохраняет культурные национальные традиции. В Италии эти традиции разрабатывает фирма «Оливетти», в ФРГ появляется «браунстиль», скандинавский дизайн опирается на национальные традиции. Использование национальных традиций создает и приносит региональным школам дизайна известность и коммерческий успех.
Знаменательным событием и официальным признанием дизайна явилась организация в 1957 году Международного совета индустриального дизайна (ИКСИД).
На международном семинаре в 1964 году было предложено и принято следующее определение дизайна: «Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, которые относятся к формообразованию. Эти качества связаны с внешним видом, с конструктивными и функциональными характеристиками, которые превращают какую–либо систему или предмет в единое целое. Дизайн охватывает все обусловленные производством аспекты окружающей нас среды».
Вопросы для самоконтроля
Какие события повлияли на появление региональных школ дизайна в Европе и Японии?
Когда организовался ИКСИД?
Кто первым стал говорить о системном дизайне?
Как Вы понимаете определение «социальная роль» дизайна?
Объясните функцию стайлинга в коммерческом дизайне.
Кто впервые разработал «фирменный стиль»?
Ключевые слова и понятия
Региональная школа дизайна, глобализация, социальная значимость дизайна, эмоциональные покупки, создавать впечатление, знаковый текст в интерьере.
Тема 5. Развитие дизайна в России
Особенности развития отечественного дизайна
(инженерный дизайн, производственное искусство)
Российский дизайн имеет десять веков развития, как отмечает Н. В. Воронов, теоретик дизайна. Россияне, как и все другие народы, также стремились внести красоту в мир бытовых вещей, средства транспорта, в машины и инженерные сооружения. Однако понимание красоты было поверхностным, традиционным. Красота воспринималась как нечто поверхностное, приложенное к машинному фабрикату.
Причины: 1) отдельные появившиеся объекты не оказали влияния на массовое строительство, кораблестроение, производство бытовых вещей;
2) в России не было организации, подобной немецкому объединению художников, преподавателей и мастеров (Веркбунд), которые осуществляли программную связь между промышленностью и искусством.
Рассмотрим моменты, повлиявшие на восприятие общественностью дизайна как самостоятельного направления деятельности.
1. Инженерный дизайн России. Инженерный дизайн, по оценке специалистов, находился на высоком уровне. Благодаря новым инженерным изобретениям родились первый трамвай (Пироцкий), русский свет (свеча, Яблочков), электролампа накаливания (Лодыгин), самолет «Илья Муромец» (Сикорский). Деятельность в области инженерного дизайна была прервана первой мировой войной и революцией 1917 года. Многие специалисты считают, что Россия могла бы стать в ближайшем будущем одним из ведущих мировых центров в области инженерного дизайна. Показательны такие изобретения, как первый в мире тепловоз имени Ломоносова и «гиперболоидная» башня (Шухов). Эти уникальные изобретения появились в то время, когда дизайн еще продолжал по инерции развиваться по намеченным до 1917 года направлениям.
2. Рождение модерна в России. Чрезвычайно важно отметить второй момент в истории развития российского дизайна. Произошли изменения в сфере пространственных искусств. Они начались в середине ХIХ века, когда одновременное существовали разные стили: мавританский, китайский, древнерусский. Вместо основательных, массивных вертикалей и горизонталей в предметах быта и зданиях появились текучие, извивающиеся гибкие линии. Модерн возродил такие техники как витраж, керамическая облицовка, монументальная мозаика, придав им самостоятельную и содержательную роль.
Наконец, в русле «постмодерных» исканий появились картины Кандинского, архитектоны Малевича. Таким образом, искусство уже было подготовлено к поиску новых форм, к появлению и восприятию новых предметов быта, мебели, одежды.
3. Изменения в общественном восприятии предметного мира. В начале ХХ века произошел определенный перелом в общественном восприятии предметного мира. Вероятно, это было связано с развитием промышленности и массовым выбросом на рынок стандартизированных изделий.
Известно, что первые фабрикаты представляли собой плохие копии ремесленных изделий, то есть машина изготавливала подделки под ручной труд. Обилие таких товаров стало беспокоить специалистов, ученых, интеллигенцию, тем более что в России стали известны работы Уильяма Морриса и Рескина. Настроение подпитывала и практика мастерских в Абрамцево и Талашкино.
Итак, с позиции эволюции общественного сознания конец ХIХ и начало ХХ века подготавливали и разрыхляли почву для последующего развития дизайна.