ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.

2. Эпитет, метафора.

1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.

1. Содержание и форма литературного произведения.

2. Метафора, сравнение.

1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Анализ драматического произведения как художественного целого.

2. Роды и жанры литературы.

1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.

2. Метонимия. Синекдоха и её виды.

Структура творческой индивидуальности

1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.

2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.

1. Автор - повествователь - персонаж .

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.

1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.

2. Антитеза. Усиление.

1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.

2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание

1. Наука и искусство: сходство и различие.

2. Тема. Идея. Пафос.

1. Место литературы в ряду других искусств.

2. Элементы сюжета.

2.Элементы сюжета

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература - фундаментальная наука.

1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.

2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.

1 .Литература - беллетристика - паралитература.

2.Символ художественный. Характер художественный.

1. Художественная литература как универсальная форма общественного сознания, как универсальный вид искусства.

2. Инверсия. Стык. Параллелизм.

1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.

2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.

1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

1. Художественный метод и творческая практика писателя.

2. Гипербола. Литота. Перифраз.

1. Назначение литературы.

2. Анафора. Повторение. Эпифора.

Сюжет – от слова «предмет». Возникает во Франции. Часто сюжет является аллюзией. Слово «сюжет» означает «заимствованная из прошлого история, подлежащая обработке драматурга». Фабула – сказание, миф, басня, более древнее понятие.

Несовпадение сюжета и фабулы. Пример: «Борис Годунов» Пушкина, Карамзина и историков.

Поспелов: «Сюжет – последовательность событий и действий, заключенная в произведении событийная цепь. Фабула – схема сюжета, выпрямленный сюжет».

Веселовский: «Сюжет – это художественно построенное распределение событий». «Фабула – совокупность событий в их взаимной внутренней связи».

Томашевский: «Сюжет – действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений. Простая единица сюжета – любое движение. Фабула – схема действия, система основных событий, которая может быть пересказана. Простейшая единица фабулы – мотив или событие, а основные элементы – завязка, развитие действия, кульминация, развязка».

Трехтомник по теории литературы: «Сюжет – система установок, при помощи которых должно производится действие. Канва, скелет. Фабула – самый процесс действия, узор, ткань, одевающая кости скелета».

Сюжет – система событий в их художественной логике. Фабула – в жизненной логике. Сюжет – динамическая сторона произведения. Элементы в динамике.

Типы сюжетов:

Белецкий – автобиографический сюжет (Толстой «Детство. Отрочество. Юность»). Середина 19 века. Внеличные сюжеты – выбраны из сферы, лежащей за пределами личного опыта автора. Чужие сюжеты – сознательная ориентация на другое произведение. Постмодернизм.

Однолинейные (концентрические) сюжеты – центростремительные. Хроникальные сюжеты. Многолинейные сюжеты (центробежные) – несколько сюжетных линий с самостоятельным развитием.

Элементы сюжета: экспозиция – начальная часть произведения, выполняющая информативную функцию. Конфликт еще не намечен, подготовка к нему. Завязка – момент, когда возникает или обнаруживается конфликт. Развитие действия – это ряд эпизодов, в которых герои стремятся разрешить конфликт, но тот приобретает все большую напряженность. Кульминация – момент наивысшего напряжения, когда конфликт максимально развит и становится ясно, что противоречия существовать в прежнем виде не могут и требуют немедленного разрешения. Развязка – когда конфликт исчерпывается: 1) конфликт разрешается; 2) конфликт принципиально неразрешим. Внесюжетные элементы – пролог, эпилог, отступления.


Событие – жизненный факт. 20 век – предмет изображения человеческое сознание, сам словесный поток может стать сюжетом.

Лирический сюжет – разные этапы в развитии лирического переживания.

2.Ассонанс – созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме («грусть - озарюсь»).

Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. «Шипенье пенистых бокалов и пунш пламень голубой», - ПУШКИН

Звукоподражание – условное воспроизведение звуков природы (криков птиц и животных), рефлективные восклицания людей, звуков, производимых предметами и т.п. Создание слов, звуковые оболочки которых в какой то мере напоминает такие звуки: мяу – мяу, ха-ха-ха, тик – так.

18


1. Вымысел. Персонаж- Деталь.

2. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

18. Вымысел – самый предмет, то, что выышлено, выдумано, изобретено. Место вымысла в творчестве – звено между действительностью и ее выражением, причем звено неизбежное

Персонаж - литературный герой действующее лицо. Может быть и годом чистого вымысла писателя («Гулливер»). Он может быть результатом реально существенного человека. Он может быть итогом обработки и достраивающим уже известных литературных героев (толпа, народ). Автор неизменно выражает свое отношение: к позиции, установкам, ценностной ориентации своего героя.

Детальвыразительная подробность в произведении, которая помогает острее и глубже представить читателю время и место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей и пр.

    1. Идейно- эстетические функции литературы: познавательные, идеологические, эстетические, воспитательные возможности литературы.

Познавательная и эмоционально-оценочная функции лит.произведения. Литературное произведение выполняет познавательную или гносеологическую функцию. объект познания в литературе может отчасти совпадать с объектом тех или иных наук, особенно «человековедческих»: истории, философии, психологии и т.д., но никогда с ним не сливается. Специфическим для искусства и литературы остается рассмотрение всех аспектов человеческой жизни в нерасчлененном единстве. Литературе жизнь открывается в ее естествен­ном течении; при этом литературу весьма интересует та конкретная повседневность человеческого существования, в которой перемешано большое и малое, закономерное и случайное. Специфический ракурс познания действительности обусловлива­ет и специфический способ познания: в отличие от науки искусство и литература познают жизнь, как правило, не рассуждая о ней, а воспроизводя ее — иначе и невозможно осмыслить действительность в ее синкретичности и конкретности.Вторая важнейшая функция художественного произведения — оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по выражению Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение приговора явлениям жизни»2. Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает. Все произведение оказывается проникнуто авторским, заинтересованно-пристрастным чувством, в произведении складыва­ется целая система художественных утверждений и отрицаний, оце­нок. каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в со­знании воспринимающего некоторую систему ценностей, определен­ный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оце­ночной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.


19

1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.

2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.

Портрет. Портрет – изображение в художественном произведении всей внешности ч.(лицо, телосложение, одежда, мимика и т.д.) всякий портрет характерологичен (по внешним чертам, мы можем судить о характере ч.). внешность ч. может многое сказать о нем – о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, даже о свойствах темперамента и характера. Формы портрета: он может быть полным или изображаемый отдельную деталь. Он может быть дан в произведении целостно или рассредоточено существуют портреты сравнения (у Чехова «женщина сравнивается со змеей» ). Портреты: впечатления психологический (он выражает то или иное психологическое состояние, которое персонажи испытывают в данный момент).

Пейзаж. Это один из компонентов мира литературного произведения, изображение незамкнутого пространства. В совокупности пейзаж и интерьер воссоздают среду, внешнюю по отношению к ч. при этом может подчеркиваться условность границ между пейзажем и интерьером. В стихотворении Пушкина «Зимнее утро» герой и героиня находятся в комнате, но в окно видны «великолепные ковры» снегов «под голубыми небесами». Функции пейзажа: 1. обозначение места и времени действия (читатель может наглядно представить себе, где и как происходят события). 2. сюжетная мотивировка (природные и метеорологические процессы – изменения погоды: дождь и .т д.), могут направить течение событий в ту или иную степь. 3. пейзаж как форма присутствия автора (косвенная оценка героя, происходящих событий).

2.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека [...Звезда с звездою говорит; Спит земля в сиянье голубом...]. Олицетворение - один из самых распространенных тропов.

Олицетворение - один из тех тропов, которые широко употребляются не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал), публицистическом (Заговорили наши орудия. Начался обычный поединок батарей

Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать [Парк качался и стонал); Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием (Паустовский)].


ГРОТЕСК – причудливо – фантастический образ, основанный на гиперболизации, в котором подчеркнуто нарушаются жизнеподобные черты, свойства отображаемых предметов, явлений, характеров с целью сатирически типизировать в их образах то, что противоречит здравому смыслу, идеалу. К гротеску часто прибегал Салтыков – Щедрин в сказках или в «Истории одного города», Н. Гоголь (повесть «Нос», повесть «Мертвые души»), В Маяковский («Баня», «Клоп»). В гротеске за нарочитой карикатурностью скрывается глубокое художественное осмысление явлений действительности.

АЛЛЕГОРИЕЙ (гр. allēgoria - иносказание, из allos - иной, agoreúo - говорю) называется выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - в образе Лисы. Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения: пришла осень может означать «наступила старость», замело снегом дороги - «к прошлому нет возврата», пусть всегда будет солнце - «пусть неизменным будет счастье» и т.д. Такие аллегории носят общеязыковой характер. Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развернутой метафоры, получающей особое композиционное решение. Например, у А.С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк», «Соловей и роза»; у М.Ю. Лермонтова - стихотворений «Кинжал», «Парус», «Утес» и др.

20