ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве.
1. Язык литературного произведения. Художественная речь и её элементы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
2. Эпическое произведение как понятие. Отличие эпоса от лирики и драмы.
1. Содержание и форма литературного произведения.
1. Литература и сми. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Анализ драматического произведения как художественного целого.
2. Метонимия. Синекдоха и её виды.
Структура творческой индивидуальности
1 .Сюжет и композиция. Пространство и время в литературе.
2. Лирическое отступление. Вводные эпизоды. Художественное обращение.
1. Автор - повествователь - персонаж .
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
2. Основные характеристики лирического стихотворного текста.
1. Направления (течения) как способы и формы исторического развития художественной литературы.
1 .Эпизод как микроструктура анализа прозаического художественного текста.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание. Пафос.
2.Риторический вопрос. Риторическое обобщение. Риторическое восклицание
1. Наука и искусство: сходство и различие.
1. Место литературы в ряду других искусств.
1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.
2. Архитектоника. Группировка образов.
1. Литература - фундаментальная наука.
1. Лирика как род литературы, как особый способ мышления и осмысления жизни.
2. Бессоюзие. Многосоюзие. Умолчание.
1 .Литература - беллетристика - паралитература.
2.Символ художественный. Характер художественный.
2. Инверсия. Стык. Параллелизм.
1. Соотношение сюжета и фабулы в литературном произведении.
2.Ассонанс. Аллитерация. Звукоподражание.
1. Художественное описание. Пейзаж. Портрет литературный. Интерьер.
2. Олицетворение. Гротеск. Аллегория.
1. Художественный метод и творческая практика писателя.
Какие-то жанры универсальны: комедия, трагедия, ода. А какие-то локальны – челобитная, хождения. Есть мертвые жанры – сонет. Канонические и неканонические – устоявшиеся и неоформившиеся.
№6
1. Модель творческой индивидуальности писателя. Определение типа воображения и типа творчества писателя.
2. Метонимия. Синекдоха и её виды.
Биографический автор не равен автору действительному.
Духовная личность – едина. Творения рождаются из глубин этой личности.
Текст должен осуществляться в целостном контексте.
Ответственность автора – главное.
Концепция смерти автора.
Структура творческой индивидуальности
В отношении к писателю, творческая индивидуальность – «это, по М. Б. Хравченко, личность писателя в ее социально-психологических особенностях, ее видение и художественное претворение мира, это личность художника слова, в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности к читательской аудитории; к тем, ради кого создается литература.
Творческая индивидуальность имеет многоуровневую структуру.
Личность – персонифицированная деятельность.
Структура творческой индивидуальности |
Доминантные черты |
|
Эстетическая доминанта (чувство прекрасного, трагического, комического, безобразного и т. д.) |
|
Тип художественного воображения (пластический и расплывчатый) |
|
Воссоздание действительности или пересоздание действительности |
|
Гносеологическая, ценностная установка. |
|
Социальный, просветительский и антропологический принципы. |
|
Воссоздание, пересоздание. |
Мироощущение – это эмоциональная реакция автора на то, с чем он сталкивается в жизни. Это эмоционально-чувственное восприятие жизни.
Мировоззрение – это активность осознания и систематизации знаний и оценок жизненных явлений. В момент творчества мировоззрение находит свою реализацию в формировании эстетического идеала. Оно гибкое и подвижное. Играет более активную роль.
Типы творческих процессов можно определить по тем элементам структуры, которые в большей мере выражают функции творческой индивидуальности (фантазировать, мыслить, творить): тип худ. воображения, тип творчества.
Типология художественного воображения
Реальное (пластическое) |
Аффективное (расплывчатое) |
|
|
2.Связь ассоциаций – объективная, подчиняется логике предмета. |
2) Связь ассоциаций – субъективная, неожиданная. Субъективная логика чувств. |
|
3) Закономерность развития ассоциаций. |
|
4) Принцип конечности, «заданность». |
Выделяются 3 элемента в структуре воображения:
Характер ассоциаций;
Связь ассоциаций;
Закономерность развития ассоциаций.
Поэтическая ассоциация – это отдаленная связь составляющих ее элементов. Чем отдаленнее, неожиданнее связь, тем ярче, действеннее поэтическая ассоциация. В тех случаях, когда эту связь нельзя восстановить, поэтическая ассоциация выступает, как алогизм.
Творческая индивидуальность, как персонифицированная деятельность.
Определение типа воображения героя (не писателя!) повести Н. В. Гоголя «Вий»
В тексте всегда есть художественный фокус текста.
Художественным фокусом является сравнение (знак многоточия). Он рождает ассоциации с чем-то кровавым.
В свете этого фокуса обратная связь сильнее подчеркивает контраст гармоничности и резкости красоты.
2-я часть портретной характеристики связанна с 1-й логикой чувств. Настроением героя.
Вновь повторяется активная деталь («рубины уст ее, казалось, прижимали…»). Яркая внешняя красота превращалась.
Заранее определяется настроение героя.
Принцип заданности – логика субъективная, ассоциации связи.
Анализ текста позволяет сделать вывод о том. Что это аффективное воображение.
Мистическое воображение – отличается от аффективного, только по 1-му признаку-характеру ассоциаций: наряду с двигательными и звуковыми, оно использует и зрительные, пластические образы, но с определенной целью. В нашем тексте – весьма конкретную пластическую форму, оно обретает таинственный символический смысл.
Структурная организация творческой индивидуальности:
мироощущение, талант, тип художественного мышления, мировоззрение, эстетический идеал, тип творчества (художественный метод). Доминантные черты структурных элементов творческой индивидуальности: эстетическая доминанта (чувство прекрасного, трагического, комического). Тип художественного воображения (пластическое, расплывчатое). Воссоздание, пересоздание действительности как определители типа творчества. Познавательная, ценностная установка художника слова. Социальный, антропологический, просветительский принцип.
Характеристика личности писателя как "персонифицированной деятельности", а его мировоззрения как активности осознания и систематизации знаний и оценок жизненных явлений, реализующихся в момент творчества в эстетическом идеале писателя.
Характеристика художественного метода как идейно-эстетической общности, свойственной ряду писателей и непосредственно выражающейся в их творчестве, как определяющего содержание и форму в искусстве, как получающего воплощение в строе произведения, в принципе построения образа, сюжета, композиции, языке. Метод как понимание и воспроизведение художником действительности в соответствии с особенностями его художественного мышления и эстетического идеала. Соотношение между методами и направлениями.
Автор в произведении не тождественен автору реальному. Но духовная личность едина. Творение рождается из глубины этой личности.
Как говорил Бахтин: «Автор должен обладать художественной добротой», которая потом воплощается в творческой индивидуальности.
Различают типы авторской эмоциональности (сплав обобщений и эмоций)
- героика
- сентиментализм
- трагизм
- романтика
- ирония
- смех
- идиллия
- комическое
Структура творческой индивидуальности.
В отношениик писателю тв. Индивидуальность это (по Храпченко) Это личность писателя в ее важнейших психол. Особенностях, е видение и худ. Претворение мира ,это личность худ. Слова в ее отношении к эстетическим запросам об – ва, в ее внутренней обращенности к чит. Аудит. , к тем, ради кого создается литература.
Тв. Индивид. Имеет сложную и многоуровневую структуру. Исх. Моментом для понимания структуры тв – кой инд. Является представление о личности, как о персонифицированной деятельности.
Художественное воображение
Признаки |
Реальное (пластическое) |
Аффективное (расплывчатое) |
1. Характер ассоциаций (зрительные, двигательные, четкие, пластичные) |
1. Характер ассоциаций (звуковые, двигательные, расплывчатые, неясные) |
|
2. Связь ассоциаций (объективная, логика предмета) |
2. Связь ассоциаций (субъективная, логика чувств) |
|
3. Закономерность развития ассоциаций |
3. Закономерность развития ассоциаций |
|
4. Принцип противоречия, самодвижение образов |
4. Принцип конечности заданности |
2. МЕТОНИМИЕЙ (от гр. metonomadzo - переименовывать) называется перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Например: Фарфор и бронза на столе - названия материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает. При метонимии предметы, объединяемые названием, каким-то образом связаны. Возможны самые различные ассоциации по смежности: название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся (Ликует буйный Рим...); название сосуда используется в значении содержимого (...Шипенье пенистых бокалов...); имя автора заменяет название его произведений (Траурный Шопен громыхал у заката) и т.д.